Сценарий педагогического совета по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС»
материал
Представленный материал может быть использован при подготовке к проведению педагогического совета по теме " Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_pedsoveta_.docx | 40.3 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения педагогического совета
Добрый день, уважаемые коллеги!
Узнать, чему посвящен педсовет, нам поможет черный ящик. Вносится «Черный ящик».
Ведущий читает загадку:
В ящике находится то, от чего болит голова, что повлияло на всех нас. То, что не дает спать, то, о чём все много говорят, но не знают, что с этим делать? Так что же находится в черном ящике?
(ответ педагогов-ФГОС)
- - Да, действительно это Федеральные государственные образовательные стандарты. Педагогический совет по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС» будет проходить в форме Педагогической трибуны. Сегодня учитель должен отлично знать требования к современному образовательному процессу, владеть в совершенстве технологиями и методическими приемами. В рамках педагогического совета педагоги представят опыт работы по совершенствованию образовательного процесса в условиях новых образовательных стандартов.
- Зачем нужен ФГОС?
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ унифицируют подготовку обучающихся на всей территории РФ, поскольку содержат единые требования к содержанию и структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения; обеспечивают преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования
Что предусматривает ФГОС?
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
- «Поколения ФГОС»
Первое поколение ФГОС 2004-2009 годы «Чему учить?»
Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Определен обязательный минимум программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса.
Второе поколение ФГОС 2009-2020 годы (НОО-2009, ООО-2010, СОО-2012). «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?» Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия. Были введены проектная и внеурочная деятельность, увеличилась роль воспитательного компонента.
Третье поколение ФГОС с 2021 года «Что учащийся конкретно будет знать, чем овладеет и что освоит?» ФГОС новой редакции 2021 года от Стандарта предыдущего поколения отличается тем, что в нем: акцент образовательной деятельности смещается на получение личностных и метапредметных навыков, предметные результаты обучения предельно конкретизированы в рамках каждой дисциплины, определены основные направления воспитания.
Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу с 1 сентября 2022 года. Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, начали обучение по новым стандартам.
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования";
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования"
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений во ФГОС СОО, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413».
- В новые ФГОС внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами. Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом.
Обновленные ФГОС не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.
Ключевые изменения и новые возможности
Вариативность. Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами. Первый - в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй - школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий способ - школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников. Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
Планируемые результаты. В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО - личностные, метапредметные, предметные. Предметные результаты: новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области.
Метапредметные и личностные результаты. Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся.
Рабочие программы педагогов. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме.
Предметные области и предметы. Новые ФГОС регламентируют перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей. В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу/литературное чтение на родном языке. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Также, чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.
Объем урочной и внеурочной деятельности. Изменили объем часов аудиторной нагрузки: уменьшили верхнюю границу.
ФГОС НОО (обновленный ФГОС-2021): 2954 – минимум, 3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО) ФГОС ООО (обновленный ФГОС-2021): 5058 – минимум, 5549 – максимум (п. 33.1 ФГОС ООО).
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Старый ФГОС 2009 и 2010 годов таких требований не устанавливал. Теперь обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
Представим себе, что какое-нибудь волшебство возвращает кого-либо из нас в школьный возраст, и мы снова садимся за парту как самые обыкновенные школьники, но при этом ведем дневник. Конечно, так не бывает. Это просто литературный прием, использованный Янушем Корчаком.
Вот что в нем может быть написано.
“Первый урок – География. Учительница вызывает Петю Иванова. Он путается, мямлит. Класс шумит. Нам всегда говорят, что надо слушать ответы товарищей, что это закрепление материала. Но как слушать человека, который плохо знает и плохо говорит? А таких в классе много. И спрашивают их чаще, чем хороших. Наши учителя больше всего занимаются слабыми учениками. А я средний, и мне внимания меньше, а им больше. Обидно.
Второй урок – литература. Сначала три человека подряд отвечают наизусть стихотворение “Смерть поэта”. Я вчера весь вечер его учил, доучился до того, что слышать больше не могу, а тут три раза подряд! Я не могу, а каково учительнице? Одна мамина знакомая учительница рассказывала, что запрещает своим домашним читать вслух стихи из школьной программы: боится попасть в сумасшедший дом. Потом до конца урока нам объясняли основные мотивы лирики Лермонтова, но я уже плохо слушал: устал.
Третий урок – математика. Он начинается оживленно: учитель дает всему классу вопросы “на соображение”. Мне казалось, что я вот-вот соображу, мне так хотелось понять самому! Но я всегда немного опаздываю. У меня только начинает что-то намечаться, как несколько человек уже подняли руки, а ведь Николай Иванович не будет ждать долго! Он посмотрел на них, спросил: “Кто еще?” Я так хотел, чтобы он подождал немного, но он уже вызвал хорошего ученика. Так мне и не удалось додумать самостоятельно. А потом Иванов решал задачу на доске, а мы все – в тетради, и думать самому было совсем не обязательно.
На истории меня вызвали. Я знал урок, и мне ужасно хотелось ответить получше. Я не люблю рассказывать словами из учебника, мне нравится говорить по-своему, но это труднее,кое-где запинаешься. И вот когда я останавливался, Нина Петровна досказывала за меня. В общем-то, она поставила мне четверку, но все -таки обидно: не удалось все рассказать самому.
По дороге домой я думал, почему я так устал в школе: ведь на уроках почти ничего не делал. Может быть все-таки лучше снова стать взрослым? Взрослые думают и все делают сами”.
Уважаемые коллеги, какие вопросы вы задали бы, для анализа данной ситуации.
Предполагаемые вопросы
Почему ученик устал? Что надо изменить в преподавании учебных предметов? Какие условия надо создать для учителя, чтобы он мог работать по-новому?
Ведущую роль в профессиональной жизни педагога играет урок. Это тяжелая работа, когда в течение 40мин от учителя требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя.
Выдающийся отечественный учёный-педагог, признанный лидер, теоретик и практик отечественного образования Михаил Николаевич Скаткин отмечал,что урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся.
Чем обновленный ФГОС лучше? Обновленные ФГОС соответствуют современным требованиям, предъявляемым к содержанию учебных предметов, методам и формам обучения.
Обновление содержания образования, совершенствование образовательного процесса происходит на основе внедрения в практику работы не только продуктивных педагогических технологий, методов и приемов, которые представили наши педагоги на начальном уровне и в старшей школе, но и в результате применения лучших практик, ориентированных на развитие личности ребёнка и совершенствование педагогического мастерства учителя.
ВЫВОД. Процесс внедрения федерального государственного образовательного стандарта в учебный процесс, который начался в 2009 году продолжается. И мы осознаем, что основная ответственность за успех в этом деле лежит и на администрации школы, регулирующей образовательный процесс в ОУ, и, конечно, на учителях, осуществляющих данный процесс.
Стандарт помог нам саккумулировать все лучшее, что было разработано за последние годы, внедрить инновации в образовательный процесс и наметить пути его совершенствования.
Имеющийся опыт стал важным аспектом на пути к достижению цели: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности. При определении стратегии действия педагогическим коллективом был определён ряд задач и мероприятий по их решению:
1. Обновление содержания образования, совершенствование образовательного процесса на основе внедрения в практику продуктивных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ребёнка и совершенствование педагогического мастерства учителя. Решая эту задачу, было организовано обучение всего педагогического коллектива на курсах повышения квалификации по теме «Организация образовательного процесса с учетом требований ФГОС». Это позволило настроить педагогов на готовящиеся изменения в системе образования, определить роль педагога в процессе реализации новых стандартов и вооружить их инструментарием (первоначально - на теоретическом уровне, а затем и на практике).
2. Приведение методического обеспечения учебных предметов, учебных планов и программ в соответствие с требованиями ФГОС. Административной командой и коллективом учителей проделана большая работа по совершенствованию методического обеспечения реализации ФГОС: подготовлен пакет документов, реализующих стандарты как второго поколения, так и третьего; разработаны и утверждены соответствующие локальные акты. Это стало нормативно-правовой базой деятельности.
3. Совершенствование материально-технической базы. Эта одна из серьёзнейших задач, которая постепенно решается и в нашем ОУ.
4. Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Что говорит о моделировании образовательного пространства под обучающегося и ориентации на саморазвитие и самосовершенствование учащегося путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
5. Оптимизация учебных и внеклассных занятий за счет использования новых педагогических технологий (ИКТ, проблемного обучения, метода проектов и др.) в образовательном процессе.
6. Повышение эффективности проведения всех видов учебных занятий, качества обучения учащихся. Для решения поставленной задачи были проведены теоретические и практико-ориентированные семинары по изучению технологий, отвечающих требованиям ФГОС.
7. Совершенствование технологий и методик работы с творческими и одаренными детьми, системная подготовка к предметным олимпиадам. Среди приоритетных направлений развития школы – работа с одарёнными детьми. В ОУ разработана соответствующая программа, согласно которой ведётся исследовательская и проектная деятельность, работают творческие объединения, реализуются программы элективных курсов и т.д.
Что следует считать результатом нашей работы? Пока говорить о конечном результате сложно. Но всё, что было сделано до введения нового стандарта, стало благоприятной почвой для дальнейшего развития.
Решение педсовета
Рассмотрев тему «Соврменные подходы к огранизации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО» педагогический совет отмечает, что основным механизмом деятельности в условиях совершенствования образовательного процесса развивающегося учреждения является поиск, освоение и внедрение инноваций, способствующих качественным изменениям.
Решение педагогического совета: Педагогический совет постановляет:
1. Продолжить изучение федеральных нормативных документов и методические рекомендации по ФГОС НОО, ООО и СОО на заседаниях методических объединений.
2. Отметить положительный опыт работы по внедрению в учебный процесс инновационных технологий и методических приемов учителей ______
3. Педагогическим работникам школы обеспечить непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства в рамках введения обновленных ФГОС.
4. Для создания эффективной работы в данном направлении организовать обмен опытом педагогов в рамках проведения открытых уроков, методических объединений, семинаров, практикумов на муниципальном уровне.
5. Заместителю директора по УВР _____ осуществлять информационное обеспечение внедрения обновленных ФГОС на сайте учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Системно-деятельностный подход"...
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии
Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...
Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...
доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся
Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...
Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»
Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС.
Презентационный материал для РМО учителей музыки (норамтивно-правовое сопровождение, ключевые изменения и возможности)...