Формирование познавательной активности обучающихся, формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда на уроках математики
статья на тему
Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. В данной работе представлена одна из форм по формированию познавательной активности обучающихся на уроках математики через технологию квестов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_kvestov.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательной активности обучающихся, формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда на уроках математики
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов. Именно это, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.
Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Чаще, к сожалению, господствуют методы внешнего побуждения – отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно и интересно. А следовательно, необходимо активизировать познавательные процессы, используя различные способы. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность.
Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении, может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
- Существуют различные пути активизации учебной деятельности:
проблемное изложение материала - комментированные упражнения
- самостоятельная работа учащихся
- творческая работа детей,
- игровые методы
- моделирование
- занимательность
- проведение нетрадиционных уроков.
Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются различные информационные источники.
Вся работа с квестом состоит из нескольких этапов.
Начальный этап (командный). Получив задание ребята знакомятся с проблемной ситуацией, решение которой необходимо будет найти.
Ролевой этап. Затем ребята выбирают себе роль, в соответствии с которой будут работать.
Ученики получают всю необходимую информацию для работы. Работая с информацией, ребята учатся отбирать нужную информацию, критически ее осмысливать, интерпретировать, понимать ее суть. Для того, чтобы решить поставленную проблему, ученики должны проанализировать полученную информацию согласно поставленным вопросам к проблеме.
Работать каждый учащийся может как индивидуально, так и в группе в зависимости от своих возможностей и желаний. Играя свою роль или выполняя задание, ребята анализируют информацию, и постепенно становятся «экспертом» по какому-то аспекту проблемы;
Заключительный этап. На заключительном занятии каждая группа представляет свою работу, решение поставленной проблемы с точки зрения своей роли. Результаты выполнения квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
Учитель и учащиеся оценивают работы, в соответствии с критериями, которые также выложены на отдельной странице квеста.
По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные квесты.
По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ, компиляционные, загадки, журналистские, конструкторские, творческие, решение спорных проблем, убеждающие, самопознание, аналитические, оценочные, научные.
Инновационная образовательная технология квест универсальна для использования и может быть применена педагогами общеобразовательных школ в процессе обучения любой учебной дисциплине на уроках и во внеурочное время, а также педагогами дополнительного образования.
Считаю, что работа с квестом очень интересна и полезна для ребят.
В ходе работы с квестами у обучающихся формируются коммуникативная компетенции и компетенция разрешения проблем (самоменежджмент).
Большая часть учащихся, которых я обучаю, и которые работают по квест технологии к настоящему времени уже умеет анализировать реальную ситуацию, самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности, оценивать продукт своей деятельности.
Учащиеся учатся высказывать свое мнение и выслушивать мнение партнера, участвовать в совместном принятии решения.
Работая с информацией, учащиеся приобретают навык самостоятельно добывать информацию из большого числа источников, систематизировать информацию, делать выводы.
Визитная карточка веб-квеста
Предмет | |
Возрастная категория учащихся | |
Центральное задание | |
Количество ролей, их названия | |
Пример пошаговой инструкции (запишите пошаговые инструкции для каждой роли) | |
Список источников (запишите хотя бы два ресурса, которыми могут воспользоваться учащиеся для выполнения задания. Не забудьте написать аннотацию к каждому ресурсу) | |
Критерии оценки квеста | |
Предполагаемый результат | |
Напишите, что, по вашему мнению, должно стать результатом работы каждой группы |
Несколько рекомендаций для разработки визитной карточки веб-квеста.
- Подумайте, по какому направлению Вы бы хотели создать свой квест (это учебная деятельность или внеклассная работа по предмету) - может быть, это будет интегрированный квест по нескольким предметам.
- Определитесь с возрастной категорией.
- Тема должна быть интересна не только для Вас, но и для учащихся.
- Когда Вы определились с темой, необходимо выделить направления работы - каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (все-таки "квест" - это своеобразная игра, головоломка, приключение, поэтому игровые , интригующие моменты здесь просто необходимы, даже в названий ролей, например: следователи, журналисты, следопыты, расследователи, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искусствоведы и т.д.).
- Ролей должно быть больше, чем одна, но не увлекайтесь, для начала давайте не будем выходить за число 5.
- Для каждой роли нужно прописать порядок (план) работы, иными словами - инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.
- Нужно подумать над критериями оценки вашего квеста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной активности обучающихся посредством применения электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках биологии
Рекомендации из опыта работы с ЭОР нового поколения...
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.
P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...
Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования познавательной активности обучающихся
Проектная деятельность активизирует мысли, прививает интерес к предмету, формирует культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения....
Формирование познавательной активности обучающихся на занятиях по биологии через использование цифровых технологий в условиях реализации ФГОС
В настоящее время образование и методика обучения требуют ускоренного внедрения в образовательный процесс нетрадиционных методов и форм организации обучения, позволяющих значительно активизировать усв...
Формирование познавательной активности обучающихся на уроках информатики в условиях внедрения системно-деятельностного подхода в образовательный процесс
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способно...
«Методы формирования познавательной активности обучающихся с умственной отсталостью (ИН) на уроках географии»
В докладе освещены основные активные формы активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроке географии...