Шаг 1.Актуальность темы опыта: Необходимостью внедрения современных технологий Универсальностью «исследования», как типа мыслительной деятельности Эффективностью обучения, при котором ученик является активным субъектом
Основные задачи моей педагогической работы: – научить самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации; – сформировать навыки самоконтроля; – создать условия для развития и проявления ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей; – ориентировать учащихся на развитие критического мышления, их рефлексивных способностей, умений представить результаты своей работы; – сформировать навыки работы в команде.
Шаг 2. Система занятий мастера. При организации учебного исследования школьников на уроках и во внеурочное время я обычно включаю такие основные элементы: Условия, для проявления познавательной деятельности: - создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
- включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- использование проблемных ситуаций;
- практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Методы обучения: - самостоятельный поиск необходимой информации;
- метод проектов;
- тестирование;
- овладение разными учащимися разного материала;
- творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.
- эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая атака” и др.;
- метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактного;
- метод эмпатии (метод личной аналогии);
- проблемное обучение.
Формы организации деятельности учащихся - Коллективные
- Индивидуальные
- Групповые
Формы и методы урока: - пресс-конференция;
- семинар и диспут;
- игра;
- самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование.
- путешествие;
- практическая работа;
- самостоятельная работа.
На всех этапах (5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы) стимулируется интерес к исследовательскому поиску. 5-7 классы: приобретение простейших знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения исследовательской работы. Обучение основам самостоятельной деятельности, развитие нестандартного мышления. На данном этапе важно научить детей ориентироваться в материале самостоятельно, выделять главное, оценивать и ставить вопросы. Важно развивать навыки решения проблемной ситуации, критическое мышление. Например, на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Стилистические функции причастий» используется проблемная ситуация в форме игры «Приблизимся к великим писателям». На интерактивной доске запечатлен текст, который необходимо восстановить, т.е. вместо точек вставить пропущенные причастные обороты. Затем обучающиеся должны сопоставить свои тексты с авторским и сделать вывод(Текст И.С.Соколова- Микитова). Авторский текст на доске (проверка) Затем предлагаю провести лингвистический эксперимент: исключить из текста все причастные обороты и причастия, сравнить с оригиналом и сделать вывод о роли причастных оборотов и причастий в текстах художественного стиля. 8-9 классы: выполнение самостоятельных исследований и заданий творческого характера, углубление знаний по методике исследования и обработке результатов. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. Работа приобретает все более ярко выраженный научный характер. Задания приобретают четко выраженный сопоставительный, исследовательский характер: 1. Задания сравнительного анализа языкового материала. Например, на уроке русского языка на тему «Сложноподчиненное предложение»(9 класс) предлагаю обучающимся следующий вид работы: Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений и автор «Слова» призывает к сплочению всех русских князей. - Составьте схему предложения. Замените его сложноподчиненным с придаточным, отвечающим на вопросы почему? по какой причине? - Сравните оба предложения. Что между ними общего и чем они отличаются? 2. Задания, требующие синтеза материала, формулировки выводов. Например, на уроке русского языка в 9 классе на тему «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными» на этапе объяснения нового материала просим детей вначале сделать синтаксический разбор простого предложения: В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, плывущий с далеких полей. - Замените обособленное определение придаточным предложением; запишите полученное предложение. - Определите способ связи придаточного с главным; составьте его схему. Делается вывод: для выражения признаков предметов могут быть использованы различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные. 10-11 классы: происходит дальнейшее развитие у обучающихся способностей, направленности на исследовательскую работу, совершенствование творческих подходов к решению конкретных задач, умений самостоятельно реализовывать полученные знания на практике. На данном этапе обучающиеся уже могут самостоятельно выбирать тему исследования, анализировать литературоведческие источники, выдвигать гипотезы, делать выводы, готовить доклады, рефераты и др. Но, конечно же, помощь и руководство со стороны учителя все ещё необходимы. Очень интересны в этот период уроки разных форм: уроки-исследования, уроки-диспуты, уроки-проекты и т.д. Например, урок- исследование в 10 классе «Русский язык в его историческом развитии, или Некоторые особенности исторических изменений в современном литературном языке». На данном уроке обучающиеся становятся учеными-лингвистами. Работают в группах (5 групп) . Каждая группа занимается исследованием одного и того же текста (текст XI века и современная запись этого текста) , но с позиции разных уровней языка(Карточка № 1. Сравните фонетическую систему двух текстов, карточка № 2. Сравните графику текстов и найдите ответы на вопросы, карточка № 3. Сравните лексическую систему текстов, карточка №4. Сравните морфологическую систему текстов, карточка № 5. Сравните синтаксис и стилистику древнерусского и современного текста.)Текст. ГРАМОТА КНЯЗЯ МСТИСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА СЕ АЗЪ МСТИСЛАВЪ ВОЛОДИМИРЬ СЫНЪ ДЬРЖА РОУСЬСКУ ЗЕМЛЮ В СВОЕ КНЯЖЕНИЬ ПОВЕЛЬЛЪ ЕСМЬ СЫНОВИ СВОЕМУ ВСЬВОЛОДУ ОТДАТИ БОУИЦЬСТОМУ ГЕОРГИЕВИ СЪ ДАНИЮ И СЪ ВИРАМИ И СЪ ПРОДАЖАМИ. Затем каждая группа выступает с результатом своей работы. Также в своей педагогической практике я использую опережающее домашнее задание (как групповое, так и индивидуальное). Например, при изучении темы «Стилистические функции причастий»(7 класс). - Обучающиеся 1 группы получили задание исследовать тексты художественного стиля, содержащие причастные обороты (Примерный ответ. Мы исследовали тексты художественного стиля, содержащие причастные обороты. Для прочтения мы выбрали следующий текст). - А сейчас у меня вопрос к обучающимся данной группы. Какой вывод о стилистической функции причастий вы сделали, когда исследовали тексты художественного стиля? - Обучающиеся 2 группы анализировали тексты научного стиля. (Обучающийся читает определение причастия и делает вывод о том, что в определении причастия используется причастный оборот, т.к. причастие обладает свойством краткости и точности). - Сделайте вывод о стилистической функции причастий в текстах научного стиля. - Обучающиеся 3 группы работали с деловыми бумагами. (Примерный ответ. При рассмотрении различных видов деловых бумаг мы обнаружили образцы, в которых используются причастия и причастные обороты: заявление о приеме в школу, доверенность на получение денег, инвентаря и др.). Дети из группы читают тексты, а остальные поднимают сигнальные карточки, когда услышат причастный оборот или причастие. Задание. Составьте заявление, используя причастный оборот. - Сделаем вывод об использовании причастных оборотов в официально-деловом стиле. (Вывод. Так как официально-деловой стиль требует точности и краткости, то в написании деловых бумаг используются причастия и причастные обороты.) Один обучающийся выполнял индивидуальное задание. Он должен был следить за речью одноклассников, родителей и сделать вывод об использовании причастного оборота в разговорном стиле речи. Вывод. Люди в повседневной речи не используют причастные обороты.) - По мере вашего ответа мы составляли таблицу "Стилистические функции причастий и причастных оборотов". Общий вывод по таблице. Также в качестве опережающего задания выступает учебный проект. Работать с учебным проектом я начинаю на внеклассных занятиях русскому языку, потому что такая работа не делается спонтанно, необходимо время для его успешного выполнения. Постепенно, научив детей такому виду исследовательской работы, ввожу учебный проект на урок. И уже в 9-10 классах успешно проходят уроки-проекты по русскому языку «Исследование лексики ограниченного употребления» (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы и др.). На этих уроках обучающиеся выполняют как групповые, так и индивидуальные проекты («Лексика пауэрлифтинга в русском языке», «Молодежный слэнг при общении в чате»и др.) Процесс выполнения заданий поискового и исследовательского характера, безусловно, творческий – это своеобразное лингвистическое исследование, рассуждение на лингвистическую тему. Обучающийся создаёт текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа, исследования языковых явлений, но и развитию связной речи. А это всё является хорошим подспорьем при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Вообще, на всех перечисленных этапах организации исследовательской деятельности следует отрабатывать следующие виды деятельности: - постановка проблемы;
- сбор языкового материала;
- анализ существующих в литературе способов описания и методов анализа материала;
- собственно анализ материала (первоисточника).
Эти четыре этапа в реальном исследовательском и учебно-исследовательском процессе иногда стоят в ином порядке, но всегда предшествуют тому обнаружению новой информации, которое происходит на стадии формулировки выводов. Тем не менее, исследовательские задания моделируют исследовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы. Так, на этапе сбора языкового материала могут входить задания, требующие домашней предварительной подготовки: - Какие неологизмы появились в русском языке в последние 2–3 года?
- «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.
Целью поиска языковых фактов в заданиях этого типа является ответ на проблемный вопрос. В этап анализа способов описания входят задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему. Почти все упражнения при традиционном обучении русскому языку так или иначе связаны с анализом языкового материала: текста, предложения, слова – и служат по преимуществу целям закрепления. Такого рода закрепительные упражнения являются неотъемлемой частью любого обучения, в том числе проблемного и исследовательского, но не составляют суть последних. Отличительной чертой именно исследовательских заданий по анализу материала является выход на новую информацию. Поэтому, думается, что исследовательские задания здесь более уместны не на стадии закрепления, а на стадии введения новой темы, то есть они предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе. Таковы задания по элементарному первичному анализу языкового материала с последующей дискуссией: - Например, на уроке русского языка в 9 классе задаём вопрос:
- В чём отличие прямой речи от придаточной изъяснительной части? Учащиеся записывают предложение: Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться». - Какой глагол речи связывает прямую речь со словами автора? Приведите примеры глаголов речи (сказать, спросить, расспросить, объявить, рассуждать, считать и пр.). - Устно замените прямую речь косвенной. Изменился ли смысл в связи с изменением структуры предложения? - А что изменилось в предложении? (Прямая речь — буквально воспроизведенное автором текста высказывание. Придаточное изъяснительное — способ передачи чужой речи). Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. Например, на уроке можно использовать разноуровневые задания по работе с текстом. Так, от лёгкого и элементарного задания до работы с текстом по алгоритму формируется навык исследовательской деятельности. А выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи. Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока играет важную роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Одним из путей творческого восприятия современных наук – это систематическая исследовательская и проектная деятельность, позволяющая применять полученные знания на уроке на практике: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией. Таким образом, обобщив все вышесказанное, приходим к следующим выводам: - Организовывать исследовательскую деятельность, основанную на компетентностном подходе, нужно на принципах личностной заинтересованности, доступности, посильности, научности. Результатом же этого процесса будет:
- усиление положительной мотивации учащихся в изучении русского языка;
- развитие языковой личности ученика, ее ценностных установок в отношении к русскому языку;
- развитие лингвистической компетенции школьников через расширение лингвистических знаний, углубление знаний по отдельным лингвистическим проблемам и освоение лингвистических методов исследования;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Проектирую и реализую свою педагогическую деятельность, опираясь на : - авторскую программу Алексеева Н. Г., Леонтович А. В., Обухова С. А., Фоминой Л. Ф. «Концепция развития исследовательской деятельности учащихся»
- концепцию «Проектная деятельность» Полат Е.С.
Считаю, что учитель сам, прежде всего , должен быть исследователем. Поэтому активно участвую в различных педагогических конкурсах, семинарах, конференциях (очно и заочно), повышаю свою квалификацию через различные курсы, в том числе и дистанционные. Результативность опыта. Официально зафиксированные достижения детей в конкурсах учебно-исследовательских работ 2009-2012 учебный год № п/п | Ф.И.О. учащегося | Класс | Название конкурса | Место | Уровень | 1. | Резепова Анжелика
| 10а (2009 г.) | Конкурс научно-исследовательских работ им. Вернадского «Я и Земля» | 2 место | Районный | 2. | Трубач Яна | 10а(2009 г.) | Конкурс научно-исследовательских работ им. Вернадского «Я и Земля» | 2 место | Районный | 3. | Сердюкова Ксения | 8а(2009 г.) | Конкурс творческих работ «Чистое слово»
| 2 место | Городской | 4. | Резепова Анжелика
| 10а(2009 г.) | Конкурс научно-исследовательских работ им. Трубачева
| 2 место | Городской | 5. | Трубач Яна | 10а(2009 г.) | Конкурс научно-исследовательских работ им. Трубачева
| 2 место | Городской | 6. | Трубач Яна | 10а(2009 г.) | VII Областная научно – практическая конференция «Юность науки» | лауреат | Областной | 7. | Резепова Анжелика
| 10а(2009 г.) | VII Областная научно – практическая конференция «Юность науки» | лауреат | Областной | 8. | Резепова Анжелика
| 10а(2009 г.) | Региональный этап VI Международного литературно-художественного конкурса «Гренадеры, вперед» | лауреат | Областной | 9. | Ананьева Надежда
| 11а (2010) | Конкурс научно-исследовательских работ им. Трубачева | 1 место | Районный | 10. | Ананьева Надежда
| 11а(2010) | Конкурс научно-исследовательских работ им. Трубачева | 3 место | Городской | 11 | Сердюкова Ксения | 9а(2010) | Конкурс научно-исследовательских работ им. Трубачева | 1 место | Районный | 12 | Сердюкова Ксения | 9а(2010) | Конкурс научно-исследовательских работ им. Трубачева | 3 место | Городской | 13 | Есауленко Екатерина | 5б(2010) | Конкурс творческих работ «Родничок» | 3 место | Городской | 14 | Иващенко Наталья | 6а(2010) | Конкурс творческих работ «Родничок» | 1 место | Городской | 15 | Гелда Полина | 7а(2010) | Конкурс творческих работ «Родничок» | сертификат участника | Городской | 16 | Иващенко Наталья | 6а(2010) | Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Первые шаги» | Лауреат 3 степени | Всероссийский | 17 | Иванов Иван | 7а(2010) | Всероссийский конкурс творческих работ «Спасибо за мирное небо» | сертификат участника | Всероссийский | 18 | Иващенко Наталья | 6а (2010) | Всероссийский конкурс творческих работ «Спасибо за мирное небо» | сертификат участника | Всероссийский | 19 | Иващенко Наталья | 6а(2010) | Международный художественный конкурс для детей и юношества «Я и Космос» | Участник (благодарность учителю) | Международный | 20 | Ананьева Надежда | 11 (2011) | Конкурс учебно-исследовательских работ им. Вернадского | 2 место | Районный | 21 | Шамина Кристина | 9 (2011) | Конкурс учебно-исследовательских работ им. Вернадского | 2 место | Районный | 22 | Захарова Александра | 9 (2011) | Конкурс творческих работ «Чистое слово» | сертификат участника | Городской | 23 | Груднина Артем | 10 (2011) | Районный конкурс учебно-исследовательских работ им. Трубачева | 1 место | Районный | 24 | Сердюкова Ксения | 10(2011) | Районный конкурс учебно-исследовательских работ им. Трубачева | 2 место | Районный | 25 | Хонина Александра | 10(2011) | Районный конкурс учебно-исследовательских работ им.Вернадского | 1 место | Районный | 26 | Команда 8а класса | 8а(2012) | Районный конкурс учебно-исследовательский проектов «Дети Науки-2012» | Призер | Районный | 27 | Груднина Артем | 10(2012) | Районный конкурс учебно-исследовательский проектов «Дети Науки-2012» | Диплом участника | Районный | 28 | Иващенко Наталья | 7а(2012) | Городской конкурс «Легкое перо» | 2 место | Городской |
|