Организационная информация |
|
Тема урока | Нации и межнациональные отношения в РФ |
Предмет | обществознание |
Класс | 8 |
Автор/ы урока (ФИО, должность)
| Ерофеева Ирина Евгеньевна |
Образовательное учреждение | МОУ «СОШ №1» |
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) | Приволжский федеральный округ |
Республика/край | Республика Татарстан |
Город/поселение | г. Мензелинск |
Методическая информация |
|
Тип урока (мероприятия, занятия) | Получения новых знаний |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | - углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей на основе изучения этнического состава РФ; - помочь учащимся в подготовке к жизни в демократическом многонациональном правовом государстве путем формирования у них установок толерантного сознания и поведения, представлений о политических и правовых средствах урегулирования межнациональных конфликтов.
|
Задачи урока (мероприятия, занятия) | К концу урока учащиеся смогут:
- уточнить понятия «этнос» и «нация».
- Понять важность толерантности в современных условиях.
- Определить собственную гражданскую позицию по вопросу о перспективах национальной государственной политики.
- Тренировать навыки работы в группах, умение делать выводы, умение работать с источниками
- Определить возможные варианты решения проблем.
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | - личностно - ориентированного обучения и воспитания (развитие ключевых компетентностей учащихся); - проблемного обучения (проблемный вопрос: «Существуют ли национальные проблемы в РФ? Если да, как же их можно разрешить?»); - дебаты («Этническое многообразие - богатство или беда России?»); - развития критического мышления (на основе анализа статистического материала, документов, информации СМИ и других источников определять собственное отношение к проблеме межнациональных отношений в РФ, к сложившимся стереотипам: лозунг «Россия для русских!», тезис о неполноценности национальных меньшинств); - обучение в сотрудничестве (групповая работа) - технология использования в обучении интерактивных игровых методов (учащиеся выступают в роли «специалистов » по национальному вопросу - демографов, историков, этнографов, социологов - аналитиков, психологов, музейных работников, депутатов Государственной думы, судей Конституционного Суда РФ).
|
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 45 минут |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | - давать определения понятиям: этнос, племя, народность, нация, конфессия, этноцентризм, национализм, идентификация, этническое самосознание, сепаратизм, толерантность - определять характерные черты этнических общностей; - уметь грамотно анализировать традиции, обычаи различных народов; - приводить примеры взаимовлияния национальных культур; - выявлять причины межнациональных конфликтов; - приводить примеры межнациональных конфликтов; - определять основные принципы национальной политики в современной России. - на основе анализа статистического материала, документов, информации СМИ и других источников определять собственное отношение к проблеме межнациональных отношений в РФ - принимать участие в дебатах по проблеме «Этническое многообразие - богатство или беда России?»; - подготовка презентации по теме; - участие в ролевой игре
|
Необходимое оборудование и материалы | учебник, словари, раздаточный материал, компьютер, мультипроектор |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | мультимедийная презентация «Нации и межнациональные отношения в РФ». |
Список учебной и дополнительной литературы |
|
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников. |
|
Мотивация учащихся | 1)Мини соц. опрос учащихся в классе (по рабочему листу): а) знаю, могу поделиться информацией б) наслышан, но информации не достаточно в) не знаю, не знаком с проблемой
2) Дети составляют из предложенного пакета слов и словосочетаний определение нации и этноса. (Класс предварительно произвольно разделен на две группы). 3) Уточнение определений: работа групп по словарю. (идет корректировка определений составленных учащимися) Повышению мотивации учащихся 8 класса к изучению иностранного языка на уроке способствуют: - использование Интернет и компьютерных технологий;
- связь изучаемого материала с интересами самих учеников ;
- создание проблемных ситуаций;
- усвоение знаний происходит на уровне восприятия и понимания материала;
- тема урока актуальна для учащихся, их личный опыт является востребованным;
|
Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия). Количество недостающих строк добавляет автор. | - Актуализация знаний.
Целеполагание. Объявление целей занятия |
| 2. Россия - полиэтническое и многоконфессиональное государство: - этнический состав России; - история формирования многонационального российского государства |
| 3. Традиции и обычаи народов России.(на примере татарского и русского народов ) |
| 4. Межнациональные конфликты в РФ: причины и возможные пути их разрешения. |
|
|
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) | 1. Я думаю что… 2.Потому что, этому способствует… 3.Значит….
|
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) | повторить термины по теме, выполнить любое творческое задание по данной теме |
Дополнительная необходимая информация |
|
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | Интернет-ресурсы: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=русская культура http://www.menzelinsk.ru/photo. http://ru.wikipedia.org http://www.rusnations.ru/etnos
|
В помощь учителю |
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Использование мультимедиа на данном уроке позволяет достичь хороших результатов урока : четкое выполнение плана урока , чередование различных видов деятельности обучающихся, повышение эффективности урока , достижение положительной мотивации обучающихся, усвоение знаний на уровне понимания и восприятия |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим |
|
Другое
|
|