Патриотическое воспитание как средство гуманизации учебно-воспитательной работы школы №14
статья (история) по теме

Данная работа освещает пути и методы формирования патриотизма у учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_obshchestva.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А Никитюк, Н.А Коряк

ПАТРИОТИЧАСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

КАК СРЕДСТВО ГУМАНИЗАЦИИ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ № 14

В национальной доктрине образования Российской Федерации определена государственная политика  в области образования обобщен социальный заказ государства на воспитание человека гуманного, с активной жизненной         и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, проявляющего национальную и религиозную терпимость, понимающего традиции и культуру других народов.

Осуществление данной глобальной задачи современного общества возможно при условии гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе.

Гуманизация изучения курса истории России и других стран мира состоит в следующем:

- в отборе учебного материала (внимание к историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период);

- в развитии нравственных принципов и ценностных ориентаций; в воспитании добра, толерантности, чувства ответственности;

- в развитии таких качеств учеников, как патриотизм, свободолюбие, уважение к истории и традициям других стран мира, людям и культурам, стремление к миру сотворению добра;

- в технологии преподавания, в создании условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания;

- в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур; «вживание в историческое событие»;

- в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений: на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, личность в истории;

- в развитии творческого мышления и повышения культурного уровня посредством нравственных уроков истории;

- в создании на уроке положительного психологического климата, атмосферы радости  и сотрудничества между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения – одна из актуальных задач государства и общества.

По данным социологических исследований, более 60% молодежи готовы покинуть пределы России при условии, что они могут устроить свою жизнь в развитых капиталистических странах. для того, чтобы как-то нейтрализовать данную тенденцию, необходимы внеэкономические рычаги консолидации общества, среди которых патриотическое воспитание.

Одна из трудностей носит идеологический характер и заключается в том, что разрушены механизмы патриотического воспитания нужны герои в качестве идеала, образца для подражания. Но рыночные отношения, строящиеся на идеологии прагматизма, отрицают все героическое как не рентабельное. Кроме того, героическая личность всегда выходит Зв определенные границы, принятые в обществе. И здесь все уже зависит от системы координат. С нашей точки зрения, Емельян Пугачев был героем, а с точки зрения Екатерины II и ее окружения, - преступником. Средства патриотического воспитания многообразны, но эффективность их различна.

Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в российском государстве чувство истинного патриотизма, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.

Как учителей истории, нас заинтересовала проблема повышения гражданской активности и тесно связанная с ней категория патриотизма. Основными критериями патриотизма являются любовь к Отечеству, к людям; преданность Отечеству, людям; готовность служить Отечеству.

Для изучения исходного состояния сформированности патриотизма у старшеклассников школы № 14 была использована методика доктора педагогических наук Н.Е. Щурковой в параллели 9-х классов результаты диагностики показали, что независимо от предметных интересов учащихся получено следующее распределение по уровням сформированности у них патриотических качеств:

- любовь к Отечеству, к людям: высокий уровень – 22%, средний – 28%, низкий 50%;

- преданность Отечеству: высокий уровень – 16%, средний – 30%, низкий – 54%;

- готовность служить Отечеству: высокий уровень – 18%, средний – 26%, низкий – 56%.

В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности патриотизма у учащихся определить необходимость дальнейшей активизации их патриотического воспитания.

В школе № 14 г. Рязани большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке его к защите Родины. При этом целями и задачами патриотического воспитания являются:

- развитие системы патриотического воспитания учащихся, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ;

- формирование у учащихся высокого патриотического сознания любви к малой и большой Родине;

- формирование патриотизма у учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

- формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания;

- военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе».

В ходе работы по патриотическому воспитанию разработан и успешно осуществляется проект «Патриот России». В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе» осуществляется военно-патриотическое воспитание учащихся через тесные связи с училищем воздушно-десантных войск.

Стали доброй традицией встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Учащиеся принимают активное участие во всех конкурсных работах и мероприятиях, проводимых Советом ветеранов и другими общественными огранизациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГУМАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Гуманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития и воспитания активной, творческой личности на основе общечеловеческих ценностей и традиционной русской культуры....

Краеведение – средство патриотического воспитания учащихся со сложной структурой дефекта в школе 1 и 2 вида.

Краеведение – средство,  позволяющее увеличить масштаб коммуникативной деятельности учащихся. Запланированные экскурсии в  музеи по городу и области позволяют создать благоприятные условия д...

Доклад на педсовете: "Патриотическое воспитание – основа учебно воспитательного процесса в школе"

Патриотическое воспитание детей и молодежи, актуально всегда.Существуют две взаимообусловленные ценности, это доверие и патриотизм, из чего напрашиваются далеко идущие соответствующие выводы.Патриотиз...

Доклад «Воспитание успехом» -одно из главных условий гуманизации учебно-воспитательного процесса»

Суть принципа «воспитание успехом» состоит в том, что педагог, работая с ребенком, должен стремиться, как можно глубже понять его, осмыслить его особенности, потребности, стараться развива...

Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления личности в условиях сельской школы

Доклад на семинаре на тему "Гражданско-патриотическое воспитание как средство  становления личности в условиях сельской школы"...