Формирование познавательной активности обучающихся на занятиях по биологии через использование цифровых технологий в условиях реализации ФГОС
статья по биологии
В настоящее время образование и методика обучения требуют ускоренного внедрения в образовательный процесс нетрадиционных методов и форм организации обучения, позволяющих значительно активизировать усвоение учебного материала, мотивировать учащихся проводить самостоятельные действия. Данный процесс является довольно сложным и требует как от преподавателя, так и от воспитанника владения навыками работы с электронно-вычислительной техникой и программными продуктами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательной активности обучающихся на занятиях по биологии через использование цифровых технологий в условиях реализации ФГОС
Введение
В век высоких цифровых технологий, как показывает практика, традиционные методы обучения не могут быть достаточно эффективными. В настоящее время образование и методика обучения требуют ускоренного внедрения в образовательный процесс нетрадиционных методов и форм организации обучения, позволяющих значительно активизировать усвоение учебного материала, мотивировать учащихся проводить самостоятельные действия. Данный процесс является довольно сложным и требует как от преподавателя, так и от воспитанника владения навыками работы с электронно-вычислительной техникой и программными продуктами.
Цифровые технологии позволяют повышать качества знаний учащихся; совершенствовать методики проведения занятий с применением ИКТ; обеспечивать дифференцированный подход к учащимся в образовательном процессе; создавать условия для адаптации воспитанников в современном информационном обществе. Вопрос применения ИКТ в учебном процессе крайне многосторонен и может решаться в нескольких направлениях: во-первых, при организации уроков различного типа, в том числе при выполнении лабораторных и практических работ. При этом в ходе занятий могут использоваться различные формы подачи материала и оценки контроля знаний с помощью компьютера: обучающие программы, ЦОР − электронные учебники, мультимедийные учебные пособия, электронные издания проверки знаний (тематические самостоятельные и тестовые задания).
Информационно-коммуникационные технологии в биологии
Современное общество ставит перед преподавателем задачу развития личностно значимых качеств воспитанников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).
Информационные технологии позволяют:
-рационально организовать познавательную деятельность студентов в ходе учебно-воспитательного процесса;
-использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
-изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри биологических систем ;
-представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
На занятиях и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать такие электронные учебники, как «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:
-усвоить базовые знания по предмету;
-систематизировать усвоенные знания;
-натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы;
-сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом
-сформировать навыки самоконтроля;
-сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности;
-оказать учебно-методическую помощь студентам в самостоятельной работе над учебным материалом;
-обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Использование ИКТ на занятиях по биологии позволит повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Технически организовать работу с ресурсами Интернета на занятии можно в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают быстрый доступ в сеть, студенты могут работать в режиме on-line, то есть с непосредственным доступом в Интернет. Однако преподавателю необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов. По причине переработки содержания серверы и сайты могут быть временно недоступны. Другой вариант более надёжен – с опосредованным доступом в Интернет. При подготовке урока можно скопировать необходимые для занятий Web-страницы в отдельную папку на одном из компьютеров. И в том и в другом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний и их мотивацию к обучению.
Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования преподавателя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к занятиям. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.
За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Преподаватель биологии полезные обзорные материалы может найти в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов www.referat.ru, или поисковые системы.
Использование мультимедиа технологий на занятиях по биологии.
На занятиях по биологии важно показать красоту и гармонию природы и дать прочные знания. Но не менее важно создать условия для общения, творчества, развития познавательной активности, радости от процесса саморазвития и самопознания. Для этого необходимо создать ряд условий, которые позволят занятию по биологии быть успешным, т.е. достичь целей биологического образования.
1. Формирование предметной компетентности
Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.
О сформированной предметной компетентности можно говорить в том случае, если учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, применяют знания не только в знакомой, но и в новой ситуации.
2. Развитие познавательной активности
Информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы наиболее эффективны, когда они используются как инструмент решения проблем, развития понятийного аппарата, критического мышления. Учащийся - активный участник событий на занятии. Преподаватель не передает знания, а помогает учиться и развиваться, является не единственным источником информации, а организатором познавательной деятельности, создателем условий для освоения разнообразных, сложных и в тоже время увлекательных способов работы.
- Формирование информационной культуры
Главная задача педагога научить работать с информацией, свободно ориентироваться в большом потоке и уметь ее получать из разных источников. Под сформированной информационной культурой педагогов и выпускников колледжа подразумевается такой уровень владения информационными технологиями, который позволит эффективно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности в условиях информационного общества.
Заключение
Использование цифровых технологий на
занятиях по биологии в условиях реализации ФГОС позволяет решать задачи:
1. Создавать и поддерживать у учащихся интерес к биологии с помощью ИКТ (мотивация)
2. Обеспечить научный подход к изучению биологии
3. Использовать презентации для наглядного представления учебного материала и расширения кругозора учащихся.
4. Использовать ОР и СD для доступного изложения теоретического материала.
5. Привлекать учащихся к созданию презентаций, видеофильмов и учебных проектов во внеурочное время.
6. Использовать ИКТ для подготовки учащихся к семинару, зачету, написанию реферата.
Вывод: Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом и оставляет у них хорошее впечатление, Формирмируется познавательная активность, и результат хорошие знания по предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...
использование игровых технологий в условиях реализации ФГОС
использование игровых технологий в условиях реализации ФГОС...
«Использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС»
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………2 -3 Основная часть Теоретическое обоснование предполагаемых изменений образовательной практики……………………………………………………...
Статья: "Современные подходы преподавания русского языка и литературы через использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС".
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...
Повышение мотивации к изучению биологии через системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС
В данной разработке представлен материал в котором показаны какие можно использовать преемы и методы чтобы повысить мотивацию учеников к изучению такого предмета как биология....
Геймификация как один из способов становления субъектности школьников на уроках английского языка и в классном коллективе через использование цифровых платформ в условиях реализации обновленных образовательных программ.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. На уроках основное внимание уделяется развитию видов деятельности ...