Воспитательная система училища
материал на тему
О ведущей роли воспитания говорили всегда. Вспомним хотя бы Сократа, он так писал много веков назад: «Если бы народ мог ценить только одно учреждение, то оно должно было бы быть учреждением воспитательным». У Платона, ученика Сократа, можно прочитать: «Воспитание детей есть важнейшая задача государства; законодатель не должен отводить ему второе место». И то, и другое написано давно, а как актуально звучит в начале третьего тысячелетия. Школа была, есть и будет центром, ядром создания и воспитания личности будущего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_uchilishcha.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИЛИЩА
«Человек может стать человеком только
через воспитание».
И.Кант
Новые социальные требования к системе российского образования
Исходя из Закона «Об образовании», Конституции РФ в настоящее время чётко определено место и роль воспитательной деятельности в области образования. Она рассматривается как первостепенный приоритет в педагогической деятельности образовательного учреждения. Воспитание является органичной составляющей педагогического процесса, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
О ведущей роли воспитания говорили всегда. Вспомним хотя бы Сократа, он так писал много веков назад: «Если бы народ мог ценить только одно учреждение, то оно должно было бы быть учреждением воспитательным». У Платона, ученика Сократа, можно прочитать: «Воспитание детей есть важнейшая задача государства; законодатель не должен отводить ему второе место». И то, и другое написано давно, а как актуально звучит в начале третьего тысячелетия. Школа была, есть и будет центром, ядром создания и воспитания личности будущего.
Воспитание - это целенаправленное
управление процессом развития личности.
Х. И. Лийметс
Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Система ценностей, определяющих воспитательный процесс.
Цель воспитания: создание условий для формирования нового человека, развития лучших его черт, качеств, обеспечение стимулов творческой активности, простора для его развития.
Конечная цель – развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности.
Важнейшие задачи воспитания:
формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к правам и свободам личности;
формирование духовно-нравственных качеств;
разностороннее развитие творческих, креативных способностей;
формирование основ культуры здоровья;
воспитание инициативности, самостоятельности, толерантности;
формирование способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда.
Базовые принципы воспитания:
принцип гуманизации – уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
принцип личностного подхода – признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, признание его социальных прав и свобод;
принцип средового подхода – использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в развитии личности ребенка;
принцип дифференцированного подхода – отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в соответствии с региональными культурно-историческими, социально-экономическими условиями, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
принцип природосообразности – обязательный учет половозрастных особенностей обучающихся;
принцип культуросообразности – опора на национальные традиции, культуру, обряды, привычки;
принцип эстетизации среды жизнедеятельности и развития ребенка.
Система ценностей, определяющих воспитательный процесс
Ориентирами педагогического коллектива в развитии личности обучающихся являются такие общечеловеческие ценности как Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Мир, Культура и Человек.
Земля – общий дом человечества, Земля людей и живой природы.
Актуальная задача: формирование у подрастающего поколения оптимистического «образа мира», имеющего яркую эмоциональную окраску.
Отечество – единая для человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков.
Актуальная задача: воспитание уважительного отношения как к своей национальной истории, так и к истории любого народа.
Семья – начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, закладывающая основы будущей личности.
Актуальная задача: во взаимодействии и согласии с родителями воспитание чести рода, ответственности за фамилию; забота о сохранении и продолжении семейных традиций.
Труд – основа человеческого бытия. Наряду с трудом физическим и умственным, важную роль в воспитании отношений имеет «труд души».
Актуальная задача: одухотворять детский труд, делать его созидательным, продуктивным, творческим; воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом; учить благотворительности, бескорыстию.
Знания – результат разнообразного и творческого труда. Знания учащихся должны быть разнообразными, глубокими, прочными.
Актуальная задача: для воспитания очень важна нравственная направленность знаний, их субъективная значимость для ученика.
Культура – это богатство, накопленное человечеством, сфера духовной жизни людей.
Мерой культуры и воспитанности является интеллигентность.
Актуальная задача: раскрыть обучающимся одну из главных особенностей национального характера – высокую духовность.
Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
Актуальная задача: развитие миротворческой деятельности, создание в школе обстановки гражданского мира и национального согласия.
Человек – высшая ценность, «мера всех вещей». Ведущей целью воспитания остается идеал всесторонне развитой личности.
Актуальная задача: развитие всех способностей ребенка, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя и своих обстоятельств.
Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся
1. Гражданско-патриотическое.
Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.
Патриотическое воспитание – это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям. Воспитание патриотических чувств, верности Отчизне, гордости за героическое прошлое Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.
2.Социокультурное
Формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм».
3.Интеллектуальное.
Усиление интеграционных процессов, органически связывающих обучение с воспитанием. Развитие устойчивого познавательного интереса к учебной деятельности. Формирование сознательной мотивации к повышению интеллектуального уровня.
4.Творческое.
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и коллектива в целом.
5.Здоровьесберегающее.
Сохранение здоровья обучающихся – одна из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Духовное благополучие детей напрямую связано с их психологическим и физическим здоровьем. Здоровье – основа формирования личности. Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Создание условий для занятий спортом – один из способов пропаганды здорового образа жизни, профилактики алкоголизма, курения и правонарушений среди подростков. Занятие физкультурой и спортом рассматривается как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания.
6.Трудовое.
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Привитие чувства глубокого уважения к труду, людям труда. Формирование правильного, осознанного подхода к выбору профессии.
7. Семейное.
Формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
8.Экологическое.
Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты.
Условия для реализации воспитательного потенциала
высокий уровень психолого-педагогических знаний, общей культуры педагогического коллектива;
преодоление барьера между обучением и воспитанием путем повышения воспитательных функций урока, внеурочных мероприятий, путем целенаправленного повышения интеллектуального, познавательного, культурного уровня всех воспитательных мер;
ответственное отношение педагогического коллектива к выбору целей педагогической деятельности, а также форм, методов, приемов и средств, адекватных поставленным целям;
создание в училище микроклимата доброжелательности и оптимизма.
Особенности воспитательной системы училища
Деятельность носят характер совместного участия педагогического коллектива, обучающихся и родителей.
Наиболее действенной формой является создание разновозрастных содержательно-деятельностных формирований.
Участие всего педагогического коллектива в воспитательном процессе.
Перенос центра тяжести с крупных форм и массовых мероприятий на индивидуально-воспитывающее взаимодействие.
Широкое задействование обучающихся в учебной и досуговой деятельности и самоуправлении.
Воспитательный процесс приближен к событиям и традициям города Москвы, училища.
Основные направления работы воспитателей и классных руководителей
Направление 1. « Здоровье»
Цель:
- использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Направление 2. «Интеллект»
Цель:
- оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития ;
- создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Направление 3. «Общение»
Цели:
- передача обучающимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик»,
«взрослый – ребенок»;
- знакомить обучающихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
Направление 4. « Нравственность»
Цели:
- обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру миропонимания;
-формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем.
Направление 5. «Досуг»
Цели:
- создание условий для проявления обучающимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- создание условий для равного проявления обучающимися своей индивидуальности внеурочной деятельности;
- использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- изучение индивидуальных интересов и потребностей обучающихся во внеурочной деятельности;
- постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей обучающихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
- развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к достижениям товарищей;
- использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся.
Направление 6. « Гражданин»
Цели:
- формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
Направление 7. « Семья»
Цели:
- максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно -воспитательного процесса – педагогов, детей, родителей;
- организация и целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся в системе «учитель-ученик-родитель».
Цели и задачи:
- контроль за успеваемостью обучающихся и посещаемостью ими занятий;
- организация помощи по ликвидации пробелов в знаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.
Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования дет...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...
презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"
Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...
Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы
Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...