ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)
статья на тему
Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий и степени их сформированности.
(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД (произвольность поведения)
ВОЛЯ + МОТИВ = ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛИ + ВОЛЯ= ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНОВ и ЦЕЛЕЙ, самооценка + ВОЛЯ и оценка со стороны
|
Степень сформированности РУУД:
- Действовать по образцу и правилу
- Сохранять заданную себе цель
- Видеть свою ошибку и исправлять с помощью взрослого
- Контролировать ход своей деятельности, стремясь к результату
- Адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника
Методики диагностических задач:
- Выкладывание узора из кубиков, 6-7 лет
- Проба на внимание. П. Я Гальперин, С. Л. Кабыльницкая, 8-9 лет
- Различные задания на действие по образцу и правилу, ориентации в среде
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Общеучебные УУД предполагают:
- Самостоятельную постановку познавательной цели
- Поиск и выделение информации
- Знаково-символическое моделирование (преобразование чувственной формы объекта в модель с четкими характеристиками)
- Структурирование знаний
- Произвольное и осознанное построение речевой модели (высказывание, как письменное, так и устное)
- Выбор наиболее эффективного способа решения для конкретной задачи
- Саморефлексия
- Смысловое чтение (Осмысление цели- выбор вида чтения- само извлечение инф-ии- понимание и оценка извлеченного)
- Постановка и объяснение проблемы, создание алгоритма преодоления проблемы
Универсальные УУД предполагают:
- Умение анализировать объект и выделять нужные признаки
- Умение синтезировать целое из частей (самостоятельное достраивание, восполнение недостающих частей)
- Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объекта
- Умение подвести под понятие
- Умение выделить следствие из понятия
- Установление причинно-следственных связей
- Умение строить логическую цепочку рассуждения
- Доказывать
- Выдвигать гипотезу и обосновывать
Постановка и решение проблемы предполагает:
- Уметь формулировать проблему
- Находить способ ее решения, будь она творческой или поисковой
Методики диагностических задач:
- Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия, Ж. Пиаже, 6,5-7 лет
- Проба на количество слов в предложении, С. Н. Карпова, 6,5-7 лет
- Метод. Кодирование. Д. Векслер по версии А. Ю. Панасюка, 6.5-7 лет
- Диагностика УД общего приема решения задач, А. Р. Лурия, 6,5-7 лет
- Нахождение схем к задачам, А. Н. Рябинкина, 7-9 лет
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1 группа: Со—действие, Взаимо--действие | Со--трудничество | 2 группа: Де--центрация |
Учет позиции собеседника, партнера по некой деятельности. Согласование усилий. | Моя точка зрения не единственно возможная. Воспитание уважения к иной точке зрения. Умение доказывать свою точку зрения |
3 группа: интерио--ризация |
Комментирование своего процесса деятельности (планирование, контроль, оценка), умение строить понятные для партнера высказывания, задавать понятные вопросы |
Методики диагностических задач:
- Левая и правая стороны. Ж. Пиаже., 6,5-7 лет
- Кто прав? Г. А Цукерман, 8-10 лет
- Рукавички, Г. А. Цукерман, 6,5-7 лет
- Дорога к дому., 8-10 лет
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Обеспечивают:
Ценностно-смысловую ориентацию, а именно:
- Моральные нормы
- Соотнесение поступков и принятых эталонов
- Понимание нравственного аспекта в соц-х ролях и межличностных отношениях
Существует три вида ЛД:
- Самоопределение личности (прфессиональное, личное, жизненное)
- Смыслообразование (побуждение (ради чего?) - мотив- результат учения)
- Нравственно-этическая ориентация (моральный выбор)
Методики диагностических задач:
- Беседа о школе. Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера., 6,5-8 лет
- Проба на познавательную инициативу. Незавершенная сказка., 6,5-8 лет
- Методика. Кто я?, М. Кун., 9-10 лет.
- Рефлексивная самооценка УД, 10,5-11 лет
- Шкала выраженности учебно-познавательного интереса, Г. Ю. Ксензова, 7-10 лет
- Опросник мотивации, 8-10 лет
- Методика выявления характера атрибуции (успех-неуспех), 9-10 лет
- Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, 7-8 лет
- Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы, Ж. Пиаже, 2006 год, 6,5- 7 лет
- Задание на выявление уровня моральной децентрации, Ж. Пиаже.
- Моральная дилемма, 7-10 лет
- Анкета. Оценка поступка., Э. Туриель, 7-10 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_ob_uud.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ.
(МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД (произвольность поведения)
ВОЛЯ + МОТИВ = ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПОНИМАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛИ + ВОЛЯ= ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНОВ и ЦЕЛЕЙ, самооценка + ВОЛЯ и оценка со стороны |
Степень сформированности РУУД:
- Действовать по образцу и правилу
- Сохранять заданную себе цель
- Видеть свою ошибку и исправлять с помощью взрослого
- Контролировать ход своей деятельности, стремясь к результату
- Адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстника
Методики диагностических задач:
- Выкладывание узора из кубиков, 6-7 лет
- Проба на внимание. П. Я Гальперин, С. Л. Кабыльницкая, 8-9 лет
- Различные задания на действие по образцу и правилу, ориентации в среде
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Общеучебные УУД предполагают:
- Самостоятельную постановку познавательной цели
- Поиск и выделение информации
- Знаково-символическое моделирование (преобразование чувственной формы объекта в модель с четкими характеристиками)
- Структурирование знаний
- Произвольное и осознанное построение речевой модели (высказывание, как письменное, так и устное)
- Выбор наиболее эффективного способа решения для конкретной задачи
- Саморефлексия
- Смысловое чтение (Осмысление цели- выбор вида чтения- само извлечение инф-ии- понимание и оценка извлеченного)
- Постановка и объяснение проблемы, создание алгоритма преодоления проблемы
Универсальные УУД предполагают:
- Умение анализировать объект и выделять нужные признаки
- Умение синтезировать целое из частей (самостоятельное достраивание, восполнение недостающих частей)
- Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объекта
- Умение подвести под понятие
- Умение выделить следствие из понятия
- Установление причинно-следственных связей
- Умение строить логическую цепочку рассуждения
- Доказывать
- Выдвигать гипотезу и обосновывать
Постановка и решение проблемы предполагает:
- Уметь формулировать проблему
- Находить способ ее решения, будь она творческой или поисковой
Методики диагностических задач:
- Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия, Ж. Пиаже, 6,5-7 лет
- Проба на количество слов в предложении, С. Н. Карпова, 6,5-7 лет
- Метод. Кодирование. Д. Векслер по версии А. Ю. Панасюка, 6.5-7 лет
- Диагностика УД общего приема решения задач, А. Р. Лурия, 6,5-7 лет
- Нахождение схем к задачам, А. Н. Рябинкина, 7-9 лет
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1 группа: Со—действие, Взаимо--действие | Со--трудничество | 2 группа: Де--центрация |
Учет позиции собеседника, партнера по некой деятельности. Согласование усилий. | Моя точка зрения не единственно возможная. Воспитание уважения к иной точке зрения. Умение доказывать свою точку зрения |
3 группа: интерио--ризация |
Комментирование своего процесса деятельности (планирование, контроль, оценка), умение строить понятные для партнера высказывания, задавать понятные вопросы |
Методики диагностических задач:
- Левая и правая стороны. Ж. Пиаже., 6,5-7 лет
- Кто прав? Г. А Цукерман, 8-10 лет
- Рукавички, Г. А. Цукерман, 6,5-7 лет
- Дорога к дому., 8-10 лет
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Обеспечивают:
Ценностно-смысловую ориентацию, а именно:
- Моральные нормы
- Соотнесение поступков и принятых эталонов
- Понимание нравственного аспекта в соц-х ролях и межличностных отношениях
Существует три вида ЛД:
- Самоопределение личности (прфессиональное, личное, жизненное)
- Смыслообразование (побуждение (ради чего?) - мотив- результат учения)
- Нравственно-этическая ориентация (моральный выбор)
Методики диагностических задач:
- Беседа о школе. Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера., 6,5-8 лет
- Проба на познавательную инициативу. Незавершенная сказка., 6,5-8 лет
- Методика. Кто я?, М. Кун., 9-10 лет.
- Рефлексивная самооценка УД, 10,5-11 лет
- Шкала выраженности учебно-познавательного интереса, Г. Ю. Ксензова, 7-10 лет
- Опросник мотивации, 8-10 лет
- Методика выявления характера атрибуции (успех-неуспех), 9-10 лет
- Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, 7-8 лет
- Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы, Ж. Пиаже, 2006 год, 6,5- 7 лет
- Задание на выявление уровня моральной децентрации, Ж. Пиаже.
- Моральная дилемма, 7-10 лет
- Анкета. Оценка поступка., Э. Туриель, 7-10 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий учащихся через создание электронного проекта в свете перехода на ФГОС"
Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.
Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.
Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....
СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. ТЕЗИСЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В материале приводится методическое содержание урока с использованием предложенной ранее методической модели формирования регулятивеных универсальных учебных действий учащихся в процечче обучения биол...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)
Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...
Диагностический инструментарий универсальных учебных действий
Диагностический инструментарий универсальных учебных действийПриведённый набор методик целенаправленно использовать для отслеживания развития всех универсальных учебных действий у обучающихся с ...