Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании».
учебно-методический материал на тему

Терешкина Ирина Алексеевна

Выступление

на педагогическом совете школы по теме:

«Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ped.sovet_.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №634

Выступление

на педагогическом совете школы по теме:

«Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании».

         

Автор работы:

                                ТЕРЕШКИНА

 ИРИНА  АЛЕКСЕЕВНА

учитель математики,

          образование высшее

m. 375-94-83.

Проект выполнили учащиеся:

Борцова Мария 8«В»кл,.

Березкин Александр 7 «В»кл.

Руководитель проекта:

Терешкина И.А.

                     

2011год.

Формирование ключевых компетентностей  учения на основе использования активных методов обучения.

Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании.

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью средств различных учебных дисциплин.

Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.

Современное образование претерпевает изменения.  Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования.

Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и, формирование ключевых компетентностей школьника идёт посредством обучения.

 Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы».

Главная особенность компетентности заключается в том, что это форма организации, способ существования содержания образования. Освоить компетентность,  и проявить ее можно только в деятельности. Проектную и исследовательскую деятельность можно отнести к тем немногим образовательным средствам, позволяющим в школе развивать у учащихся учебно-познавательную компетентность. Она как раз и содействует организации деятельности ученика по решению личностно интересной и социально актуальной проблемы.

Проектная и исследовательская деятельность развивает, закрепляет умения в режиме творческой деятельности при создании собственного образовательного продукта.

Организация и осуществление проектной и исследовательской деятельности учащихся предполагает  реализацию основных векторов работы в школе.

На сегодняшний момент одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является метод проектов.

 В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве.

Актуальность метода проектов в наши дни обуславливается, прежде всего необходимостью учащимся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления.   

  В настоящее время метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

      Деятельность учащихся по выполнению проекта от идеи до её полного воплощения является проектной деятельностью. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку.

Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми.

 В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причём, основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме. И необходимость её достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость.

       Проектная деятельность межпредметна. Она позволяет  использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

 Математика, как учебная дисциплина, располагает определёнными средствами и возможностями в формировании ключевых компетенций. Трудно представить хотя бы один учебный предмет, где не присутствует математика или её методы. Образы математических объектов окружают учеников в повседневной жизни. В отличие от некоторых других школьных предметов математика учит не только простому запоминанию формул и их воспроизведению, но и формирует способности анализировать, понимать сущность применяемых формул, умению видеть в краткой записи условия что-то большее, рационализировать способы решений задач, уравнений, систем уравнений. Изучение математики предполагает различать аргументированные утверждения от бездоказательных, оптимизацию своих действий, видеть манипуляцию и противостоять ей, выработку и принятие решений. Без преувеличения можно сказать, что на уроках математики идёт формирование тех ключевых компетенций, которые являются основой существования личности в обществе. Нестандартные задачи дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной работе, т.к. в их решении присутствует крупица открытия. От эффективности использования нестандартных задач в обучении математики в значительной мере зависит не только качество обучения, развития и воспитания, но и степень практической подготовленности школьников и будущей деятельности. Но, понятно, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружить их «инструментом».

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет нам индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

 

  Метод проектов формирует ключевые компетенции:

1.Самостоятельность, способность к самообразованию.

2.Умение планировать работу по выполнению задания.

3.Умение анализировать, оценивать результаты работы.

4. Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе.

5.Ответственность за принятое решение.

6.Самопрезентация.

 


В качестве примера дидактического сопровождения формирования готовности учащихся компетентно осуществлять исследовательскую деятельность рассмотрим работу учащихся нашей школы над проектом: «Ресурсосберегающий дом и вода в нем».

Это исследовательский ИНФОРМАЦИОННО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

«Ресурсосберегающий дом и вода в нем».

Это исследовательский ИНФОРМАЦИОННО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

1-ый этап работы над проектом.

 Определение проектной группы.

Это группа учащихся участвующих в математической игре (по желанию).

Борцова Мария, Березкин Александр.

  /Костромин Евгений готовил презентацию по биологии  «Водосбережение».

 В его работе мало математических данных.  Ученик не смог присутствовать на Математическом празднике/.

2-ый этап. Тема проекта была определена округом. 

  • Учащиеся изучили соответствующий материал по теме «Ресурсосберегающий дом».
  •   Конкретизировали тему проекта,
  •  определили проблему,  рассматриваемую  как начало исследования. Особое внимание уделили значимости проблемы для исследования.
  •  определение цели и задач исследования;
  •  сформулировали гипотезы;
  • определили методы исследования;
  • спланировали  исследование;
  • определили желаемые результаты.

 Порядок исследовательской работы над проектом. 

  • Провести социологический опрос.
  • Изучить бытовые условия потребления воды:
  • сантехника,
  • бытовые нужды,
  • мытье посуды,
  • стирка белья.
  • Изучить принципы сокращение потребления воды  в быту.

 Желаемые результаты. 

  • Выработать конкретные действия, связанные с бережным использованием воды в быту.
  • Составить памятку: «Что я могу сделать для экономии воды в доме?».
  • результат  работы оформить в виде презентации.

Ход проекта.

  •  Был проведен социологический опрос среди учащихся школы (5а,7в,8в).
  •  Собрали интересный материал.
  •  Отобразили его в диаграммах, таблицах.
  • Экспериментальным путем исследовали потери воды в своем доме.
  • По расчетным листам определили денежную экономию семейного бюджета.
  • К исследовательской работе были привлечены родители.
  • Учащиеся  рисовали плакаты, рисунки на тему: «Береги воду».
  •  Участники проекта частично связывались с организатором проектной деятельности посредством сети Интернет.

             

 Были найдены интересные факты.

         Это    интересно: 

  • -Тело новорождённого состоит из воды на 86%, старика – около 50%.
  • Человек может прожить без пищи 3 – 4 недели, а без воды лишь несколько дней.
  • -Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.
  •  - Ежедневно человек выпивает 2,5 литра воды и 1,5 литра получает через кожу – душ, ванну.
  • - Основная часть мозга – вода. 

Составлена памятка. 

Памятка: «Что я могу сделать для экономии воды в доме?»

  • Следите за состоянием сантехники в своей квартире и вовремя устраняйте неисправности.
  • По возможности приобретите экономичную водосберегающую сантехнику.
  • Не включайте воду полной струей .
  • При умывании и принятии душа отключайте воду, когда в ней нет необходимости.
  • Не оставляйте кран постоянно включенным при чистке зубов, или во время бритья.
  • Сократите время пребывания в душе. Заполняйте ванну на 50%.
  • Принимая душ, вы в 5–7 раз снижаете потребление воды по сравнению с тем, когда вы принимаете ванну.
  • Используйте стиральную и посудомоечную машины при полной загрузке, устанавливая необходимый уровень подачи воды.
  •  Не полощите белье под проточной водой. Для этих целей лучше использовать наполненную ванну или таз.
  • При мытье посуды не держите постоянно кран открытым.
  • Научите всех плотно закрывать ручки крана после пользования водой.
  • Установите счетчики расхода воды. Это будет мотивировать к сокращению расходования воды.

Результат  работы. 

  • Результатом работы над проектом  стал иллюстративный материала в формате Power Point. /презентация/.
  •  Памятка: «Что я могу сделать для экономии воды в доме?»
  • Презентацию и памятку можно использовать как учебное пособию по ресурсосбережению.

Публичная защита проекта.

  • Публичная защита проекта состоялась  сначала на конференции перед учащимися 7 «В» и 8 «В» кл. Ее посмотрела и вся школа.
  • Далее подана заявка в оргкомитет на участие в  окружной интеллектуальной игре «Математический праздник».  
  • Презентация состоялась на уровне муниципалитета, а затем и округа.

        Презентация проекта по теме «Ресурсосберегающий дом и вода в нем»   на уровне округа признана одной из лучших.

Проектная исследовательская работа очень нравится учащимся.

 






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"

Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".

В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам.  НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Самооценка и оценка на уроках ФГОС"

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Самооценка и оценка на уроках ФГОС"...

Выступление на педагогическом совете школы по теме

Выступление на педагогическом совете школы по теме...

Выступление на педагогическом совете школы по теме «Применение интернет - ресурсов на уроке географии»

Выступление на педагогическом совете школы по теме «Применение интернет - ресурсов на уроке географии»...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...