Выступление на открытом заседании ПМПк "Обучение детей с особыми образовательными потребностями: поиск, перспективы, решения."
консультация на тему
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития (умственно отсталые дети).
Цель всей работы образовательного учреждения VIII вида - дать умственно отсталым детям такое обучение и воспитание, которое обеспечит доступную для них степень социальной адаптации и независимости для последующей интеграции в современное общество. Образовательная программа учреждений VIII вида предусматривает для всех детей:
- максимально возможную социальную адаптацию, коррекцию и компенсацию нарушений развития;
- общее и физическое развитие в соответствии с их состоянием и возможностями;
- доступное образование и воспитание в соответствии со степенью умственной отсталости;
- доступную трудовую подготовку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsilium_vystuplenie.docx | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей с особыми образовательными потребностями: поиск, перспективы, решения.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида (школы, школы-интернаты, детские дома, центры) предназначены для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями интеллектуального развития (умственно отсталые дети).
Цель всей работы образовательного учреждения VIII вида - дать умственно отсталым детям такое обучение и воспитание, которое обеспечит доступную для них степень социальной адаптации и независимости для последующей интеграции в современное общество. Образовательная программа учреждений VIII вида предусматривает для всех детей:
- максимально возможную социальную адаптацию, коррекцию и компенсацию нарушений развития;
- общее и физическое развитие в соответствии с их состоянием и возможностями;
- доступное образование и воспитание в соответствии со степенью умственной отсталости;
- доступную трудовую подготовку
За годы существования вспомогательных школ, в них обучались дети с умственной отсталостью легкой степени. Еще несколько лет тому назад учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью считали «необучаемыми», их официально не принимали во вспомогательные школы (теперь образовательные учреждения VIII вида). В 2000 годы коррекционная школа переживает кризисные времена, контингент учащихся становится сложнее, дети с легкой степенью умственной отсталости стихийно интегрируются общеобразовательные школы.
После подписания международной Конвенции о правах умственно отсталых детей, государство признало право детей с разной степенью интеллектуального развития на образование, соответствующее их возможностям. Из нашего обихода уходит термин «необучаемые» дети. Так как обучение в широком значении данного слова означает передачу социального опыта от одного поколения к другому, то каждый ребенок может усвоить какой-то определенный опыт. Родители детей с разной степенью интеллектуального развития сейчас хотят дать им доступное образование в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида.
В настоящее время в образовательное учреждение VIII вида могут быть зачислены дети с разной степенью выраженности дефекта интеллектуального развития:
- умственная отсталость легкой степени - F 70 (дебильность);
- умственная отсталость умеренная - F 71 (нерезко выраженная имбецильность);
- умственная отсталость тяжелая - F 72 (резко выраженная имбецильность);
- дети со сложной структурой дефекта (помимо умственной отсталости дети имеют тяжелые нарушения соматического, физического или психоневрологического характера).
В нашей школе существуют 4 класса для детей с глубокой умственной отсталостью ( 9«Б» класс, 7 «В» класс, 5 «В» класс и 3 «Б» класс.) Образование и жизнь этой категории детей может осуществляться только в особых поддерживающих условиях.
Потому что возможности их интеллектуального развития грубо нарушены: нарушена речь, воля, возможности умственного развития и общения. Начиная работу в этих классах педагоги школы столкнулись с множеством проблем. На сегодня почти все обеспечение образовательного процесса в школах VIII вида создано (и создается!) для обучения умственно отсталых детей в легкой степени. Отдельные программно-методические разработки по обеспечению учебно-воспитательной работы с детьми с глубокой умственной отсталостью не имеют целостности и системности. А учителя специальных (коррекционных) учреждений VIII вида не имеют для организации доступного образования этих детей стабильного базового обеспечения: нет программ, методик, учебных и наглядных пособий. Мы были поставлены в трудные условия, работали методом проб и ошибок. Но тем не менее достигли определенных результатов.
Слово классным руководителям 9 «Б» Тосуниди Н.В. и 7 «В» класса Байер Н.М.
Таким образом, процесс обучения и воспитания детей с глубокой умственной отсталостью строится на следующих принципах:
- социальной направленности;
- практической направленности:
- комплексного подхода;
- индивидуализации обучения;
- коррекционно-развивающей направленности;
- деятельностного подхода;
- доступности обучения;
- эмоциональной интенсивности обучения.
Социальная направленность образовательного процесса предполагает обучение ребенка в группе, формирование навыков общения, взаимодействия с членами группы, учащимися других классов, взрослыми в различных ситуациях: учебных, игровых, бытовых и т.п., – формирование адекватного поведения в обществе.
В соответствии с принципом практической направленности в процессе обучения дети приобретают умения и навыки, необходимые в повседневной практике, овладевают доступными видами труда: самообслуживания, элементарным ручным трудом, действиями с предметами. Кроме того, формирование любого умственного действия начинается с этапа предметно- практических действий. Обучение грамоте, чтению и письму направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные тексты, инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в определенной последовательности. Они должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество, делать несложные записи.
Обучение математике направлено, главным образом, на овладение учащимися счетными операциями сложения и вычитания в пределах 10 или для некоторых в пределах 100, решение простых арифметических задач, имеющих практическую значимость.
Усвоение нового происходит в собственной деятельности учащихся. Большое значение отводится организации таких видов деятельности детей, которые обладают обучающим потенциалом и находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
О работе по обучению и воспитанию учащихся в своих классах расскажут классные руководители 5 «В» класса Базюк И.В. и 3 «Б» класса Пилипенко В.В.
Реализация комплексного подхода означает решение единых коррекционно-развивающих задач на специальных коррекционных занятиях. О работе в данных классах расскажет учитель-дефектолог Ильясова Т.Г.
Об особенностях речевого развития скажут учителя-логопеды Голованова Л.П. и Белоусова В.В.
Свои выводы о диагностике учащихся с глубокой умственной отсталостью представит педагог-психолог Тиводар Д.В.
Для обучения детей с умеренной умственной отсталостью при одинаковом перечне учебных дисциплин и количестве отведенных на них часов, в программно-методическом обеспечении учебного плана имеются существенные различия, а именно:
- по всем предметам учебного плана составляются специальные программы;
- усиливается обращение к вопросам социальной адаптации в каждой программе (социальная и бытовая компетентность, социальное развитие и поведение, вопросы коммуникабельности и общения и т д.);
- содержание программ имеет четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;
- изменяется приоритетность предметов с точки зрения их практической значимости и жизненной необходимости для реабилитации ребенка-инвалида;
- учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;
- используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия;
- значительно уменьшается объем предлагаемого к усвоению учебного материала,
- предусматривается усиленное использование межпредметных связей (увеличивается частота обращения к одной и той же учебной информации на разных учебных предметах; с 5 класса - с социально-бытовой ориентировкой).
Проанализировав работу в классах для детей с глубокой умственной отсталостью члены школьного ПМПк рекомендуют.
Поиск оптимальных форм взаимодействия школы и ребенка с особыми образовательными потребностями:
- изучение имеющихся программ обучения для глубоко умственно отсталых учащихся (Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. НИИ Дефектологии АПН СССР, Москва, 1983г., Программы обучения глубоко умственно отсталых детей специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида. Автор проекта Капланская Е.И., Москва, 2008 год, Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под руководством А.Р. Маллера) и создание, рецензирование собственных программ, учебных пособий;
- создание классов для детей с глубокой умственной отсталостью;
- интеграция детей с глубокой умственной отсталостью в базовый класс;
- выделение учащихся с особыми образовательными потребностями в группу «Особый ребенок», введение безоценочной системы обучения, отслеживание динамики развития в процентном соотношении;
- организация групп краткосрочного пребывания детей с особыми образовательными потребностями в школе;
- создание модульных курсов для этой категории детей;
- организация Школы для родителей детей с особыми образовательными потребностями
2. На период ГИА в классах для детей с глубокой умственной отсталостью назначать педагогов для сопровождения выпускников в период экзаменов.
3. С целью предупреждения эмоционального выгорания учитывать готовность педагога при работе с данной категорией детей.
Логопедическая работа в классе для глубоко умственно отсталых детей.
Речь детей с умеренной умственной отсталостью (F71) скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются кpaйней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самих простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Встречаются среди них и дети с отсутствием речи («неговорящие», «безречевые» дети). С ними проводятся индивидуальные занятия, которые направлены на формирование пассивного словаря, понимания обращенной речи и освоение дополнительных средств общения, таких как жесты, мимика, пиктограммы, символы.
В 3 «Б» классе обучаются 5 воспитанников, все имеют диагноз грубое недоразвитие средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи. Из них три ребенка могут самостоятельно строить простейшие фразы, один ребенок общается жестами, мимикой, еще у одного учащегося в речи присутствуют эхолалии.
Начиная с подготовительного класса, нами велась работа над развитием регулирующей функции речи по освоению общеучебными (надучебными) навыками, такими как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д. Сейчас все дети понимают обращенную речь, выполняют простые инструкции. Для «безречевых» детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе и лепетную. В работе с безречевыми детьми необходимо добиваться внимания ребенка к речи учителя при повторении отдельных слов, вопросов и ответов – смотри на меня, говори со мной. При такой работе у ребенка формируется пассивный словарь и постепенно возникает потребность в речевом общении. У этих детей не надо требовать называть свою фамилию, имя и отчество учителя, имена и фамилии учеников. Достаточно, чтобы они по словам, произнесенным учителем, научились показывать учеников, части тела, лица, предметы, находящиеся в классе.
За время обучения в школе наши воспитанники расширили свой словарный запас. Так у Зволевой Ксении к концу 1 класса активный словарный запас представлял 10 слов, а в начале 3 класса 48-50 слов. У Капрапетян Рубена словарный запас вырос на 30 %, у Шульженко Алексея - на 35 %. Все данные о состоянии произносительных умений и навыков, состоянии активного и пассивного словарного запаса, грамматического строя речи, усвоении навыков чтения и письма заносятся в речевые карты воспитанников, составляются мониторинги.
Большое внимание на логопедических занятиях отводится обучению чтения. Так как чтение - это самый востребованный и практически значимый в повседневной жизни школьный навык. За время обучения в школе наши воспитанники постепенно овладевают навыками чтения. Трое учащихся могут самостоятельно назвать изученные буквы, прочитать прямые и обратные слоги, прочитать простые двусложные слова.
При обучении чтению детей с умеренной умственной отсталостью (F71) работать по традиционному букварю в традиционной системе не эффективно и не продуктивно. Практика показала, что при обучении грамоте этих детей следует отказаться от звукового аналитико-синтетического метода, так как у учителя и учащихся возникает целый ряд труднопреодолимых проблем.
У детей с диагнозом F71 зрительное восприятие более сохранно, чем слуховое. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте первоначально опора должна быть на зрительную память, на запоминание зрительного образа буквы с постепенным подключением слухового анализатора. На этом же основании используются также элементы глобального чтения (см. методический комментарий).
Грубое недоразвитие речи у детей с диагнозом F71 вносит значительные ограничения в отборе слов, используемых для работы по изучению новой буквы.
У детей с умеренной умственной отсталостью навык чтения формируется очень долго и с большим трудом. За год ребенок с умеренной умственной отсталостью может освоить шесть – восемь букв. Освоение всего алфавита (букварный период) растягивается практически на 3-4 года обучения.
Рекомендации логопеда.
- Обязательно планировать и предъявлять образцы словесного (вербального) оформления предполагаемых высказываний: ответов на вопросы, связных высказываний, в том числе своих желаний и действий.
- Количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограниченно – не более 20% от общего количества слов.
- Рекомендуется обязательное первичное произнесение учителем нового лексического материала, а затем хоровое проговаривание учебного материала всем классом.
- И в младших, и в старших классах рекомендуется использовать приемы сопряженного и отраженного проговаривания лексического материала, для освоения образцов словесного оформления своих желаний, знаний, действий.
- Необходимо также вводить заучивание простейших фраз, связанных с темой урока, коммуникативными потребностями ребенка или социальной ситуацией.
- . По каждой теме выделяются 3-4 опорных слова, которые нечитающими детьми воспринимаются глобально. При организации работы по соотнесению изображения и названия, можно включать и показ слова, которое обозначает этот предмет. Слова предъявляются учащимся рядом с картинным изображением. Каждое слово следует предъявлять на отдельной таблице печатными буквами.
- * Урок чтения в добукварном и букварном периоде строится из двух частей: основная часть – 30 минут,
- вторая часть - 15 минут отводится на адаптацию к образовательной среде, формированию роли ученика, межпредметные связи, в первую очередь с предметом «Развитие речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.
В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....
Методическая разработка. Электронная образовательная среда технической направленности для детей с особыми образовательными потребностями.
В последние годы проблемы детей с особыми потребностями решаются на государственном уровне и привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование, свободу выбора по...
Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании (выступление на окружном семинаре 19.03.2014 г.)
В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...
Особенности организаци образовательного поцесса для детей с особыми образовательными потребностями.
Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...
Выступление по теме "Актуальные модели и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями".
Общий алгоритм деятельности педагогов и специалистов сопровождения в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута. 1. Администрация школы определяет в какой класс и к каком...
Доклад на тему: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данный доклад посвящен проблеме развития профессионального детского самоопределения в системе дополнительного образования. Для обучения детей с особыми образовательными потребностями рассматривается с...