Особенности исследования и описания сложных диагностических случаев в режиме заседания ПМПК.
учебно-методический материал на тему
Данный материал буте полезен членам психолого-медико-педагогических комиссий, в особенности молодым специалистам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obsledovaniya.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности исследования и описания сложных диагностических случаев в режиме заседания ПМПК.
Вопросы дифференциальной диагностики задержки психического развития и умственной отсталости легкой являются наиболее сложными в работе ПМПК.
Различные авторы по-разному подходят к сравнительной характеристике этих нарушений, но имеется ряд общих подходов и критериев разграничения данных состояний. М.С. Певзнер, Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия в своих работах детально рассматривают вопросы дифференциальной диагностики. Актуальность этой диагностики значительно возросла в последние годы.
М.М. Семаго выделяет в качестве основных критериев следующие:
- Значительное снижение продуктивности и результативности выполнения вербальных и невербальных заданий;
- Выраженные трудности в переносе навыка или механический перенос;
- Выраженное снижение критичности и адекватности;
- Эмоциональная глухота, «сглаженность» переживания эмоций.
У.В. Ульенкова определяющим считает особенности овладения ребенком общей структурой учебной деятельности, в частности, понимание цели деятельности, а также
- умение действовать по инструкции,
- осуществлять самоконтроль,
- добиваться определенного результата,
- использовать помощь взрослого.
Так, ребенок с умственной отсталостью не может вычленить из инструкции взрослого общую целевую установку. Он улавливает лишь форму активности (рисовать, раскладывать и т.п.), но не то, что нужно делать, и тем более не то, как нужно делать.
Таким, образом, достаточно информативными можно считать следующие показатели ребенка при его обследовании:
Показатели: | При ЗПР | При умств. отст. |
Способность принять задание (осознание его содержания, удержание в памяти, адекватность действий) | Задание принимается, ребенок начинает действовать адекватно, но затем может потерять задание, результат неудовлетворительный | Содержание не осознается, ребенок манипулирует стимульным материалом, либо формально воспроизводит заученные действия. |
Обдумывание предстоящих действий, ориентировка в задании | Дети действуют импульсивно, постоянно ищут подтверждения правильности своих действий у взрослых. | Импульсивные действия без их осознания. |
Критичность (умение найти свою ошибку) | Ребенок не ведет самостоятельной проверки, но начинает искать ошибку при указании на нее и прикладывает усилия, чтобы исправить ее. | Самостоятельный поиск не ведется, не способен исправить ошибку даже при подробном объяснении, в чем она состоит. |
Способ использования помощи. | Помощь использует частично | Помощь не использует |
Использование помощи.
Использование помощи в диагностических целях – наиболее действенный прием выявления уровня развития ребенка.
виды помощи | При ЗПР | при умственной отсталости |
1.Организующая помощь 2.Стимулирующая помощь 3.Разъяснение иструкции 4.Расчленение инструкции 5.Аналогичный пример 6. Показ 7. Совместное выполнение | требуется постоянная помощь, поэтапная контролирующая помощь из-за слабой целенаправленности внимания, нуждается в стимуляции в виде поощрения, одобрения, подбадривания, детальное разъяснение, в словесно-логической форме или разъяснение с показом может использоваться при отдельных поведенческих расстройствах, эффективен к данному заданию, часто не переносится на следующее задание. эффективен используется редко | стимуляция неэффективна, неэффективно из-за несформированности операциально-когнитивного блока мышления, неэффективно, не удерживается целостная инструкция, копируется внешний образ действия свидетельствует о конкретном мышлении, свидетельствует о конкретном мышлении |
Другим ярким показателем можно назвать состояние работоспособности:
при задержке психического развития | при тотальном недоразвитии |
снижение работоспособности, инертность деятельности, темп деятельности неравномерный, темп высокий, но работает “хаотично” работоспособность (при высокой мотивации, в том числе и негативной) может быть как завышена, так и понижена, ниже возрастных показателей из-за вторичной астенизации, соматических недомоганий, психосоматического компонента, импульсивность деятельности, не обусловленная утомлением, низкая работоспособность во всем, что не касается игровой деятельности, темповые характеристики как снижены, так и условно нормативны, работоспособность невысокая, но в отдельных случаях может быть достаточной, снижена, но в деструктивной деятельности достаточно “работоспособен”. Пассивность в ходе работы. | грубые колебания работоспособности, выраженное снижение, вплоть до полной неспособности к продуктивной деятельности, инертность деятельности при устойчивой работоспособности, могут быть пресыщаемы с одной стороны, с другой стороны, могут долго, монотонно, без эмоциональных проявлений выполнять какое-либо задание, расторможенность вплоть до грубой, быстро пресыщаем, на фоне пресыщения могут быть аффективные вспышки, работоспособность может быть и нормальной, как правило, ребенок мало пресыщаем, при контроле взрослого темп резко падает, работоспособность низкая, ребенок инертен, легко отвлекаем и легко тормозим, пассивен во всех видах деятельности |
Критичность
при задержанном развитии | при тотальном недоразвитии |
Достаточная, соответствует актуальному психическому развитию, адекватна поставленной в деятельности задаче, может быть несколько снижена в оценке своих возможностей или на фоне утомления, низкая критичность к своему поведению,или повышенная критичность, постоянные сомнения в правильности своих действий, возврат к началу, сверка с образцом, разрушение уже готового задания, некритичен в оценке своих взаимодействий с окружающими. | Чаще всего грубо снижена, но может адекватно реагировать на похвалу и неодобрение взрослых, снижена в деятельности, свои ошибки замечает с трудом, грубо нарушена во всех компонентах вплоть до выраженной некритичности, снижена как в отношении отдельных действий, так и поведения в целом, в оценке своих возможностей неадекватен, повышенная внушаемость, |
З.М. Дунаева, директор консультационно-диагностического центра НИИ коррекционной педагогики, выделяет также в виде диагностического критерия уровень сформированности школьно значимых функций и навыков.
математика | ЗПР 7-8 лет | УО 7-8 лет |
Прямой счет Обратный От заданного числа | Освоен в 6-7 лет замедленный С ошибками | Механический Не освоен Множеств. ошибки |
Сравнение групп предметов пересчетом | В пределах 10 | В пределах 2-3 |
Понимание количественного и порядкового счета (где четыре… где четвертый..?) | В пределах 5 | Непонимание вопроса |
Решение задач Простых Составных С косвенным вопросом | Самостоятельно С помощью затруднено | С помощью Не освоено Нет понимания смысла |
чтение | ||
Готовность к слиянию Правильное слияние | Слабая Затруднено в словах с мягкими согл. | Отсутствует С большими трудностями |
Пересказ | воспроизводящий | фрагментарный |
Понимание прочитанного | Трудности в выявлении главной мысли, причинно-следственных связей | Низкое понимание сюжета, главной мысли, скрытый смысл не улавливается |
Письмо | ||
списывание | Послоговое, с ошибками | Побуквенное, или копирование |
Письмо по слуху | Множественные ошибки | Часто несформировано |
Знание правил | Затруднено применение | Не усваивают |
Таким образом, главным в дифференциальной диагностике становятся не какие-то определенные методики, способные выявить различие в ЗПР и умственной отсталости, а комплекс методик и тщательное отслеживание способов выполнения их при обследовании.
Другим видом сложных случаев является обследование и описание уровня развития детей с умеренной умственной отсталостью. Для этого можно использовать такие материалы как карта индивидуального развития Зинкевич-Евстигнеевой и бланк регистрации актуального уровня развития (Бойков)
Карта наблюдений составлена Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой на основе принципа семантического дифференциала, предложенного Чарльзом Осгудом (1972г.) Карта опубликована в сборнике «Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями» под редакцией Беличевой С.А. М. 1997г. Из-во Консорциума «Социальное здоровье России».
Данная карта может использоваться для оценки актуального опыта ребенка с умеренной умственной отсталостью, а также для описания этого опыта при обследовании ребенка в ПМПК. Карта позволяет проводить сравнительный анализ динамики развития ребенка.
Бланк регистрации содержания актуального опыта ребенка с умеренной умственной отсталостью опубликован в учебном пособии «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями», под ред. Бойкова Д.И., М., Из-во «Новый учебник», 2003 г.
Бланк содержит перечень когнитивных, хозяйственно-бытовых и социальных навыков, которые позволяют оценить уровень развития ребенка. В когнитивные навыки входят: сенсорно-перцептивные, сенсорно-двигательные, графомоторные, навыки невербальной коммуникации, навыки общения и речи. Социальные навыки ограничены умением пользоваться телефоном, ориентироваться на проезжей части улицы, пользоваться общественным транспортом. Особенно важна система качественной оценки навыков, которая включает четкое описание уровней осуществления деятельности ребенком, градацию и условные обозначения для фиксации результатов в бланке.
Бланк может использоваться как для отслеживания динамики развития ребенка, так и для описания уровня развития при обследовании ребенка в ПМПК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование и описание источника (практическая работа).
Урок- экскурсия по географии на тему «Исследов...
Выступление на открытом заседании ПМПк "Обучение детей с особыми образовательными потребностями: поиск, перспективы, решения."
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуал...
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)
Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий и степени их сформированности.(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС) РЕГУЛЯТИВНЫЕ...
Технологическая карта урока развития речи в 6 классе "Особенности строения текста-описания"
Технологическая карта урока развития речи по требованиям ФГОС в 6 классе "Описание внешности человека.Портрет." с презентацией...
Протокол заседания ПМПк
Протокол...
ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РАССКАЗЕ М.М. ЗОЩЕНКО «НЕ НАДО ВРАТЬ»
В статье рассматривается синтаксический строй рассказа М.М. Зощенко "Не надо врать"....
Заседание ПМПк
ноябрь 2018...