Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.
рабочая программа на тему
Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheskidova_myagk_igr_7-10.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Южноуральского городского округа
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей
«Центр дополнительного образования для детей»
Утверждаю
Директор
Алексеева Н.Ф.
«___» ____2006 г.
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Мягкая игрушка»
Возрастной диапазон: 7 - 10 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
Автор:
Ческидова Валентина
Григорьевна,
педагог дополнительного
образования I квалификационной
категории
Южноуральск
2009 г.
Информационная карта к программе «Мягкая игрушка»
Ф.И.О. педагога Ческидова Валентина Григорьевна
По типу создания: типовая, адаптированная, авторская.
По целевой установке развивающая или комплексная, учебная,
воспитательная.
По образовательной
области: (профильная, многопрофильная
(естествознание, искусство, духовная
антропология, социальная практика,
словесность, технология)
По направлению
деятельности: ориентационная, фундаментальная,
прикладная, информационная.
По способам реализации: эвристическая, алгоритмическая,
исследовательская, творческая.
По уровням усвоения: общекультурный, углубленный,
профессионально-ориентированный.
По направлениям
деятельности: 1) техническое, 2) спортивно-техническое,
3) физкультурно-оздоровительное,
4) туристско-краеведческое, 5) эколого-
биологическое, 6) культурологическое,
7) художественно-эстетическое,
8) социально-педагогическая
профориентация, 9) военно-патриотическое,
10) естественно-научное.
По формам реализации: групповые, индивидуальные,
индивидуально-групповые.
По продолжительности
реализации: одногодичная, двухгодичная, трехгодичная
По полу: смешанное, обучение для мальчиков, для
девочек.
По возрасту: для дошкольников, учащихся начальной,
основной, средней школы, подростков.
Пояснительная записка
Образовательная программа «Мягкая игрушка» является составной частью художественно-технического образования детей в учреждении дополнительного образования для детей. Программа предусматривает формирование общей культуры и приобщает детей к народным традициям.
Программа «Мягкая игрушка» является комплексной, так как включает в себя различные направления обучения, воспитания и развития: материаловедение, композицию, рисунок и графику, специальную технологию, развитие творческого воображения, сплочение детского коллектива, основы экономических знаний, психологическую культуру личности.
Актуальность и новизна программы.
Художественно-техническое образование – это процесс овладения и присвоения ребенком культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов формирования целостной личности, её духовности и творческой индивидуальности.
Участвуя в познании народного творчества, ребенок на подсознательном уровне через эмоции и практику развивает творческие, социальные черты, что дает возможность выжить в современном мире. Народное творчество несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Наряду с изучением традиций, дошедших к нам из глубины веков, и национальных технологических приемов шитья осваиваются современные технологии пошива игрушек путем активизации самостоятельной творческой деятельности детей на основе смелого фантазирования и материального воплощения авторских задумок.
Программа предполагает создание с условий для активного участия детей со своими изделиями в выставках, ярмарках-продажах, что способствует их адаптации в современных социально-экономических условиях, осознанию ими своей значимости в жизни.
Педагогическая целесообразность
Шитье прививает детям полезные трудовые навыки, разрабатывает пальцы, способствует развитию творческого воображения, воспитывает усидчивость и аккуратность – все это важные факторы в развитии ребенка.
Занятия шитьем формируют эстетический вкус у детей, знакомя их с произведениями декоративно-прикладного искусства и народного творчества, помогают приобрести первоначальный социальный опыт, дают необходимые знания, развивают определенные навыки и умения, создают условия для творческого самовыражения личности ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.
Преемственность, согласованность и соответствие с программами общеобразовательных школ.
Программа «Мягкая игрушка» закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у детей в школе. Она отличается большим количеством часов, отведенных на практическую творческую деятельность обучающихся, на посещение музеев и участие в выставках и ярмарках города и области, на более глубокое вхождение в русское народное творчество и культуру родного края.
Цели и задачи программы
Основная цель – обучение, воспитание и развитие детей средствами художественно-технического творчества.
Цель достигается путем решения рода задач:
I. Познавательная: развивать познавательный интерес к народному декоративно-прикладному творчеству.
II. Развивающая: развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности и точности воплощения замысла.
III. Мотивационная: создать комфортную творческую среду, способствующую активизации творческой деятельности каждого ребенка.
IV. Социально-педагогическая: развивать чувство самозначимости на основе системы мер по поддержке и творческого продвижения каждого ребенка.
V. Обучающая: учить пользоваться инструментами, пользоваться выкройками-лекалами, шить плоские игрушки, познакомить с традициями швейного дела.
VI. Эстетическая: учить ценить и приумножать красоту в окружающем мире; воспитывать аккуратность и опрятность при занятии шитьем.
VII. Воспитательная: воспитывать любовь к народному искусству, трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца.
VIII. Оздоровительная: воспитывать ценностное отношение к своей жизни и здоровью; прививать навыки здорового образа жизни.
Особенности набора детей:
Набор детей в объединение свободный, без конкурса и тестирования. Возраст 7-10 лет. Наполняемость: допустимая – 15 человек, оптимальная – 12 человек.
Психологические особенности:
В этом возрасте трудно распознать способности ребенка, поэтому важно развивать способность фантазировать и мыслить образами.
Дети 7-10 лет любознательны, активны, но работоспособность их невелика, внимание неустойчиво; основной мотив – получить признание , войти в совместную значимость деятельности детей, в которой каждый участник чувствует свою уникальность и значимость, поэтому занятия, проводимые с данной возрастной группой, должны содержать разные виды деятельности с обязательным включением двигательных моментов (игры, физкультминутки).
Ведущие технологии, принципы и методы, обеспечивающие усвоение материала детьми.
Программа учитывает уровень подготовки ребенка, его склонности, способности, особенности характера и обеспечивает индивидуальный объем и темп усвоения учебного материала, а в целом – реализует личностно-ориентированную модель образования и технологию развивающего обучения, которая позволяет обеспечить оптимальные условия для самореализации личности ребенка в этом возрасте.
Обучение по программе строится на общепедагогических принципах: научности, системности и последовательности; доступности и актуальности для ребенка, а также связи учебного материала с его жизнью, т.к. в основе самостоятельных творческих поисков детей лежит отражение наблюдаемой ими действительности и отношение к ней, основанное на его мироощущении и жизненном опыте.
Одним из наиболее широко применяемых в преподавании методов является беседа, сочетающаяся с рассказом, объяснением и активным использованием средств наглядности: образцов, таблиц, схем, плакатов, фотографий, видеоматериалов.
В максимальной степени реализовать воспитательную и развивающую направленность изучаемого материала позволяет метод проблемного изложения.
В процессе проведения экскурсий на выставки, учебные заведения как метод обучения может применяться наблюдение.
Каждая тема программы предусматривает большую практическую работу обучающихся.
Основная задача её – сформировать у обучающихся потребность в самостоятельном творческом труде, развивать навыки работы с тканью с использованием инструментов и приспособлений, объективно оценивать свои возможности и умения.
Формы и режим работы.
Основной формой организации учебной работы по программе является занятие, продолжительностью 45 мин. На занятии педагог помогает детям освоить соответствующую систему знаний и последовательно способствует формированию необходимых умений.
На занятиях, как правило, используются разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога, вследствие чего занятия чаще всего носят комбинированный характер.
Форма организации занятий – индивидуально-групповая.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть содержит беседы о народном творчестве и декоративно-прикладном искусстве, о народных мастерах и художниках, работающих в области декоративно-прикладного творчества.
Практическая часть предполагает работу в нескольких направлениях:
- разработка эскизов отдельных изделий и композиций;
- определение этапов в последовательности работы над изделием или композицией;
- исполнение изделий в материале.
Практическая работа завершается общим просмотром и обсуждением работ с использованием алгоритмов оценки и самооценки качества работы.
Предполагается активное участие обучающихся в конкурсах и выставках детского декоративно – прикладного творчества.
Условия и средства реализации программы.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.
Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью, рассчитанной на младших школьников.
Ткань, инструменты и приспособления для шитья должны размещаться в удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки).
Должны быть предусмотрены места для выставки готовых изделий.
Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:
- Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы о художественно-прикладном искусстве и технологии пошива игрушек из различных тканей.
- Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления поделок и анализа проделанной работы, демонстрационный материал: изделия, сшитые обучающимися, таблицы, показывающие последовательность изготовления игрушек из ткани и их оформления.
- Контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания, схемы самоанализа.
Формы подведения итогов реализации программы и оценка деятельности обучающихся.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Основными формами подведения итогов реализации программы являются тестирование и самоанализ обучающимися своих достижений, применяемые в конце изучения наиболее важных тем.
Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 3-бальной системе: минимальной, общий, продвинутый уровни усвоения знаний и сформированности умений и навыков.
В течение года ребенок принимает участие в несколько выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами. В конце учебного года проводятся творческие испытания – изготовление выставочного отдельного изделия или коллективной композиции.
Конкретные знания, ключевые понятия и определения.
(за 3 года обучения)
Изучение основ построения композиции знакомит обучающихся с особенностями заполнения пространства изделия, дает понятие о пропорциях, соразмерности частей, симметрии, композиционном центре, колористических особенностях, гармонии, формы, цвета. Разработка творческих эскизов – вариантов изделия способствует развитию творческих способностей юных мастеров, их активности самостоятельности. Выполнение изделий в материале способствует формированию практических умений и навыков шитья, вырабатывается навыки организации содержательного и полезного досуга.
Прогнозируемые результаты.
В результате изучения программы «Мягкая игрушка» обучающиеся после 1-го года обучения получают:
Знания техники безопасности, использования инструментов при пошиве изделий, элементарных экономических понятий, первоначальные сведения о композиции, цвете, видах тканей, видах ручных стежков; специальную технологию изготовления плоской игрушки.
Умения работать с готовыми выкройками – лекалами; с тканями (не сыпучими). Обрисовывать лекала игрушек на ткани. Подбирать материал для изделия, шить и оформлять игрушку.
В результате изучения программы «Мягкая игрушка» обучающиеся после 2-го года обучения будут:
Знать:
- принцип изготовления плоских комбинированных игрушек.
- отличительные свойства плоских игрушек от полуобъемных.
- виды тканей, используемых для изготовления полуобъемных игрушек.
- приемы декоративного оформления игрушки.
- виды ниток
- виды орнаментов.
Уметь:
- изготовлять выкройки-лекала.
- обрисовывать лекала на ткани
- вырезать аккуратно детали кроя
- соединять детали ручным «машинным» швом
- оформлять игрущки
- набивать части игрушки.
В результате изучения программы «Мягкая игрушка» обучающиеся после 3-го года обучения будут:
Знать:
- виды народных игрушек
- устройство Эл. утюга.
- виды тканей, их свойства, отличия
- цветовую гамму
- техника последовательного изготовления полезных игрушек.
- виды полезных игрушек.
- способы оформления изделий.
Уметь:
- зарисовывать модель игрушки в альбоме
- подбирать ткань для изготовления игрушки
- комбинировать ткани
- самостоятельно раскраивать ткань
- придавать форму и объем изделию
- использовать отделочные материалы (шнур, тесьма, сутаж, рюши)
- рассчитывать цену изготавливаемой игрушки
- применять в изготовлении изделий бросовый материал (обложки, картон, клеенка б\у)
Литература для педагогов.
- Белобородова К.П. «Приамурские узоры», П., 1975 г.
- Блинов Г.М. «Чудо-кони, чудо-птицы», М, 1977
- Максимов Ю.У. «У истоков мастерства» 1983 г.
- Молотобородова О.С. «Кружок изготовленияи
- Рогова А.П. «Кладовая радости» М, 1982 г.
- «Основы худож. ремесла» / под ред. В.А Барадулина М, 1979 г.
- Труханова А.Т. «Основы технологии швейного производства». М., 1980 г.
- Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство»., М, 1984 г.
- «Народные худ. Промыслы» / под ред. О.С.Поповой М., 1984 г.
Литература для обучающихся.
- Белова Н.Р., Кононович Т.П., С.В. Кочеткова; З.Л.Неботова «Энциклопедия рукоделия – мягкая игрушка» 2001
- Соколова Ю, Сидорович Ю. «Мягкая игрушка» 1998 г.
- Городкова Т.В., М.И. Нагибина «Мягкие игрушки – мультики и зверюшки». 1997 г.
- Максимова М, Кузьмина М «Лоскутики»
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№ п\п | Разделы и темы | Общее кол-во Часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | История народного творчества. Краеведение, исследовательская деятельность | 6 | 1 | 5. |
3 | Охрана и культура труда | 6 | 2 | 4 |
4 | Материаловедение (х/б ткани) Их свойства,назначение. | 10 | 2 | 8 |
5 | Инструменты и приспособления | 6 | 1 | 5 |
6 | Художественно-декоративная композиция | 12 | 4 | 8 |
7 | Технология изготовления плоских игрушек | 32 | 8 | 24 |
8 | Изготовление плоских игрушек | 58 | 8 | 50 |
9 | Сплочение детского коллектива | 10 | 1 | 9 |
10 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 144 | 29 | 115 |
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Цели, задачи, содержание работы объединения. Просмотр литературы, образцов и детских работ, изготовленных ребятами в предыдущем году. Анализ работ. (1 час).
Практика: Запись в тетрадь основных пунктов занятия. (1 час)
Методическое и дидактическое обеспечение: альбомы с игрушками, инструкционные карты, образцы игрушек, детские работы, доп. образовательная программа «Мягкая игрушка».
- История народного творчества. Краеведение, исследовательская деятельность. (6 часов)
Теория: Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного худ. творчества. Зависимость своеобразия изготовляемых игрушек от условий быта и труда, обычаев народа, национального характера, климатических условий и используемого материала. Организация сбора – поиска.(1 час)
Практика: Просмотр собранных образцов и фотографий. Экскурсия на выставку народного творчества. Оформление собранных материалов. (5 часов)
Методическое и дидактическое обеспечение: картинки и фотографии с изображением различных видов игрушек.
3. Охрана и культура труда. (6 часов)
Теория: Рабочее место – лицо мастера . безопасный труд – залог успеха. Знакомство с правилами безопасного поведения:
- при работе с колющими и режущими инструментами.
- при использовании утюга, радио, э-чайника, магнитофона.
- правила поведения на улице во время пешеходных экскурсий.
- правила поведения в транспорте во время пешеходных экскурсий
- автобусных экскурсий.
- правила поведения в кабинете
- правила поведения в общественных местах
- правила поведения на природе
- правила поведения на мероприятиях Центра.
- правила эвакуации из здания в случае ЧП.
(2 часа)
Практика: Практическое выполнение правил требований – инструкций во время образовательной деятельности. (4 часа)
Методическое и дидактическое обеспечение: инструкции по ТБ.
4. Материаловедение (10 часов)
Теория: Плотные ткани, виды плотных тканей. Их свойства. Правила ухода за ними. Применение тесьмы, бусинок, меха, бисера в изготовлении игрушек – аппликаций. (2 часа)
Практика: Изготовление образцов х\б тканей (гладкого ситца и набивного) (8 часов)
Методическое и дидактическое обеспечение: ножницы, альбомные листы, клей, образцы х\б тканей, таблицы с образцами тканей.
- Инструменты и приспособления (6 часов)
Теория: Иглы (виды и назначение). Назначение наперстка. Подбор наперстка. (1 час)
Практика: Навыки при работе с иглами и наперстком. Подбор наперстка, соответствие его толщине среднего пальца. (5 часов)
Методическое и дидактическое обеспечение: иглы разной толщины, с разными по размеру ушками, наперсток, инструкции по работе с иголками (ручными).
- Художественно-декоративная композиция (12 часов)
Теория: Понятие о цветовой гамме, сочетание цветов. Цветовой круг. Подбор ткани по цвету и рисунку, подходящей к данной игрушке. (4 часа)
Практика: Подбор ткани (по выбору) по цвету и рисунку для предложенной игрушки (8 часов)
Методическое и дидактическое обеспечение: набор тканей, ножницы, образцы.
- Технология изготовления игрушек - аппликаций (32 часов)
Теория: Понятие об изготовлении игрушек – аппликаций. Основные правила изготовления. (8 час).
Практика:
- зарисовка изделия в альбом
- раскраска рисунка
- подбор лоскутов ткани
- изготовление лекал-выкроек
- раскрой деталей
- наклейка деталей на ткань-основу.
- утюжка аппликации
- обработка деталей и пришивание их петельным швом.
- оформление аппликации дополнительными деталями.
(24 часа)
Методическое и дидактическое обеспечение: альбом, карандаш, фломастер, игла ручная, нитки, ножницы, кусочки драпа, материал для оформления аппликации, плакаты с изображением игрушек – аппликаций. Плакаты с алгоритмом изготовления изделий.
8. Изготовление игрушек - аппликаций (58 часов)
Теория: Назначение игрушек – аппликаций (оформление стен детской комнаты; украшение одежды, подарок – прихватка) (8 часов)
Практика: Изготовление игрушек – аппликаций. Их декоративное решение. (50 часов)
Выставка: показ образцов с художественными заплатами.
Методическое и дидактическое обеспечение: ткань, инструменты и приспособления для шитья, образцы готовых тканей, журналы с изображением аппликаций.
9. Сплочение детского коллектива» (10 часов)
Теория: «Ты и коллектив объединения». (1 час)
Практика: День открытых дверей. Родительское собрание с учащимися. День здоровья на природе. Посвящение в подмастерья. Распределение обязанностей между членами объединения. Участие в мероприятиях ЦДОдД, мероприятия в группе. (9 часов)
Методическое и дидактическое обеспечение: игровой реквизит. Туристическое снаряжение, разработки детских праздников.
10. Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Подведение итогов за год. Награждение учащихся. (1 час)
Практика: Выставка работ учащихся.
Дидактическое обеспечение: грамоты. Благодарственные письма родителям. Памятные подарки.
Предполагаемый список изделий для пошива в течении года (плоские игрушки)
- Кошелек – солнышко
- Кошелек с квадратиками
- Лошадка
- Спортсмен
- Дед Мороз
- Медвежонок
- Собачка
- Клоуны (сидячий, висячий, стоячий, лежачий)
- Кукла-Маша
- Кукла-Ваня
- Кот Васька
- Зайчик – карманчик
- Мышка настенная (пижамница)
. Психологическая культура личности
Теория: Общечеловеческие ценности. Воспитанность и её составные части.
Культура общения. Культура внешности. Культура учебного труда. Обобщающая тема.
Практика: Тренинг общения; выполнение режима дня. Практикумы: как вести себя за столом. Как красиво одеваться. И др. выполнение памяток: «Как стать внимательным» «Как стать настойчивым». Выполнение памяток самоконтроля за творческим трудом и поведением..
Методическое и дидактическое обеспечение: тетради, тесты, памятки.
Учебно-тематический план (2 год обучения)
№ п\п | Разделы и темы | Общее кол-во Часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Народные промыслы. История создания русской народной игрушки | 6 | 2 | 4. |
3 | Культура безопасности труда | 8 | 2 | 6 |
4 | Материаловедение. Шерстянные ткани. Их свойства. Применение. | 8 | 2 | 6 |
5 | Инструменты и приспособления | 6 | 2 | 4 |
6 | Художественно-декоративная композиция | 10 | 2 | 8 |
7 | Технология изготовления мягконабивных игрушек | 30 | 4 | 26 |
8 | Изготовление игрушек (простых по сложности) | 60 | 8 | 52 |
9 | Сплочение детского коллектива | 12 | 2 | 10 |
10 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 144 | 27 | 117 |
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Цели, задачи, содержание работы объединения. Просмотр образцов, литературы, адаптация в кабинете. (2 часа).
Методическое и дидактическое обеспечение: альбомы по шитью, , инструкционные карты.
- Народные промыслы. История создания русской народной игрушки. (6 часов)
Теория: Народные промыслы. Сведения о народной игрушке История создания русской народной игрушки.(2 часа)
Практика: Экскурсия в библиотеку – изучение альбомов с иллюстрациями о швейных промыслах. Экскурсия в краеведческий музей, экскурсия в швейные цеха. (4 часа)
Методическое и дидактическое обеспечение: видеомагнитофон.
3. Культура и безопасность труда. (8 часов)
Теория: Ценностное отношение к своему здоровью. Правила поведения на занятиях. Режим проветривания помещения. Правила обращения с колющими и режущими инструментами (ножницы, ручные иглы). Зеленая зона – роль растений в оздоровлении микроклимата кабинета. Физкультурная пауза – комплекс упражнений для снятия напряжения, в пальцах, плечах, спине. Содержание активных перемен (2 часа)
Практика: Организация рабочего места. Создание экологических условий в кабинете. Посадка комнатных растений, улучшающих микроклимат кабинета. Разучивание комплекса упражнений. Контроль ЗУН. (6 часов)
Методическое и дидактическое обеспечение: Набор инструментов и оборудования, инструкции по безопасному использованию инструментов, приспособлений, оборудования.
4. Материаловедение (8 часов)
Теория: Виды тканей для мягконабивных игрушек (трикотаж, ситец, ворсовые ткани и т.д). Подбор тканей по цвету, фактуре, видам. Сведения о нитках, используемых в изготовлении изделий. (нитки №30, 40. разных цветов, мулине, ирис, штопка, шерстяные, пряжа). Материалы, используемые для набивки тканевых игрушек. Полуобъем. Ткани, материал, фурнитура, используемая для изготовления игрушек. (2 часа)
Практика: Изготовление образцов тканей. Изготовление образцов ниток. Контроль ЗУН. (6 часов)
Методическое: ткани, различные по цвету, фактуре, видам; нитки, синтепон, поролон, ватин..
Дидактическое обеспечение: Образцы с различными видами тканей и ниток.
- Инструменты и приспособления (6 часов)
Теория: Рабочее место. Инструменты и приспособления (ножницы, иголки, наперстки, пассатижи, проволока, мел, клей, краски, кисти, карандаши, проволочная щетка). (2 часа)
Практика: Организация рабочего места. Изготовление подставки для инструментов из подручного материала. Изготовление игольницы. (4 часа)
Методическое: Набор инструментов и приспособлений.
Дидактическое обеспечение: Плакаты и правила пользования приспособлениями и инструментами.
- Художественно-декоративная композиция (10 часов)
Теория: Понятие о композиции, цвете. (локальная окраска, тоновый и цветовой контраст). Понятие об орнаменте в круге, квадрате, прямоугольнике. Виды орнамента (растительный, животный и т.д). (2 часа)
Практика: Изображение растительного и животного орнаментов в круге, квадрате, прямоугольнике. Контроль ЗУН. (8 часов)
Методическое: Кодоскоп.
Дидактическое обеспечение: Печатные и фото-видеоматериалы по теме «Художественно - декоративная композиция».
- Технология пошива плоских игрушек (30 часов)
Теория:
- Общий силуэт игрушки, ее основные пропорции, орнаментальная разработка.
- Технологическая последовательность изготовления плоской игрушки. (4 часа)
Практика: Зарисовка сувенира в альбом. Изготовление выкроек – лекал, раскрой ткани, узоров, аппликаций. Заготовка каркаса, сметывание деталей, сшивание игрушки, соединение деталей игрушки, наклеивание аппликации, оформление сувенира. (26 часов)
Методическое: Инструменты и приспособления для шитья.
Дидактическое обеспечение: Технологические карты, алгоритмы самоанализа.
8. Изготовление плоских игрушек (60 часов)
Теория: Назначение плоских игрушек. Понятия о видах плоских игрушках. (настенные, полезные для объемных картин), способы оформления плоских игрушек. (8 часов)
Практика: Изготовление плоских игрушек из несыпучих тканей с использованием подсобных материалов для оформления. (мех, тесьма, нитки, кожа, кожзаменитель, пуговицы и пр.). (52 часов)
Методическое: Инструменты для шитья, приспособления, ткани, поролон, материал для оформления сувениров.
Дидактическое обеспечение: Образцы игрушек. Литература: книги с игрушками.
9. Сплочение детского коллектива» (12 часов)
Теория: Знакомство за круглым столом. Микроклимат коллектива. Коллективное создание здорового, уютного, развивающего, воспитывающего, воспитывающего пространства. Участие в мероприятиях Центра и объединения. Экскурсии. (2 часа)
Практика: Распределение поручений и визуальный контроль из выполнения. Оформление уголков объединения. Выпуск стенных газет. (10 часов)
Методическое: игровой реквизит. Сменные стенды.
Дидактическое обеспечение: Место для отдыха, чаепития.
10. Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Подведение итогов за год. Награждение активных учащихся. (1 час)
Практика: Оформление выставки поделок учащихся. Контроль ЗУН.
Методическое: стенды для лучших работ..
Дидактическое обеспечение: Лучшие детские работы.
Предполагаемый список игрушек (мягконабивных)
- Петушок в воротничке
- Пингвин в тельняшке
- Попугай
- Поросенок
- Сова
- Рыбка (разнообразные)
- Птичка
- Гусь
- Улитка
- Котенок
- Мышка
- Мотылек
- Снеговик
- Гном
- Ангелочек
. Психологическая культура личности
Теория: Общечеловеческие ценности. Воспитанность и её составные части.
Культура общения. Культура внешности. Культура учебного труда. Культура быта.
Практика: Тренинг общения; выполнение режима дня. Практикумы: как вести себя за столом. Как красиво одеваться. И др. выполнение памяток: «Как стать внимательным» . Выполнение памяток самоконтроля за творческим трудом и поведением..
Методическое: тетради.
Дидактическое обеспечение: тесты, памятки.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п\п | Разделы и темы | Общее кол-во Часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Народные промыслы. Краеведение. Исследовательская деятельность | 6 | 1 | 5 |
3 | Техника безопасности. Охрана труда | 6 | 1 | 5 |
4 | Оборудование и инструменты. Электротехника | 6 | 1 | 5 |
5 | Материаловедение | 8 | 2 | 6 |
6 | Рисунок и графика | 12 | 2 | 10 |
7 | Художественно-декоративная композиция | 10 | 2 | 8 |
8 | Специальная технология изготовления игрушек (полезных) | 24 | 4 | 20 |
9 | Изготовление игрушек (полезных) | 50 | 10 | 40 |
10 | Сплочение детского коллектива | 10 | 2 | 8 |
11 | Основы экономических знаний | 8 | 2 | 6 |
12 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 144 | 30 | 114 |
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Цели, задачи, содержание работы объединения. Просмотр образцов, литературы. Просмотр и анализ работ, изготовленных детьми. Адаптация в кабинете. (2 час).
Методическое обеспечение и дидактическое обеспечение: Журналы, модели игрушек.
2. Народные промыслы. Краеведение. Исследовательская деятельность. (6 часов)
Теория: Виды народных игрушек. Городецкая роспись. Общие принципы, роднящие народную и современную игрушку. Организация сбора – поиска «Бабушкин сундук». Требования к сбору и оформления краеведческой информации.(1 час)
Практика: Просмотр собранных образцов и фотографий. Оформление собранных материалов по поиску «Бабушкин сундук». (5 часов)
Методическое обеспечение и дидактическое обеспечение: Образцы игрушек. Картинки и фотографии.
3. Техника безопасности. Охрана труда. (6 часов)
Теория: Ценностное отношение к своему здоровью. Физкультурная пауза на занятиях. Соблюдение осанки. Инструктаж по ТБ (1 час)
Практика: выполнение правил и требований инструкций во время работы в объединении. (5 часов)
Дидактическое обеспечение: Инструкции по технике безопасности.
4. Оборудование и инструменты (6 часов)
Теория: Ручные иглы (виды и назначения). Колышек, его назначение. Устройство э\утюга, способы безопасного труда с ним. (1 час)
Практика: Работа с утюгом. Работа с ручными иглами, изготовление швов (ручных). Изучение ТБ. (5 часов)
Методическое: Набор инструментов и приспособлений для пошива игрушек. Разные виды ручных игл.
Дидактическое обеспечение: Инструкции по эксплуатации э\утюга.
5. Материаловедение (8 часов)
Теория: Ткани для пошива комбинированных плоских игрушек. Х\б ткани. Их свойства, окраска (гладкокрашенные., набивные). Признаки определения и уход за ними. Применение тканей для комбинирования в пошиве игрушек. Подбор тканей «компаньонов» для изготовления комбинированной игрушки. Использование отделочных тканей в оформлении игрушек (2 часа)
Практика: Определение вида ткани. Отличие х\б тканей от какой-либо другой (шерсти). Подбор тканей для комбинирования. (6 часов)
Методическое: Лоскуты ткани.
Дидактическое обеспечение: Раскладки с видами тканей, с х\б тканями, различными по структуре.
- Рисунок и графика. (12 часов)
Теория: Аналитическая работа мысли – сравнение различных частей игрушки (величины, формы, объема, цвета). Правила перевода и расположения выкроек – лекал в альбоме (2 часа)
Практика: Зарисовка игрушек в альбом. Перевод готовых выкроек-лекал в альбом (10 часов)
Методическое: Альбом, карандаш, фломастеры, выкройки-лекала
Дидактическое обеспечение: Инструкция с правилами выполнения графических работ в альбоме.
- Художественно-декоративная композиция (10 часов)
Теория: Понятие о цветовой гамме. Сочетание цветов в тканях для комбинированных изделий. Декоративное решение изделий, выбор тканей. «compositio» - латинское слово, означающее «составление, соединение, сочетание». (2 часа)
Практика: Подбор тканей для игрушки. Детали для оформления: декоративное решение игрушки (8 часов)
Методическое: Лоскуты тканей, разных по цветовой гамме.
Дидактическое обеспечение: Схемы цветового шестигранного круга.
- Специальная технология изготовления полезных игрушек (24 часа)
Теория: Что такое полезная игрушка. Ее назначение. Технологическая последовательность изготовления игрушек. Правила раскроя и заготовки каркаса из поролона. Требования к заготовке основы для игрушки. (4 часа)
Практика: Отработка последовательности пошива сувениров:
- Заготовка выкроек-лекал
- Заготовка каркаса (прокладки из поролона)
- Заготовка основы для игрушки
- Раскрой ткани
- Вырезание деталей игрушки
- Сшивание деталей игрушки
Практическое выполнение модели:
- соединение основы игрушки с каркасом, оформление сувенира. (20 часов)
Методическое: Инструменты и приспособления для шитья.
Дидактическое обеспечение: Технологические карты
9. Изготовление полезных игрушек (50 часов)
Теория: Особенности пошива игрушек. Последовательность изготовления. Необходимые материалы для пошива (фурнитура, отделочные ткани). Навыки работы с клеем. Назначение полезных игрушек. Виды игрушек. (10 часов)
Практика: Изготовление предложенных (или своему выбору) моделей игрушек с элементами комбинированных тканей. Оформление сувениров (волосы, лицо, дополнительные детали, головные уборы). (40 часов)
Методическое: Ручные иглы, нитки, ножницы, карандаш, ткани, поролон, клей, пряжа, кожзаменитель.
Дидактическое обеспечение: Образцы игрушек. Иллюстрации с различными игрушками. Журнал «Чудесные мгновения».
10. Сплочение детского коллектива» (10 часов)
Теория: «Моё я». «Я и коллектив». (2 часа)
Практика: День открытых дверей. Родительское собрание с учащимися. День здоровья на природе. Посвящение в подмастерья. распределение обязанностей в объединении между членами коллектива. Участие в мероприятиях центра. Мероприятия в группе. (10 часов)
Методическое: игровой реквизит. Туристическое оборудование.
Дидактическое обеспечение: Разработки детских праздников.
11. Основы экономических знаний (8 часов)
Теория: Понятие бюджета семьи. Понятие цены и цены игрушки, изготовленной самостоятельно. Изготовление игрушек из старых вещей. (2 часа)
Практика: Экскурсия в магазин с целью наблюдения цен мягких игрушек. Расчет цены изготовленной самостоятельной игрушки. (6 часов)
Методическое: Калькулятор, ножницы
Дидактическое обеспечение: Журнал «Школа и производство». Модели игрушек, сшитых из ткани б\у вещей.
12. Итоговое занятие (2 часа)
Теория: Подведение итогов за год. Награждение активных учащихся. (1 час)
Практика: Выставка работ учащихся. Оценка работ (1 час)
Методическое и дидактическое обеспечение: грамоты, благодарственные письма, сувениры.
Предполагаемый список изделий (полезных игрушек)
- Черепаха (игольница)
- Петушок, собачка, лошадка (брошки)
- Лев, кот, зайка (брошки)
- Обезьяна, цветочки (брошки)
- Летучая мышь (подвесная карандашница)
- Кот, обезьяна, гриф (подвесная карандашница)
- Слон (крючок для ключей)
- Осьминог (крючок для ключей)
- Мухомор (игольница)
- Свинка (кошелек)
- Собака (футляр для очков)
- Стрекоза (брошка)
. Психологическая культура личности
Теория: «Береги честь своего Центра, по хозяйки относись к его имуществу». «Будь скромным, вежливым, опрятным». Традиции коллектива.
Практика: Тренинг усидчивости, аккуратности, самоактивизации, самовнушения.
Методическое: тетради, ручки.
Дидактическое обеспечение: тесты, памятки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Использование современных образовательных технологий в реализации программы дополнительного образования
Актуальность применения ИКТ в тренировочном процессе: Создание реальных возможностей освоения двигательных действий создавая правильное представление о технике движений на начальном этапе обучени...
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Рабочая программа для одаренных учащихся фортепианного отделения Детской школы искусств срок реализации программы 4 года
В курсе «Музыкальная литература» сделан акцент на знакомство с понятием «стиль», предлагается изучение музыки XX в. Музыкальный материал разнообразен в тембровом отношении и охватывает практически все...
Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении
Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении...
Учебная рабочая программа элективного курса «Технический перевод» для 8-11 классов (срок реализации 4 года)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ«ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЛИЦЕЙ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ»...
Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»
Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРСПЕКТИВА» Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 2 года
Развитие творческих начал в человеке является движущей силой формирования личности, так как развитие творческих способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравствен...