ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.
статья на тему

Корчовская Елена Романовна

В данной статье раскрывается современная модель гуманизации обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями. Дается краткое описание реализации основных направлений  личностно – ориентированного подхода в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. Описываются необходимые условия организации учебного процесса в рамках гуманистической парадигмы на примере школы  VIII вида. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

Корчовская Елена Романовна,

ассистент кафедры специальной педагогики

 Владимирского государственного гуманитарного университета

С приходом XXI в. специальная педагогика как наука изменила свою парадигму, то есть образец решения теоретических и практических задач. Она взяла курс на разработку и реализацию гуманистического направления в обучении и воспитании лиц с особыми образовательными потребностями, суть которого заключается в приближении специального образования к требованиям современной цивилизации и более полное удовлетворение социокультурных потребностей лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В гуманистической интропретации цель специального образования состоит в том, чтобы сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями. Достижение этой цели невозможно как без включения этого человека в социальные отношения, так и без поддержки становления его индивидуальности.

Еще в начале XX в. в России стал активно развиваться опыт воспитания и обучения детей и подростков с особыми нуждами на принципах милосердия, гуманности, медико-педагогической и социальной поддержке детям и семьям (Е.К. Грачева, М.П. Постовская, В.П. Кащенко, и др.).

По экспертным оценкам ООН к началу XXI в. в мире насчитывалось 200 млн. детей с умственными и физическими недостатками и лишь около 2% из них получали необходимую помощь.

 Инвалиды, по сравнению с другими людьми, в большей степени  нуждаются в социокультурных и образовательных услугах, так как многие из них не могут обеспечить себе качество жизни достойное человека.  Являясь гражданами нашего государства, дети, подростки и взрослые с тяжелыми и множественными нарушениями имеют право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, а главное, право на социальную защиту и образование.

Первый гуманный шаг к их защите сделало государство. В настоящее время права людей с ограниченными возможностями защищает целая серия нормативно – правовых документов: Конституция РФ, Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральный Закон «Об образовании», Конвенция «О правах ребенка», «О правах умственно отсталых», Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» и др.

В 90 гг. резкой критике подверглась цензовая ССП, в результате чего она распалась, и был взят курс на личностно – ориентированное обучение детей и подростков с особыми образовательными потребностями.

Личностно – ориентированная парадигма  предлагает активное использование индивидуально – дифференцированного подхода в обучении. Необходимо исходить из природы «особого» ребенка, учитывать в процессе обучения  характер и структуру его дефекта, зону ближайшего и актуального развития, его возможности, интересы.    

Для реализации данного подхода в процессе обучения в школе VIII вида создаются следующие условия:  

  1. Разрабатываются индивидуальные планы обучения на каждого ученика с учетом его дефекта, зоны ближайшего и актуального развития.
  2. Организуются групповые и индивидуальные коррекционные занятия на основе  диалога и имитации ролевых игр.
  3. На уроках активно применяются здоровьесберегающие образовательные технологии, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и предупреждение возникновения вторичных и третичных нарушений: подача учебного материала с учетом психолого-педагогической характеристики группы; построение деятельности каждого ребенка  на основании данных психолого-медико-педагогических обследований и рекомендаций различных специалистов; чередование различных видов деятельности, методов и приемов обучения на уроке; использование компенсаторных возможностей при объяснении материала, пауз отдыха в виде физкультминуток и др.
  4. Общение между учителем и учениками строится на основе идей педагогического гуманизма (эмпатии, справедливости, взаимного уважения).

Таким образом, идеи  гуманизации  обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями  можно представить в виде трех блоков: здоровьесберегающая среда; культура педагогического общения; профессиональная компетентность учителя – дефектолога в сфере реализации современных личностно – ориентированных образовательных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями

Активное действенное взаимодействие учащихся, родителей и учителей – это залог успешной учебы и развития ребенка! На этой страничке Вы, дорогие родители, сможете найти интерсные для Вас методиче...

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями

Эта статья поможет родителям особых детей в их воспитании и развитии....

Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы с особыми образовательными потребностями (с нарушением интеллекта)

Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы, который включает в себя 1-ую, 2-ую и 3-ю часть....

Современные тенденции в развитии образования детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Нарушения в развитии не приговор, а необходимость изменения плана развития. Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Появление этого тер...

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями

Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы....

Педагогические методы диагностики и мониторинга детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Диагностическая работа занимает особое место в коррекционно‑педагогическом процессе, играет роль индикатора результативности оздоровительных, коррекционно‑развивающих и воспитательно‑образовательных м...