Образовательная программа дополнительного образования детей « Игрушки из бумаги » Для детей 9-16 лет и старше.
рабочая программа по теме
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества.
Одним из видов творческой деятельности являются занятия в обьединении «Игрушки из бумаги ». Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Оригами - древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и бумажные для повседневного обихода предметы (подставки под карандаши, корзинки и т.д.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа №314
Отделение дополнительного образования детей
Фрунзенского района.
Утверждаю
Директор ГОУ СОШ№314
Французова И.В._________
Протокол педсовета № 1
От 30.08.2009г.
Образовательная программа дополнительного образования детей
« Игрушки из бумаги »
Для детей 9-16 лет и старше.
Срок реализации программы 2 года.
Автор:
педагог
дополнительного образования
Мамай М.И.
Санкт-Петербург
2010г.
Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими
словами: чем больше мастерства в
детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества.
Одним из видов творческой деятельности являются занятия в обьединении «Игрушки из бумаги ». Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Оригами - древнее японское искусство складывания бумаги. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и бумажные для повседневного обихода предметы (подставки под карандаши, корзинки и т.д.)
Актуальность программы. Новые жизненные условия помогают реализовывать творческие возможности ребенка.
Актуальность программы состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Занятия дают возможность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом. Экспериментальные психологические исследования влияния оригами на школьников показывают, что это занятие:
развивает навыки мелких и точных движений пальцев как правой,
так и левой руки;
повышает активность правого и левого полушарий мозга;
развивает интеллектуальные способности;
активизирует творческое мышление;
развивает пространственное воображение;
улучшает глазомер;
снижает тревожность;
стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние
Педагогическая целесообразность .
Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
Обучение по программе « Игрушки из бумаги»
способствует освоению различных приемов работы с бумагой, таких, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;
стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления,
развивает пространственное воображение;
развивает художественный вкус и творческие способности детей,
дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Кроме того, дети приобретают навыки учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.
Отличительные особенности программы:
Содержание программы наиболее полно знакомит со всеми приемами модульного оригами и позволяет формировать умение ставить проблему и находить подходы к ее решению; способствует пониманию обучающимися целесообразности того, что они делают; дает возможность приобретать навыки прогнозирования и понимание того, что результаты сегодняшней деятельности скажутся только завтра; формирует эмоционально-ценностное отношение к образованию.
Цель данной программы – Формирование художественно-творческих способностей через приобщение ребёнка к искусству оригами.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с историей искусства оригами.
- Познакомить со свойствами материала-бумаги.
- Формировать навыки работы с бумагой: разметка формата, разрезание, складывание, торцевание .
- Научить приемам складывания модуля.
- Научить работать со схемами.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания и наблюдательности;
- Способствовать развитию творческого воображения
- Способствовать развитию мелкой моторики и тактильной памяти.
- Формировать мышление .
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие; аккуратность.
- Формировать гуманистический стиль взаимоотношений и толерантности.
Организация деятельности . Формы и режим занятий.
В группу принимаются все желающие, которые хотят научиться работать с бумагой. Программа адресована детям с 9 до 16 лет.
Программа рассчитана на два года - 144 часа. Режим работы коллектива - 1раз в неделю по 2 часа, всего72 часа за учебный год (1 и 2 год обучения).
Форма обучения - групповая.
Количество детей в группе 15 человек на первом году обучения и 12 человек на втором году обучения. Освоение программы в группе с количеством детей не более указанного и в малых группах по 3-5 человек.
Воспитанники возраста 14-16 лет могут, занимаются в группе с младшими уч-ся, а также и в малых группах. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, то для обеспечения эффективности занятия применяются методы индивидуальной работы с ребенком. Страшим детям предлагаются ,более сложные композиционно-технические задания, этим же детям даётся большое количество творческих заданий, выполнение которых требует самостоятельных решений.
Программа рассчитана на 2 года, на первом году обучения ребята осваивают различные техники, а на втором году обучения совершенствуют свои знания и умения.
Предполагается ,что к концу учебного года дети
будут знать:
Что такое оригами;
Основные приемы работы.
Способ складывания базового треугольника.
Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги.
Приемы складывания модулей;
Правила техники безопасности;
смогут:
Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
Выполнять разметку листа бумаги;
Читать схемы.
Красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Учащиеся будут владеть навыками:
Складывания базового модуля
Резания формата листа бумаги по линиям;
аккуратной работы с бумагой
работы в коллективе.
Внимание, глазомер, память – улучшатся;
Мелкая моторика рук, пространственное воображение , художественный вкус – станут более развитыми.
Результативность деятельности детей оценивается также методом личной диагностики и экспресс - опросом. Несомненно, что в объединении этот метод - наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.
Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов.
Формы предъявления результатов:
По окончании каждой работы проходит ее представление и анализ.
По окончании каждого года производится выставка работ детей.
В период второго года обучения ребята принимают участие в районных и городских выставках.
Учебно-тематический план обучения
72 часа
в год – 1 год обучения.
№№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2. | Беседа по охране труда | 1 | - | 1 |
3. | Знакомство с оригами | 1 | - | 1 |
4. | Базовая форма «Треугольный модуль оригами» | 6 | 19 | 25 |
5. | Техника торцевания | 5 | 18 | 23 |
6. | Новогодние игрушки – конструирование. | 2 | 16 | 18 |
7. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
8. | Выставки | - | 2 | 2 |
| ИТОГО: | 17 | 55 | 72 |
Содержание программы.
1.Вводное занятие, введение в образовательную систему. Знакомство (теория ).
2.Беседа по охране труда (правила поведения на занятиях). Организация рабочего места. Приспособления и инструменты , используемые в работе (теория).
3.Знакомство с оригами. Краткая справка о происхождении оригами. Характеристика материала бумага. Ассортимент бумаги, цвета (холодные и теплые), цветосочетание, подбор по цветосочетанию и толщине (теория).
4.Базовая форма «Треугольный модуль оригами»: способы и техника выполнения модуля: разметка формата листа, разрезание по линиям, складывание модулей (теория).
Практическая работа.
Работа с бумагой: выбор бумаги, с учетом цветосочетания. Изготовление модулей: деление формата листа бумаги, с дальнейшим разрезанием на прямоугольники по намеченным линиям и складывание в модули по технологическим картам. Соединение модулей между собой.
Выполнение работ: работа с использованием технологической карты.
стрекоза;
Оформление.
5. Техника оригами - торцевание, способы выполнения с учетом сторон модуля (катет и гипотенуза) (теория)
Практические занятия. Работа со схемами. Выполнение по технике торцевания с использованием технологической карты :
апельсин;
ананас;
6. Эскиз. Способы создания эскиза, конструирование методом торцевания.(теория) Практические занятия. Выполнение работ с использованием эскиза.
Елка.
Оформление
7.Подведение итогов за год.
8.Выставки.
Учебно-тематический план обучения
72 часа
в год – 2 год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2. | Беседа по охране труда | 1 | - | 1 |
3 | Базовая форма «Треугольный модуль оригами» | 8 | 19 | 27 |
4. | Техника торцевания. | 2 | 18 | 20 |
5 | Бумажные игрушки. Моделирование. | 19 | 19 | |
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
7 | Выставки | - | 2 | 2 |
| ИТОГО: | 14 | 58 | 72 |
1.Вводное занятие
Формирование группы, знакомство (теория ).
2.Беседа по охране труда
Организация рабочего места. Приспособления и инструменты, используемые в работе - повторение (теория).
3.Базовая форма «Треугольный модуль оригами»
Способы и техника выполнения обьемных модулей ( лапы, крылья и т.д.) (теория).
Соединение модулей между собой.
Работа со схемами. Выполнение изделий с дальнейшим увеличением модулей:
Бабочка.
Морская звезда.
Оформление (практика)
4. Техника торцевания.
Способы и техника выполнения изделий, состоящих из не замкнутых в кольцо деталей (теория).
Работа со схемами Выполнение изделий: лебедь, ваза (по выбору).
Оформление изделия (практика)
5. Бумажные игрушки. Моделирование.
Моделирование и разработка авторских схем и эскизов (теория).
Выполнение и оформление работ: работа со схемами ( по выбору) (практика)
6.Итоговое занятие.
7.Выставки.
Система оценки результатов
При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований Образовательная деятельность в соответствии с программой ведется по трем образовательным уровням, которые ограничены не продолжительностью учебного года, а возможностями и желанием обучающихся.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, склеивание;
научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления, готовое изделие);
научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
познакомятся с видами работ из бумаги (вырезки, объемное конструирование, мозаика);
научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, об истории их возникновения и развития.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе
2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведение;
продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;
научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных изделий (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов.
Оценка результатов освоения программы.
Основными критериями оценки работы уч-ся являются внешний вид изделия – аккуратность и точность выполнения, соблюдения пропорций, колорита. раскрытие основной темы. Работы детей соответствующие основным требованиям , участвуют в выставках и оформлении кабинетов.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Каждое занятие включает в себя теоретическую часть (беседу, посещение выставки, просмотр книг, журналов и образцов изделий) и практическую, связанную с изготовлением разнообразных творческих работ. Используются комплексные формы занятий.
Общий план занятий. Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
инструменты и материалы, лежащие на парте).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
• повторение действий прошлого занятия;
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
• безопасности.
• 3. Введение в новую тему:
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
• повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте- в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
оформление, отделка игрушки , приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Для решения поставленных в работе целей и задач используются различные методы и формы обучения.
По источнику информации в совокупности используются различные методы обучения.
1.Словесные - обьяснение, инструктаж, беседа, рассказ, чтение художественных произведений.
2.Наглядные - просмотр книг и образцов изделий.
3.Аудиовизуальные - сочетание словесных и наглядных методов
4.Практические - предварительная работа по разбору схем, составление эскизов и выкроек, выполнение заданий.
Для успешного освоения программы рекомендуется использование различных форм работы с обучающимися;
Фронтальная.
Групповая.
Коллективная.
Индивидуальная.
Индивидуальная работа и работа в малых группах ведется на
практическом занятии , так как каждый учащийся выполняет работу,
выбранную индивидуально по желанию.
На занятиях используется:
Методико-технологические карты по основам складывания модуля.
Методико-технологические карты по основам торцевания.
Образцы. Фотоматериалы.
Авторские схемы.
Папка с технологическими картами последовательности выполнения различных приёмов оригами.
Способы определения качества.
В течение учебного года применяется наблюдение педагогом за ребенком на уроках. Осуществляется промежуточный контроль. Проводится анализ учеником выполненной работой, контроль прохождения программы.
Раздел 4.Учебно-материальная база.
- Бумага - белая и цветная.
- линейка.
- Карандаши.
- Ножницы
- Клей.
Литература
на основе которой составлена программа
Арсеньтева Л. Азбука развития. Супероригами 250 фантазийных моделей. Ринол Классик Дом.21 век. М.2008г.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. Москва Айрис Пресс.2008г
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Программа дополнительного образования детей «Волшебный мир бумаги»
Программа дополнительного образования детей «Волшебный мир бумаги» - программа кружка, рассчитана на 1 год, может быть использована для среднего младшего возраста. Дети знакомятся с модульным о...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.
Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Волшебный мир бумаги"
Авторская программа , комплексная. Включает в себя различные техники работы с бумагой: квиллинг(бумагокручение), пейп-арт(аппликация скрученными в жгут бумажными салфетками), бумагопластика, плоскостн...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юные инспектора дорожного движения» - «Дети – дорога – жизнь»
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправдан...