Педагогический совет «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно – образовательного процесса в условиях ФГОС»
методическая разработка на тему
Выступление "Психологическая готовность педагога кработе по программам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 45.6 КБ |
Предварительный просмотр:
13 января 2016 года
Педагогический совет «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно – образовательного процесса в условиях ФГОС»
Психологическая готовность педагога к работе по программам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в школе.
Курищева И.М.,
зам.директора по воспитательной работе
Введение ФГОС требует координальной перестройки организации деятельности учителя. В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Переход от ЗУНовской парадигмы, к парадигме развивающей, требует от педагога всестороннее развитие личности ребенка. Наряду с предметными компетенциями, вводятся метапредметные (способность организовать свою познавательную деятельность и работать с разными видами информации, анализировать и систематизировать данные, умение планировать свою деятельность и прогнозировать её результат) и, что особенно важно, личностные компетенции (иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей). Для реализации нового стандарта необходим современный учитель, который прежде всего, должен быть психологически адаптирован к интерактивным технологиям «новой школы».
С целью психологической подготовки учителя к деятельности в рамках стандартов второго поколения, нами поставлены задачи:
- выявить уровень психологической готовности учителей к переходу на ФГОС,
- сформировать психологическую компетентность учителя.
В процессе работы, проанализировав и систематизировав информацию по психолого-педагогическому сопровождению учителей по проектированию внеурочной деятельности в контексте системно - деятельностного подхода, мы выявили, что слабым звеном занятия остается проблема включения ученика в активную и самостоятельную деятельность н азанятии.
Меняются роли учителя и ученика. Теперь ученик – это партнер по взаимодействию не только с учителем, но и с одноклассниками, а учитель из «транслятора» должен стать организатором познавательного взаимодействия. Таким образом, современный школьник – это активная, творческая личность со сформированным исследовательским интересом, общительная, толерантная, самостоятельная, стремящаяся к саморазвитию.
Для расширения представления и возможностей педагогов в интерактивных технологиях «новой школы» был проведен семинар «Современные педагогические технологии обучения». На семинаре обсуждалась психологическая структура современного занятия. Было принято решение о посещении ряда занятий учителей для оказания помощи в анализе параметров психологического качества занятия. Мы считаем, что посещение данных мероприятий позволило оценить психологические особенности индивидуального стиля деятельности педагога и подобрать адекватные стилю современные технологии обучения.
Анализ психологического качества посещенных позволил сделать вывод о том, что уровень профессиональной деятельности учителей по многим параметрам, в том числе и психологическим, не соответствует современным требованиям. На занятии отмечалось жесткое следование алгоритму решения поставленной задачи (заданному учителем), педагогу не удавалось избегать прямых указаний и коррекции действий учащихся, как правило, отсутствовало проблемно-диалоговое взаимодействие учителя и ученика, а так же учеников между собой. Идеи учеников не поддерживались или использовались крайне редко. В качестве положительных моментов можно отметить отсутствие авторитарности на занятии, желание учителя одобрить и поддержать ученика. Мы рекомендовали учителям для улучшения психологического качества занятия и с целью активизации познавательной деятельности учащихся применять интерактивные формы и методы обучения, основанные на диалогах, обсуждениях, дискуссиях; необходимо включать в занятие работу в парах и малых группах; важно активное использование рефлексии как завершающего этапе занятия.
Учителям было предложено проанализировать стиль своей педагогической деятельности по вопроснику А.К. Марковой. В исследовании приняли участие 15 педагогов. В процентном соотношении результаты выглядят следующим образом:
- эмоционально-методический стиль 75%
- эмоционально-импровизационный стиль 10,5%:
- рационально – импровизационный стиль 8,5%
- рационально - методический стиль 0%
Преобладающий стиль деятельности свидетельствует, что учитель ориентируется преимущественно на результаты и на процесс обучения, адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал. В его деятельности постоянно представлены объяснение и закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Используя богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, педагог стремится активизировать детей на решение предметных задач и отработку учебного материала. Педагогам свойственна высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Результаты анкетирования показали, что педагоги обладают предметными, дидактическими и методическими знаниями, но чрезвычайно уязвимы эмоционально: на уровне динамических характеристик их деятельность отличает повышенная чувствительность, являющаяся, с одной стороны, причиной выраженной зависимости от ситуации на уроке, частого проявления личностной тревожности, с другой стороны — чуткости, проницательности.
Наиболее часто встречающиеся ошибки в психологической составляющей деятельности учителя на занятии:
- недостаточный индивидуальный подход к ученику,
- доминирование учителя,
- отсутствие проблемно-диалогового взаимодействия,
- повышенное внимание к одним учащимся и невнимание к другим,
- недостаточный учет психофизиологического состояния учащихся,
- очень бедный арсенал методов и приемов исследовательского характера в деятельности учителя,
- высокий уровень эмоциональной тревожности учителей начальной школы.
На следующем этапе были проведены консультации с учителями, в ходе которых были разработаны индивидуальные варианты приемов совершенствования стилей педагогической деятельности. В процессе беседы мы стремились, чтобы каждый учитель осознал положительные и отрицательные стороны своего стиля работы.
Практическая работа:
Тест «Кто ты в конфликте» (приложение)
Технология ФОРСАЙТ в образовании
УПРАЖНЕНИЕ «Педагогическая кухня» (практическая работа):
- «Пирог жизни»;
- «Пирог успеха педагога внеурочной деятельности»
Подводя итоги, мы пришли к выводу о необходимости продолжения и расширения программы «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС».
Приложение 1
Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности
(А.К. Маркова)
Цель: оценить особенности индивидуального стиля своей педагогической деятельности.
Инструкция. Ответы на вопросы помогут вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, вы можете определить свой стиль работы (колонка с максимальным числом галочек).
Вопросы | ЭИС | ЭМС | РИС | РМС |
1.Вы составляете подробный план урока? | нет | да | нет | да |
2.Вы планируете урок в общих чертах? | да | нет | да | нет |
3.Часто ли отклоняетесь от плана урока? | да | да | да | нет |
4.Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в освоении материала? | нет | да | да | да |
5.Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? | да | да | нет | нет |
6.Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе? | нет | да | да | да |
7.Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? | нет | да | да | да |
8.В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика? | нет | нет | да | да |
9.Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? | нет | да | да | да |
10.Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил ответ? | нет | нет | да | да |
11.Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? | да | да | да | нет |
12.Вы часто меняетет темы работы на уроке? | да | да | нет | нет |
13.Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового материала? | да | да | да | нет |
14.Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? | да | нет | нета | нет |
15.Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? | нет | да | нет | нет |
16.Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? | да | да | нет | нет |
17.Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? | нет | нет | да | да |
18.Вы всегда укладываетесь в рамки урока? | нет | нет | да | да |
19.Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? | нет | да | нет | да |
20.Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? | нет | да | да | да |
21.Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам? | да | нет | нет | нет |
22.Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы? | да | да | да | нет |
23.Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? | нет | да | нет | да |
24.Часто ли Вы контролируете знания учащихся? | нет | да | нет | да |
25.Часто ли Вы повторяете пройденный материал? | нет | да | да | да |
26.Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? | нет | да | да | нет |
27.Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках? | да | да | да | нет |
28.Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках? | да | да | да | нет |
29.Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? | да | да | нет | нет |
30.Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроках? | нет | да | нет | да |
31.Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? | нет | да | нет | да |
32.Вас отвлекает рабочий шум на уроке? | нет | да | нет | да |
33.Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? | нет | да | нет | да |
Примечание: наибольшее количество ответов «Да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке:
- ЭИС-эмоционально-импровизационный стиль
- ЭМС-эмоционально-методический стиль
- РИС-рассуждающе-импровизационный стиль
- РМС-рассуждающе-методический стиль
Рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности
- Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат. Наряду с достоинствами Вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: отсутствие методичности. Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке. В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения. Преодолеть эти недостатки в ваших силах. Рекомендуем Вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал. Не переходите к изучению нового материала, если предыдущий не усвоен. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте "скучных" видов работы - отработки правил, повторения. Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу. Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания. Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.
- Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения. Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся. Рекомендуем Вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо. По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.
- Рассуждающе-импровизационный стиль. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью. У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке. Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы. Рекомендуем Вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем. Рекомендуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке. В конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.
- Рассуждающе-методичный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью. Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся. В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат. Преодолеть эти недостатки в Ваших силах. Рекомендуем Вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния детей, в конечном счете, зависят и результаты их обучения. Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное - их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы. Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся. Также в помощь учителю для изменения его стиля педагогического общения можно посоветовать следующее: Для успешного взаимодействия со школьниками следует, прежде всего, адекватно оценить собственную личность.
Рекомендуем: http://ps.obneducenter.edusite.ru
Приложение 2
Кто ты в конфликте.
Оцените, насколько приведенные ниже выражения соответствуют нашему характеру, по шкале от 1 (совершенно не соответствует) до 5 (полностью соответствует).
1 Я часто обсуждаю свои дела с друзьями и коллегами, ч т(н.1 они увидели все достоинства моего мнения. | |
2. Я всегда стараюсь найти компромисс через обсуждение. | |
3. Я стараюсь поступать гак, как от меня ожидают другие. | |
4 Я анализирую всю имеющуюся информацию совместно с коллегами, чтобы найти и решение, которое устроит всех. | |
5. Когда дело доходит до отстаивания моего мнения, я веду себя твёрдо и решительнот | |
6. Я не люблю выделяться, поэтому стараюсь держать свои претензии к другим при себе. при себе. | |
7. Я всегда отстаиваю свой вариант решения проблемы. | |
8. Я могу пойти на компромисс только для того, чтобы найти решение проблемы. | |
9. Я обмениваюсь важной информацией с коллегами, чтобы мы совместно могли найти решение. | |
10. Я предпочитаю не обсуждать свои отличия от окружающих. | |
11. Я стараюсь изменяться в соответствии и пожеланиями моих коллег и близких. | |
12. Я всегда прикладываю усилия к тому, чтобы вынести дела коллег на обсуждение и совместно найти решение. | |
13. Если обсуждение заходит в тупик, я предлагаю всем «средний» вариант и начинаю его отстаивать. | |
14. Я всегда прислушиваюсь к советам коллег или друзей. | |
15. Я не хочу конфликтов, поэтому если нет согласия с мнением другого человека, я просто промолчу. | |
Лиса: cуммa ответов на вопросы 2, 8, 13 | |
Плюшевый Мишка: сумма ответов на вопросы 3,11, 14 | |
Акула: сумма ответов на вопросы 1, 5, 7 | |
Сова: сумма ответов на вопросы 4, 9,12 | |
Черепаха: сумма ответов на вопросы 6, 10,15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Метод семинар. Внеурочная деятельность по литературе как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.Современное литературное образование, как и о...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
Статья "Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность-важное звено образовательной деятельности. Формы внеурочной деятельности отличаются от классно-урочной и направлены на достижение планируемых результатов освоения основной обра...
выступление "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС"
В современном обьществе растёт интерес к развитию и использованию интеллектуальных способностей человека. Выступление учителя начальных классов на методическом совете по теме "Внеурочная дея...
«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности, как системообразующая составляющая воспитательного процесса в условиях ФГОС».
В соответствии с концепцией духовно-нравственного воспитания учащихся в школе создана и реализуется модель воспитательной системы рационально-познавательной ориентации, которая предполагает взаимодейс...
Сценарий педагогического совета по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС»
Представленный материал может быть использован при подготовке к проведению педагогического совета по теме " Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС...