Мультимедийный урок по биологии в 8 классе, обратный лист связи
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Урок построен по новым требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_list_obratnoy_svyazi.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

Мультимедийный урок в 8-м классе:

"Строение нервной системы. Спинной мозг"

Учитель географии и биологии: Ложкина Анжелика Валерьевна

Верхнебуреинский район п. Солони МКОУ ООШ № 18

Знание

45%

Понимание 25%

Применение 15%

Анализ 5%

Синтез 5%

Оценка 5%

Цели урока: 

  1. образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях спинного мозга, механизма взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинения их функций; описывать проявления функций нервной системы; показывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга.
  2. развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения, раскрывать причинно-следственные связи. Развивать навыки работы с компьютерной техникой, умений работы в Power Point и Sun Rav Test Office Pro;
  3. воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга.

Оборудование: компьютеры.

Оформление доски: записанное домашнее задание; дата и тема.

План урока. 

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала:
  1. центральная и периферическая нервная система человека;
  2. положение спинного мозга в спинномозговом канале позвоночника;
  3. выход спинномозговых нервов, расположение спинномозговых узлов;
  4. оболочки спинного мозга, спинномозговая жидкость, строение спинного мозга: белое и серое вещество, центральный канал;
  5. рефлекторная и проводящая функция спинного мозга;
  6. коленный рефлекс, положение восходящих и нисходящих нервных путей;
  7. связь спинного и головного мозга.
  1. Закрепление.
  2. Тестирование на компьютере (самопроверка)
  3. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

В своих рабочих тетрадях ученики записывают число и тему урока.

1.Содержание материала, подлежащего воспроизведению.

Изучение нового материала.

  1. Центральная и периферическая нервная система человека.

Как у всех позвоночных, нервная система человека состоит из центральной и периферической частей. К центральной части относится головной мозг и спинной мозг, к периферической – нервы и нервные узлы.

– Что относится к центральной, а что – к периферической нервной системе? Зафиксируйте в тетради схему:

  1. Содержание материала для уровня понимания.

2. Положение спинного мозга в спинномозговом канале позвоночника.

– Где находится спинной мозг? Каково его строение?
–        Каков внешний вид спинного мозга?

-   Объясните с позиции эволюционных преобразований особенности строения спинного мозга.

3. Содержания материала для уровня применения.

3. Выход спинномозговых нервов, расположение спинномозговых узлов.

4. Оболочки спинного мозга, спинномозговая жидкость, строение спинного мозга: белое и серое вещество, центральный канал.

– Найдите серое и белое вещество, центральный (спинномозговой) канал, смешанный спинномозговой нерв, нервные узлы, передний и задний корешки.
– Какова особенность расположения белого и серого веществ в спинном мозге?
– Где располагается спинномозговая жидкость, и какова ее роль?
– Почему слой белого вещества в спинном мозге в верхнем отделе толще, чем в нижнем?

4. Содержания материала для уровней анализа и синтеза.

5. Рефлекторная и проводящая функция спинного мозга.

Вы студент  мед.училища к вам обратились за консультацией (задание на слайде).

Личная значимость изучаемого для школьника.

– Какова причина радикулитов, болей в пояснице? Проведите консультацию, разработайте не менее двух рекомендаций по мере профилактики. Выпустите «Лист здоровья».

– Какие функции выполняет спинной мозг? Охарактеризуйте каждую из них.

6. Коленный рефлекс, положение восходящих и нисходящих нервных путей.

– Задание выполняйте в паре, меняясь ролями: исследователь и исследуемый.

Исследователь. Сядьте, положите ногу на ногу, расслабьтесь. Стукните несильно, но резко ребром ладони по колену. Что наблюдаете?

Испытуемый. Нога подпрыгивает

– Какой отдел ЦНС действовал?

Компьютерное тестирование составлено в Sun Rav Test Office Pro.

5. Содержания материала для уровня оценки.

Лист обратной связи.

1. Спинной мозг находится:

а) в позвоночном канале;
б) в спинномозговом канале;
в) в грудном отделе позвоночника.

2. Диаметр спинного мозга равен:

а) 1 мм;
б) 1 см;
в) 2 см.

3. От спинного мозга отходят:

а) 30 пар спинномозговых нервов;
б) 31 пара спинномозговых нервов;
в) 33 пары спинномозговых нервов.

4. Нервные узлы находятся:

а) на передних корешках спинномозговых нервов;
б) на задних корешках спинномозговых нервов;
в) на обоих корешках спинномозговых нервов.

5. Каковы функции спинного мозга?

а) двигательная;
б) защитная и опорная;
в) рефлекторная и проводниковая.

6. Из чего состоит серое вещество спинного мозга?

а) из длинных отростков нейронов;
б) из соединительной ткани;
в) из тел нейронов.

7. В каком направлении проводит импульсы белое вещество спинного мозга?

а) от рецепторов к ЦНС;
б) в обоих направлениях;
в) от ЦНС к мышцам.

8. Нервные импульсы из спинного мозга в головной пере даются по:

а)       двигательным нервам

б)       чувствительным нервам

в)       проводящим путям белого вещества

г)       серому веществу спинного мозга

9. Если нижняя часть тела потеряла подвижность, зна чит, у человека повреждены нейроны спинного мозга

а)      вставочные

б)      образующие его белое вещество

в)       двигательные передних корешков

г)       чувствительные задних корешков

10. Рефлексы в организме животного и человека осуществ ляются с помощью

а)       ферментов

б)       гормонов

в)       витаминов

г)       рефлекторных дуг

Формулировка выводов.

1. ЦНС состоит из головного и спинного мозга.

2. Спинной мозг состоит из белого и серого вещества. Вверху спинной мозг соединяется с головным мозгом, внизу оканчивается пучком отходящих от него нервов.

3. Нервные импульсы по восходящим путям идут в головной мозг из серого вещества спинного мозга, а нервные волокна идущие вниз, образуют нисходящие проводящие пути. С помощью нисходящих путей нейроны головного мозга контролируют работу спинного мозга.

4. В спинном мозге замыкается огромное количество рефлекторных дуг. Они регулируют как соматические, так и вегетативные функции.

5. Спинной мозг выполняет две важные функции: проводящую – передает сигналы, идущие в головной мозг и из головного мозга, - и служит рефлекторным центром.

Итог урока с оценкой проделанной работы.

Домашнее задание: изучить § 44. Ответить на вопросы в конце параграфа на стр. 227, проработать терминологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по теме: "Поспорили однажды корень, стебель, лист - кто из них важнее?" Обобщающий урок по биологии, 6 класс.

Тип урока: обобщающий. Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: корень, стебель и лист. Задачи урока: обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и по...

урок биологии 6 класс "Корень, лист, стебель - что важнее?"

Исследование строения стебля, передвижение веществ, сравнение строения  и функции тканей вегетативных органов растения....

Урок биологии 7 класс "Значение листьев в жизни растений"

Урок разработан с учетом требований программы общеобразовательной специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Мультимедийный урок по биологии.

Мультимедийный урок по биологии "Плесневые грибы и дрожжи"...

План конспект мультимедийного урока по биологии в 6 классе по теме "Плесневые грибы"

Урок биологии по теме "Плесневые грибы" проводится на основе презентации, предназначенной для интерактивной доски. Урок проводится с использованием практических методов, в частности лаборато...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс «Морфология листа. Лабораторная работа №22. «Изучение морфологии листа на живых объектах или гербарных образцах»

Урок биологии «Морфология листа» проводился в 7 классе в ходе программного изучения раздела  «Строение и жизнедеятельность семенных растений. Лист.»Данный урок позволил пр...