Педагогический проект на тему: «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования».
проект (10, 11 класс)
Педагогический проект «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования» представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, отвечающих потребностям ребёнка, направленным на его самореализацию в социальной духовно-нравственной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogichsekiy_proekt.docx | 116.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4»
Педагогический проект
на тему:
«Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования».
Автор: Леухина Любовь Евгеньевна,
учитель географии,
воспитатель кадетского класса.
Нефтеюганск 2016
Аннотация
В данном проекте представлен опыт профессиональной деятельности учителя географии и классного руководителя кадетского класса по организации проектной деятельности, направленной на обеспечение духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Целями и задачами проекта являются исполнение требований стандарта к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, «включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме».
Педагогический проект «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования» представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, отвечающих потребностям ребёнка, направленным на его самореализацию в социальной духовно-нравственной среде.
Инновационная направленность проекта состоит в создании целостной системы работы по формированию основ духовно-нравственных качеств личности через уроки и внеурочную деятельность.
Учитель спроектировал содержание, формы и способы организации образовательного процесса, провёл подбор развивающего дидактического материала на разных этапах деятельности учащихся с учетом специфики работы в кадетском классе.
Обоснование необходимости (актуальности) проекта.
Новые Федеральные Государственные Образовательные стандарты установили требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностные, метапредметные, предметные. Во II разделе ФГОС основного общего образования прописаны личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. Личностные результаты отражают воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству. В требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования в содержательном разделе основной образовательной программы основного общего образования говорится о том, что: «Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России».
Работая в кадетских классах вот уже 10 лет, являясь классным руководителем кадетского класса, я понимаю всю меру ответственности за уровень обученности и воспитанности моих учеников. При правильном использовании метода проектов и организации проектно-исследовательской деятельности дети усваивают моральные требования, овладевают нравственными нормами, закрепляют определенные формы поведения, личностные качества: трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость. Участвуя в работе групп, сильные и слабые учащиеся имеют одинаковую возможность развивать лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает у ребят уверенность в себе, позволяет им успешнее учиться.
Кадетские классы – это особая «экосистема», где каждый должен определить свою нишу.
Кадетская школа - это та воспитывающая духовно-нравственная среда, которая способствует формированию стержневых качеств личности. В основе этой среды – сохранение опыта поколений, возможность ориентироваться на нравственные идеалы и ценностные ориентации, проверенные временем.
Кадетские классы формируются добровольно, родители сами выбирают обучение своих детей в кадетском классе. Так, по данным анкетирования 82% родителей учащихся моего класса выбрали обучение в кадетском классе, так как здесь формируются навыки сознательной дисциплины и ответственности, 86% - потому что в кадетских классах уделяется внимание вопросам воспитания милосердия, сострадания, уважительного отношения к старшему поколению, к историческому прошлому и культурному наследию Родины.
То есть, моя задача, как учителя, выстроить систему урочной и внеурочной деятельности, которая будет способствовать развитию у ребенка лидерских качеств, нравственных качеств, успешности в обучении, развитии творческого потенциала (с учетом запроса родителей).
Именно проектно-исследовательская деятельность на уроке и вне урока должна помочь учащемуся быть успешным, авторитетным в среде сверстников.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: разработка и реализация системы по воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся основной школы через проектную деятельность.
Задачи проекта:
1) изучение принципов по развитию духовно-нравственных качеств личности;
2) создание условий для развития интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
3) проведение социальных практик по формированию личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки.
4) организация волонтёрского движения;
5) подготовка творческих проектов.
Основное содержание проекта
Эффективная работа по социализации личности каждого ребенка, подростка, введение ее в мир духовной культуры, возрождение национального самосознания, становление гражданина, патриота, способного и готового самостоятельно строить свою судьбу и ответственного за судьбу страны - главная задача каждого педагога. В решении этой проблемы не маловажную роль играет учебная деятельность. В рамках реализации проекта в содержание предмета география, преподаванием которого я занимаюсь, внесены изменения, позволяющие не только обеспечивать достижение предметных и метапредметных результатов, но и реализовать задачи гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
На уроках передо мной стоит задача – найти точки соприкосновения образовательных задач своего предмета и задач воспитания духовно-нравственной культуры личности.
Работа по изучению культурно-исторических и героико-патриотических традиций, а также воспитание у кадетов представлений о морали и основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.) пронизывает весь образовательный процесс.
Отбор содержания учебного материала осуществляется с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Особое внимание вопросам патриотического воспитания отводится в курсе «Географии России». Активно использую разнообразные формы уроков: урок - читательская конференция, кинолекторий, урок-диспут, устный журнал, урок-проект, музейные уроки, урок-экскурсия, урок с участием «живых свидетелей истории» и т.д. Такие уроки по темам «География населения», «Особенности населения экономических районов страны» в 8 и 9 классах способствуют воспитанию благородному отношению к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Через урочную деятельность ученики моих классов знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны
Как учитель-иследователь, я понимаю, что реализация духовно-нравственного воспитания только с помощью «знаниевого» или предметного подхода невозможна. Новое время требует от педагога содержания, форм и методов духовно-нравственного развития, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, которые учитывают требования к результативности образовательного процесса: метапредметным и личностным, предметным. Появляется необходимость в системно-деятельностном подходе. Через активное вовлечение в социальную и проектную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления можно достичь успехов в этом направлении.
Возникает необходимость соединить в единую систему подходы по воспитанию духовно-нравственных качеств личности через проектную деятельность на уроке и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: внеурочная деятельность в рамках реализации учебного плана (ведение спецкурсов духовно-нравственной направленности), внеурочная деятельность в рамках отделения дополнительного образования, организация социальных практик, волонтерского движения и социально-значимых дел, а также система событийных мероприятий.
Вся внеурочная деятельность строится мной на массовом участии школьников и направлена на разностороннее развитие личности ребенка.
При разработке проекта соблюдались следующие принципы:
- принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
- интеграции основного и дополнительного образования.
- принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития;
- принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса как индивидуальность;
- принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций;
- принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, результатов;
- принцип преемственности, заключающийся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;
Мной разработаны и реализуются программы курсов внеурочной деятельности, направленные на решение задач инновационного проекта:
- курс, направленный на формирование, осознание и принятие личности кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества, усвоение традиций, заповедей кадетского братства, формирование основные нравственные ценности и норм поведения. Основные методы, применяемые мной при реализации занятий курса – диалог, акции, презентации творческих работ, интеллектуальные игры и викторины, виртуальные экскурсии.
Работая над данной темой я познакомилась с работами Е.С.Полат.
Е.С. Полат выделяет типы учебных проектов:
Типы учебных проектов:
По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
По предметно-содержательной области: монопредметные,
межпредметные и надпредметные.
По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами
Признаками классификации проектов могут быть:
1. характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта), открытый;
2. характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
В работе над информационным проектом необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах.
В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);
• проекты освоения территорий;
• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.
• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);
Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.
Возможности использования информационных технологий позволят сделать презентации подобных проектов особенно яркими и интересными.
Используя различные типы проектов, учитель совместно с учеником решает разные педагогические задачи: учебные, развивающие, воспитательные.
Проекты вовсе не обязательно должны быть долгосрочными и объемными, главное – вовлечения ребенка в увлекательный процесс познания и созидания.
Свою специфику имеют проекты по характеру координации:
В проектах с открытой, явной координацией, координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные, пр.);
В проектах со скрытой координацией, координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером таких проектов могут служить известные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембридж, Б.Робинсон), в которых в одном случае, профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь "научить" своих "коллег" грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае, в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров, пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок. В третьем случае, для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли престарелого, немощного специалиста, направлял "экспедиции" участников проекта и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками, задавая время от времени "провокационные вопросы", которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Например, очень острая проблема городов - загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или такая проблема: отечественные войны 1812 и 1941-45 годов. Здесь не только история, но и политика, этика. Или: проблема государственного устройства США, России, Швейцарии. Здесь потребуются знания из области государства и права, международного права, географии, демографии, этноса, пр. Или: Золушка, Белоснежка и Царевна Лебедь в сказках народов мира. Эта проблема для младших школьников, а сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества. Тем для проектов неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, "целесообразные", дело совершенно безнадежное, поскольку это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий", компьютерная газета, альманах и т.д.). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.
Приступая к разработке учебного проекта, подготовьте несколько (3-4) тем, соответствующих вашему тематическому планированию учебного предмета, которые могли бы стать темой проекта, интересной для учащихся. Можно выбрать темы из учебного плана вашего образовательного учреждения. Старшеклассники вполне могут предложить и свои темы, если организовать «мозговой штурм» по волнующим их проблемам. При совпадении интересов у нескольких участников можно организовать мини-группы, готовые взять одну из тем для совместной работы.
Темы проектных работ младших школьников подбираются в соответствии с личностными предпочтениями участников проекта и должны находиться в области их самоопределения. Темы детских работ могут выбираться из содержания учебных предметов или близких к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. Целесообразно в процессе выработки темы и в дальнейшем работая над ней, проводить активные занятия, например, экскурсии, прогулки, наблюдения, акции по сбору информации и т. д.
По доминирующему типу деятельности чаще всего это информационные или творческие проекты. Длительность выполнения проектов для младших школьников целесообразно ограничить 1-2 неделями, либо 2-3 урочных занятиями.
У ребят старшего возраста, в соответствие с возрастной спецификой, на первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков. Подростки могут предпочесть групповую или парную форму организации деятельности. Темы проектов могут выбираться из любой содержательной области: предметной, межпредметной, внепредметной. Главное, они должны быть близкими и волнующими подростков в личном плане, социальных или коллективных взаимоотношениях. По доминирующему типу деятельности на первый план выходят исследовательские, практико-ориентированные, творческие проекты. Соответственно, работа над такими проектами занимает более длительное время. Здесь важно четко определиться по срокам выполнения работы.
С чего может начаться разработка учебного проекта, какие основные идеи и вопросы можно сформулировать, для того чтобы школьники с интересом участвовали в процессе создания проекта? Целесообразно выделить два типа вопросов, которые мотивируют учащихся на изучение темы: проблемные и вопросы конкретной темы учебной дисциплины. Необходимо сформулировать основные проблемные вопросы, которые затрагивают ключевые идеи изучаемой дисциплины или социального явления. Основными вопросами могут быть те, которые уходят вглубь учебной дисциплины и таким образом оказывают направляющее влияние на усвоение содержания темы. Итак, вопросы, выбранной темы должны быть
- интересны и привлекательны для детей;
- полны смысла для школьников;
- должны вызывать любопытство, побуждать находить ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации;
- должны заставлять задумываться;
- формируют мыслительную деятельность на более высоком уровне.
При рассмотрении ключевых идей одни и те же вопросы могут возникать заново. Ответы могут усложняться, постановка вопросов может приобретать новые оттенки, что способствует более полному раскрытию поставленных задач. Возможно, вопросы могут оказаться слишком широкими, или непонятными для учеников. Тогда для начала работы над новой темой необходимо сузить решение проблемы, поставить более конкретный вопрос. Зачастую проблемные вопросы не имеют однозначного правильного ответа. Эти вопросы открывают и предлагают многочисленные направления для исследований, выдвижения гипотез и обсуждений.
Метод проектов активно используется при изучении учебных дисциплин естественнонаучного цикла. География как предмет универсальный, формирующий у школьника комплексное и социально-ориентированное представление о Земле, имеет огромный потенциал для вовлечения учеников в проектную деятельность. Это могут быть проекты о природных явлениях, демографических процессах, культуре, деятельности и быте разных народов и т.д.
«Карта – второй язык географии». Н.Н.Баранский. Собственно, любой географ знает, что карта, созданная учеником – это уже мини-проект. Предложите даже одно нестандартное задание при работе с картой – и уникальная работа готова! Создание комплексной карты территории – образец проектной работы более длительной по срокам исполнения, но и с более творческим потенциалом. У нас в кабинете географии накоплено немало проектных работ учащихся по созданию картографических маршрутов по теме: «Северное Золотое кольцо» при изучении темы: «Северный экономический район». При изучении темы: «Уральский экономический район» была выполнена проектная работа «Перевал Дятлова», где учащиеся предлагали более безопасные маршруты для туристических групп на перевал Игоря Дятлова.
Мною на протяжении многих лет, при изучении темы «Население» (8-9 классы), предлагались задания краеведческого направления с целью активизации познавательной деятельности. Вопросы касались демографических, миграционных процессов в семье, городе, а также сбора информации о национальностях и профессиях ближайших родственников. В итоге, накопленный материал стал отправной точкой для создания проектов, в данном случае исследовательских. Например, проект о проблемах рождаемости и смертности в городе. Актуальны проблемы притока населения в наш город (округ) – это еще одна идея для создания исследовательского проекта.
При изучении темы «Человек и вода» в 8 классе, был выполнен проект «Оценка физических свойств воды водоемов в окрестностях города Нефтеюганска и водопроводной системы своей квартиры». Данный проект также стал исследовательским.
Во внеурочной деятельности я активно использую метод проектов, в данном случае социальных. В нашей школе огромное поле для деятельности, возможность использования городских площадок для реализации социальных практик.
Виды социальных практик для учащихся кадетских классов:
- Волонтерское движение «Забота» (шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами педагогического труда). Данная практика способствует формированию у воспитанников социальной компетентности и опыта конструктивного гражданского поведения, воспитанию нравственных качеств личности. В него включены все учащиеся класса, а также представители родительской общественности. Ветераны и старожилы отмечают внимательность, искренность, доброжелательность детей, оказывающих им помощь.
- Акция «Мы этой памяти верны». Организация концертов для жителей нашего города (концерты по случаю памятных дат, концерты в «Клубе фронтовых друзей», индивидуальные концерты ветеранов на дому). Такая социальная практика дает возможность учащимся проявить свои творческие, организаторские способности, а также способствует воспитанию милосердия, уважительного отношения к старшему поколению. В данной акции также принимают участие все учащиеся моего класса.
- Акции «Посылка солдату», «Письмо солдату». Данные акции соответствуют основным целям Года Доброй воли в Югре, направлены на повышение гражданской активности школьников и популяризацию идей добровольного служения обществу. Ученики моего класса активно включились в данные акции.
В рамках педагогического проекта организуются и проводятся событийные мероприятия духовно-нравственной направленности.
- Акция «Рассвет Победы». Торжественное шествие и митинг у памятника Воину-освободителю, в котором принимают участие учащиеся, ветераны и труженики тыла, старожилы, родители учащихся. Здесь важен не внешний антураж, а возможность соприкоснуться с живыми свидетелями истории, почувствовать себя сопричастным к их подвигу. Большое значение имеет предшествующая работа, подготовка, настрой детей.
- «День рождения кадетских классов» (посвящение в кадеты).
- Читательские конференции по книгам патриотического и нравственного содержания. Совместно с родителями класса была проведена конференция по повести Бориса Васильева: «А, зори здесь тихие…», был организовн просмотр одноименного фильма режиссера А. Ростоцкого
- Конференция-презентация проектов учащихся на итоговом родительском собрании: «Памятники как хранители истории», «Становления образования в городе», «Мы хотим, чтобы нас помнили». (представление результатов проектной исследовательской деятельности).
- Смотр строя и песни.
- Дни воинской славы
- Уроки мужества: встречи с ветеранами Клуба Фронтовых Друзей, встречи с участниками локальных событий: ветеранами Афганистана, Чернобыля, Чечни.
- Мероприятия на базе школьного историко-краеведческого музея (экскурсии, лекции, игры, презентации, виртуальные путешествия, защита социальных и творческих проектов). Эти мероприятия проводят учащиеся моего класса, являющиеся экскурсоводами: Урманчиева Анастасия –Директор музея, Сагдиев Тимур, Гончаров Дмитрий, Омариева Шераб. Эти учашиеся неоднократные победители, призеры и номинанты окружных и городских конкурсов защиты проектов.
Через совместную деятельность младших и старших кадет, их учителей, родителей, представителей старшего поколения мы пытаемся сохранить непреходящие подлинные ценности: заботу о старших и младших, ответственное отношение к делу, стремление к достижению высоких результатов.
Субъектами осуществления педагогического проекта «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования»
становятся учащиеся кадетских классов, учителя, родители.
В своей работе применяю групповую и парную формы работы, которые помогают учащимся развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. Учащиеся осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности, опыт адекватной самооценки, опыт развития коммуникативной компетентности и других социальных навыков. Очень важно, что я выступаю в роли консультанта, источника информации, вдохновителя, координатора, такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем.
Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечению.
Образовательное учреждение располагает необходимой учебно-методической и материально-технической базой для реализации проекта.
В настоящее время в рамках проекта разработан программно-методический комплекс, для реализации намеченных задач, диагностический инструментарий. Реализация инновационного проекта позволила создать целую методическую базу внеклассной деятельности (сценарии мероприятий, педагогические проекты, творческие проекты педагогов и учащихся, видеоматериалы), которая позволяет оптимизировать процесс духовно-нравственного развития учащихся. Мной создан интерактивный каталог обучающих материалов, видеофильмов, аудиокниг, способствующий решению задач проекта.
Материально-техническая база реализации проекта включает необходимые помещения (учебный кабинет, медиатека, конференц-зал, школьный историко-краеведческий музей, плац), современную аппаратуру (ПК, мобильный класс, интерактивная доска, документ-камера, принтер, сканер, система вотум-голосования).
В рамках реализации ценностных установок проекта мной пройдена курсовая подготовка по теме: «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в условиях введения ФГОС общего образования», 72 часа, 2012 год, ГБОУ ВПО «СурГУ ХМАО-Югры .
Партнеры
В реализацию проекта включены учащиеся кадетского класса, где я являюсь классным руководителем и учащиеся всего кадетского сообщества нашей школы, воспитатели кадетских классов, родители, организаторы внеклассной работы, смотритель школьного музея. Кроме того, в проекте принимают участие (на основе планов совместной деятельности) специалисты городской библиотеки, сотрудники музея, члены общества старожилов, клуба фронтовых друзей.
План реализации проекта.
Этапы реализации:
Этап | Цели | Задачи |
I этап: подготовительный | Подготовка условий создания системы проектной деятельности. | 1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Внести изменения в рабочие программы учебных предметов, разработать программы курсов внеурочной деятельности (вариативная часть учебного плана, план отделения дополнительного образования) 3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта. Создать необходимые условия для реализации проекта. 4. Определить партнеров для реализации задач проекта (договоры о совместной деятельности) 5. Пройти курсы повышения квалификации соответствующей тематики 6.Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта. |
II этап: практический | Реализация педагогического проекта. | 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Разработать методические материалы, критерии оценки . 3. Расширять и укреплять связи и отношения с социальными партнерами. 4.Реализация на практике программ урочной и внеурочной деятельности, плана событийных мероприятий, социальных практик. 5. Проводить мониторинг реализации проекта. 6. Принимать участие в конкурсах и фестивалях соответствующей тематики. |
III этап: аналитический | Анализ итогов реализации проекта | 1.Обобщить результаты работы. 2.Провести коррекцию затруднений в реализации проекта . 3.Спланировать работу на следующий период. |
План ключевых мероприятий реализации проекта:
Мероприятие | Срок реализации | Место проведения | Ответственные |
Конференции по прочитанным книгам и просмотренным фильмам. | В течение года | Учебный кабинет Конференц-зал Городская библиотека | Учитель Специалист городской библиотеки |
Социальные практики: Встречи с ветеранами ВОВ. | В течение года | Учебный кабинет Клуб Фронтовых друзей. Городская библиотека | Учитель Специалист городской библиотеки |
Социальные практики: Встречи с ветеранами Афганистана, Чернобыля. | В течение года | Учебный кабинет Музей школы Музей реки Обь | Учитель Смотритель музея Сотрудники музея |
Акции возложения. Почетные караулы у памятников: «Воину-освободителю» | В течение года | «Союз ветеранов Афганистана» | Классный руководитель |
Акции возложения. Почетные караулы у памятника: «Верным сынам Отечества» | В течение года | «Союз ветеранов Чернобыля» | Классный руководитель |
Школьный фестиваль военно-патриотической песни | Ежегодно Октябрь | Актовый зал МБОУ «СОКШ № 4» | хормейстер, классный руководитель, заместитель директора по УВР |
Конкурс художественной декламации | ежегодно Ноябрь | Актовый зал МБОУ «СОКШ № 4» | хормейстер, классный руководитель, заместитель директора по УВР |
Проведение экскурсий на базе музея школы. | В течение года | музей | Экскурсоводы |
Презентация творческих проектов и выставки детского и семейного творчества | Ежегодно Декабрь | МБОУ «СОКШ № 4» | Учитель |
Уроки мужества | В течение года | Площадки города, школы | Классный руководитель |
«День рождения кадетских классов» (посвящение в кадеты) | февраль | Культурный центр «Обь» | хореограф, классные руководители |
Социальная акция «Письмо солдату», «Посылка солдату» | Январь-февраль | Классный руководитель Родители | |
Смотр строя и песни | Декабрь | Спортивный зал Плац | Учитель физкультуры Классный руководитель |
Читательские конференции: К.Паустовский «Солдатские сказки» | Декабрь | Конференц-зал | Учитель Сотрудники библиотеки Родители Старожилы |
Дни воинской славы | По плану | Учебный кабинет | Учитель Сотрудник музея |
Концерт для ветеранов и старожилов города «Мы этой памяти верны» | Ежегодно май | ДК «Юность» | Коллектив школы |
Акция «Рассвет Победы» | Ежегодно май | Памятник Воину-освободителю | Коллектив школы |
Презентация личных портфолио | Ежегодно май | Кабинет, родительские собрания | Учитель |
Ожидаемые результаты
Проект призван обеспечить:
- формирование кадетского братства как уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, включая историю развития кадетства в России, учитывая интересы и потребности учащихся;
- развитие гражданского самосознания, патриотизма, личной ответственности за судьбу России и малой родины;
- формирование познавательного интереса к изучении географии;
- развитие навыков нравственного поведения в единстве с ценностями морального сознания – уважение к человеку, осознание нравственной ценности человеческой жизни, достоинство, честь, свободолюбие, целеустремленность, смелость, воля к победе, трудолюбие;
- приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок;
- развитие толерантности личности, готовности и способности к диалогу и сотрудничеству с представителями разных народов, культур и верований;
- формирование устойчивой потребности в саморазвитии, самообразовании.
Результатом реализации проекта должен стать ученик:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции казачества и кадетства;
- осознающий и принимающий ценности и традиции многонационального российского народа;
- мотивированный на реализацию своего потенциала на основе традиционной культуры и нравственных идеалов кадетства и казачества;
- осознающий себя социально-активной личностью;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Нравственно-духовные параметры:
- повышение уровня воспитанности
- проявление толерантных установок
- развитие культурно-духовных основ личности
- сформированность ценностных ориентаций школьников.
Количественные параметры:
- динамика достижений учащихся
- количество учебных, творческих и социальных проектов (имеющих патриотическую и духовно-нравственную направленность)
- Охват волонтерским движением «Забота».
- Участие в социальных акциях
В качестве изучения результативности проекта используются следующие методы диагностики результатов:
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование;
- самооценка учащихся;
- создание специальных ситуаций (игры).
Результаты диагностики показывают динамику духовно-нравственного развития учащихся.
Эффективность инновационного педагогического опыта необходимо оценивать с точки зрения возможности формирования у учащихся предметных, метапредметных и личностных результатов.
- Результаты профессиональной деятельности
На протяжении нескольких лет прослеживается положительная динамика результатов освоения учащимися образовательных программ (по данным школьного мониторинга). Динамика предметных результатов: общая успеваемость – 100%, качество знаний: 2016 г. – 65%, 2017 г. – 67%, 2019 г. – 72%. Динамика метапредметных результатов (2018-2019 уч.г.): самоконтроль: сентябрь – 68%, май – 75%, рефлексия: сентябрь – 69%, май – 76%, работа с информацией: сентябрь – 74%, май – 79%.
Результаты ЕГЭ по географии: 2015 год – 64%, 2016 год – 66%, 2019 – 67%. Результаты ОГЭ по географии: 2017 год – 67%, 2019 год – 69%.
Среди моих учащихся – призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников Попова Е.(2015-2016г.), Ульянкина М.(2015-2016г.), Бояркин М.(2016г), Белоусова И.(2016-2017г.), Матвеева П.(2017г), Шарафутдинов Т.(2018г.).
Мои ученики – призеры Международной дистанционной олимпиады по основам наук УФО, Всероссийской дистанционной олимпиады по естествознанию «Колосок»; победители и призеры региональных конкурсов проектов «Связь времен» (Ханты-Мансийск, Музей природы и человека, 2018г.), «Снежный барс». Победители конференции «Спасти и сохранить». Фестиваля «Леонардо», в конкурсе проектов «Интеллект будущего», в конференции «Шаг в будущее» (2017-2019г.).
Реализация инициатив, осуществленных во взаимодействии с коллегами: развитие навыков проектной деятельности учащихся (через консультации и индивидуальную помощь педагогам, кураторство проектно-исследовательской деятельности по естественно-научному направлению, разработку рекомендаций для педагогов.
Во взаимодействии с социальными партнерами реализованы инициативы по формированию социальных компетентностей и нравственных установок учащихся: акция «Вахта Памяти», долгосрочный проект «Мы хотим, чтобы нас помнили», совместные концерты, встречи, экскурсии с клубом фронтовых друзей и обществом старожилов. Общественная оценка моей деятельности подтверждается грамотами от лица социальных партнеров за сотрудничество: грамота ГО РОСТО ДОСААФ , городского общества старожилов, совета ветеранов, союз Чернобыль.
Благодаря организации взаимодействия с родителями удалось решить такие проблемы, как основы профессионального самоопределения учащихся, организация досуга подростков через создание вокально-инструментального ансамбля детей и родителей «Патриот», повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект имеет дальнейшую перспективу развития, так как применение проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности учащихся является приоритетом современного образования, что нашло свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте (концепция духовно-нравственного воспитания), в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» а также в программе развития воспитательной компоненты (2020 год).
К перспективам проекта можно отнести разработку новых программ внеурочной деятельности по этнографии региона, расширение границ социальных волонтерских практик и расширение границ сетевого взаимодействия.
Опыт, предъявленный в данном проекте, может быть легко воспроизведен в общеобразовательных школах, а также в отделениях дополнительного образования.
Список литературы:
1.Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.
2.Крылова О.В. Система практических работ по географии /Лекции для учителей – М., «Первое сентября», 2008
3.Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
4.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7, 2000
Интернет-ресурсы:
- http://skools.keldysh.ru/labmro - Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
- www. researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю), лицея1553 «Лицей на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» МФТИ.
- www. konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичная презентация на тему «Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»
В публмкации представлен опыт работы по теме "Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования" и результативность пр...
Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"
В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...
Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.
Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и в спорте....
Педагогическая статья "Системно-деятельностный подход как средство достижения нового качества образования"
В статье проведён сравнительный анализ принципов работы учителя-предметника по традиционной модели и по ФГОС....