Образовательная программа детского объединения "Мягкая игрушка"
рабочая программа на тему
Программа «Мягкая игрушка» является модифицированной программой, составленной на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по мягкой игрушке, на основе изучения методической литературы: « Кружок изготовления игрушек-сувениров», В.М. Петуховой « Мягкая игрушка».
В объединение « Мягкая игрушка» занимаются дети с 8-14 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkaya_igrushka.docx | 61.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей «Юность»
ст. Новоджерелиевской муниципального образования
Брюховецкий район
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
_______________ В.В.Кузнецова
«___» ______________ 20___ г.
Протокол педагогического Совета
№___ от «___»___________ 20___ г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Мягкая игрушка»
(наименование объединения)
Работа с тканью и неткаными материалами
(наименование учебной дисциплины)
8-14 лет
(возраст обучающихся)
3 года
(срок реализации программы)
модифицированная
(вид программы)
Ткаченко Ирина Ивановна
(педагог дополнительного образования)
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Мягкая игрушка» является модифицированной программой, составленной на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по мягкой игрушке, на основе изучения методической литературы: « Кружок изготовления игрушек-сувениров», В.М. Петуховой « Мягкая игрушка».
В объединение « Мягкая игрушка» занимаются дети с 8-14 лет.
В годы ранней юности молодые люди «поворачиваются» к себе, думают, кем они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе. Это время, когда наиболее выпукло проявляется способность человека « выполнить» себя, т.е. усовершенствовать и развить свои задатки, сформировать себя как личность.
Моя задача как педагога, помочь детям найти ключик для собственного развития, помочь в реализации их интересов и способностей, чтобы в будущем они могли находить радость в труде, профессии, создать счастливую семью и тем самым создавать процветающее государство.
Сегодня общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Поэтому особо заметное может занять предмет, традиционно именуемый в отечественной школе – трудовое обучение, а в условиях дополнительного образования программа « Мягкая игрушка» Лежащая в основе этой программы предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает развивающим потенциалом. Ручной труд является эффективным « гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Он является также средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т.е. общего развития ребенка.
Направленность образовательной программы художественная и нравственно-эстетическая. Расчитана на 3года обучения для детей с 8 до 14 лет. Воспитанники обучаются основам шитья, изготовлению мягких игрушек, приобщению воспитанников к народным традициям и другим видам рукоделия.
Новизна образовательной программы заключается в том, что программа даёт возможность не только изучать разные техники и виды рукоделия, такие как шитьё, вышивка бисером и лентами, аппликации, изготовление цветов, но и выявление одарённых детей с целью развития их творческих способностей.
Актуальность программы
Программа « Мягкая игрушка» направлена на развитие в ребенке способности к творческому самовыражению через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, возможно – заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим.
Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата. Радость успеха рождает у него уверенность в своих силах. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая:
- радость общения
-удовлетворение результатами своего труда
-исключение боязни неудачи (любой результат положителен)
- создание обстановки взаимопомощи.
Воспитательная система социальной ориентации
В основе системы – следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, семья, совместный труд. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений.
Форма организации детского коллектива – группа.
Воспитательная система – коллектив
Воспитательная система уюта и комфорта
Воспитательная система социального творчества
Цель воспитания – воспитание личности успешно выполняющей весь спектр социальных ролей: ученика, семьянина, члена детского коллектива;
Педагогические технологии:
-коллективные творческие дела
- общественно полезные акции
- экскурсии
Ключевым направлением работы является социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя.
Компоненты воспитательной системы:
- система обучения социальным навыкам
- работа с родителями – включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей.
- участие в различных социальных акциях.
Диагностика достижения воспитательных результатов
Основными результатами воспитательной системы являются:
- сплоченность коллектива
- творческие работы учащихся
- достижение учащихся в различных социальных сферах
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов
- набор достижений воспитанника
- тестирование уровня социальной адаптации и сформированности ценностных ориентации.
- оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения
Программа рассчитана на 2 года обучения и включает в себя следующие разделы (курсы по годам обучения)
1 год обучения « Умелые руки» включает в себя обучение.
« Смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными»:
Дети получают общие представления о многообразии форм и цвета материалов в окружающей действительности, радость познания и созидания.
2 год обучения « Первые шаги мастерства» включает в себя обучение.
« Наблюдать, размышлять и действовать»
3 год обучения « Бабушкин сундук» включает в себя углублённое обучение и ознакомление русских народных традиций и промыслов.
Принципы работы в объединении « Мягкая игрушка»
- Добровольность
- Индивидуальный подход к каждой личности ребенка.
- Осуществление работы поэтапно, в соответствии с основным дидактическим принципом «от простого к сложному»
- Право на свободный творческий поиск.
Одна из применяемых форм занятий – коллективная. Дети работают сообща, чтобы выполнить общее задание. Таким образом, они получают не только знания, но и опыт общения в сообществе ровесников, что особенно важно для детей. Большое внимание также уделяется подготовке инструкторов для младшего школьного возраста («Научился сам – научи младшего»)
Вышеизложенное показывает, что программа действительно актуальна и привлекательна для детей.
В рамках организации работы детского досуга в летний период в детском объединении «Мягкая игрушка» была разработана рабочая программа для воспитанников всех групп по трем годам обучения: 1год-под названием «Птичье перо» . Программа направлена на развитие творческих способностей воспитанников при работе с бумагой и картоном. Дети ознакомятся с искусством квиллинга и получат начальные азы и навыки, смогут попробовать свои силы в этом направлении при изготовлении изделий. Программа расчитана на 35 рабочих дней. Для успешного усвоения программы занятия должны проводиться в группе детей в количестве не более 12 человек два раза в неделю по 2 академических часа – с обязательным перерывом 15 мин. между каждым часом обучения.
Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому воспитаннику) – программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях по изготовлению мягкой игрушки как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.). Каждый воспитанник любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого воспитанника в этом процессе очень значима, и воспитанник, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности.
Воспитанник сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач.
Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у воспитанника чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллективные работы), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных техник шитья, вышивки бисером, вышивки крестом, лентами, при выполнении индивидуальных изделий.
Цели и задачи программы.
Цель:
Создание условий, способствующих развитию увлечений и мастерства у детей в прикладном творчестве, в частности « Мягкой игрушке»
Задачи:
- Раскрыть истоки народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
- Дать специальные знания и практические умения, и навыки, необходимые для работы в « Мягкой игрушке»
- Развитие творческой активности, фантазии, изобретательности.
- Развитие художественного вкуса и формирование эстетических потребностей.
Образовательные задачи:
- формировать систему знаний об истории и развитии бисероплетения, вышивки;
- формировать систему знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
- изучить основы различных техник бисероплетения, вышивки;
- познакомить с основными законами композиции;
- научить пользоваться законами цветоведения;
- формировать художественно-образное мышление.
Воспитательные задачи:
- формировать общую культуру воспитанников;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать эстетическое отношение воспитанников к действительности;
- воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы культуры труда;
- содействовать нравственно-эстетическому воспитанию воспитанников при обучении основам шитья и декорирования;
- содействовать активизации познавательной и творческой деятельности;
- содействовать организации содержательного досуга;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры;
- воспитывать аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие;
- воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;
- воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;
- воспитывать чувство самостоятельности; содействовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению;
- воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.
Развивающие задачи:
- развивать общий кругозор;
- развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
- формировать художественно-эстетический и художественный вкус;
- обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда воспитанников;
- развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры;
- содействовать адаптации воспитанников к жизни в обществе;
Отличительная особенность данной программы в том, что в программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, воспитанники пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, физики, химии. При изготовлении мягких игрушек , эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Формы и режим занятий.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – 8-14 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения. Первый год обучения – 144 часа занятий( 2 раза в неделю по 2 часа). Второй – 216 часов ( 3 раза в неделю по 2 часа). Третий – 144 часов ( 2 раза в неделю по 2 часа).
В группы первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Уровень подготовки воспитанников, поступающих в группы 2-го года обучения, определяется тестированием.
Ребёнок принимается в детское объединение на основе предоставления заявления от родителей и персональных данных ребёнка.
Формы и режим занятий в летний период
Программа расчитана на 35 рабочих дней. Для успешного усвоения программы занятия должны проводиться в группе детей в количестве не более 12 человек два раза в неделю по 2 академических часа – с обязательным перерывом 15 мин. между каждым часом обучения
Сроки реализации образовательной программы – 3 года.
Основной формой организации детского коллектива являются занятия в объединении, проводимые, как правило, по группам.
Программа первого года обучения рассчитана на 144 часа в годдва раза в неделю по 2 академических часа – с обязательным перерывом 15 мин. между каждым часом обучения.
Программа второго года обучения рассчитана на 216 часов в год три раза в неделю по 2 академических часа – с обязательным перерывом 15 мин. между каждым часом обучения. Программа 3 года обучения рассчитана на 144 часа в год два раза в неделю по 2 академических часа – с обязательным перерывом 15 мин. между каждым часом обучения.
Количество учащихся в группах первого года обучения – 10-12 человек,а для второго и третьего года обучения – 8-10 в связи с тем, что воспитанники должны находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы и на втором этапе усложняются изделия и доля индивидуального внимания воспитанникам увеличивается.
В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с шитьём, необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в групповой форме, которая используется при объяснении нового материала. В рамках одного учебного занятия также применяется организация работы по подгруппам и индивидуально. Это позволяет обучать воспитанников более сложной технике и помогать в изготовлении творческих работ. В процессе обучения происходит выработка жизненно важных качеств: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, художественного вкуса. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники шитья, вышивки и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения.Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому воспитанникам необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, воспитанники имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями. Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся
осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
Промежуточный контроль.
- Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
- Фронтальная и индивидуальная беседа.
- Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
- Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
- Игровые формы контроля.
- Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в
творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и
творческую работу по собственным эскизам с использованием различных
материалов.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обучаемости; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
Формы и методы проведения занятий.
Формы:
Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные;
Беседы
Экскурсии
Творческая мастерская
Игровые программы
Праздники
Занятия-исследования
Викторины
Выставки
Общественно-полезные акции
Способы усвоения содержания:
- занимательный способ
- репродуктивный способ (« делай как я»)
- креативный способ (поисково-исследовательский)
Методы:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой. Дискуссия
2. Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин. Схем, рисунков.
3. Практические методы: практические занятия. Занятие-исследование.
4. Методы контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ.
Цель I года обучения.
Дать представление многообразие форм и цвета материалов в окружающей действительности, радости познания и созидания (« учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными).
В эту группу входят дети, у которых недостаточная степень развития технических умений, а также дети с нарушением речи и неразвитостью линии ладони, недостаточно развита мелкая моторика рук. Это тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов.
Поэтому для данной группы ставятся следующие задачи:
Научить правильно, пользоваться необходимыми инструментами (ножницами, иглой)
Ознакомить с различными видами бумаги и приемами изготовления аппликаций.
Дать знания и практические умения через изготовление простейших игрушек и сувениров.
Учить наблюдательности, аккуратности, настойчивости при выполнении работы.
Научить работать с книгой.
Формировать желание приносить радость своим трудом окружающим.
Познакомить с различными видами тканей.
В результате освоения курса дети должны знать:
Уметь определять вид ткани и других используемых материалов.
Выполнять основные виды швов («вперед иголку», « через край», « петельный»).
Уметь правильно пользоваться шаблонами, выкройками. Уметь изготавливать изделие: - по образцу и выкройке
- по эскизу и выкройке
- по выкройке
4. Знать виды и особенности прикладного искусства.
5. Знать правила безопасного труда на занятиях « мягкая игрушка «.
6. Участвовать в выставке « Моя первая игрушка».
Цель II года обучения.
Дать основы декоративно-художественного отражения мира (учусь наблюдать, размышлять и действовать).
Задачи: 1. Ознакомить с более сложными приемами изготовления изделий.
2. Развивать фантазию и воображение через конструирование игрушек
3. Познакомить с общими принципами, роднящими народную и современную игрушку.
Дети в этой группе хорошо владеют различными приемами пошива плоских и объемных игрушек из ткани и мехового лоскута. Самостоятельно создают и перерабатывают готовые образцы. Творчески работают с методической литературой.
К концу второго года обучения дети должны:
1. Уметь изготавливать сложные изделия по образцу.
2. Уметь делать самостоятельные эскизы и выкройки по ним.
3. Эстетически оформить изделие в творческом решении.
4. Самостоятельно работать с методической литературой.
5. Знать особенности художественного оформления национальной одежды.
6. Выполнять декоративные швы («тамбурный», «гладь»).
7. Участвовать в формировании сувенирного фонда.
8. Подготовить коллекцию изделий к итоговой выставке.
Цель III года обучения.
К концу третьего года обучения воспитанники должны знать:
- Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции.
- Знать о месте и роли куклы в истории и культуре русского народа.
- Знать некоторые фольклорные произведения наших кубанских авторов
К концу третьего года обучения воспитанники должны уметь:
- Cоздавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала.
- Представить тряпичную куклу как выставочный и музейный экспонат.
- Находить логические связи между образом и традицией.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения
№ п/п | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |||||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - | |||
2 | Цветовая гамма. Аппликация. | 22 | 2 | 20 | |||
3 | Аппликация из ткани. | 20 | - | 20 | |||
4 | Зимнее рукоделие. | 26 | 2 | 24 | |||
5 | Плоские и комбинированные игрушки. | 20 | - | 20 | |||
6 | Бытовая игрушка. | 50 | 2 | 48 | |||
7 | Музейное пространство. | 2 | - | 2 | |||
8 | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | |||
ИТОГО: | 144 | 8 | 136 | ||||
Учебно-тематический план в летний период | |||||||
№ П/п | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |||||
Всего | Теория | Практика | |||||
1 | Вводное занятие. Ознакомление с искусством квиллинга, работой кружка, содержанием предстоящей работы. | 2 | 2 | - | |||
2 | Материал-бумага. Практика вырезания полосок для квиллинга. | 4 | - | 4 | |||
3 | Основные формы: капля, треугольник, долька, квадрат, прямоугольник. | 4 | - | 4 | |||
4 | Основные формы завитков и спиралей. | 4 | - | 4 | |||
5 | Основные формы глаз лист. | 4 | - | 4 | |||
6 | Коллективная работа «Композиция из цветов». | 10 | - | 10 | |||
ИТОГО | 28 | 2 | 26 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II год обучения
№ п/п | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Бытовая игрушка. | 24 | - | 24 |
3 | Русская народная игрушка. | 34 | 2 | 32 |
4 | Новогодние сувениры. | 32 | - | 32 |
5 | Все для дома, все для семьи. | 32 | - | 32 |
6 | Праздничный калейдоскоп. | 30 | - | 30 |
7 | Кукла. | 34 | - | 34 |
8 | Сувениры, брелки, украшения. | 24 | - | 24 |
9 | Музейное пространство. | 2 | - | 2 |
10 | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 216 | 4 | 212 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
II год обучения
№ П/п | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Ознакомление с искусством квиллинга, работой кружка, содержанием предстоящей работы. | 2 | 2 | - |
2 | Материал-бумага. Практика вырезания полосок для квиллинга. | 4 | - | 4 |
3 | Основные формы: капля, треугольник, долька, квадрат, прямоугольник. | 4 | - | 4 |
4 | Основные формы завитков и спиралей. | 4 | - | 4 |
5 | Основные формы глаз лист. | 4 | - | 4 |
6 | Коллективная работа Топиарий «Дерево счастья». | 8 | - | 8 |
7 | Изготовление открытки «Букет» | 8 | - | 8 |
8 | Изготовление и оформление фоторамки. | 8 | - | 8 |
Итого | 42 | 2 | 40 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III год обучения
№ п/п | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. | 6 | 2 | 4 |
3 | Куклы из бабушкиного сундука. Обереговые куклы.Назначение обереговых кукол. | 120 | 4 | 116 |
4 | Обрядовые куклы. Назначение обрядовых кукол. | 46 | 2 | 44 |
5 | Игровые куклы. Пальчиковый театр. | 40 | - | 40 |
6 | Кукольная страна. Выставка работ. | 2 | - | 2 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III год обучения
в летний период
ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Ознакомление с основными формами композиции. | 2 | 2 | - |
2 | Художественная обработка бумаги. Бумагопластика. | 2 | - | 2 |
3 | Работа с креповой бумагой и тиснение по бумаге. | 2 | - | 2 |
4 | Изготовление простых цветов. | 8 | - | 8 |
5 | Изготовление бутоньерки. | 6 | - | 6 |
6 | Изготовление цветочной композиции. | 8 | - | 8 |
Итого | 28 | 2 | 26 |
Содержание программы
I год обучения
- Вводное занятие.
История возникновения мягкой игрушки. Правила безопасного труда на занятиях. Правила пользования необходимыми инструментами.
- Цветовая гамма. Аппликация – один из видов прикладного искусства. Виды аппликаций из бумаги: предметная, декоративная, сюжетная. Работа с книгой. Различные виды бумаги и приемы изготовления аппликаций.
- Аппликация из ткани. Технология выполнения аппликации Виды тканей (гладкий и набивной ситец, трикотаж, драп, шелк) и другие используемые материалы (меховой лоскут; синтетический, натуральный).
- Зимнее рукоделие. Новогодние подарки и елочные украшения. Основные виды швов «вперед иголку», «через край».
- Плоские и комбинированные работы с использованием бумаги и ткани. Плоские игрушки.
- Бытовая игрушка (первые шаги в «мягкой игрушке»). Правила пользования шаблонами, выкройками. Правила раскроя. Изготовление изделий по выкройке и образцу, по эскизу и выкройке, по выкройке (шаблону) Игольницы, прихватки, сумочки, кошельки. Украшение для мамы. Футляр для очков. Салфетки.
- Музейное пространство: экскурсии- Краеведческий музей, Выставочный зал. Знакомство с различными видами прикладного творчества. Проведение русских народных праздников, знакомящих с историей и традициями России.
- Итоговое занятие. Подведение итогов.
Содержание программы
II год обучения
- Вводное занятие.
Содержание работы в мастерской мягкой игрушки в учебном году.
Правила безопасности. Дежурство и порядок работы в помещении.
- Бытовая игрушка. Демонстрация образцов игрушек. Особенности бытовой игрушки, ее назначении. Эскиз. Выполнение эскизов и выкроек по ним. Настенное панно (для кухни и прихожей). Карандашница настенная и настольная. Игольницы.
- Русская народная игрушка. Особенности изготовления. Используемые материалы: хлопок, лен, шерсть. Различные виды оберегов. Ознакомление с традициями, обычаями, праздниками народов России.
- Новогодние сувениры. Декоративные швы («тамбурный», «гладь») в изготовлении сувениров. Творческое использование известных и новых способов работы.
- «Все для дома, все для семьи» Разработка бытовых вещей, применяя в работе формулу « красота + польза». Декоративные подушки. Тапочки для гостей. Грелки на чайник. Коврики. Прихватки-рукавицы.
- Праздничный калейдоскоп. Изготовление сувениров, подарочных игрушек к различным праздникам. Оформление и декорирование.
- Кукла. Рукоделие в духе народных традиций. Тряпичная кукла в народном быту. Особенности художественного оформления национальной одежды . Ручной женский труд в народных традициях. Кукла - эталон мастерства юной рукодельницы.
- Сувениры, брелки, украшения. Работа с разными видами тканей, изготовление цветов в разной технике, работа с мехом.
- Музейное пространство: Экскурсии в природу. Игровые программы, праздники. Знакомство с русскими играми. Особенности народных праздников.
- Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.
Содержание программы
III год обучения
- Вводное занятие. История русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции. Демонстрация образцов кукол
2.Куклы в культуре и традициях народов России. Типы и виды русских народных тряпичных кукол. Их назначение. Способы изготовления и художественные приемы.
3.Куклы из бабушкиного сундука. Куклы-обереги. Назначение обереговых кукол.Изготовление кукол-оберегов и обучение основным технологическим операциям и приемам в изготовлении тряпичной куклы.
4.Обрядовые куклы. Назначение обрядовых кукол. Изготовление обрядовых кукол и кукол к различным праздникам .Обучение изготовлению куклы по художественному замыслу.
5.Игровые куклы. Изготовление игровых кукол. Изготовление куклы по эскизу , создание авторской народной куклы.
6.Кукольная страна.Выставка работ воспитанников .Подготовка и организация выставочных экспонатов, кукол, оберегов и предметов детского творчества.
Методическое обеспечение программы
Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, (усложнение идёт “расширяющейся спиралью”), учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе воспитанники выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику шитья, изготовление игрушки подключается метод продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы – “обыгрываются” свои поделки, сочиняются сказки по поводу игрушек и т.п. Очень увлекают детей творческие задания, типа: “Цветочные фантазии”, “Придумай необычную игрушку”, “Нарисуй праздничный комплект украшений для принцессы” и т.д.
Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний по шитью, изготовлению игрушек направлены на общее развитие ребёнка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках во время изготовления подарков, даётся возможность проявить творческие способности воспитанника, воспитывается “деятельная любовь ” к близким, а также чужим людям, которым требуется помощь, например, больным или людям с ограниченными возможностями. Всё обучение у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей художественного вкуса и чувств радости и удовольствия от красивого. Выполняя практические задания, воспитанники развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.
Организация групповых занятий формирует у воспитанников дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация воспитанников на изготовление сувениров и подарков родным и близким. В воспитательной работе используются массовые формы работы. Участие в выставках, экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного искусства позволяют воспитывать в детях коммуникабельность, умение вести себя в общественных местах, презентовать себя. В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение требовательности к возможностям воспитанников; педагогическая оценка прогресса деятельности ребёнка, а также ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности.
Для развития и воспитания эмоциональной сферы воспитывается желание детей изготовлять своими руками подарки близким и друзьям, доставлять им радость и удовольствие.
Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит доброжелательный характер.
Материально-техническое обеспечение ОП
Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ.м.. Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом).В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.).
Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:
Тематические подборки выкроек, шаблонов, демонстрационных и раздаточных;
Технологические карты демонстрационные, раздаточные;
Коллекция образцов;
Библиотека литературы по шитью и изготовлению игрушек;
Бланки для проведения мониторинга.
(желательно) застеклённая витрина для демонстрации работ.
Технологическое оснащение кабинета:
Мебель по количеству и росту детей;
Учебная доска, мел;
Ножницы 10 шт.,иглы.
Необходимый материал, приобретённый родителями для детей (централизованно);
Шаблоны, выкройки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- М.А. Гусакова, «Аппликация», Москва, «Просвещение», 2001
- Е.Э. Аллахвердова, «Домашнее рукоделие». , Санкт-Петербург «Астрель-СПб», 2001.
- Ю.А. Сидорович, «Мягкая игрушка», Москва, «Литера», 2006
- В. А. Соколова, «Мягкая игрушка», Москва, «Литера», 2000
- Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. Психологический справочник учителя. Москва, «Просвещение», 1991.
- О.С. Молотобарова, «Кружок изготовления игрушек - сувениров», Москва, «Просвещение», 1990.
- В.Е. Раугул «Театр в чемодане», Санкт-Петербург, 2000
Список рекомендуемой литературы для детей
- А.В. Иотуховская, Большая энциклопедия поделок. 350 идей для творчества. Москва, «Эксмо», 2009
- Н.Г. Деревянко «Мягкая игрушка», Москва, «Эксмо», 2002.
- О. Зайцева, «Декоративные цветы », Санкт-Петербург, «Астрель-СПб», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игрушка – увлекательный объект труда в образовательном процессе по декоративно-прикладному искусству в т/о «Волшебный клубок».
Статья для сборника «Играя, развиваемся.»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.
Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года....
Дополнительная образовательная программа "Мягкая игрушка" .
Дополнительная образовательная программа "Мягкая игрушка" для детей 11-15 лет, рассчитана на 2 года обучения, 4 часа в неделю....
Образовательная программа дополнительного образования детей « Игрушки из бумаги » Для детей 9-16 лет и старше.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества.Одним из видов творческой деятельности являются занятия в обьединении «Игрушки из бумаги ». Любая работа с бумагой не только увлекательна, но ...
Летняя образовательная программа "Народная игрушка"
Данная образователная программа разработана для работы с детьми в летних оздоровительных лагерях, имеет художественно-эстетическую направленность. В период нахождения детей в лагере, они познакомятся ...
Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели « Осень», "Детский сад. Игрушки" (октябрь)
В данных разработках представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику, двигательную координацию, стимулировать двигательную...