Принципы работы МБОУ «Разъезженская СОШ» в контексте современного подхода к обучению и воспитанию, направленного на гуманизацию образования
методическая разработка

Дети - источник вдохновения, и мой долг как педагога дать им детство, сохранить его, быть им другом.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

1. РОЛЬ ГУМАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Сегодня в России идёт процесс формирование гражданского общества, где права человека и его свободы признаются высшей ценностью. Продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.

Ключевое понятие гуманистической философии образования - «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений.

Так понятие «гуманизм» употребляется, по крайней мере, в десяти значениях:

·   название эпохи Возрождения в различных культурных движениях, идейных течений, направлений общественной мысли;

· название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;

· характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;

· обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты и уважения;

· определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;

· выражение особого отношения к человеку как  высшей ценности жизни;

· название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др..

     Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм».

             Гуманизм как идейно ценностный комплекс, включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получивших название общечеловеческих; человеколюбие, свобода и справедливость.     Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеалогическое, как название философской системы, и поэтому его исследования предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.

             Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.

             Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Основные положения

     Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности или принципы гуманизации образования.

1. Личностно ориентированный принцип.  Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную -  ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек. В нашей школе уже вошло в традицию учитывать интересы детей в их личностном развитии, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, где каждый ребёнок может проявить себя в учебных или творческих достижениях.

2.  Культурологический принцип. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования. Этот принцип активно применяется нашими педагогами на уроках литературы, МХК, искусства, истории, а так же при организации театрализованных представлений.

3.  Принцип деятельного и личностного подхода. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом, а не объектом обучения. В учебной деятельности этот принцип применяется при использовании различных технологий и педагогических методов.  Например на уроках обществознания я часто использую метод проекта, где ребёнку предоставлена полная свобода в поисках информации и презентации проекта, например, после прохождения темы «Экономика» ребята делают проект по составлению маркетингового плана своего предприятия, затем на деловой игре финансисты определяют лучший проект – социально-значимый, который бы они профинансировали. Такие занятия вызывают живой интерес к предмету и учат понимать друг друга.

4. Принцип диалогического подхода предполагает, преобразование позиции педагога и  учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничества. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Учащиеся вместе с педагогами готовят и участвуют в различных мероприятиях «Смотр художественной самодеятельности», марафон, посвящённый 68–летию Победы, субботник, неделя науки, предметные недели.

5. Принцип индивидуально-творческого подхода.  Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.  Это принцип помогает нам успешно выявлять способности учащихся. Кто-то реализует себя в исследовательской деятельности, занимаясь в научном обществе «Капелька».  Кто-то в кружке народного творчества «Умелые руки» – изготовляя различные поделки.

6. Принцип профессионально-этической взаимоответственности.  Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией этого принципа. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя. На основе этого принципа в нашей школе успешно работает кружок юных журналистов. Ребята выпускают школьную газету «Филин», где освещают жизнь не только школы, но и села.

     Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле. Воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности. И обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста, образных форм познания мира и социальных эмоций..

2.2. «Мое педагогическое кредо»

     Гуманизация общества поставила вопрос об авторитете учителя. Близость авторитета и авторитарности как однокоренных слов и смежных понятий проблематизировала идею учительского авторитета, предъявила к нему этические критерии. Индивидуальность как основа обучения и воспитания возвращает учителю и школе самоуважение.

«Учащие и учащиеся, - прежде всего сотрудники», - писал Н.К. Рерих. Так демократизация и гуманизация в образовании открыли пути к развитию инициативы и самостоятельности ученика и учителя.

         Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить, и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем.     Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности:

-     уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила нравственности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

-     постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);

-     передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.

Эти         постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.

             Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая «гуманистическое пространство» (И.Д. Демакова). В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), педагог создает условия,  чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, можно определить основное правило - «Правило 7У»:

-     «уверенность» - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Педагог гарант соблюдения прав ребенка;

-     «успешность» - берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему;

-     «удивительность» - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем»;

-     «убедительность» - уметь зажечь детские сердца, убедить их  в важности дела;

-     «уважительность» - необходимо взаимное уважение; уважаешь, мнение детей, они уважают твое. Воспитание без уважения - подавление;

-     «уравновешенность» - в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать;

-     «улыбчивость» - без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

3. ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА

Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.

Поэтому стоит чаще вставать на место детей, чтобы понять: что их интересует, что радует, что утомляет, что обижает. Во всем этом объективная база единства воспитателя и воспитанника, то есть необходимое условие возникновения известной всем (но не всеми применяемой!) педагогики сотрудничества, которая строится на принципах гуманизации и демократизации отношений со своими воспитанниками.

Для решения всех педагогических задач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу, заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой - гуманный, то есть такой, когда воспитатель стремится приобщить детей к решению педагогических задач, когда он сотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому, что умеет сам.

По проблеме гуманизации образования давно ведется дискуссия, как достичь наилучшего результата, либо за счет увеличения часов гуманитарных предметов, либо в отведённый регламент часов сделать работу более продуктивной – используя разнообразные методики. Как уже говорилось выше основной принцип гуманизации образования привить интерес детей к знаниям и наиболее успешно здесь можно использовать такие методики как проектный метод, деловая игра, диспуты, дискуссии, и др. интерактивные формы в обучении.

Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период школьного ученичества, - это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет и может.

И достичь этого можно только добром, ибо только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог - наш современник В.А. Сухомлинский.

Дети - источник вдохновения, и мой долг как педагога дать им детство, сохранить его, быть им другом.

  ЛИТЕРАТУРА

1.   Модернизация гуманитарного образования. Издательство «Учитель» В.Ю. Розко, 2016 г

2.   Научно-методический журнал Преподавание истории и обществознания в школе № 8 2016 г. «Концепция социально-гуманитарного образования в современной школе»

3.     Классный руководитель №4.-М., 2017г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...

«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ"

Иклюзия.Понятие.Инклюзивное образование....

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...

«Современные образовательные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации».

Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни, достижениям науки и спорт...

Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов

Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психо...