Мультимедийный урок
статья на тему
Предварительный просмотр:
Мультимедийный урок физики.
Сосова Татьяна Михайловна
учитель физики МОУ «Нижнепенская СОШ»
XXI век называют «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения. Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях,
необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. Современные школьники активно используют современные информационные технологии, они воспитаны на компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.
Но наверное каждый учитель не раз задавал себе вопрос: “а зачем мне нужен мультимедийный урок?” Что это дань моде или он действительно так необходим?
Я использую в своей педагогической деятельности возможности ИКТ не как дань моде, а как возможности проводить уроки на новом современном уровне, хотя считают, что проведение мультимедийного урока не должно быть самоцелью.
Что такое мультимедийные технологии?
Мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
Мультимедиа технологии - это совокупность современных средств аудио-, теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления образовательной деятельностью. Реализация мультимедиа технологий осуществляется непосредственно в рамках медиа-, мультимедиа урока.
Что мы называем медиауроком?
Медиа-, мультимедиа урок - это урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологии. Медиаурок -урок, на котором применяется компьютерная техника и программные средства, урок с компьютерной поддержкой. Мультимедийные средства – интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимированными графическими образами, текстом, речевым и звуковым сопровождением.
Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного урока, т.е мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения.
Содержание урока как мини-технологии подразумевает наличие «полного пакета»:
- Мультимедийную презентацию;
- Подробное сценарное описание, детализирующее постановку и пути решения учебных задач, описание технологических приёмов;
- Вариативность урока в зависимиости от поставленных учебных задач;
- Сопутствующий уроку дидактический раздаточный материал.
- Контрольно-измерительные материалы, помогающие отследить результативность занятия.
Следовательно при разработке мультимедийного урока учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса.
Мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.
Мультимедийный урок предназначен для:
- для изучения нового материала, предъявления новой информации;
- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
- для обобщения, систематизации знаний.
В соответствии с осуществляемыми функциями современных технических средств выделяют следующие способы использования их в процессе обучения:
1. Источник учебной информации.
2. Средство выбора информации и ее качественной обработки.
3. Средство представления (презентации) учебного материала.
4.Средство осуществления контроля над выполнением образовательной задачи.
Необходимыми компонентами мультимедийного урока являются:
– рисунок, иллюстрация, графика;
– формула;
– интерактивная игра;
– интерактивная карта;
– интерактивная модель;
– мультимедиа панорама;
– тренажер;
– трехмерная модель;
– видеофрагмент;
– аудиозапись;
-мультимедийная презентация.
Работа обучающихся в классе на мультимедийном уроке может быть организована:
• фронтально - просмотр видео фрагментов,
• индивидуально - выполнение практических работ,
• малыми группами - выполнение общего учебного проекта.
В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:
• актуализация
• формирование знаний, умений, навыков
• применение
Конечно для этой структуры урока возможны варианты и модификации. Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем.
Преобладают три основных способа использования мультимедийных технологий:
- Иллюстративный: иллюстрирует рассказ учителя, может быть использован при опросе или обобщении.
- Схематичный: в основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем.
- Интерактивный: сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация на мультимедийном уроке обязательно присутствует. При планировании презентации необходимо опираться на следующие дидактические принципы:
- научности;
- наглядности;
- доступности;
- системности и последовательности;
- сознательности и активности;
- прочности;
- связи теории и практики;
- интерактивности;
- индивидуализации;
- перманентности комплексного восприятия информации.
При разработке и использовании нужно учитывать, что:
· они быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами;
· они вызывают интерес и делают разнообразным процесс презентации;
· усиливают воздействие презентации
Презентация для урока может сквозной – презентация, которая используется на протяжении всего урока, и несквозной – презентация, которая используется на каком-то этапе урока.
Наиболее эффективно использование презентаций на следующих этапах урока:
- объяснение нового материала;
- закрепление ЗУН (презентация используется в качестве тренажера по определенной теме школьного курса).
Другой вариант использования интерактивных средств обучения– электронный учебник. Учитель может использовать в качестве учебно-методического сопровождения как различные электронные издания на СD, DVD – носителях, так и образовательные Интернет – ресурсы, мультимедийные средства ЦОР.
Электронные издания на СD, DVD – носителях могут использоваться учителем как при подготовке к уроку, так и на разных этапах проведения урока. Так при объяснении нового материала на уроке учитель может использовать иллюстрации, портреты, схемы и т.д.. При закреплении пройденного материала, учитель может предложить обучающимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности обучающихся.Для осуществления контроля знаний обучающихся по пройденной теме учитель может организовать тестирование.
Средства ЦОР могут быть использованы:
• во время объяснения нового материала в качестве демонстрации;
• для закрепления нового материала с последующим устным опросом или работой с карточками;
• чтобы закрепить знания в процессе выполнения самостоятельной работы;
• чтобы проверить степень усвоения материала обучающимися;
• для домашних заданий, например, при подготовке к сообщению, в презентациях;
• для того, чтобы научить обучающихся извлекать необходимую информацию (справочные таблицы, схемы).
В частности по физике можно использовать сайт "Физика в анимациях", на котором можно найти анимационные схемы многих физических процессов. Много интересных материалов и ссылок на полезные ресурсы можно найти на сайте физического факультета Московского университета phys.web.ru. Физика.ру: сайт для обучающихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru Эрудит: биографии учёных и изобретателей http://erudite.nm.ru, классная физика http://class-fizika.narod.ru/mm10-11.htm и др.
Использование мультимедийных уроков в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:
- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке;
- создавать слайды по учебному материалу, используя редактор презентации MS PowerPoint,
- демонстрировать презентацию на уроке;
- использовать готовые программные продукты;
- организовать работу с электронным учебником на уроке;
- применять учебные программные средства ;
- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
- организовывать работу с обучающимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
- работать на уроке с материалами сайтов;
- разрабатывать тесты, используя готовые программы -оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
Мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:
- дать обучающимся более полную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
- повысить роль наглядности в учебном процессе;
- позволяют увеличить время работы на уроке обучающихся;
-освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний; проверить усвоение знаний у обучающихся;
- удовлетворить запросы, желания и интересы обучающихся;
-повысить темп урока;
-увеличить долю самостоятельной работы обучающихся;
-вести дифференцированную работу с каждым учеником;
-организовать контроль, объективный учет успеваемости;
-повышает мотивацию и познавательною активность по предмету;
- повысить качество обучения.
Таким образом учителю нужно достаточно четко осознать ключевые преимущества мультимедиа и стремиться максимально, использовать их в своей педагогической деятельности.
Использованные ресурсы:
1. Майер Р.В. Информационные технологии и физическое образование. –– Глазов: ГГПИ, 2006. –– 64 с.
2. Ресурсы Интернет:
http://lu000.klemschooll.edusite.ru/p4aa1.html
http://didaktor.ru/kak-podgotovit-xoroshij-multimedijnyj-urok/
http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=201360
http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1392
http://elenadzjurich.ucoz.ru/publ/primenenie_ikt_na_urokakh_fiziki/1-1-0-2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мультимедийный урок-соревнование "Страны и континенты"
Данный урок разработан в качестве обобщающего для уч-ся 6 класса школ с углубленным изучением английского языка по курсу Верещагиной И.Н.Урок включает в себя работу с мультимедийной картой "Страны и к...
Конспект мультимедийного урока по теме: "Shakespeare\'s Land" с использованием презентации "Уильям Шекспир"
Конспект урока для 7 класса с использованием презентации "Уильям Шекспир"....
Мультимедийный урок Двигатель внутренего сгорания
Мультимедийная разработка урока по общему устройству ДВС.Материал изучается на первом году обучения в 10-м классе по программе подготовки водителей категорий "В" и "С". Кратко представлены устройство,...
Мультимедийный урок математики по теме "площадь прямоугольника"
Урок посвященный теме "площадь прямоугольника" с презентацией...
Мультимедийный урок по обществознанию «Нации и межнациональные отношения в РФ».
Тема урока «Нации и межнациональные отношения в РФ»Предмет обществознаниеКласс8Автор/ы урока Ерофеева Ирина ЕвгеньевнаОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №1»Страна РФРеспублика/край Респуб...
Мультимедийный урок обобщения знаний в 5 классе по теме «Действия с натуральными числами».
Урок-путешествие...
Мультимедийный урок по биологии в 8 классе, обратный лист связи
Урок построен по новым требованиям ФГОС...