Патриотическое воспитание как средство гуманизации учебно-воспитательной работы школы №14
статья (история) по теме
Данная работа освещает пути и методы формирования патриотизма у учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_obshchestva.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.А Никитюк, Н.А Коряк
ПАТРИОТИЧАСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
КАК СРЕДСТВО ГУМАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ № 14
В национальной доктрине образования Российской Федерации определена государственная политика в области образования обобщен социальный заказ государства на воспитание человека гуманного, с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, проявляющего национальную и религиозную терпимость, понимающего традиции и культуру других народов.
Осуществление данной глобальной задачи современного общества возможно при условии гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе.
Гуманизация изучения курса истории России и других стран мира состоит в следующем:
- в отборе учебного материала (внимание к историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период);
- в развитии нравственных принципов и ценностных ориентаций; в воспитании добра, толерантности, чувства ответственности;
- в развитии таких качеств учеников, как патриотизм, свободолюбие, уважение к истории и традициям других стран мира, людям и культурам, стремление к миру сотворению добра;
- в технологии преподавания, в создании условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания;
- в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур; «вживание в историческое событие»;
- в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений: на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, личность в истории;
- в развитии творческого мышления и повышения культурного уровня посредством нравственных уроков истории;
- в создании на уроке положительного психологического климата, атмосферы радости и сотрудничества между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения – одна из актуальных задач государства и общества.
По данным социологических исследований, более 60% молодежи готовы покинуть пределы России при условии, что они могут устроить свою жизнь в развитых капиталистических странах. для того, чтобы как-то нейтрализовать данную тенденцию, необходимы внеэкономические рычаги консолидации общества, среди которых патриотическое воспитание.
Одна из трудностей носит идеологический характер и заключается в том, что разрушены механизмы патриотического воспитания нужны герои в качестве идеала, образца для подражания. Но рыночные отношения, строящиеся на идеологии прагматизма, отрицают все героическое как не рентабельное. Кроме того, героическая личность всегда выходит Зв определенные границы, принятые в обществе. И здесь все уже зависит от системы координат. С нашей точки зрения, Емельян Пугачев был героем, а с точки зрения Екатерины II и ее окружения, - преступником. Средства патриотического воспитания многообразны, но эффективность их различна.
Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в российском государстве чувство истинного патриотизма, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.
Как учителей истории, нас заинтересовала проблема повышения гражданской активности и тесно связанная с ней категория патриотизма. Основными критериями патриотизма являются любовь к Отечеству, к людям; преданность Отечеству, людям; готовность служить Отечеству.
Для изучения исходного состояния сформированности патриотизма у старшеклассников школы № 14 была использована методика доктора педагогических наук Н.Е. Щурковой в параллели 9-х классов результаты диагностики показали, что независимо от предметных интересов учащихся получено следующее распределение по уровням сформированности у них патриотических качеств:
- любовь к Отечеству, к людям: высокий уровень – 22%, средний – 28%, низкий 50%;
- преданность Отечеству: высокий уровень – 16%, средний – 30%, низкий – 54%;
- готовность служить Отечеству: высокий уровень – 18%, средний – 26%, низкий – 56%.
В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности патриотизма у учащихся определить необходимость дальнейшей активизации их патриотического воспитания.
В школе № 14 г. Рязани большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке его к защите Родины. При этом целями и задачами патриотического воспитания являются:
- развитие системы патриотического воспитания учащихся, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ;
- формирование у учащихся высокого патриотического сознания любви к малой и большой Родине;
- формирование патриотизма у учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
- воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания;
- военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе».
В ходе работы по патриотическому воспитанию разработан и успешно осуществляется проект «Патриот России». В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе» осуществляется военно-патриотическое воспитание учащихся через тесные связи с училищем воздушно-десантных войск.
Стали доброй традицией встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Учащиеся принимают активное участие во всех конкурсных работах и мероприятиях, проводимых Советом ветеранов и другими общественными огранизациями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГУМАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Гуманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития и воспитания активной, творческой личности на основе общечеловеческих ценностей и традиционной русской культуры....
Краеведение – средство патриотического воспитания учащихся со сложной структурой дефекта в школе 1 и 2 вида.
Краеведение – средство, позволяющее увеличить масштаб коммуникативной деятельности учащихся. Запланированные экскурсии в музеи по городу и области позволяют создать благоприятные условия д...
Доклад на педсовете: "Патриотическое воспитание – основа учебно воспитательного процесса в школе"
Патриотическое воспитание детей и молодежи, актуально всегда.Существуют две взаимообусловленные ценности, это доверие и патриотизм, из чего напрашиваются далеко идущие соответствующие выводы.Патриотиз...
Доклад «Воспитание успехом» -одно из главных условий гуманизации учебно-воспитательного процесса»
Суть принципа «воспитание успехом» состоит в том, что педагог, работая с ребенком, должен стремиться, как можно глубже понять его, осмыслить его особенности, потребности, стараться развива...
Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления личности в условиях сельской школы
Доклад на семинаре на тему "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления личности в условиях сельской школы"...
«Краеведение как средство патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате»
Из опыта работы в коле-интернате для слабослышащих обучающихся...