Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Профессиональный стандарт педагога"
статья на тему
Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Профессиональный стандарт педагога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnyy_standart_pedagoga.odt | 41.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ
НА ТЕМУ:
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
Учитель русского языка
МАОУ СОШ №9
Бушигина Ирина Борисовна
2015 год
1.ГЕНЕЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОРЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Важной тенденцией современного общества является ускорение темпов стандартизации различных видов деятельности человека, а также интеграция и гармонизация всех стандартов в единую систему информационного общества. Впервые в российском образовании разработана концепция и содержание профессионального стандарта педагога.
Разработка профессионального стандарта для педагогов началась по поручению президента Российской Федерации В.В. Путина. Позже было опубликовано поручение Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец по созданию профессионального стандарта педагога.
Профессиональные стандарты потребовали внести ряд существенных правовых изменений. Так, например, 15.12.2012 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». Этим законом, в частности, в Трудовой кодекс РФ введены понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника». Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н утверждены Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Установлено девять уровней квалификации, которые применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников.
Согласно части 2, статьи 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности. Структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции в отличие от не утративших силу нормативных документов ЕКС и ЕТКС. Квалификационная характеристика в стандарте представлена в виде сочетаний требований к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Таким образом, профессиональный стандарт — это характеристика уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, необходимых для определённого вида профессиональной деятельности.
Всего в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 к 2015 г. предписано разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов (для справки – система справочников ЕТКС, ЕКС насчитывает свыше 7,5 тыс, работ и профессий рабочих, должностей служащих и специалистов). План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг. утверждён Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2012 № 22О4-р.
Согласно пп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, профессиональные стандарты можно использовать:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Профессиональный стандарт педагога утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н и имеет официальное название «Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Стандарт вступает в силу с января 2015 года. Профессиональный стандарт педагога призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, и предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. С учетом требований к умениям, знаниям и в зависимости от полномочий и ответственности работника выделяют уровни квалификации, для учителей и воспитателей – это 5 и 6. уровни. В профессиональных стандартах содержатся ссылки на различные справочники, включая те же ЕКС.
Необходимо помнить, что профессиональные стандарты, как и ЕКС, имеют рекомендательный характер для участников трудовых отношений. Они должны использоваться работодателем в качестве основы для определения конкретной трудовой функции работника.
Исключение, скорее всего, составит наименование должности (профессии, специальности) в трудовом договоре, которое должно соответствовать наименованию в ЕКС или профессиональном стандарте. Так как работа в должностях учителя, воспитателя даёт право на компенсации и льготы или связана с ограничениями (абзац 3 части 2 статьи 57 ТК РФ), то работодатель в трудовом договоре должен определить предпочтительную терминологию по согласованию с работником. В остальных случаях наименование должности (профессии, специальности) указывается согласно утверждённому штатному расписанию организации.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право заниматься педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартом. Таким образом, в случае отличия профстандартов от ЕКС работодатель имеет право выбрать минимальные требования из содержащихся в указанных документах.
Основная цель педагогической деятельности (согласно профстандарту «Педагог») в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании, осуществляемой учителем, воспитателем, — оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение). Тем самым педагогическая деятельность увязывается с деятельностью образовательной организации.
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013—2020 годы, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р, предусматривает, что будут разработаны и внедрены профессиональные стандарты (рамки профессиональных компетенций) для педагогов и руководителей образовательных организаций, ориентированные на новые образовательные результаты. Таким образом, профессиональные стандарты в очередной программе развития рассматриваются в качестве неких рамок профессиональных компетенций. Где же можно найти определение профессиональной компетенции? Если понятие «квалификация работника» содержится в статье 1951 ТК РФ, то определение «профессиональная компетенция» в законодательстве отсутствует.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплено:
ст. 73 - «Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования»;
ст. 69 - «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации»;
ст. 76 – «Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды».
Таким образом, получается, что профессиональные компетенции можно получить только в ходе профессионального обучения???? Безусловно, необходимо совершенствование законодательства в области образования, это требует определенного времени. Однако без решения проблемных вопросов правореализации профессиональных стандартов дальнейшее их воплощение в практической деятельности будет вызывать затруднения.
Тем не менее, рассмотрим более подробно те пункты управления школой, которые проистекают из приказа Профессионального стандарта. Руководители должны иметь ясный план поэтапного освоения Профессионального стандарта. Какие это этапы и что должно происходить на каждом и них?
I этап. Анализ готовности педагогического коллектива
На этом этапе необходимо выяснить уровень знания педагогами текста стандарта, их отношение к нему, готовность к освоению, желание пройти обучение по отдельным темам или организоваться в проблемные группы по изучению наиболее сложных вопросов.
Вполне возможно, что проведенный анализ выявит несколько групп педагогов по уровню готовности и по отношению к предстоящей работе. От этого будет зависеть дальнейшая работа.
II этап. Определение стратегии действий
На этом этапе руководителям школы и наиболее авторитетным педагогам необходимо решить, что именно придётся делать в предстоящий период. Это может быть: изучение всего стандарта или его отдельных тем; организация курсов повышения квалификации или методической работы в группах; разработка моделей занятий с детьми и организация мастер-классов; проведение тренингов поведения в сложных педагогических ситуациях. Возможно, понадобятся мероприятия мотивационного характера. На этом же этапе необходимо определиться со временем, которым располагает коллектив. Сроки надо ставить реальные.
Стратегии и дальнейшие планы будут успешными, если в их разработке и обсуждении примут участие максимально большое число заинтересованных лиц и общественных организаций, пользующихся авторитетом. Профсоюзные организации должны быть рядом с руководством на каждом этапе, что позволит избежать ненужных конфликтов и дополнительных переговоров.
III этап. Планирование и реализация плана
Само по себе планирование и работа по плану не вызывают трудностей у практических работников. Рекомендации:
- не стремится к объёмны планам для отчётности;
- максимально точно формулировать мероприятия, исходя из выявленных проблем;
- обязательно определять сроки и назначать ответственных лиц;
- периодически анализировать состояние готовности коллектива к освоению профессионального стандарта и своевременно корректировать план.
Главная задача руководителей школ будет заключаться в том, чтобы «дойти» до каждого педагога, помочь ему поверить в свой профессиональный успех и вызвать у него желание работать над собой.
2.Терминология профессионального стандарта
Понятие профессиональных стандартов не является новым для России и впервые прозвучало на правительственном уровне еще в 1997 году. Предусмотренные программой Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» реформы в сфере развития кадрового потенциала включали, в том числе, мероприятия по введению «государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям».
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям специалистов в разных сферах профессиональной деятельности, изложенный в виде структурированных характеристик деятельности (трудовых функций). Отличительная особенность профессионального стандарта заключается в том, что он является межотраслевым (http://www.km.ru/referats/334565-novye-napravleniya-kadrovoi-politiki-spetsialistov-sotsialnoi-sfery-k-probleme-razrabotki-pro).
Профессиональный стандарт — документ, который раскрывает содержание профессиональной деятельности (в форме трудовых функций) в рамках определенного вида экономической деятельности; содержит оцениваемые требования к совершаемым работником действиям, необходимым знаниям и умениям. Основной смысл профстандарта – установка требований к качеству труда.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Трудовой Кодекс РФ, Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта).
Итак, стандарт-это:
· Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
· Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
· Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
· Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
· Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Профстандарты призваны заменить Квалификационные справочники (Тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕКАТС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). Если тарифно-квалификационные справочники освещают вопрос «что должен уметь делать работник?», то профстандарт отвечает на вопрос «как он должен это делать?», чтобы достичь максимальной эффективности труда.
Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:
· Работа с одаренными учащимися.
· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
3. Требования к профессиональному стандарту педагога
Стандарт должен:
· Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
· Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
· Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
· Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
· Соответствовать международным нормам и регламентам.
· Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Характеристика стандарта
· Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
· Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).
· Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).
· Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.
· Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
· Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
· Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
· Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
· Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
· Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Профессиональный стандарт педагога
1. Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:
а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Цель применения
- Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
- Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
- Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
- Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
4. Содержание профессионального стандарта педагога
Часть первая: обучение
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
11.Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Часть четвертая
Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы
- Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита). Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.
Таким образом, введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.
Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент государственной политики в сфере общего образования
ПИСЬМО
от 2 марта 2015 года N 08-237
О переносе срока применения профстандарта педагога
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России сообщает, что Минтрудом России утвержден приказ от 25 декабря 2015 года N 1115н* "О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2015 года, регистрационный N 36091) (далее - Приказ).
В соответствии с Приказом применение профстандарта педагога перенесено на 1 января 2017 года.
Просим довести информацию о переносе срока применения профстандарта педагога до организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических коллективов и разместить на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заместитель Директора Департамента
П.А.Сергоманов
15
Название документа Профстандарт 2015.ppt
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме: «Профессиональная культура педагога».
Выступление на педагогическом совете по теме: «Профессиональная культура педагога»....
Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Взаимодействие музея и гимназии в образовательном процессе"
Последовательно, на протяжении трех лет вопросы сотрудничества с музеем М.В.Ломоносова находили свое отражение в деятельности, практически всех, творческих сообществ гимназии.В плане их работы на кажд...
Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Технологии развивающего обучения. Краткий обзор технологий данной группы"
Мы точно представляем, что такое педагогическая технология, как она возникла, какова ее роль в образовательном процессе, какие требования к ней предъявляются, и какими качествами она облад...
Педагогический совет по теме "Профессиональные стандарты учителя"
Педагогический совет...
педагогический совет на тему: "Профессиональный стандарт педагога"
Размещается презентация с основными фразами выступления завуча. В конце презентации - результаты опросов педагогов по теме педагогического совета....
Выступление на педагогическом совете по теме "Образовательный стандарт педагога- новое качество образования"
Педагогический совет «Образовательный стандарт педагога – новое качество образования»Цель: Создание условий для включения педагогического коллектива школы в реализацию профессиональн...
Выступление на педагогическом совете по теме "Профессиональная компетентность педагога"
Материал статьи содержит основные составляющие профессиональной компетентности современного педагога...