Проблема обучению программированию в школе
статья на тему

Павличенко Маргарита Алексеевна

Информатика – особый предмет в школьной программе, достаточно «молодой», не обремененный пока еще изобилием «официальных, стандартных» методов и методик преподавания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_vgu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема обучению программированию в школе

Павличенко М. А.

e-mail: school25r@mail.ru

МОУ СОШ №25 с УИОП, г. Россошь

Информатика – особый предмет в школьной программе, достаточно «молодой», не обремененный пока еще изобилием «официальных, стандартных» методов и методик преподавания. Это объясняется многими причинами: разнообразием имеющейся в школах вычислительной техники, разнообразием имеющегося программного обеспечения, разным количеством часов, выделенных на преподавание и т.д.

В государственном стандарте по информатике отмечается, что в результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик в области программирования должен:

  1. знать основные свойства алгоритмов, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл, понятие вспомогательного алгоритма;
  2. уметь использовать алгоритмические конструкции, выполнять и строить простые алгоритмы, выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
  3. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, в дальнейшем освоении профессий.

Данные знания, умения и навыки формируются при изучении темы «Алгоритмизация и программирование».

Я думаю, в чистом виде программирование интересует небольшую категорию людей. Теория алгоритмов или программирование - это чересчур специальные вещи на сегодняшний день, когда компьютеры продаются в супермаркетах рядом с телевизорами и DVD-проигрывателями. Сегодня простому пользователю программировать не нужно, хотя еще недавно такого просто не могло быть. Поэтому достаточно часто слышишь вопрос: Зачем всех подряд учить программированию, если это реально нужно нескольким ученикам собравшимся в технический вуз причем на соответствующие специальности? Большинство людей, использующих компьютеры, не пишут своих собственных программ, и им практически вообще не требуется знать программирование. Если рассуждать, что пользователю достаточно знать только "три кнопки", и на информатике в школе нужно давать только пользовательский курс, то по аналогии можно утверждать, что на математике нужно учить пользоваться калькулятором, зачем школьникам эти логарифмы, производные, интегралы... если есть компьютер, калькулятор, да и таблицу умножения знать не нужно!!!, главное уметь кнопки на элементарном уровне нажимать.

Однако я уверена, что изучать программирование нужно. Изучая программирование, ученики лучше понимают сущность работы компьютера, его возможности и ограничения. Программирование помогает школьникам развивать навыки мышления, а также привычку к аккуратной работе. Нет лучшего способа развить логику мышления, точность формулировок, аккуратность, чем программирование. Ряд школьных предметов вообще не связан с какой – либо стороной мышления, а настроен на усложнение знаний в конкретной области, на развитие кругозора учащихся. Информатика развивает специфический стиль мышления.

На мой взгляд, программирование - это такая основополагающая вещь которую хоть в малой степени, но надо знать всем. Считаю, что умение строить алгоритмы и программировать их на алгоритмических языках отлично развивает логическое мышление.

Я считаю, что если человек понимает как создаются программные средства и умеет хотя бы на элементарном уровне программировать, то он лучше будет понимать принцип работы любого прикладного ПО, и в случае ошибки или в случае нестандартной ситуации будет знать что делать и сможет справиться с ней. При построении обучения учащихся теме «Алгоритмизация и программирование» каждый учитель информатики сталкивается с огромным количеством вопросов: как построить изложение материала, какие использовать методические разработки, в какой форме проводить занятия, какие составить практические задания, какой материал использовать учащимся при изучении и другие. Все эти вопросы возникают из-за отсутствия четко и в полном объеме изложенных учебно-методических материалов и учебников для изучения данной темы.

На учебный предмет «Информатика и ИКТ» в федеральном базисном учебном плане в 8-х и 9-х классах отводится 105 часов (35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю в 8 классе и 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю в 9 классе). Из этого количества часов отводится 19 часов на изучение темы «Алгоритмы и исполнители», причем подразумевается изучение формальных исполнителей алгоритмов. Среднее (полное) общее образование базового уровня включает в себя 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе (из расчета 1 учебный час в неделю). В данное количество часов не входят часы на изучение темы «Алгоритмизация и программирование». Предполагается, что учитель будет использовать язык программирования во время решения задач при изучении других тем.

Таким образом, объём часов на изучение темы «Алгоритмизация и программирование» не дает возможности в полной мере изучить данную тему в школьном курсе. В этом и заключается несоответствие выделяемого количества часов на изучение данной темы с объемом рассматриваемого материала за данное количество часов, и в этом выражается несоответствие к требованиям выпускника по форме единого государственного экзамена.

 И вот тут и проблема как заинтересовать учеников программированием, как научить понимать и решать задачи. Из опыта работы каждый из учителей информатики (в том числе и я )  может сказать, что наибольший интерес у учащихся вызывает  графика (как в восьмых, так и в одиннадцатых классах), при работе с которой на экране виден красочный результат выполнения программы.  Также мы знаем, как порой трудно объяснить учащимся, что все, что выполняет компьютер, - это программы.  Поэтому у меня возникла идея давать большую часть материала, используя графику. Отсюда вытекает и изменение учебного плана занятий: на первое место можно сразу поставить изучение графических операторов, а затем уже с их помощью объяснять (по возможности) весь остальной материал. Ребенку проще увидеть и сделать, чем пытаться понять, что так происходит на самом деле. Используя подобные программы, можно проиллюстрировать работу всех основных операторов, а если использовать элементы блок-схем, то и продемонстрировать работу алгоритмов без использования операторов. Также хороший отклик у ребят особенно 5-6 классов находит использование на уроках исполнителей типа Робот, Чертежник и т.д. Практически все ученики в классе заинтересовываются в решении таких задач. Затем самостоятельно строят уже более сложные лабиринты.

Применяя такой опыт в работе, можно наблюдать у учащихся некий элемент соревновательности, желание сделать лучше и красивее своего товарища. Данный тип уроков приносит результаты  как в младших  (учитывая их возраст), так и в старших классах.

Как предполагается организовать общение учителя и учеников на уроках информатики?

Когда на уроке учитель  объясняет материал, затем даёт интересные задачи или создаёт проблемные ситуации, чтобы закрепить этот материал, он прекрасно организует только один тип взаимоотношений - "определяющий" - и упускает из внимания другой - "зависимый", когда ученикам крайне необходимо обсудить этот материал между собой.

Так получается, что знания, приобретённые на уроке, не становятся для учеников значимыми, своими, а остаются необходимыми только в учебном процессе, в обыденной жизни они не используются.

 Поэтому я считаю, что урок информатики должен состоять,  как минимум, из двух основных частей.

В первой части учителю необходимо ясно, просто и доступно объяснить материал и проверить правильность усвоения учениками его основных моментов.

Вторую часть урока нужно посвятить обсуждению нового материала между учениками. При этом они могут уже начать выполнять работу на персональных компьютерах.

Важно, чтобы школьники самостоятельно использовали новые сведения и имели бы право советоваться друг с другом. Учитель же в этой части урока – координатор - консультант по сложным вопросам,  но не активный участник общения. «Деловой шум» в этой части урока просто необходим.

При такой организации общения учителя и учеников на уроке информатики создаются условия наилучшего усвоения учениками новых знаний. Знания, полученные таким образом, становятся для ученика личностно значимыми, своими. Это позволит создать потенциал для развития творческих способностей школьников, самостоятельности суждений, которые так необходимы современному человеку.

Литература

  1. Аркадьев, А.Г., Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / сост. А.Г. Аркадьев, Э.Д. Днепров. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы обучения детей-мигрантов в современной петербургской школе

Политические, социальные, экономические изменения, произошедшие на территории постсоветского пространства в последние пятнадцать лет, вызвали миграцию в Россию нерусскоязычного населения. В связи с эт...

Сопровождение детей с проблемами в обучении в общеобразовательной школе

В материале представлен опыт совместной работы сопровождения младшего школьника с проблемами в обучении...

Проблемы обучения программированию детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании

В статье описаны этапы обучения программированию детей младшего школьного возраста...

Некоторые суждения о проблеме обучения геометрии в школе

Лекция на курсах повышения квалификации....

Проблемы обучения английскому языку в начальной школе

В этой статье раскрываются основные порблемы обучения АЯ в начальной школе и их решения....

Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе

В данной презентации проанализирована и законспектирована книга А.Р. Лурии и Л.С.Цветковой "Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе", выложены в виде схем пути восста...

«Методическая система обучения web-программированию в школе»

laquo;Методическая система обучения web-программированию в школе»Современный уровень развития компьютерной и мобильной техники предъявляет требования к программному обеспечению. На сегодняшний ...