Принцип гуманизации
статья на тему
Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.
Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.
Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsip_gumanizatsii_matematicheskogo_obrazovaniya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Принцип гуманизации математического образования
Традиционная модель обучения математике создавалась в условиях функционирования-системы: «государство-общество-школа-ученик».
Сегодня же последовательность этой цепочки иная. В центре внимания - ученик, его саморазвитие.
И одним из приоритетных направлений модернизации образования на современном этапе является гуманизация образовательного процесса. Это означает, прежде всего:
- преодоление основного порока школы - её обезличенности;
- поворот к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверия к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов;
- создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка, для его полноценной жизни на каждом из возрастных этапов, для его самоопределения.
Гуманизация образования - его ориентация на развитие личности. Для достижения целей гуманистического образования необходимо решить следующие задачи:
- формирование у учащихся философско-мировоззренческих установок, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации;
- выявление и развитие природных способностей и задатков каждого ребенка, реализация их в позитивной человеческой деятельности;
- развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции;
Осуществление принципа гуманизации образования должно руководствоваться следующими положениями:
- личностный подход в обучении и воспитании учащихся: признание личности ребенка высшей социальной ценностью;
- единство воспитания, обучения и развития, что требует существенного изменения содержания образования, форм и методов обучения. Важное место в образовании занимает гуманитарный аспект, дифференциация и индивидуализация обучения, активные методы, стимулирующие познавательный интерес учащихся;
- ребенок, находясь в учебном заведении, не только готовится к будущей взрослой жизни, но и живет реальной жизнью. Каждый должен найти себе дело по душе, ощущая чувство успеха, уверенности, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственною устойчивость человека;
- гуманизация межличностных отношений. Уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброта и внимание к ним создают психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие ученика.
Гуманизация образования предполагает новое отношение между обучением и воспитанием. Обучение теперь, и совершенно справедливо, включается в воспитание.
По мнению Г.И. Саранцева гуманное обучение математике возможно при использовании в процессе обучения следующих положений:
- Обучать на основе прогрессивных методов обучения — значит, во-первых, обучать на наивысшем уровне познавательных возможностей учащихся. Во-вторых, прежде всего, обучать методам приобретения знаний, а не набору тех или иных фактов, их простому запоминанию, пересказу и применению в простейших в шаблонных ситуациях. Знания - это, прежде всего владение математическими методами исследования, общенаучными умениями, методами приобретения знаний, наличие алгоритмической и эвристической культуры.
- Смена стиля преподавания, в основе которого - выявление потребностей школьников и их удовлетворение, диалог с воспитуемыми, гуманная дифференциация и индивидуализация обучения.
- Наличие обязательного минимума математического образования. Школьный курс математики должен содержать гуманитарную, общекультурную, по возможности философскую часть, владение которой обязательно для всех учащихся.
- Учет психологических особенностей учеников и учителя. Важно учитывать посильность учебных и воспитательных задач, которые ставятся перед учениками и учителем и, наконец, обратить внимание на психологическую совместимость, как учеников, так и учителя.
- Ученик и учитель должны быть в процессе учебы равноправными. Если ученики работают по-разному, то и учитель должен работать с ними по-разному. Требование равноправия предполагает широкий диалог в процессе обучения как между учителем и учащимися, так и между учащимися, а также между учебники, и учащимися. Монолог может быть целесообразным лишь как информационное средство, но не как средство обучения.
- Содержание контрольных работ должно предоставлять учащимся возможность выбора тех или иных задач, каждая из которых явно оценена определенным количеством баллов. Нужно выяснить не то, чего ученик не знает, а то, что знает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная ценность работы учителя гуманизация процесса обучения.
Общение строиться на субъект – субъектной основе. В результате, которого, возникает диалог, создаётся оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах ка...
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.
В данной статье раскрывается современная модель гуманизации обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями. Дается краткое описание реализации основных направлений личностн...
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ...
Патриотическое воспитание как средство гуманизации учебно-воспитательной работы школы №14
Данная работа освещает пути и методы формирования патриотизма у учащихся...
Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг
Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....
Мастер-класс:"Тенденция гуманизации на уроках истории".
Презентация мастер-класса...
Принципы работы МБОУ «Разъезженская СОШ» в контексте современного подхода к обучению и воспитанию, направленного на гуманизацию образования
Дети - источник вдохновения, и мой долг как педагога дать им детство, сохранить его, быть им другом....