Воспитательная система училища
материал на тему

Блинова Ирина Игоревна

О ведущей роли воспитания говорили всегда. Вспомним хотя бы Сократа, он так писал много веков назад: «Если бы народ мог ценить только одно учреждение, то оно должно было бы быть учреждением воспитательным». У Платона, ученика Сократа, можно прочитать: «Воспитание детей есть важнейшая задача государства; законодатель не должен отводить ему второе место». И то, и другое написано давно, а как актуально звучит в начале третьего тысячелетия. Школа была, есть и будет центром, ядром создания и воспитания личности будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_uchilishcha.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИЛИЩА

                 

                                                        «Человек может стать человеком только

                                                         через воспитание».

                                                                                                                     И.Кант

 

Новые социальные требования к системе  российского образования

                                                       

Исходя из Закона «Об образовании», Конституции РФ в настоящее время чётко определено место и роль воспитательной деятельности в области образования. Она рассматривается как первостепенный приоритет в педагогической деятельности образовательного учреждения. Воспитание является органичной составляющей педагогического процесса, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

О ведущей роли воспитания говорили всегда. Вспомним хотя бы Сократа, он так писал много веков назад: «Если бы народ мог ценить только одно учреждение, то оно должно было бы быть учреждением воспитательным». У Платона, ученика Сократа, можно прочитать: «Воспитание детей есть важнейшая задача государства; законодатель не должен отводить ему второе место». И то, и другое написано давно, а как актуально звучит в начале третьего тысячелетия. Школа была, есть и будет центром, ядром создания и воспитания личности будущего.

Воспитание - это целенаправленное

управление процессом развития личности.

Х. И. Лийметс

     Школа - в широком смысле этого слова - должна стать  важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений,  формирования новых жизненных установок личности.  Развивающемуся  обществу нужны современно образованные, нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в  ситуации  выбора,  прогнозируя  их возможные последствия,  способны к сотрудничеству,  отличаются мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

 

Система ценностей, определяющих воспитательный процесс.

Цель воспитания: создание условий для формирования нового человека, развития лучших его черт, качеств, обеспечение стимулов творческой активности, простора для его развития.

Конечная цель – развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности.

 

Важнейшие задачи воспитания:

 

формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к правам и свободам личности;

формирование духовно-нравственных качеств;

разностороннее развитие творческих, креативных способностей;

формирование основ культуры здоровья;

воспитание инициативности, самостоятельности, толерантности;

формирование способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда.

 

Базовые принципы воспитания:

 

принцип гуманизации – уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

 

принцип личностного подхода – признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, признание его социальных прав и свобод;

 

принцип средового подхода – использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в развитии личности ребенка;

 

принцип дифференцированного подхода – отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в соответствии с региональными культурно-историческими, социально-экономическими условиями, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

 

принцип природосообразности – обязательный учет половозрастных особенностей обучающихся;

 

принцип культуросообразности – опора на национальные традиции, культуру, обряды, привычки;

 

принцип эстетизации среды жизнедеятельности и развития ребенка.

 

Система ценностей, определяющих воспитательный процесс

 

     Ориентирами педагогического коллектива в развитии личности обучающихся  являются такие общечеловеческие ценности как Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Мир, Культура и Человек.

 

Земля – общий дом человечества, Земля людей и живой природы.

Актуальная задача: формирование у подрастающего поколения оптимистического «образа мира», имеющего яркую эмоциональную окраску.

 

Отечество – единая для человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков.

Актуальная задача: воспитание уважительного отношения как к своей национальной истории, так и к истории любого народа.

 

Семья – начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, закладывающая основы будущей личности.

Актуальная задача: во взаимодействии и согласии с родителями воспитание чести рода, ответственности за фамилию; забота о сохранении и продолжении семейных традиций.

 

Труд – основа человеческого бытия. Наряду с трудом физическим и  умственным, важную роль в  воспитании отношений имеет «труд души».

Актуальная задача: одухотворять детский труд, делать его созидательным, продуктивным, творческим; воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом; учить благотворительности, бескорыстию.

 

Знания – результат разнообразного и творческого труда. Знания учащихся должны быть разнообразными, глубокими, прочными.

Актуальная задача: для воспитания очень важна нравственная направленность знаний, их субъективная значимость для ученика.

 

Культура – это богатство, накопленное человечеством, сфера  духовной жизни людей.

Мерой культуры и воспитанности является интеллигентность.

Актуальная задача: раскрыть обучающимся одну из главных особенностей национального характера – высокую духовность.

 

Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.

 Актуальная задача: развитие миротворческой деятельности, создание в школе обстановки гражданского мира и национального согласия.

 

Человек – высшая ценность, «мера всех вещей». Ведущей целью воспитания остается идеал всесторонне развитой личности.

Актуальная задача: развитие всех способностей ребенка, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя и своих обстоятельств.

 

Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся

 

1. Гражданско-патриотическое.                              

     Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.

     Патриотическое воспитание – это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям. Воспитание патриотических чувств, верности Отчизне, гордости за героическое прошлое Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.

2.Социокультурное

Формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм».

3.Интеллектуальное.

 Усиление интеграционных процессов, органически связывающих обучение с воспитанием. Развитие устойчивого познавательного интереса к учебной деятельности. Формирование сознательной мотивации к повышению интеллектуального уровня.

4.Творческое.

         Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и коллектива в целом.

5.Здоровьесберегающее.

     Сохранение здоровья обучающихся – одна из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Духовное благополучие детей напрямую связано с их психологическим и физическим здоровьем. Здоровье – основа формирования личности. Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Создание условий для занятий спортом – один из способов пропаганды здорового образа жизни, профилактики алкоголизма, курения и правонарушений среди подростков. Занятие физкультурой и спортом рассматривается как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания.

6.Трудовое.

     Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Привитие чувства глубокого уважения к труду, людям труда. Формирование правильного, осознанного подхода к выбору профессии.

7. Семейное.

    Формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

8.Экологическое.

     Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты.

 

Условия для реализации воспитательного потенциала

 

высокий уровень психолого-педагогических знаний, общей культуры педагогического коллектива;

преодоление барьера между обучением и воспитанием путем повышения воспитательных функций урока, внеурочных мероприятий, путем целенаправленного повышения интеллектуального, познавательного, культурного уровня всех воспитательных мер;

ответственное отношение педагогического коллектива к выбору целей педагогической деятельности, а также форм, методов, приемов и средств, адекватных поставленным целям;

создание в училище микроклимата доброжелательности и оптимизма.

 

Особенности воспитательной системы училища

 

Деятельность носят характер совместного участия   педагогического коллектива, обучающихся и родителей.

Наиболее действенной формой является создание разновозрастных содержательно-деятельностных формирований.

Участие всего  педагогического коллектива  в воспитательном процессе.

Перенос центра тяжести с крупных форм и массовых мероприятий на индивидуально-воспитывающее взаимодействие.

Широкое задействование обучающихся в учебной и досуговой деятельности и самоуправлении.

Воспитательный процесс приближен к событиям и традициям города Москвы, училища.

 Основные направления работы воспитателей и классных руководителей

Направление 1. « Здоровье»

Цель:

- использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи:

- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Направление 2. «Интеллект»

Цель:

- оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития ;

- создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии;

-    формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

Направление 3. «Общение»

Цели:

- передача обучающимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений.

Задачи:

- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик»,

«взрослый – ребенок»;

- знакомить обучающихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

Направление 4. « Нравственность»

Цели:

- обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

- формировать у учащихся культуру миропонимания;

-формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем.

Направление 5. «Досуг»

Цели:

- создание условий для проявления обучающимися инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

- создание условий для равного проявления обучающимися своей индивидуальности внеурочной деятельности;

- использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- изучение индивидуальных интересов и потребностей обучающихся во внеурочной деятельности;

- постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей обучающихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;

- развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к достижениям товарищей;

- использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся.

Направление 6. « Гражданин»

Цели:

- формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

- формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

- формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

- обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

Направление 7. « Семья»

Цели:

- максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно -воспитательного процесса – педагогов, детей, родителей;

- организация и целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;

- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся в системе «учитель-ученик-родитель».

Направление 8. « Учеба»

Цели и задачи:

- контроль за успеваемостью обучающихся и посещаемостью ими занятий;

- организация помощи по ликвидации пробелов в знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.

Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования дет...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...