Игрушка – увлекательный объект труда в образовательном процессе по декоративно-прикладному искусству в т/о «Волшебный клубок».
статья по теме

Суханова Ольга Александровна

Статья для сборника «Играя, развиваемся.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suhanova_o.a._igrushka._statya_astrahan_avt.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушка – увлекательный объект труда в образовательном процессе по декоративно-прикладному искусству в т/о «Волшебный клубок».

  Суханова О.А.

  г. Астрахань, МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей №1».

Многочисленные глобальные проблемы современности  в обществе связаны с разрушением культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно-нравственные нормы и художественные ценности культуры народов России, понимать прекрасное в труде людей, знакомиться с местными мастерами прикладного искусства,  приобретать опыт самореализации  в различных видах творческой деятельности.

В учреждениях  дополнительного  образования детей сегодня создаются условия для самопознания, самоопределения и воспитания гражданина и патриота, раскрытия способностей   и талантов. Мы, педагоги, призваны всячески способствовать становлению духовной  зрелости наших обучающихся. Под духовностью мы понимаем устремление к добру, истине, красоте, самосовершенствованию и нравственности. Для овладения духовно-нравственными ценностями необходимы созидательный труд и общение.  

На каждом занятии я развиваю и поддерживаю интерес к своему предмету, что помогает сочетать творческий подход и самостоятельную работу.

Используя на занятиях игрушку как объект труда, мы связываем ее с понятием «трудовая деятельность». Она выступает связующим звеном между игрой и трудом, а связь между этими двумя видами деятельности крайне необходима. При изготовлении  игрушки возникает «эффект отсроченного действия». В своем стремлении играть новой игрушкой, которую ребенок еще только изготовит, он уже вступает в игровую деятельностью. В то же время он занят реальным делом, связанным с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

Все, с чем играют дети, закладывает в них свою «модель» взаимоотношений с миром.    Роль игровой деятельности в процессе воспитания и обучения неоспорима.

Во-первых, с игрушки начинается доброта к тем, кто зависит от нашей воли, слаб и беззащитен.

Во-вторых, она самим фактором своего существования учит создавать и сохранять хорошее настроение.

В-третьих, игрушка – напоминание о том, что в каждом из нас живет творческое начало.

Практика показывает, что игрушка как объект труда наиболее эффективна при освоении творческого проекта. Определяя техническое задание на его выполнение, обучающимся необходимо предоставлять достаточную свободу поиска и выбора, включая реализацию собственного творческого замысла. Работая над изготовлением игрушки, обучающиеся проходят все этапы творческого проекта – от идеи до готового изделия, сложность которого достаточно велика.

Исследования психологов показали, что в творческом поиске новых решений участвуют оба полушария головного мозга. Однако специфика школьного образования состоит в том, что интенсивнее нагружается левое полушарие, отвечающее за логическое мышление, и совсем мало правое – за образное мышление. В этой связи большое значение для развития творческих способностей человека, особенно в юном возрасте, приобретают занятия различными видами декоративно-прикладного искусства обучающихся.

Осознать значение искусства и творчества в формировании современного человека, развить эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, научить  выражать свое отношение художественными средствами, помочь с пользой организовать свободное время призвано творческое объединение «Волшебный клубок».

    Опыт работы по реализации образовательной программы, построенной на  игровой технологии позволяет обучающимся достичь высоких образовательных результатов на Международных, Всероссийских, региональных, областных, районных  конкурсах, смотрах, фестивалях детского прикладного творчества, что подтверждает ее успешность.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей. Это ремесло и творчество, как любая сфера человеческой деятельности, находится в постоянном развитии. Вязание как один из самых старейших видов декоративно-прикладного искусства, существует более трех тысяч лет.  Дополнительное образование предоставляет ребенку возможность заняться любимым видом творчества, в котором он может проявить свои способности, организовать свой досуг, создает условия для обучения, воспитания, социализации, развития и  саморазвития обучающихся.

Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, им надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, наслаждаться красотой окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня, и нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Литература. 

1. Андреев В.И., Щетинская А.И. Педагогика дополнительного образования.

 Казань – Оренбург: Центр инновационных технологий, 2001г.

«Играя, развиваемся.» Сборник статей. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2012г., 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству "Волшебный лоскуток"

программа  художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста....

Образовательная программа "Лотос" (декоративно-прикладное искусство)

Образовательная программа "Лотос" разработана для работы в условиях Центра детского творчества. Содержание программы рассчитано в основном для девочек 10-16 лет. Программой предусмотрено освоение разл...

Конспект занятия "Введение в образовательную программу по декоративно-прикладному искусству"

Знакомство с программой объединения "Сувенир". Занятие состоит из трех блоков: "соленое тесто", "Модульное оригами", "Квиллинг"....

СУВЕНИР-КОЛЛАЖ Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному искусству

Пояснительная записка.             Всё профессиональное искусство вышло из народа, которое является началом всякого искусства. Народная эсте...

Развитие перцептивных компетенций учащихся дошкольного возраста в процессе обучения декоративно-прикладному искусству в условиях детской художественной школы

Значительная роль в решении задач развития перцептивных компетенций отводится приобщению учащихся к декоративно-прикладному искусству (далее – ДПИ) как богатому источнику духовных, эстетических,...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий декоративно-прикладным искусством

     Декоративно-прикладное искусство (от лат. – украшать) – это искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как утилитарных, так и художест...