Некоторые суждения о проблеме обучения геометрии в школе
материал на тему
Лекция на курсах повышения квалификации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Некоторые суждения о проблеме обучения геометрии в школе
В ряду учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими предметами математического цикла, и большим значением этого предмета для изучения окружающего мира.
В разное время высказывались различные суждения по поводу преподавания геометрии и ее месте в системе школьного образования. По мнению многих, геометрия в школе — это не только основная математическая дисциплина, но и один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры. Геометрия, как учебный предмет, обладает уникальными возможностями для решения главной задачи общего математического образования – целостного развития и становления личности средствами математики. Развитие учащихся средствами геометрии направлено на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования, где общекультурные цели обучения геометрии в первую очередь предполагают всестороннее развитие мышления детей. Недостатки в освоении геометрии ведут к серьезному ущербу всего миропонимания, как материального, так и духовного. Поэтому воспитание геометрического мышления должно выходить за временные рамки курса геометрии как школьного предмета и продолжаться во все время пребывания учащегося в школе.
Цели и результаты обучения геометрии не ограничиваются рамками предмета, они столь ценны и широки, что нашей средней школе давно следовало бы взять на вооружение принцип, который можно сформулировать, перефразировав знаменитое платоновское изречение: «Не знающий геометрии не выпускается (из школы)». Выдвигая этот принцип, имеем в виду не столько специальные геометрические знания, предусмотренные программой, сколько тот ничем пока незаменимый эффект, который имеет для общего развития личности сам процесс серьезного изучения геометрии.
Развитие логики и развитие интуиции (геометрической в частности) — две важнейшие равноправные функции геометрического образования. Пуанкаре писал: «Доказывают при помощи логики, изобретают при помощи интуиции». Геометрия, как, пожалуй, никакой другой предмет, способствует развитию обоих качеств, поскольку логический и интуитивный аспекты в этом предмете переплетаются наиболее тесно. Диалектическое единство двух противоречивых тенденций, которое мы наблюдаем в геометрии и которого нет сегодня ни в одном другом школьном предмете, как раз и делает эту дисциплину, по нашему мнению, уникальным и необходимым предметом изучения.
С другой стороны, противоречие между «сухой логикой» и «живым воображением» является едва ли не главной причиной всех методических трудностей во всех вопросах геометрического образования начиная с составления школьных программ, написания учебных пособий и кончая оцениванием знаний учащихся. Жаркие дискуссии вокруг программ и учебников по геометрии представляются нам не только борьбой между сторонниками различных подходов к изучению геометрии, но и отражением объективных методологических противоречий, присущих этой науке. Польза от дискуссий несомненна: за последние десять лет программы по геометрии стали «геометричнее», учебники, грешившие сухим логическим акцентом, заметно эволюционировали к большей наглядности, а чересчур «наглядные» — приобрели больше логической стройности.
Следующим аспектом обучения геометрии в школе является подготовка учителя. Каждая эпоха ставит перед школой новые задачи, и учитель, как один из главных источников знаний, должен соответствовать требованиям своего времени. Учитель должен быть творческой личностью, четко понимать цели преподавания геометрии в школе, обладать знаниями, адекватными этим целям.
А. Н. Колмогоров высказал мысль о том, что в преподавании школьного курса геометрии можно выделить пять уровней.
Первый низший уровень предполагает систематизацию того опытного геометрического материала, который накоплен учащимися в младших классах, а также приобретение навыков и приемов для практического использования различных геометрических закономерностей. На этом уровне геометрия выступает еще не как математическая дисциплина, а скорее как инструмент, помогающий решать задачи по алгебре (так называемые текстовые задачи), задачи по физике и химии, выполнять задания по черчению. Знаниями этого уровня ограничиваются многие школьные общеобразовательные программы западных стран; такого типа знания остаются в среднем и у наших выпускников, когда "все выученное забывается".
Второй уровень предполагает усвоение учащимися концепции геометрического (математического) доказательства. Подобно тому, как возникновение в античной геометрии идеи строгого логического доказательства явилось началом совершенно нового подхода к синтезу знаний, началом революционно нового этапа в развитии человеческой культуры, так и освоение конкретным учащимся идеи математического доказательства ставит его на новую ступень в своем индивидуальном интеллектуальном развитии.
Практика показывает, что идея доказательства усваивается учащимися очень непросто. В ГИА 2013 г. только 16% участников выполнили задачу на простейшее геометрическое доказательство.
Типична ситуация, когда даже хороший учащийся имитирует некоторые приемы, не понимая сути той всеобщности, логической ограниченности допустимых средств, которые лежат в основе идеи доказательства. Усвоение этой идеи является поворотным пунктом в геометрическом и, вообще, в общем образовании человека. Поэтому достижение этого уровня можно рассматривать как основу, отправляясь от которой можно развивать дальнейшее изучение геометрии.
На своих уроках если это возможно в ходе беседы по изучению нового материала предлагаю учащимся выдвигать гипотезы, а потом их опровергать или доказывать. Например при изучении особого свойства прямоугольника, учащиеся его исследуют, предполагают, что диагонали равны, а затем предлагаю им это доказать. То есть уже приучаю детей использовать свои знания в новой ситуации. Стараюсь меньше теорем доказывать сама. Пользуясь девизом "Знания приобретенные самостоятельно, куда богаче и прочнее чем изложенные кем-то..."
На третьем уровне предполагается усвоение учащимися формально-логической схемы геометрии, ее основных понятий, достаточного набора теорем и фактов, достаточно обширная практика в решении геометрических задач. Этот уровень можно охарактеризовать как уровень хорошего выпускника.
На своих уроках если после изучения свойств параллелограмма предлагаю учащимся исследовать параллелограмм, и выдвинуть еще какие-нибудь его свойства, а затем их доказать.
Четвертый уровень — это освоение курса школьной геометрии в его полном традиционном объеме. Предполагается, что на этом уровне учащийся владеет не только общими геометрическими фактами, но и специальной техникой решения геометрических задач (дополнительные построения, соображения размерности, подобия и т. п.).
Пятый уровень - это уровень углубленного, специализированного изучения геометрии с ориентацией на дальнейшую профессиональную работу в области математики и физики. На этом уровне предполагается не только хорошее владение всем арсеналом средств школьной геометрии, но также и умение разбираться в ситуациях, обычно моделируемых в так называемых олимпиадных задачах. Критерием достижения этого уровня можно считать умение решать сложные стереометрические задачи, многофигурные задачи, многопараметрические задачи на построение.
Итак, к чему же сводятся суждения о проблеме обучения геометрии? Ныне, как никогда, школе нужна взвешенная, хорошо продуманная система геометрического образования. Основываясь на опыте многих учителей и методистов можно заметить, что при создании этой системы целесообразно учесть следующие аспекты.
1°. Многоуровневое построение системы геометрических знаний и навыков учащихся, позволяющее осуществлять оперативный контроль и измерения в управлении процессом обучения.
2°. Адекватная подготовка учителя в пединститутах, направленная на полное широкомасштабное овладение ими совокупностью геометрических дисциплин, связанных с элементарной геометрией.
3° . Создание концепции геометрической пропедевтики; выделение в программах IV-V классов пропедевтического курса наглядной геометрии; создание условий для восприятия школьником геометрии не только как конкретного предмета, но и как обще культурного феномена.
Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного геометрического образования.
Геометрические образы сопровождают человека в течение всей его жизни начиная с первых лет. Первичные геометрические сведения у человека появляются до того, как он способен их формально-логически осмыслить. Чем богаче и разностороннее мир ребенка, тем большее количество таких первоначальных знаний он получает до начала обучения в школе. По наблюдениям многих учителей и специалистов-психологов при неверном обучении ранняя способность оперировать геометрическими образами и синтезировать геометрические знания может в дальнейшем не только не развиваться, но даже резко ослабевать. Поэтому одной из главных задач преподавания геометрии является задача планомерного, систематического развития геометрического, образного мышления, восприятие геометрии не только как школьного предмета, но и как феномена человеческой культуры.
К сожалению, в современной школе эта начальная часть геометрического образования развита весьма недостаточно. Наблюдающийся прогресс в постановке геометрического образования не приводит к радикальным изменениям качества геометрического образования школьника, которое сейчас находится в плачевном положении.
Принципиальным тормозом в деле геометрического образования является установившееся за многие годы положение курса геометрии в школе. Оно состоит в том, что в школе геометрия изучается начиная только с VII класса и только в рамках систематического курса. При этом полностью отсутствует изучение наглядной геометрии. При всем своем уважении к традициям, мы тем не менее не видим убедительных аргументов, объясняющих, почему геометрия получила в школе именно такой статус. Более того, многие трудности в изучении геометрии связаны, как нам кажется, именно с этим сложившимся статусом геометрии в школе.
Хорошо известно, какой огромный путь в своем интеллектуальном развитии проходит ребенок в первые пять-шесть лет своей жизни. В богатом багаже его представлений об окружающем мире геометрические представления занимают одно из центральных мест. Геометрический опыт шестилетнего ребенка настолько многогранен, что если говорить о развитии непосредственных наглядно-геометрических представлений, то изучение геометрии в школе немногое может к нему добавить. Ребенок предшкольного возраста многое знает, многое умеет делать руками. Ему доставляют огромное удовольствие занятия геометрическими играми, упражнениями, буквально всё, что связано с геометрией (рисование, конструирование, лепка и т. п.). Именно на этот возраст приходится пик, если можно так сказать, геометрической активности ребенка.
Но вот ребенок поступает в школу, и живой поток его геометрической активности, вместо того, чтобы быть воспринятым и направленным в учебное русло, фактически перекрывается. В течение первых пяти-шести лет обучения геометрия сочится жалким, иссыхающим ручейком по школьным учебникам.
В программах и учебниках для младших классов по математике, если говорить о геометрии, совершенно не учитывается ни умственное развитие ребенка, ни его возрастные особенности. На кого, например, рассчитана программа, требующая, чтобы ученик на выходе из четвертых-пятых классов умел распознавать простейшие фигуры: квадрат и прямоугольник, круг и окружность, куб и шар? Ведь в школу приходит ребенок, который для игры в футбол никогда не брал куб, а детские домики возводил не из шаров. Возможно, кое-кто из ребят не знает названий некоторых геометрических фигур, хотя и прекрасно знаком с ними.
Положение геометрии по сравнению с другими школьными предметами в своем роде уникально: ни один предмет, пожалуй, первоклассники так ни готовы воспринимать, как наглядную геометрию. В то же время, ни один предмет не начинают изучать в школе с таким запозданием (по отношению к благоприятному моменту), как геометрию.
Следует сказать, что к 12—13 годам, когда ученик приступает к изучении? геометрии, его непосредственный интерес к геометрии уже на излете. К сожалению, школьный учебник возбудить интерес к предмету не в состоянии: требования к систематическому изложению накладывают свой отпечаток независимо от выбранного в учебнике подхода — более аксиоматического или более наглядного. Ученик, как только он откроет учебную книгу по геометрии, неизбежно должен ощутить разрыв между его личным жизненным геометрическим опытом и тем, с чего начинается любое систематическое изложение геометрии. И это испытание разочарованием от первой встречи со школьной геометрией для многих определяет всё дальнейшее их отношение к предмету.
Было бы неправильно думать, что отсутствие геометрии в младших классах — это беда только лишь геометрии. Есть основания считать, что пятилетний провал в геометрическом образовании детей, лишение их, если можно так сказать, геометрического детства — это трудно восполнимая потеря с точки зрения и общего эмоционального, и умственного развития ребенка.
Основной тезис этой статьи очевиден: наряду с систематическим курсом геометрии, в младших классах педагогически целесообразно широкое содержательное изучение наглядной геометрии. В его основе должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В курсе наглядной геометрии не должно быть теорем строгих рассуждений. Но в курсе должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению не сложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Теоретизация материал должна быть минимальной и несколько нарастать лишь на завершающем этапе.
Основной задачей такого курса в начальной школе является обучение младшего школьника моделированию пространственных отношений и формирование на этой основе геометрических понятий и представлений.
Мысль о том, что курс “Наглядной геометрии” был бы полезен в начальной школе, не является новой, но сложность ее реализации в существующем курсе математики для начальных классов долгие годы останавливала методистов и учителей. О необходимости введения такого курса настойчиво говорят и психологи. Американский педагог-психолог Д. Брунер писал: “… Если бы ребенок раньше овладел понятиями и доступными ему способами действий в виде “интуитивной геометрии”, то он смог бы более глубоко усвоить смысл теорем и аксиом, которые ему объясняются позднее”.
Изучая геометрию, мы отвлекаемся от реальных объектов действительности: среди всех свойств рассматриваем только размеры, форму и положение в пространстве. Т.о., мы изучаем абстрактные модели каких-то реальных объектов.
Психологической особенностью детей младшего школьного возраста является преобладание наглядно—образного мышления, им сложно иметь дело с абстракциями. Восприятие же формы (основа распознания), формирующийся образ предмета складывается на основании объединения в комплекс тактильных, зрительных и ощущений, связанных с ощупыванием, поворачиванием и т.п.
В связи с этим основной метод, используемый в курсе “Наглядная геометрия” для формирования геометрических представлений, - это метод действия с объектами, а не метод наблюдения над ними. В большей мере эта работа производится на интуитивной основе, на уровне осмысления через ощущение, поскольку практическая деятельность, в отличие от теоретической, чаще использует догадку, интуицию. Такая практическая деятельность будет стимулировать развитие “геометрического чутья”, “геометрического видения”, а значит и геометрического пространственного мышления.
Метод действия с объектами предполагает построение курса “Наглядная геометрия” на основе системы практических работ, позволяющих детям научиться строить модель изучаемого пространственного соотношения, используя всевозможную вещественную наглядность (палочки, бечевку, бумагу, геометрические мозаики, конструкторы разных типов и т. д.). Такую деятельность называют моделированием.
Действие моделирования является как раз тем общим способом действий, который отражает специфику математического описания действительности. Если человек умеет построить какую-либо модель изучаемого предмета, процесса, явления, ситуации, отношения и описать ее на математическом языке, значит, он обладает тем, что мы называем математическим мышлением.
В процессе построения курса не считаю необходимым строго следовать логике построения Евклидовой геометрии, т.к. полагаю, что этот урок не должен превращаться в урок геометрии. Геометрический материал осваивается ребенком в ходе выполнения конструкторских заданий, геометрическое обобщение выступает в виде результата решения конструктивной задачи.
Моделируя пространственные отношения наиболее доступным для этого возраста способом, с опорой на наглядно-образное мышление, практическую деятельность и ощущения ученик легко усваивает начальные геометрические сведения.
Если же учесть, что полученные в начальных классах элементарные навыки построения и измерений сохраняются у учащихся на долгие годы, то становится ясной значимость формирования этих навыков именно в этот период.
Обобщая все выше сказанное, можно сделать следующий вывод: в I—IV классах происходит накопление простейших геометрических представлений у учащихся, овладение элементарными навыками использования линейки, циркуля, чертежного угольника, транспортира, ознакомление с некоторыми геометрическими терминами. Это достигается путем систематически проводимых практических работ. Уже в этих классах учащиеся постепенно готовятся к пониманию роли определений. Происходят первые попытки отыскания “названия” некоторым геометрическим фигурам: треугольнику, четырехугольнику, пятиугольнику. Но задача поисков формулировки определений еще не ставится.
Я убеждена, что познавательные возможности детей младшего школьного возраста значительно выше, чем это принято считать, поэтому решила развивать их путем знакомства детей с геометрическим материалом. И со 2 класса веду урок геометрии.
Учитывая развитие понятийного мышления учащихся, психологические особенности процесса усвоения понятий, в уроки геометрии стараюсь включать элементы игры, элементы занимательности. На таких уроках дети в занимательной форме знакомились с некоторыми основными геометрическими понятиями, учились ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические фигуры в окружающей обстановке.
Логическим продолжением курса “Наглядная геометрия” в начальной школе, очевидно, должно явиться создание соответствующего курса для 5-6 классов.
Таким образом, я попытаюсь подготовить детей к изучению геометрии как отдельного предмета.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главная задача общего математического образования – целостного развития и становления личности средствами математики
Развитие логики и развитие интуиции — две важнейшие равноправные функции геометрического образования .
Подготовка учителя Учитель должен быть творческой личностью, четко понимать цели преподавания геометрии в школе, обладать знаниями
А. Н. Колмогоров Первый низший уровень предполагает систематизацию того опытного геометрического материала, который накоплен учащимися в младших классах, а также приобретение навыков и приемов для практического использования различных геометрических закономерностей. Второй уровень предполагает усвоение учащимися концепции геометрического доказательства . На третьем уровне предполагается усвоение учащимися формально-логической схемы геометрии, ее основных понятий, достаточного набора теорем и фактов, достаточно обширная практика в решении геометрических задач. Этот уровень можно охарактеризовать как уровень хорошего выпускника. Четвертый уровень — это освоение курса школьной геометрии в его полном традиционном объеме . Пятый уровень - это уровень углубленного, специализированного изучения геометрии с ориентацией на дальнейшую профессиональную работу в области математики и физики.
Суждения о проблеме обучения геометрии 1°. Многоуровневое построение системы геометрических знаний и навыков учащихся, позволяющее осуществлять оперативный контроль и измерения в управлении процессом обучения. 2°. Адекватная подготовка учителя в пединститутах, направленная на полное широкомасштабное овладение ими совокупностью геометрических дисциплин, связанных с элементарной геометрией. 3° . Создание концепции геометрической пропедевтики, с этой целью выделение в программах IV-V классов пропедевтического курса наглядной геометрии.
Одна из главных задач преподавания геометрии – планомерное , систематическое развитие геометрического образного мышления, восприятие геометрии не только как школьного предмета, но и как феномена человеческой культуры.
Основной задачей является: Обучение школьников моделированию пространственных отношений и формирование на этой основе геометрических понятий и представлений.
“… Если бы ребенок раньше овладел понятиями и доступными ему способами действий в виде “интуитивной геометрии”, то он смог бы более глубоко усвоить смысл теорем и аксиом, которые ему объясняются позднее”. Д. Брунер
Изучая геометрию, мы отвлекаемся от реальных объектов действительности: среди всех свойств рассматриваем только размеры , форму и положение в пространстве .
Какие геометрические фигуры использованы в рисунке?
Какой фигуры на этом рисунке нет? Круга Квадрата Треугольника Прямоугольника
Назовите геометрические фигуры, из которых составлен этот домик?
Что изображено на рисунке?
Из скольких кубиков состоит данные фигуры. Составь их.
Найди закономерность. Продолжи ряд.
Учащимся демонстрируется фигура, и даются части, из которых она состоит, они должны собрать ее.
Тень красавца-носорога Рисовал я по частям. Получилось слишком много! Обращаюсь с просьбой к вам: Силуэт в уме сложите, Части лишние найдите. Носорог
Соедини стрелками изображения и названия соответствующих фигур. диагональ многоугольника конус цилиндр прямой угол числовой луч координатная плоскость тупой угол полукруг пирамида шар куб невыпуклый многоугольник ось симметрии прямоугольный параллелепипед
Вырежи и собери геометрическую фигуру
Придумать рисунок из геометрических фигур.
Собери фигуру из кубиков и укажи для нее вид спереди, вид слева и вид сверху:
Собери фигуру из кубиков по виду спереди, слева и сверху:
Вырежи круг. Разрежь на части. Собери из частей круга данные фигуры. Затем от урока к уроку фигуры усложняются.
Танграм
Танграм
Куб Цилиндр Параллелепипед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и биологии по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел. Некоторые экологические проблемы города вокруг нашей школы"
Данный урок направлен на закрепление умений умножать положительные и отрицательные числа, поможет применить знания по решению эколоческих проблем и познакомит обучающихся с экологическими проблемами м...
Проблема обучению программированию в школе
Информатика – особый предмет в школьной программе, достаточно «молодой», не обремененный пока еще изобилием «официальных, стандартных» методов и методик преподавания....
некоторые проблемы обучения аудированию на начальном этапе обучения
основные проблемы аудировнаия...
Урок-практикум по теме "Некоторые экологические проблемы села вокруг маленькой школы (5-й класс)"
Урок-практикум по теме "Некоторые экологические проблемы села вокруг маленькой школы (5-й класс)"...
Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе
В данной презентации проанализирована и законспектирована книга А.Р. Лурии и Л.С.Цветковой "Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе", выложены в виде схем пути восста...
Некоторые проблемы обучения информатике и ИКТ в системе СПО на примере нашего учебного учреждения.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является обучение информатике – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Именно ур...
Некоторые проблемы преподавания истории в школе
На современном этапе развития общества, в условиях внедрения ФГОС, основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших...