Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".
статья на тему
В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам. НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого человека. У одних они разовьются в большей степени, у других в меньшей , но у КАЖДОГО ребенка можно развивать творческий подход к деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Центральным моментом творческой деятельности является догадка, интуиция , которая приходит в сознание внезапно, вдруг, и человек не может путем самонаблюдения описать последовательность мыслительных операций, которые привели его к решению проблемы. Это озарение - такой таинственный процесс, который не подчинен строгим предписаниям. А там, где есть строгое правило, предписывающее последовательность действий, там уже нет творчества, есть стандартная исполнительная деятельность.
Общий вывод, к которому пришли ученые в прошлом веке, был таков: творческий процесс не поддается управлению. Способность к творчеству - это талант , а таланты даются от рождения. Если бы творчеству можно было научить, писал французский ученый Рибо , то ученых и изобретателей было бы столько, сколько сапожников и часовщиков. Но людей, способных к творческой деятельности мало - единицы из тысяч.
А как же быть этим тысячам? Пусть они примиряться со своей судьбой? Однако положение с развитием творческих способностей не так безнадежно, как кажется на первый взгляд. Да, обучать творчеству так, как обучают стандартным действиям, нельзя. Но целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого человека . У одних они разовьются в большой степени, у других в меньшей (здесь, конечно, оказываются природные задатки), но у каждого ребенка можно развить творческий подход к деятельности – будь то рисование, или сочинение, или решение математических задач, или изготовление поделок.
Сегодняшним школьникам необходимо передать способы получения конкретных знаний во всех предметных областях. Ознакомившись с принципиальными положениями учебной дисциплины и вооружившись методами работы с материалом, ученики оказываются в состоянии самостоятельно сделать конкретные выводы в конкретной ситуации. В этом случае отдельные частные факты ребенку не преподносятся, он как бы сам их открывает , и обучение для него становится сродни открытию – так называемое проблемное обучение. Психологи убедительно показали, что такие открытия доступны каждому ребенку .
В обыденном сознании понятия «умный» и « сообразительный » выступают почти синонимами. Правда, в традиционных представлениях с умом ассоциируется еще и богатый запас знаний . Но очевидно также, что ум состоит не только в способности приобретать информацию и владеть ею, но активно ею пользоваться для решения разнообразных задач. Причем по-настоящему умным считают человека, способного справляться с задачами, алгоритм решения которых ему заранее не известен , а возможно, не известен вообще никому.
В английском языке эта особенность получила название креативности . Признаком высокой одаренности является не столько ловкость в решении тестовых задач, сколько оригинальность мышления , а самое главное — оригинальность его продукта.
Остановимся на трех более актуальных методах: эвристический метод обучения математике проблемное обучение математике дифференцированное обучение математике
Эвристика – наука, изучающая продуктивное творческое мышление, специальные методы, используемые в процессе открытия нового . Акцентируем внимание на эвристической деятельности в процессе решения задач В данном случае уместен афоризм: «Хорошо понять вопрос – значит на половину ответить на него»
При решении задачи применимы следующие приемы и методы: прием элементарных задач прием представления фигуры в пространстве прием вспомогательной фигуры аналогия анализ и синтез наблюдение и опыт индукция и дедукция
Характерные признаки эвристического метода: знания учащимся нужно добыть самостоятельно учитель организует не сообщение, а поиск новых знаний учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются прочные знания.
Проблемное изучение математике В дидактике и в теории обучения математике установлено, что основой проблемного обучения являются проблемно-поисковые задачи. Основные понятия: Проблемно-поисковая задача (ощущение трудности, намерение преодолеть) Проблемное обучение математике (система проблемных ситуаций, специально созданное учителем) Проблема (задача, создающая проблемную ситуацию) Проблемная ситуация (несоответствие между имеющимися знаниями и необходимыми для решения задачи)
1. Методический анализ проблемной ситуации: Определение цели создания данной проблемной ситуации на уроке (зачем, для чего) Определение основных причин возникновения данной ситуации (почему, как) Прогнозирование основных затруднений учащихся при столкновении с данной проблемной ситуацией (какие, почему) Установление путей создания данной проблемной ситуации (с помощью чего) Определение путей разрешения данной проблемной ситуации с учащимися на уроке ( как)
2. Конструирование проблемных ситуаций: Выделение темы (вопроса), при изучении которой целесообразно создать на уроке проблемную ситуацию Выбор формулировки проблемно-поисковых задач Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций: Выбор метода организации учебной деятельности учащихся Выбор формы учебной деятельности учащихся
Дифференцированное обучение математике Дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей.
фронтальная форма учебной деятельности – способ организации деятельности, при котором перед всеми учащимися поставлена некоторая учебная цель. Все учащиеся выполняют одинаковые задания; в основе лежит самостоятельная деятельность учителя и учащихся. коллективная форма – способ организации учебной деятельности, в основе которой лежит коллективная деятельность всех учащихся, руководство по выполнению задачи выполняет учитель и частично сами учащиеся, итоги - как общие результаты всех учащихся.
групповая форма учебной деятельности учащихся на уроке – такой способ организации деятельности, при котором перед всеми группами одновременно поставлена учебная цель, содержание одинаково либо дифференцированно с учетом особенностей групп. Руководство по выполнению задачи выполняет член группы, подводятся итоги деятельности каждой группы
индивидуальная форма учебной деятельности – способ организации деятельности учащихся, при котором цель поставлена как индивидуальная личная цель каждого, содержание одинаково либо дифференцированно, либо индивидуализировано; в основе лежит самостоятельная индивидуальная деятельность; помощь со стороны учителя, руководство осуществляет каждый учащийся самостоятельно итоги для каждого учащегося отдельно.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/28/picture-275513-1375034161.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы "Внеурочная воспитательная деятельность сквозь призму ФГОСов"
Один из педагогических советов в школе традиционно посвящен воспитательной работе школы. На этом педсовете анализируется и обобщается работа по внеурочной и внеклассной воспитательной работе шко...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-182539-1416221592.png)
Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании».
Выступление на педагогическом совете школы по теме:«Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-395719-1392059889.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии"
Выступление на семенаре...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/16/picture-1117984-1550345356.jpg)
Презентация к выступлению на педагогическом совете школы "Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время".
quot;...умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития (Е.С.Полат) В "Приоритетном наци...
СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. ПЛАТФОРМА ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа с одаренными учащимися....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/28/picture-412826-1393599295.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка.Внутренний анализ эффективности деятельности кафедр".
Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/30/picture-442224-1604049809.jpg)
Педагогический проект на тему: «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования».
Педагогический проект «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования» представляет собой определенную систем...