Образовательная программа дополнительного образования детей « Игрушки из бумаги » Для детей 9-16 лет и старше.
рабочая программа по теме

Мамай Марина Ивановна

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества.

Одним из  видов творческой деятельности являются занятия в обьединении «Игрушки из бумаги ». Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Оригами - древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика  бумаги. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и бумажные для повседневного обихода предметы (подставки под карандаши, корзинки и т.д.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Средняя образовательная  школа №314

Отделение дополнительного образования детей

Фрунзенского  района.

Утверждаю

                                                                                                            Директор ГОУ СОШ№314

                                                                                                            Французова И.В._________

                                                                                                       Протокол педсовета № 1

                                                                                        От 30.08.2009г.              

Образовательная программа дополнительного образования детей

«  Игрушки из бумаги »

Для детей 9-16 лет и старше.

Срок реализации программы 2 года.

                                                                    Автор:                                                            

                                                            педагог  

          дополнительного образования

     Мамай М.И.

Санкт-Петербург

2010г.

                                                                        Истоки творческих способностей и

                                                                               дарований детей на кончиках их пальцев.

                                                         От пальцев, образно говоря, идут

                                                                  тончайшие ручейки, которые питают

                                                                                        источник творческой мысли.

Другими

                                                             словами: чем больше мастерства в

                                                                      детской ладошке, тем умнее ребенок».

                                                                                                          Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества.

Одним из  видов творческой деятельности являются занятия в обьединении «Игрушки из бумаги ». Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Оригами - древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика  бумаги. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и бумажные для повседневного обихода предметы (подставки под карандаши, корзинки и т.д.)

Актуальность программы. Новые жизненные условия помогают  реализовывать творческие возможности ребенка.

Актуальность программы состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Занятия дают возможность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом. Экспериментальные психологические исследования влияния оригами на школьников показывают, что это занятие:

развивает навыки мелких и точных движений пальцев как  правой,

так и левой  руки;

повышает активность правого и левого полушарий мозга;

развивает интеллектуальные способности;

активизирует творческое мышление;

развивает пространственное воображение;

улучшает глазомер;

снижает тревожность;

стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние

Педагогическая целесообразность .

Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

Обучение по программе « Игрушки из бумаги»

 способствует освоению   различных приемов работы с бумагой, таких, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;

стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления,

развивает пространственное  воображение;

развивает художественный вкус и творческие способности детей,

 дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Кроме того, дети приобретают навыки учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.

Отличительные особенности программы:

Содержание программы наиболее полно  знакомит со всеми приемами модульного оригами и позволяет формировать умение ставить проблему и находить подходы к ее решению; способствует пониманию обучающимися целесообразности того, что они делают; дает возможность приобретать навыки прогнозирования и понимание того, что результаты сегодняшней деятельности скажутся только завтра;  формирует эмоционально-ценностное отношение к образованию.

Цель данной программы – Формирование художественно-творческих способностей через  приобщение ребёнка к искусству  оригами.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с историей искусства оригами. 
  • Познакомить со свойствами материала-бумаги.
  • Формировать навыки работы с бумагой: разметка формата, разрезание,   складывание, торцевание .
  • Научить приемам складывания модуля.
  • Научить работать со схемами.

Развивающие:

  • Способствовать развитию  внимания и наблюдательности;
  • Способствовать развитию творческого воображения
  • Способствовать развитию мелкой моторики и тактильной памяти.
  • Формировать мышление .

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие; аккуратность.
  • Формировать гуманистический стиль взаимоотношений  и толерантности.

Организация деятельности . Формы и режим занятий.

В группу принимаются все желающие, которые хотят научиться работать с бумагой. Программа адресована детям с 9 до 16 лет.

Программа рассчитана на два года - 144 часа.  Режим работы коллектива - 1раз в неделю по 2 часа, всего72 часа за учебный год (1 и 2 год обучения).

Форма обучения - групповая.
Количество детей в группе 15 человек на первом году обучения и 12 человек на втором году обучения. Освоение программы в группе с количеством детей  не более указанного  и в малых группах по 3-5 человек.

Воспитанники возраста 14-16 лет  могут, занимаются в группе с младшими уч-ся, а также и  в малых группах. Поскольку  в группах занимаются дети разного возраста, то для обеспечения эффективности занятия применяются методы индивидуальной работы с ребенком. Страшим детям предлагаются ,более сложные композиционно-технические задания, этим же детям даётся большое количество творческих заданий, выполнение которых требует самостоятельных решений.                                            

 Программа рассчитана на 2 года, на первом году обучения ребята осваивают различные техники, а на втором году обучения совершенствуют свои знания и умения.

Предполагается ,что к концу учебного года дети            

будут знать:
Что такое оригами;
Основные приемы работы.

Способ складывания базового треугольника.
Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для    обработки бумаги.

Приемы складывания модулей;
Правила техники безопасности;
смогут:
Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
Выполнять разметку листа бумаги;
Читать схемы.

 Красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Учащиеся будут владеть навыками:
Складывания базового модуля
Резания  формата  листа бумаги по линиям;

аккуратной работы с бумагой

работы в коллективе.

Внимание, глазомер, память – улучшатся;

Мелкая моторика рук, пространственное воображение , художественный вкус – станут более развитыми.

Результативность деятельности детей оценивается также методом личной диагностики и экспресс - опросом. Несомненно, что в объединении   этот метод - наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.
Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов.

 

Формы предъявления результатов:

По окончании каждой работы проходит ее представление и анализ.

По окончании каждого года производится выставка работ детей.

В период второго года обучения ребята принимают участие в районных и городских выставках.

Учебно-тематический план обучения

72 часа

 в год – 1 год обучения.

№№

п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3.

Знакомство с оригами

1

-

1

4.

Базовая форма «Треугольный модуль оригами»

6

19

25

5.

  Техника торцевания

5

18

23

6.

Новогодние игрушки – конструирование.

2

16

18

7.

Итоговое занятие

1

1

8.

Выставки

-

2

2

 

ИТОГО:

17

55

72

 

 

 Содержание программы.

1.Вводное занятие, введение в образовательную систему. Знакомство (теория ).

2.Беседа по охране труда (правила поведения на занятиях). Организация рабочего места. Приспособления и инструменты , используемые в работе (теория).

3.Знакомство с оригами.  Краткая справка о происхождении оригами. Характеристика материала  бумага. Ассортимент бумаги, цвета (холодные и теплые), цветосочетание, подбор по цветосочетанию и толщине (теория).

4.Базовая форма «Треугольный модуль оригами»: способы и  техника выполнения модуля: разметка формата листа, разрезание по линиям, складывание модулей  (теория).

Практическая работа.  

Работа с бумагой: выбор бумаги,  с учетом цветосочетания. Изготовление модулей: деление формата листа бумаги, с дальнейшим  разрезанием на прямоугольники по намеченным линиям и складывание  в модули по технологическим картам.  Соединение модулей  между собой.

Выполнение  работ: работа  с использованием  технологической  карты.

стрекоза;

Оформление.

5. Техника оригами - торцевание,  способы выполнения с учетом сторон модуля (катет и гипотенуза) (теория)

 Практические занятия.  Работа со схемами. Выполнение   по технике торцевания с использованием технологической карты :

апельсин;

ананас;

6. Эскиз. Способы  создания эскиза, конструирование методом торцевания.(теория) Практические занятия.  Выполнение  работ с использованием эскиза.

Елка.

Оформление

7.Подведение итогов за год.

8.Выставки.

Учебно-тематический план обучения

72 часа

 в год – 2 год обучения

п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3

Базовая форма «Треугольный модуль оригами»

8

19

27

4.

Техника торцевания.

2

18

20

5

Бумажные игрушки. Моделирование.

19

19

6

Итоговое занятие

2

2

7

Выставки

-

2

2

 

ИТОГО:

14

58

72

 

1.Вводное занятие

Формирование группы, знакомство (теория ).

2.Беседа по охране труда

Организация рабочего места. Приспособления и инструменты, используемые в работе - повторение (теория).

3.Базовая форма «Треугольный модуль оригами»

 Способы и  техника выполнения обьемных  модулей  ( лапы, крылья и т.д.) (теория).  

Соединение модулей  между собой.

Работа со схемами. Выполнение   изделий с дальнейшим увеличением модулей:

Бабочка.

Морская звезда.

Оформление (практика)

4. Техника торцевания.

 Способы  и техника выполнения изделий, состоящих из  не замкнутых в кольцо деталей (теория).

  Работа со схемами  Выполнение  изделий: лебедь, ваза (по выбору).

Оформление изделия (практика)

5. Бумажные игрушки. Моделирование.

 Моделирование и разработка авторских схем и эскизов (теория).

Выполнение  и оформление работ: работа со схемами ( по выбору) (практика)

6.Итоговое занятие.

7.Выставки.

Система оценки результатов

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований Образовательная деятельность в соответствии с программой ведется по трем образовательным уровням, которые ограничены не продолжительностью учебного года, а возможностями и желанием  обучающихся.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;

овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, склеивание;

научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие);

научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

познакомятся с видами работ из бумаги (вырезки, объемное конструирование, мозаика);

научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

       Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, об истории их возникновения и развития.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе

2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:

расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведение;

продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;

научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных изделий (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);

научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов.

Оценка результатов освоения программы.

Основными критериями оценки работы  уч-ся являются внешний вид изделия – аккуратность и точность выполнения, соблюдения пропорций, колорита. раскрытие основной темы. Работы детей соответствующие  основным требованиям , участвуют в выставках и оформлении кабинетов.  

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Каждое занятие включает в себя теоретическую часть (беседу, посещение выставки, просмотр книг, журналов и образцов изделий) и практическую, связанную с изготовлением разнообразных творческих работ. Используются комплексные формы занятий.

Общий план занятий. Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
инструменты и материалы, лежащие на парте).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
• повторение действий прошлого занятия;
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
• безопасности.
• 3. Введение в новую тему:
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
• повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте- в зависимости от уровня подготовки и сформированности  навыков);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
оформление, отделка игрушки , приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность
 выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Для решения поставленных в работе целей и задач используются различные методы и формы обучения.

По источнику информации в совокупности используются различные методы обучения.

1.Словесные - обьяснение, инструктаж, беседа, рассказ, чтение художественных произведений.

      2.Наглядные - просмотр книг и образцов изделий.

      3.Аудиовизуальные - сочетание словесных и наглядных методов  

4.Практические - предварительная работа по разбору схем, составление эскизов и выкроек, выполнение заданий.

Для успешного освоения программы рекомендуется использование различных форм  работы с обучающимися;

      Фронтальная.

       Групповая.

       Коллективная.

       Индивидуальная.

       Индивидуальная работа и работа в малых группах ведется на

       практическом  занятии , так как каждый  учащийся выполняет работу,

    выбранную индивидуально по желанию.

На занятиях используется:

Методико-технологические карты по основам складывания модуля.

Методико-технологические карты по основам торцевания.

Образцы. Фотоматериалы.

Авторские схемы.

Папка с технологическими картами последовательности выполнения различных приёмов оригами.

Способы определения качества.

В течение учебного года применяется наблюдение педагогом за ребенком на уроках. Осуществляется промежуточный контроль. Проводится анализ учеником выполненной работой, контроль прохождения программы.

 Раздел 4.Учебно-материальная база.

  • Бумага - белая и цветная.
  • линейка.
  • Карандаши.
  • Ножницы
  • Клей.

Литература

на основе которой составлена программа

 Арсеньтева Л.  Азбука развития. Супероригами  250 фантазийных моделей.  Ринол Классик Дом.21 век. М.2008г.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. Москва Айрис Пресс.2008г

Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Программа дополнительного образования детей «Волшебный мир бумаги»

Программа дополнительного образования детей   «Волшебный мир бумаги» - программа кружка, рассчитана на 1 год, может быть использована для среднего младшего возраста. Дети знакомятся с модульным о...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.

Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10  лет. Срок реализации программы: 3 года....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Волшебный мир бумаги"

Авторская программа , комплексная. Включает в себя различные техники работы с бумагой: квиллинг(бумагокручение), пейп-арт(аппликация скрученными в жгут бумажными салфетками), бумагопластика, плоскостн...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юные инспектора дорожного движения» - «Дети – дорога – жизнь»

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправдан...