СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. ПЛАТФОРМА ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
консультация
Работа с одаренными учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
setevoe_sotrudnichestvo_semenisik_lv_zvereva_nd.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.
ПЛАТФОРМА ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Семенистик Л.В., заместитель директора по УВР, учитель начальных классов,
Зверева Н.Д., учитель информатики, педагог дополнительного образования детей
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»
В.А. Сухомлинский
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок
в экономической и социальной сфере. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».
В нашей школе уделяется большое внимание работе с одарёнными учащимися. Какими качествами обладают одарённые дети? Они – думающие, самостоятельные, уверенные, заинтересованные личности. У них есть жизненная цель.
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению
с другими людьми. [1]
Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.[1]
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. [1]
В школе проводился опрос учащихся. Цель такой работы – определить заинтересованность детей во внеурочной деятельности.
Восьмиклассники. 80% детей посещают кружки спортивной направленности. 11% отдают предпочтение занятиям в кружках психологии, например: кружок «Я лидер» на базе ГБОУ школы №455. Остальные учащиеся выбрали на базе ЦДЮТТ кулинарию, моделирование одежды, танцевальный кружок, занятия музыкой.
Девятиклассники. 60% детей посещают кружки спортивной направленности. 20% догоняют школьные знания в группах подготовки к ОГЭ. Но 7% процентов детей посещают компьютерные кружки: программирование, Web сайты, администрирование, компьютерная графика. Беседуя с ними, заметили, что ребята обладают на наш взгляд, достаточными знаниями для того чтобы поделиться ими с другими.
Настал момент, когда можно заинтересованность отдельного ученика реализовать в исследовательском процессе, создании проекта, игры.
В процессе работы над проектами для учеников созданы необходимые условия, при которых обучающиеся: самостоятельно получают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские способности; системное мышление.
ИКТ-технологии, на наш взгляд, как ни какая другая технологии подходят для этих целей. Они ориентированы на самостоятельное освоение нового опыта учеником, развитие познавательных возможностей; представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач.
Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего проекта или исследования, возможность его использования не только
в прикладных целях, но и в практическом плане.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся в учебном процессе позволяет сделать образовательную среду инновационной.
Именно в такой образовательной среде создаются оригинальные и по-настоящему новые идеи. Например: ученик нашей школы Суворов Александр создал проект «Вирусы. Разрешите познакомиться». Работа была заслушана на заседании школьного методического совета. И это очень хорошо. Ученик приобрел опыт презентации работы для аудитории. А дальше?
При наличии сетевого сотрудничества на различных уровнях между организациями района, города можно было бы найти предложения для дальнейшего продвижения школьных проектов.
Если обратиться к первоисточникам, то «под пониманием сетевого взаимодействия в сфере образования можно считать социальное сотрудничество между образовательными организациями по реализации совместной деятельности нескольких образовательных организаций, организованное для обучения и воспитания, взаимообразованности, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования» [2]
Мы говорим не о дистанционном сотрудничестве. Мы говорим об очном представлении своей работы учеником. И из двух современных форм основной системы взаимодействия выбираем кооперацию, а не конкуренцию, так как ставим перед собой задачу – это создание условий информационного обмена между учениками. Согласитесь, что формирование коммуникативной культуры обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств.
Наверное, пришло время, когда к трем моделям взаимодействия: модель «Учитель-ученик», «Ученик-ученик», «Учитель – Учитель» в нашем районе можно добавить модель «Ученик - Учитель – Тьютер». Тьютер - это организатор конкурсов, фестивалей, конференций, например: фестиваль «Инновационное творчество юных школе», организатор конкурса проектов технической направленности и другие, в которых учащиеся могут презентовать свои работы. Тогда будем уверенны, что разработанный учеником проект будет заслушан не только в школе, но и на другом уровне. Это позволит обучающемуся повысить свою самооценку и получить отличный стимул для творчества и профессионального развития своих качеств.
Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения». Конечно, живое общение бесценно, его ничто и никогда не заменит. Но вот создать условия для такого общения – это наша задача.
Интернет источники:
1 Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка [Электронный ресурс]- Режим доступа http://old.school.msk.ort.ru/i
2 Сетевое взаимодействие [Электронный ресурс]- Режим доступа http://iom.by/ru/
3 Ассоциация педагогов, работающих с интеллектуально одаренными детьми [Электронный ресурс]- Режим доступа http://www.petrogradnews.ru/news
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
Педагогический проект "Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности"
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, ...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр
Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...
Проектная работа «Технология обучения в сотрудничестве: опыт применения в урочной и внеурочной деятельности по учебному предмету «Иностранный язык»
Цель данного проекта – показать особенности применения технологии обучения в сотрудничестве в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку для формирования и развития коммуникативной к...
Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.
Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и в спорте....
Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность.
Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность....