«Методическая система обучения web-программированию в школе»
статья по информатике и икт (9 класс)

«Методическая система обучения web-программированию в школе»

Современный уровень развития компьютерной и мобильной техники предъявляет требования к программному обеспечению. На сегодняшний день наиболее востребованными являются интернет-приложения. Раздел программирования ориентированный на создание сценариев и динамических программ для интернет и есть web-программирование.

Web-программирование это:

– простой способ обновления и пополнения информации на сайте с помощью CMS.

– возможность разнообразить сайт, добавив на него динамические разделы и интерактивные элементы: голосования, облако тэгов, возможность отправки электронного письма с сайта, гостевые книги, форумы, игры, чаты и многое другое.

– возможность работать с защищенной базой данных, в которой можно хранить: статистические данные, отзывы посетителей, фотоальбомы.

– инструмент для решения любых задач по расширению функциональности сайта

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grigoryan_d.g_ots_vershina.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ОЦ «Вершина»

Учитель информатики

Григорян Д.Г.

«Методическая система обучения web-программированию в школе»

Современный уровень развития компьютерной и мобильной техники предъявляет требования к программному обеспечению. На сегодняшний день наиболее востребованными являются интернет-приложения. Раздел программирования ориентированный на создание сценариев и динамических программ для интернет и есть web-программирование.

Web-программирование это:

– простой способ обновления и пополнения информации на сайте с помощью CMS.

– возможность разнообразить сайт, добавив на него динамические разделы и интерактивные элементы: голосования, облако тэгов, возможность отправки электронного письма с сайта, гостевые книги, форумы, игры, чаты и многое другое.

– возможность работать с защищенной базой данных, в которой можно хранить: статистические данные, отзывы посетителей, фотоальбомы.

– инструмент для решения любых задач по расширению функциональности сайта [1].

Web-программирование – это то, что заставляет программные модули работать, почту отправляться, а сайт с базой данных – взаимодействовать. На языке web-программирования можно создать различные анимационные мультфильмы. «Мультики» часть нашей жизни. Мы учимся у героев мультфильмов добру и справедливости, мужеству и честности, анализируем их поступки. Мультфильмы развивают образное и абстрактное мышление. А создавать анимацию интереснее, чем просто смотреть мультики. На современном этапе развития общества особую значимость приобретает проблема формирования творческой, общественно активной, компетентной личности, которая, самостоятельно выдвигает новые идеи, принимает нестандартные решения. На сегодня метод проектов является одним из основных современных активных методов обучения, которые эту проблему успешно решают. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью объединения теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих наличия знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Он должен научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания.

Методическая система обучения – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств, планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников. Методическая система обучения информатике, как и любому другому предмету, представляет собой совокупность пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения.

Развитием методической системы обучения информатики занимались авторы Кузнецов А.А., Кузенецов Э.И., Первин Ю.А., Лапчик М.П., Монахов В.М., Антипов И.Н., Кушниренко А.Г., Гейн А.Г., Захарова Т.Б., и др. Особенности обучения школьников информатике подробно рассматривались в трудах отечественных ученых: Н.В. Апатовой, С.А. Бешенкова, С.Г. Григорьева, А.П. Ершова, К.К. Колина, А.Г. Куширенко, М.П. Лапчика, Н.В.Макаровой, И.Г.Семакина, А.Я. Фринланда, Е. К. Хеннера и др.

Методике обучения информатике на профильном уровне уделяли внимание такие ученые, как А.Г. Гейн, Т.Б. Захарова, А.А. Кузнецов, А.Б. Ливчак, А.А. Рессин, А.И. Сенокосов, Н.Д. Угринович, М.Е. Фиошин, С. М. Юнусов, и др.

Вопросы обучения программированию рассматривались в работах Я.Х. Ваграменко, Н. Вирта, А.П. Ершова, А.Р. Есаяна, В.Е. Жужжалова, А.А. Кузнецова, В.Г. Лебедова, В.М. Монахова, Н.Н. Непейводы, И.В. Поттосина и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования является отражением социального заказа и согласует требования к образованию, предъявляемые обществом и государством. Поэтому он должен учитывать и потребности формирующегося информационного общества. Одним из основных положений является формирование универсальных учебных действий как важнейшего результата его реализации. И это положение, обусловлено потребностями современного информационного общества. ИКТ принципиальным образом увеличивают возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД). Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, определяемых стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.

Программа формирования УУД содержит раздел по формированию ИКТ-компетентности, которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные УУД и соответствующие им технологические навыки, которые формируются в контексте изучения различных учебных предметов.

Внесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования УУД позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает избежать дублирования при освоении разных умений с учетом специфики каждого учебного предмета, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных предметов и курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание внеурочной деятельности школьников [15-19]. УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а так же построения целостного образовательно процесса [3].

Такую стратегию обучения можно реализовать через введение электронного курса «Web-программирование. Основы Flash». Необходимость введения данного курса в школе обуславливается тем, что занятия по технологии создания web-сайтов привлекают особое внимание учащихся. Во-первых, это знакомство с новым в области компьютерной графики и дизайна. Во-вторых, это возможность создавать сайт на тему, которая интересна, прежде всего, самому учащемуся. В-третьих, это получение знаний, которые являются востребованными современным рынком труда.

Переход общества от индустриальной к информационной стадии развития приводит к качественному изменению образования, которое в полном смысле делается «точкой опоры», преобразующей мир. Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство [7]. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационной технологии создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании. Современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий, и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий [6]. Владение ИТ позволяет увеличить поток информации по содержанию образовательной деятельности и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет

Таким образом, предпосылками введения выбранного курса служат:

  1. Использование современными детьми новейших цифровых технологий (web-камера, Интернет, смартфон).
  2. Заинтересованность учащимся во введении занятий по web-программированию.
  3. Наличие мотивации к изучению тем «Алгоритмы», «Программирование» в школьном курсе «Информатика и ИКТ».

Разработка методической системы обучения web-программированию на основе Flash включает в себя цели, задачи, содержание формы (проектная деятельность, игра), методы (словесные, наглядные, практические, видео уроки, методы формирования познавательного интереса) и средства (учебные и методические материалы, ПК, мультимедийный проектор) изучения.

Содержание элективного курса «Web- программирование. Основы Flash» направлено на формирование устойчивых представлений о web-программировании и Flash, как едином целом с определенными творческими характеристиками.

Цель работы: разработка методической системы обучения web-программированию на примере Flash в общеобразовательной школе.

Объект исследования: процесс обучения информатике в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: содержание, методы обучения и формы проведения элективных занятий по курсу «Web-программирование. Основы Flash» в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование ИКТ-компетентности, развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся при обучении web-программированию на примере Flash возможно, если:

  1. Разработать и реализовать методическую систему обучения web-программированию на примере Flash на основе системного и личностно-деятельностного подхода.
  2. Обеспечить применение уровневого подхода к формированию ИКТ-компетентности у школьников.
  3. Использовать информационные и коммуникационные технологии на элективных занятиях.

Исходя из сформулированной гипотезы, для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
  2. Обосновать выбор Flash для обучения web-программированию.
  3. Разработать программу элективного курса «Web-программирование. Основы Flash» с применением проектной деятельности;
  4. Разработать методическую систему обучения web-программированию на примере Flash, включающую: содержание, методы, приемы и организационные формы обучения, способы контроля знаний и умений учащихся.
  5. Провести педагогический эксперимент с целью проверки доступности разработанного содержания и эффективности методики обучения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы и виды деятельности:

  1. Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме.
  2. Изучение и анализ передового педагогического опыта.
  3. Изучение содержания учебных планов, программ, учебников, дидактических пособий по элективным курсам.
  4. Беседы.
  5. Экспериментальное преподавание элективного курса «Web-программирование. Основы Flash».
  6. Анализ диагностических карт.
  7. Анализ познавательного интереса и творческой активности учащихся.
  8. Педагогический эксперимент во всех его формах (констатирующий, обучающий) с целью проверки гипотезы исследования и статистическая обработка данных педагогического эксперимента.

Этапы исследования. На первом, диагностико-прогностическом, этапе (2012-2013) происходило осознание и формулирование проблемы, осуществлялось изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований; определялись цель, задачи, объект и предмет исследования; выдвигалась рабочая гипотеза; уточнялась сущность понятий «содержание образования», «ИКТ-компетентность»; выявлялась специфика развития ИКТ-компетентности в контексте решения поставленных задач; разрабатывалась программа элективного курса и теоретически обосновывался комплекс педагогических условий развития ИКТ- компетентности учащихся.

На втором, поисково-эмпирическом, этапе (2012-2013) уточнялась формулировка темы, апробировалась модель развития ИКТ-компетентности с целью проверки эффективности выделенных педагогических условий; уточнялась программа элективного курса; уточнялись критерии, уровни развития ИКТ-компетентности. Осуществлялась проверка эффективности внедряемых педагогических условий в практику, и происходило отслеживание динамики развития ИКТ-компетентности у школьников.

На третьем, обобщающем этапе (2013-2014) проводились систематизация, обработка и анализ полученных результатов; подводились итоги по второму этапу работы; определялась теоретическая и практическая значимость исследования; внедрялись результаты настоящей работы в практику общеобразовательного процесса учебного заведения, разрабатывались рекомендации; корректировались положения и выводы по теме, оформлялось диссертационное исследование.

Базой исследования являлась МАОУ СОШ №25 г. Челябинска.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дальнейшем развитии web-программирование и выражено в следующем:

  1. Уточнены содержание и объем понятия «web – программирования», проведено сравнение языки web – программирование, что способствует расширению и систематизации проблемы;
  2. Разработанная классификация изучение языков web – программирование их составления вносят вклад в дальнейшее развитие теоретических основ формирования содержания web-программирование в основной школе;
  3. Разработанная методическая система обучения web –программированию позволяет представить структуру данной технологии в целом и ее различных этапов, требования к готовности учащихся к данному типу обучения.

Практическая значимость исследование заключается в том, что его выводы и рекомендации служат совершенствованию процесса обучения информатике учащихся основной школы. Она определяется:

  1. Разработкой и апробацией методических рекомендаций для учителей и учащихся, содержащих теоретические и практические вопросы;
  2. Разработкой, апробацией и публикацией комплекс заданий по web – программированию, для 10-11 классов;
  3. Разработкой критериев и показателей эффективности обучению web- программированию.

Материалы исследования отражены в следующих публикациях:

  1. Григорян, Д.Г. Методическая система обучения web-программированию [Текст] / Всероссийская научная конференция «Информатика и информационные технологии»: сборник научных статей. – Челябинск, Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013. – 126 с.
  2. Григорян, Д.Г. Области устойчивости нейронных сетей конфигурации типа «КОЛЕСО» и «ЛИСТ МЁБИУСА» с запаздывающими взаимодействиями [Текст]/ Гулин А.И./Материалы XXVIII международной конференции по математике «Инновации в науке-2013». – СПб: Изд-во Новосибирск, 2013. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»

Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...

Методическая система обучения монологической речи

Среди важнейших проблем национально – культурного возрождения одной из первостепенных является проблема языка. Хотя бурятский язык и получил статус государственного, существенных изменений в его употр...

Календарное планирование и разработки уроков по технологии "Трёхмерная методическая система обучения" (для учащихся 7 класса с казахским обучения)

    В сборнике  представлена  система  работы  по  педагогической  технологии  трёхмерной  методической системы обучения  по русскому язык...

Урок как целостная методическая система обучения математике

В материале рассматриваются вопросы целеполагания и содержания современного урока математики, его структура и  условия проектирования....

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ

Лекция 1 Общие вопросы МОГ ГЕОМЕТРИИЛекция 2 Методика изучения первых аксиомы,теорем, понятий простейших фигурЛекция 3 Методика изучения геометрических фигурЛекция 4 Методика изучения геометрических п...

Методическая система обучения биологии, основанная на индивидуально-групповой методике

В статье рассмотрена методическая система, в основе которой лежит индивидуально-групповая методика, позволяющая успешно реализовать основные требования ФГОС....