«Методы формирования познавательной активности обучающихся с умственной отсталостью (ИН) на уроках географии»
статья по географии

Билялова Гульнур

В докладе освещены основные активные формы активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроке географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Вознесенская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Методы формирования познавательной активности обучающихся с умственной отсталостью (ИН) на уроках географии»

                                                                                                       Доклад

                                                                                                   Билялова Г.Н

                                                                                               учитель географии

        2022

Одной из главных целей учителя на уроке является – создание благоприятных условий для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся. Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.   Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности. В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных активных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Изложение материала стараюсь делать логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания. Свои уроки стремлюсь строить таким образом, чтобы учащиеся могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, мышление, память.

Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, я применяю дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для урока, я стараюсь сделать три варианта заданий, учитывая умственные способности детей.

Для активизации познавательной деятельности учащихся обязательно учитываю индивидуальный подход при организации заданий. В подборе материала ориентируюсь как на сильного, так и на слабого ученика. Даю разноуровневые задания, использую рабочую тетрадь индивидуального обучения географии. При такой работе каждый ученик выполняет посильное задание. 

На уроках сочетаю приёмы фронтальной, групповой и индивидуальной работы. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как классические формы обучения, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии: урок-путешествие, урок-игра, урок-соревнование, урок-конкурс. Такие уроки выступают как мотив учебной деятельности школьников. Так, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков - сообщений, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, рефераты, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ (проект). (Прил. 1) При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре. Задания и материалы к урокам стараюсь подбирать так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности. Использование занимательного материала на уроке вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности. Например, тему урока могу объявить по разному: загадкой, стихотворением, фото, мелодией, ребусом и др. По своему содержанию занимательные задания делаю самыми разнообразными: занимательные по характеру содержания (вопросы о различных географических явлениях; вопросы на знание географической, политической или зоогеографической карты) и занимательные по характеру построения (ребусы, криптограммы, кроссворды, весёлые задачки и т. п.) Провожу их на всех этапах урока. На этапе актуализации опорных знаний, проверке домашнего задания или закрепления изученного использую прием «Чистая доска». Его суть в том, что на доске под различным углом написаны понятия изучаемой темы. Задача ученика выйти к доске и объяснив любое понятие стереть его с доски. В системе использую дидактические игры, которые способствуют созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяют многократно и разнообразно повторить изученный материал, расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, активизируют психические процессы..

Использую игры на знание карты, географической номенклатуры, «игры-путешествия» (по намеченному маршруту учащиеся путешествуют по карте, рассказывая обо всем виденном: рельефе, природе, экономике, и т.д.), игры на классификацию объектов или явлений, выделение «лишнего», «игры-соревнования», «Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Угадай” и т.д. По времени провожу игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

Для повышения интереса к изучению географии в учебном кабинете использую в качестве наглядности сменные выставки фотографий и иллюстраций “Природа Южных материков”, “По Северным материкам”, “Россия – Родина моя”. На уроках использую современные учебно-наглядные пособия, которыми обеспечен кабинет. Другим из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Самостоятельные работы, проводимые мною на уроках, так и вне урока, способствуют преодолению формализма в обучении и развитию у учащихся наблюдательности, творческой инициативы, выработке умений и навыков целенаправленной работы по изучению географических объектов. На каждом уроке активизирую практическую деятельность учащихся. В процессе изучения географического материала использую разнообразные виды практических работ: определение сторон горизонта, ориентирование на местности и на карте, выполнение схематических зарисовок, составление несложных планов, чтение карт, моделирование, обозначение изученных объектов на контурных картах, заполнение схем и таблиц (обобщающие, сравнительные, требующие классификации объектов). 

Современный урок сложно представить без информационно -   коммуникационных технологий. Использование мною ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Так как кабинет географии оснащён компьютерной техникой, практически на каждом уроке использую ИКТ. Для подготовки к урокам применяю компьютерные  программы,  Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint,  Microsoft Office Publisher,  MS Explorer, FineReader (сканирование), использую мультимедийный диск («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»). С помощью этих программ создаю собственные презентации и дидактические материалы к урокам. Для удобства работы составила каталог имеющихся ресурсов по каждому классу.

Используя интернет, на уроке провожу виртуальную экскурсию в любую точку нашей планеты, знакомимся с природой, людьми, их бытом, культурой. У ребят появилась возможность подготовить к уроку сообщение, презентацию, реферат, проект на любую тему, что представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся; повышает мотивацию учащихся к учению; формирует активную жизненную позицию. (Прил.2). При изучении нового материала использую демонстрационную программу или презентацию, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. (Прил. 3). На уроке закрепления использую разноуровневые тесты, электронные кроссворды, индивидуальные задания. Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом им напоминает отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов.

В проведении контрольно – обобщающих уроков, формат тестовых компьютерных программ даёт мне возможность проверить ЗУН учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, карт. (Прил. 4). Например, на уроках географии при изучении  нового материала отводится важная роль в работе с  географическими терминами, пользуясь компьютером  я   вывожу на экран текстовую информацию для пояснения и иллюстрации данных терминов. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем вербально вести понятия в речевые структуры, диалоговые формы общения, в мини-рассказы, описания, обучающиеся обогащают свой словарный запас, расширяют кругозор, повышают познавательную активность по предмету.

Изучаю и активно использую в работе материалы Интернет-ресурсов сайта учительского портала «Завуч ИНФО», фестиваля педагогических идей «Открытый урок», образовательного сообщества «Открытый класс», Новосибирская открытая образовательная сеть и др. Мною разработаны серии уроков и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ (урок «Москва- столица России» 6 кл., обобщающий урок в 8 кл. «Материки и океаны», урок «Лесная зона»7 кл., Презентация к уроку  «Япония»  9кл. и др.).

Провожу уроки с применением элементов программированного обучения. (Прил. 5). Использование элементов программирования, считаю, помогают обеспечить на уроках активную самостоятельную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать ученикам необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Для развития познавательного интереса учащихся к географии провожу внеклассную работу, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: неделя географии, игры, викторины, географические олимпиады, конкурсы, выставки. Основной формой внеклассной работы в нашей школе является проведение Недели географии. (Прил. 6). Неделя географии позволяет вовлечь как можно больше учащихся с разным уровнем обученности. Ученики с увлечением участвуют в КВНах, конкурсах, в географических вечерах, с интересом разгадывают кроссворды на любые темы, выпускают географические газеты. Каждый день продумываю тщательно, включая разнообразные формы и конкурсы. Будет ли это открытый урок, внеклассное мероприятие учащиеся активно пробуют и проверяют свои знания по географии. Создается возможность каждому ученику проявить себя, свои способности и творческие наклонности. Завершается неделя награждением активных учащихся грамотами и дипломами.

В системе провожу экскурсии в природу, с целью уточнения и расширения представлений детей об окружающем мире, закрепления знаний о типичных явлениях в природе по временам года, развития желания познавать законы природы, экскурсии на предприятия и музеи. Такая форма работы воспитывает у моих школьников любознательность, умение находить правильные ответы, добиваться поставленных целей, делать выводы, сравнивать, обобщать.

Используя в своей педагогической деятельности эффективные технологии, формы и методы обучения на уроках географии и внеклассной работе мне удалось:

- сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную и внеклассную деятельность;

- повысить эффективность усвоения географических знаний и умений учащихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) на уроках географии;

 - стимулировать и развивать у школьников мышление, восприятие, память и другие психические процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.

P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...

Формирование познавательной активности обучающихся, формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда на уроках математики

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. В данной работе представ...

Активизация познавательных способностей умственно отсталых учащихся на уроках географии

Целью работы является обобщение и анализ опыта работы с детьми с нарушениями интеллекта. В статье дается подробное описание особенностей работы с таким контингентом учащихся, рассмотрены способы повыш...

Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Самостоятельная работа  – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное  для этого время, при этом обучаю...

Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры

В основе теории развивающего обучения положено понятие деятельности. Именно деятельность определяет самостоятельность и ответственность ребёнка в собственном развитии и даёт возможность педагогу отчёт...

Методическая разработка по теме «Активизация познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью на уроках биологии»

Тема: ««Активизация познавательной деятельностиучащихся на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе»  Цели самообразования:- Систематизация  накопленно...

Доклад. Формирование учебной мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках поварского дела

Формирование мотивации обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), оказывает влияние на развитие всех познавательных процессов и личности ребенка в целом. Это обусловле...