Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Взаимодействие музея и гимназии в образовательном процессе"
статья на тему
Последовательно, на протяжении трех лет вопросы сотрудничества с музеем М.В.Ломоносова находили свое отражение в деятельности, практически всех, творческих сообществ гимназии.
В плане их работы на каждый учебный год были включены конкретные вопросы, посвященные развитию различных направлений сотрудничества гимназии № 73 и музея.
Проведение проблемно-тематического педагогического совета «Взаимодействие музея и гимназии в образовательном процессе», в рамках которого рассматривались вопросы активизации сотрудничества гимназии № 73 с музеями Санкт-Петербурга и, в первую очередь, с музеем М.В.Ломоносова, показало приоритетность этого направления Программы Развития гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_no_3.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Последовательно, на протяжении трех лет вопросы сотрудничества с музеем М.В.Ломоносова находили свое отражение в деятельности, практически всех, творческих сообществ гимназии. В плане их работы на каждый учебный год были включены конкретные вопросы, посвященные развитию различных направлений сотрудничества гимназии № 73 и музея.
Проведение проблемно-тематического педагогического совета «Взаимодействие музея и гимназии в образовательном процессе», в рамках которого рассматривались вопросы активизации сотрудничества гимназии № 73 с музеями Санкт-Петербурга и, в первую очередь, с музеем М.В.Ломоносова, показало приоритетность этого направления Программы Развития гимназии.
Позвольте напомнить, что ведущими педагогическими принципами для разработки этого направления послужили такие принципы как: гражданственность, научность, воспитывающее обучение, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сознательность и творческая активность учащихся, взаимодействие общеобразовательного учреждения с окружающей социальной средой, а в нашем случае – с культурной и научной средой нашего города.
Главная цель разработанной программы: укрепление сотрудничества мемориального музея М.В.Ломоносова и гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» Санкт - Петербурга в преддверии 300-летнего юбилея ученого в ноябре 2011 года.
Задачи реализации программы:
- Определить основные направления взаимодействия музея М.В.Ломоносова и гимназии; конкретизировать содержательное «наполнение» этих направлений в виде совокупности частей рабочей программы или специальных блоков;
- Разработать возможные примеры форм сотрудничества музея и гимназии, наиболее значимые в контексте конкретных содержательных блоков;
- Органично «связать» работу по реализации взаимодействия музея и гимназии с деятельностью Ученического научно-исследовательского общества (УНИО) гимназии (тематика исследований гимназистов, торжественные, праздничные акции УНИО, «Ломоносовские чтения» и Конференция УНИО и т.д.);
- Предложить перспективные линии объединения усилий различных учреждении образования и культуры, творческих групп и сообществ, деятельность которых связана с именем М.В.Ломоносова, для активизации приобщения учащихся разных возрастных групп к научному наследию М.В.Ломоносова, к фактам его биографии и жизнедеятельности.
Содержание разработанной Программы взаимодействия музея М.В.Ломоносова и гимназии № 73 было объединено в несколько блоков, над которыми шла работа все это время.
Блок I «Историко-биографический» - изучение учащимися основных фактов жизни и деятельности М.В.Ломоносова, его научного и педагогического наследия (разработка специальных тематических классных часов для различных возрастных групп учащихся); «очные» и «заочные» экскурсии по экспозиции музея М.В.Ломоносова и связанных с ним научных и культурных мемориальных объектов; шефство и социальный патронаж над памятниками культурной среды Санкт-Петербурга, связанных с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова; подготовка специальных конкурсов и викторин (возможно проводимых на протяжении нескольких этапов), направленных на стимулирование интереса учащихся к научному и человеческому подвигу М.В.Ломоносова – ученого-энциклопедиста, великого гражданина России, патриота своей Родины.
Блок II «Исследовательский» - М.В.Ломоносов – создатель первого Российского университета и академической гимназии при нем: поиск талантливых молодых людей, их приобщение к миру большой науки, создание для них возможностей проявить себя в собственных оригинальных исследованиях – именно так мы сможем достойно продолжить начатое им дело; в контексте этого блока такие акции как, «Ломоносовские чтения» в гимназии и библиотеке, и конференция УНИО, с привлечением ученых Санкт-Петербурга и, прежде всего, работников музея М.В.Ломоносова, которые всегда оказывали и оказывают необходимые научные консультации; проведение конкурса ученических исследований «Наследники Ломоносова»; подготовка сборника ученических исследовательских проектов; разработка маршрутов образовательного туризма, связанных с деятельностью М.В.Ломоносова и его учеников и последователей, апробация этих маршрутов подготовка материалов по поездкам (написание сочинений, создание фотовыставок, кинофильмов, видео-экспозиций и т.д.);
Блок III «Интеграционный» - идея интеграции может быть рассмотрена как объединение различных творческих союзов, групп, сообществ, деятельность членов которых связана с именем М.В.Ломоносова: Архангельск – Санкт-Петербург – Москва – совместные конференции учащихся, педагогов, ученых, музейных работников и т.д.; объединение и систематизация исследований различных научных школ, чьи идеи берут начало от наследия М.В.Ломоносова и популяризация этих знаний для учащихся.
Представители рабочей группы накопили значительный материал по своим темам:
- Андреев В.Е. - Технолого-педагогические основы музейной педагогики (история возникновения, ведущие теоретические положения и принципы); разработка виртуальной экскурсии по залам «Русского музея» история одной картины: Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
- Кириллова Е.Ю. - Музей М.В.Ломоносова в образовательном пространстве гимназии: возможности использования в предметном обучении и в исследовательской деятельности учащихся;
- Шлыкова А.Ю. - Музейная педагогика в воспитании учащихся начальной ступени обучения.
- Золотарева Л.Н. – Реализация специальной программы сотрудничества музея М.В.Ломоносова и гимназии № 73 по конкретным направлениям – компонентам программы.
- Иванова Л.И. – Исследовательская деятельность учащихся как способ развития критического мышления гимназистов.
Диагностика педагогов и учащихся проводилась в рамках подготовки семинара и педагогического совета по проблеме музейной педагогики «Музейная педагогика в образовательном процессе гимназии № 73». Она показала отношение взрослых и детей к музейной педагогике, ее месту в образовательном пространстве гимназии, отношение учащихся к исследовательской деятельности по «ломоносовской» тематике, готовности участвовать в этой деятельности педагогов и учащихся гимназии, необходимость некоторой смены приоритетов.
Согласно перспективному планированию сотрудничества музея и гимназии были проведены, ставшие уже традиционными, мероприятия, подготовленные педагогами и гимназистами с учетом возрастных особенностей:
- систематизация методических разработок внеклассных мероприятий по изучению жизни и деятельности М.В.Ломоносова;
- обзорная экскурсия в музей М.В.Ломоносова для учащихся;
- классные часы, посвященные жизни и деятельности великого ученого для учащихся начального и среднего звена;
- посещение учениками 5-8-х классов музея городской скульптуры и сбор информации о местах Санкт-Петербурга, связанных с именем великого ученого;
- участие в «Ломоносовских чтениях» в библиотеке им. М.В.Ломоносова;
-выступление в Санкт-Петербургском отделении Российского географического общества;
- подготовка и проведение учащимися праздника «Посвящение пятиклассников в члены УНИО»;
- сотрудничество с работниками музея при выполнении научно-исследовательских работ;
- участие гимназистов в акции «День добровольного служения городу».
Главная задача программы развития гимназии в области музейной педагогики – обеспечение учащихся качественным современным уровнем образования, созданием условия для развития творчества, познавательного интереса и исследовательской деятельности, приобщение к наследию великого ученого России - успешно выполняется ученическим, педагогическим и родительским коллективами. Большое спасибо.
Это находит отражение и подтверждение в результатах участия учащихся гимназии в различного уровня творческих конкурсах и олимпиадах, начиная со школьного и районного, заканчивая городским, республиканским и международным уровнями.
Для более успешной реализации программы необходимо создание системы музейного воспитания, регулярное проведение мероприятий с использованием элементов музейной педагогики.
Сюда могут входить не только мероприятия, проводимые в рамках ученического научно-исследовательского общества («Посвящение пятиклассников в члены УНИО», награждение победителей секций в музейных залах, встречи с сотрудниками музеев города).
Это также могут быть и разработки внеклассных мероприятий, связанных с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, классных часов, викторин, конкурсов, посвященных великому ученому-энциклопедисту, имя которого носит гимназия, создание музейных стендов, организация экскурсий и мероприятий в музеях города, подготовка экскурсоводов из числа гимназистов, проведение «Дней добровольного служения городу» в помощь музеям, участие в акции «Ночь музеев» и Дне музеев.
Особое внимание хотелось бы обратить на использование опыта образовательной программы Русского музея, которая вводит музейную педагогику не только во внеклассную работу, но и в образовательный процесс в виде интегрированных музейных уроков, уроков с использованием музейных материалов, рассчитанных на учащихся разных ступеней обучения.
Бесспорно, необходима дальнейшая стратегия развития этого направления, и это особенно важно в преддверии празднования 300-летнего юбилея со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста.
Основываясь на ведущей идее программы, а именно:
объединения усилий музейных работников, педагогов гимназии для создания прочной системы связи и взаимопомощи, целесообразно
- развивать разнообразные формы познавательного, в том числе и образовательного, туризма, как по России, так и по Германии, опираясь на опыт и профессиональные возможности педагогов гимназии, работников музея, методистов ДЮТ Выборгского района, ГДЮТ «Аничков дворец», родительской общественности;
-планировать деятельность педагогического коллектива гимназии и коллектива мемориального музея М.В.Ломоносова по дальнейшему приобщению учащихся к наследию великого русского ученого;
- распространять опыт по изучению жизни и деятельности М.В.Ломоносова, изучать наследие великого ученого в России и за рубежом, в частности в Германии;
- продолжать работать в рамках приоритетной программы по следующим блокам:
историко-биографический; исследовательский; интеграционный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Технологии развивающего обучения. Краткий обзор технологий данной группы"
Мы точно представляем, что такое педагогическая технология, как она возникла, какова ее роль в образовательном процессе, какие требования к ней предъявляются, и какими качествами она облад...
Мое выступление на школьном педагогическом совете
Регулярно делюсь своим опытом работы с коллегами...
Педагогический совет "Здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие технологии. Психологическая безопасность образовательного процесса"
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна не только давать учащимся определенный объем знан...
Педагогический совет «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно – образовательного процесса в условиях ФГОС»
Выступление "Психологическая готовность педагога кработе по программам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в школе....
Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Профессиональный стандарт педагога"
Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Профессиональный стандарт педагога"...
Выступление на школьном педагогическом совете "Эффективные технологии в системе реализации внеурочной деятельности"
Эффективные технологии в системе реализации внеурочной деятельности....
Сценарий педагогического совета по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС»
Представленный материал может быть использован при подготовке к проведению педагогического совета по теме " Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС...