Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании».
учебно-методический материал на тему
Выступление
на педагогическом совете школы по теме:
«Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ped.sovet_.docx | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №634
Выступление
на педагогическом совете школы по теме:
«Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании».
Автор работы:
ТЕРЕШКИНА
ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА
учитель математики,
образование высшее
m. 375-94-83.
Проект выполнили учащиеся:
Борцова Мария 8«В»кл,.
Березкин Александр 7 «В»кл.
Руководитель проекта:
Терешкина И.А.
2011год.
Формирование ключевых компетентностей учения на основе использования активных методов обучения.
Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании.
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью средств различных учебных дисциплин.
Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.
Современное образование претерпевает изменения. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования.
Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и, формирование ключевых компетентностей школьника идёт посредством обучения.
Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы».
Главная особенность компетентности заключается в том, что это форма организации, способ существования содержания образования. Освоить компетентность, и проявить ее можно только в деятельности. Проектную и исследовательскую деятельность можно отнести к тем немногим образовательным средствам, позволяющим в школе развивать у учащихся учебно-познавательную компетентность. Она как раз и содействует организации деятельности ученика по решению личностно интересной и социально актуальной проблемы.
Проектная и исследовательская деятельность развивает, закрепляет умения в режиме творческой деятельности при создании собственного образовательного продукта.
Организация и осуществление проектной и исследовательской деятельности учащихся предполагает реализацию основных векторов работы в школе.
На сегодняшний момент одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является метод проектов.
В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве.
Актуальность метода проектов в наши дни обуславливается, прежде всего необходимостью учащимся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления.
В настоящее время метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Деятельность учащихся по выполнению проекта от идеи до её полного воплощения является проектной деятельностью. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку.
Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми.
В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причём, основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме. И необходимость её достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость.
Проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Математика, как учебная дисциплина, располагает определёнными средствами и возможностями в формировании ключевых компетенций. Трудно представить хотя бы один учебный предмет, где не присутствует математика или её методы. Образы математических объектов окружают учеников в повседневной жизни. В отличие от некоторых других школьных предметов математика учит не только простому запоминанию формул и их воспроизведению, но и формирует способности анализировать, понимать сущность применяемых формул, умению видеть в краткой записи условия что-то большее, рационализировать способы решений задач, уравнений, систем уравнений. Изучение математики предполагает различать аргументированные утверждения от бездоказательных, оптимизацию своих действий, видеть манипуляцию и противостоять ей, выработку и принятие решений. Без преувеличения можно сказать, что на уроках математики идёт формирование тех ключевых компетенций, которые являются основой существования личности в обществе. Нестандартные задачи дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной работе, т.к. в их решении присутствует крупица открытия. От эффективности использования нестандартных задач в обучении математики в значительной мере зависит не только качество обучения, развития и воспитания, но и степень практической подготовленности школьников и будущей деятельности. Но, понятно, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружить их «инструментом».
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет нам индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов формирует ключевые компетенции:
1.Самостоятельность, способность к самообразованию.
2.Умение планировать работу по выполнению задания.
3.Умение анализировать, оценивать результаты работы.
4. Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе.
5.Ответственность за принятое решение.
6.Самопрезентация.
В качестве примера дидактического сопровождения формирования готовности учащихся компетентно осуществлять исследовательскую деятельность рассмотрим работу учащихся нашей школы над проектом: «Ресурсосберегающий дом и вода в нем».
Это исследовательский ИНФОРМАЦИОННО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
«Ресурсосберегающий дом и вода в нем».
Это исследовательский ИНФОРМАЦИОННО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
1-ый этап работы над проектом.
Определение проектной группы.
Это группа учащихся участвующих в математической игре (по желанию).
Борцова Мария, Березкин Александр.
/Костромин Евгений готовил презентацию по биологии «Водосбережение».
В его работе мало математических данных. Ученик не смог присутствовать на Математическом празднике/.
2-ый этап. Тема проекта была определена округом.
- Учащиеся изучили соответствующий материал по теме «Ресурсосберегающий дом».
- Конкретизировали тему проекта,
- определили проблему, рассматриваемую как начало исследования. Особое внимание уделили значимости проблемы для исследования.
- определение цели и задач исследования;
- сформулировали гипотезы;
- определили методы исследования;
- спланировали исследование;
- определили желаемые результаты.
Порядок исследовательской работы над проектом.
- Провести социологический опрос.
- Изучить бытовые условия потребления воды:
- сантехника,
- бытовые нужды,
- мытье посуды,
- стирка белья.
- Изучить принципы сокращение потребления воды в быту.
Желаемые результаты.
- Выработать конкретные действия, связанные с бережным использованием воды в быту.
- Составить памятку: «Что я могу сделать для экономии воды в доме?».
- результат работы оформить в виде презентации.
Ход проекта.
- Был проведен социологический опрос среди учащихся школы (5а,7в,8в).
- Собрали интересный материал.
- Отобразили его в диаграммах, таблицах.
- Экспериментальным путем исследовали потери воды в своем доме.
- По расчетным листам определили денежную экономию семейного бюджета.
- К исследовательской работе были привлечены родители.
- Учащиеся рисовали плакаты, рисунки на тему: «Береги воду».
- Участники проекта частично связывались с организатором проектной деятельности посредством сети Интернет.
Были найдены интересные факты.
Это интересно:
- -Тело новорождённого состоит из воды на 86%, старика – около 50%.
- Человек может прожить без пищи 3 – 4 недели, а без воды лишь несколько дней.
- -Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.
- - Ежедневно человек выпивает 2,5 литра воды и 1,5 литра получает через кожу – душ, ванну.
- - Основная часть мозга – вода.
Составлена памятка.
Памятка: «Что я могу сделать для экономии воды в доме?»
- Следите за состоянием сантехники в своей квартире и вовремя устраняйте неисправности.
- По возможности приобретите экономичную водосберегающую сантехнику.
- Не включайте воду полной струей .
- При умывании и принятии душа отключайте воду, когда в ней нет необходимости.
- Не оставляйте кран постоянно включенным при чистке зубов, или во время бритья.
- Сократите время пребывания в душе. Заполняйте ванну на 50%.
- Принимая душ, вы в 5–7 раз снижаете потребление воды по сравнению с тем, когда вы принимаете ванну.
- Используйте стиральную и посудомоечную машины при полной загрузке, устанавливая необходимый уровень подачи воды.
- Не полощите белье под проточной водой. Для этих целей лучше использовать наполненную ванну или таз.
- При мытье посуды не держите постоянно кран открытым.
- Научите всех плотно закрывать ручки крана после пользования водой.
- Установите счетчики расхода воды. Это будет мотивировать к сокращению расходования воды.
Результат работы.
- Результатом работы над проектом стал иллюстративный материала в формате Power Point. /презентация/.
- Памятка: «Что я могу сделать для экономии воды в доме?»
- Презентацию и памятку можно использовать как учебное пособию по ресурсосбережению.
Публичная защита проекта.
- Публичная защита проекта состоялась сначала на конференции перед учащимися 7 «В» и 8 «В» кл. Ее посмотрела и вся школа.
- Далее подана заявка в оргкомитет на участие в окружной интеллектуальной игре «Математический праздник».
- Презентация состоялась на уровне муниципалитета, а затем и округа.
Презентация проекта по теме «Ресурсосберегающий дом и вода в нем» на уровне округа признана одной из лучших.
Проектная исследовательская работа очень нравится учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"
Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".
В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам. НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Самооценка и оценка на уроках ФГОС"
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Самооценка и оценка на уроках ФГОС"...
Выступление на педагогическом совете школы по теме
Выступление на педагогическом совете школы по теме...
Выступление на педагогическом совете "Формирование ЗОЖ во внеурочной деятельности учащихся"
Выступление на педагогическом совете....
Выступление на педагогическом совете школы по теме «Применение интернет - ресурсов на уроке географии»
Выступление на педагогическом совете школы по теме «Применение интернет - ресурсов на уроке географии»...
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"
В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...