Сопровождение детей с проблемами в обучении в общеобразовательной школе
статья на тему
В материале представлен опыт совместной работы сопровождения младшего школьника с проблемами в обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_dokladu-pechat.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопровождение детей с проблемами в обучении
в общеобразовательной школе
Речь детей является объектом изучения различных дисциплин: педагогика, лингвистика, психология, коррекционная педагогика. В условиях общеобразовательной школы над формированием речевых навыков работает, прежде всего, учитель. Если у ребенка возникают проблемы, и он не может освоить в школе минимум учебных навыков, в том числе в области речи, тогда в дело вступают специалисты, работающие с подобным контингентом, — логопеды и психологи.
В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть обусловлены комплексом причин, среди которых – недостаточность психических предпосылок освоения данных видов речевой деятельности и неадекватность методик обучения возможностям ученика.
Такие дети выявляются к концу первого — в начале второго класса, когда осуществляется переход от обучения грамоте (происходит первоначальное становление технических навыков чтения и письма) к учебным предметам «Русский язык» и «Чтение».Для освоения этих дисциплин требуются автоматизированные навыки и умения распределять внимание между технической и смысловой сторонами.
Переход этот требует достаточно большого времени и усилий со стороны педагогов, учащихся и родителей. Пробелы в формировании учебных навыков в период овладения грамотой в дальнейшем могут обернуться катастрофой — неуспеваемостью ребенка не только по чтению и письму, но и по математике, природоведению, истории и другим предметам, требующим навыков осознанного беглого чтения и грамотного беглого письма, а также умения формулировать собственные мысли в письменной форме. Следующий шаг — отказ ребенка от обучения (сознательный или неосознаваемый) и... можно вообразить себе дальнейшие последствия.
Учителя осознают проблемы учеников, чаще всего склонны расценивать их либо как отсутствие трудолюбия, либо как проявление «страшной болезни дисграфии и дислексии» — так недостатки в овладении чтением и письмом любят именовать в популярной литературе. В результате учащихся, имеющих проблемы по русскому языку и чтению, уверенно направляют к логопеду, который призван «исправить» все недочеты природы и недоработки учителей, желательно «быстро и без последствий».
Чтобы достичь удовлетворительных результатов в процессе коррекции или совершенствования письменной формы речи, специалистам необходимо в ходе диагностики выявить характер трудностей и механизмы, препятствующие освоению программных требований. И только основываясь на подобном анализе, можно строить тактику и стратегию коррекционной работы.
Недостатки в формировании письменной речи могут иметь различную этиологию и механизмы запуска дефекта. Например, незначительные проблемы в формировании пространственных представлений при адекватной пропедевтической работе и использовании учителем достаточного количества наглядного материала, структурированной его подаче могут быть компенсированы и не проявляться в дальнейшем. Но при «жестком» способе подачи материала, когда основная часть нагрузки по обучению грамоте падает на домашние задания и самостоятельную работу учащихся, эти проблемы могут спровоцировать появление так называемых оптико-пространственных дисграфий и дислексий.
Среди специалистов существуют разногласия, что именно называть дисграфией и дислексией, а также сколько их форм существует и каких именно. Но мы обратим внимание на то, что для современной школы оказывается наиболее актуальным. Это выявление причин, обуславливающих не усвоение программного материала по русскому языку и чтению, а также поиск путей помощи этим детям.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что уровень предшкольной подготовки не всегда определяет успешность освоения в школе письменной формы речи. Процент неуспевающих примерно одинаков год от года.
Среди наиболее распространенных причин отклонений формирования письменной речи можно выделить следующие:
• несформированность языковых средств (первичная речевая патология),
• несформированность произвольных форм деятельности,
• недостаточность высших психических процессов (память, внимание, восприятие и др.),
• неустойчивость эмоциональной сферы,
• педагогические ошибки.
Таким образом, только несформированность языковых средств определяется как первичная, так как является следствием несформированности устной речи, а остальные — вторичными, обусловленными недостаточностью психолого-педагогического статуса ребенка. Эти причины могут выступать как изолированно, так и в различных сочетаниях. Сочетанный вариант в последнее время является наиболее частотным. В зависимости от того, каковы эти причины, обуславливающие проблемы в обучении, рекомендуются занятия либо с одним специалистом, либо с несколькими одновременно.
В нашей школе система педагогического сопровождения детей с проблемами в обучении включает следующих специалистов: психолога, логопеда, социального работника. Причем логопед призван оказывать диагностическую и коррекционную помощь только учащимся начальной школы, имеющий речевую патологию первичного генеза, что определяется соответствующим нормативным документом. Однако, как правило, к логопеду идут во всех случаях, когда у ребенка возникают проблемы с освоением программного материала по чтению и письму (русскому языку).
Владея логопедическими методиками диагностики и коррекции, логопед вынужден изучать и применять, а иногда и создавать методики психологической направленности. В нашей школе логопед не одинок. Логопед и психолог работают в паре. Расскажем о совместных направлениях работы этих специалистов.
- Это диагностика причин школьной неуспеваемости, в частности в предметных областях «Русский язык» и «Чтение» совместно с логопедом (если таковой в школе имеется).
- Это организация занятий по коррекции психической деятельности ученика, его психических функций, эмоционально-волевой сферы.
- Это организация работы с педагогами по выбору оптимальных путей обучения каждого ребенка, нуждающегося в этом, выбор оптимальных методик преподавания. Данное направление в работе наиболее сложное, поскольку требует достаточно высокого авторитета специалиста в школе и владения знаниями.
Все эти направления предпочтительно реализовывать в рамках комплексного подхода, предполагающего работу специалистов сопровождения в единой команде. Командная работа — основа успешного психолого-педагогического сопровождения учащихся общеобразовательной школы. Поэтому наши специалисты знакомы с базовыми понятиями каждой из наук, которые представляют специалисты сопровождения, владеют терминологией, дают прогноз дальнейшего обучения, определяют особенности реализации дифференцированного подхода в процессе обучения с учетом школьного программного материала.
Работа в команде предполагает реализацию комплексного подхода и при диагностике, и при коррекции недостатков письменной речи ученика, поскольку позволяет увидеть личность ребенка в целом и организовать воздействие на нее в целом. Этот принципиальный подход позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....
Использование специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование социальной компетенции у детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Статья о методах, средствах обучения и воспитания, направленных на решение проблем успешной социальной адаптации и обеспечения полноценного участия в жизни общества детей...
Доклад "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"
Доклад "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе" раскрывает обшие принципы работы, этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ограни...
Особенности обучения детей, имеющих сочетанную патологию, в общеобразовательной школе.
Слабовидящие дети значительно отличаются по восприятию окружающего мира от детей слепых от рождения, либо полностью ослепших в результате болезни или несчастного случая. Слабовидящие дети могут обучат...
«Преодоление трудностей при обучении письму и чтению детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе»
В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится вс...
Особенности методического сопровождения детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы
Особенности психологического развития детей ОВЗ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются возрастные и психологические особенности обучения лепки учащихся 5-6 классов. Целью статьи является раскрытие основных закономерностей развития художественно-творческих способ...