Доклад на МО «Личностно-ориентированная педагогика в системе работы с детьми»
статья по теме
Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_mo.17.11.2011g.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «Личностно-ориентированная педагогика в системе работы с детьми
(из опыта работы)»
17.11.2011г.
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей
на занятиях кружка «Лоскуток»
Большинство технологий личностно-ориентированного обучения легче всего реализовать на уроках технологии в школе, т.к., во-первых, этот учебный предмет предполагает присутствие на занятиях только половины класса (обслуживающий труд – девочки, технический труд - мальчики), во-вторых, содержание образовательной области «Технология» дает возможность самостоятельного выбора детьми объектов труда, что уже заложено в личностно-ориентированном образовании. То же можно сказать о реализации личностно-ориентированного подхода и на кружках декоративно-прикладного творчества.
Кружки художественно-эстетической направленности ориентированы на изменение типа взаимодействия «учитель-ученик» («педагог-воспитанник»). От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребёнка. Изменяется позиция ученика (воспитанника) - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на занятиях отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности детей.
На занятиях кружка «Лоскуток» применяются:
- разноуровневый подход (ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ребёнку) – дети занимаются по основной и коррекционной рабочим программам, апробируется программа для вновь поступивших детей. Разноуровневый подход предусматривает использование разного количества времени, необходимого ребенку для усвоения учебного материала. Одно и то же задание дети выполняют за различное время.
- дифференцированный подход (выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения);
- индивидуальный подход (распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям).
Эти понятия выстраивают модель личностно-ориентированного обучения. Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. Индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.
На занятиях кружка «Лоскуток» создаются комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности каждого ребёнка. В процессе работы я стремлюсь поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность, веру в свои силы и возможности каждого воспитанника, дружелюбную интонацию голоса. Как педагог, я стараюсь создать особый стиль взаимоотношений с детьми, построенный на принципах сотворчества и содружества.
При выборе объекта труда учитываются интересы, потребности, возможности и способности воспитанников. Так, Жулина Юля выбрала объектом труда мягкую игрушку-подушку Кота, Кочеткова Вероника захотела шить игрушку – кошку. Кузнецова Анора и Глазкова Мария перед началом работы над лоскутным панно долго выбирали эскиз будущего творения, советовались с педагогом, обсуждали использование различных материалов. Аржаникова Алёна из предложенных вариантов ничего не выбрала и сама придумала своего «героя» - Смайлика. Наумова Ира с удовольствием сшила декоративную симпатичную подушку, вид этого объекта труда также был разработан самой воспитанницей, и сейчас, к радости хозяйки, замечательная декоративная подушка украшает изголовье её кровати. Бачихина Юля и Чепелева Елена согласились с предложением педагога изготовить мягкую игрушку Мишку (Лена уже преподнесла эту поделку в подарок).
Для каждой участницы кружка «Лоскуток» я стараюсь создавать «ситуацию успеха», предлагая такие задания, с которыми она обязательно справится, хвалю за малейшую победу, за минимальный успех, за преодоление, ведь это позволяет воспитаннице поверить в свои силы, мотивирует желание увидеть достойный результат своей деятельности, чтобы вновь ощутить радость успеха. В процессе работы я предоставляю детям возможность задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.
Наиболее важными принципами личностно-ориентированного подхода в обучении являются:
- - умение помочь ребёнку раскрыть его способности, нацелить на личностное саморазвитие;
- - умение перевести педагогическую цель в личную цель ребёнка, заинтересовать его, мотивировать на успех;
- - умение подобрать соответствующие средства и способы, адекватные конкретному моменту и ребёнку;
- - умение оказать педагогическую поддержку каждому ребёнку на общечеловеческом и профессиональном уровне.
Личностно-ориентированный подход повышает интерес детей к занятиям. Положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают у каждого ребёнка ощущение благополучия и помогают оптимизировать усвоение программы, т.к. хорошее настроение обостряет восприятие, повышает творческую активность.
Resource id #2162По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Личностно-ориентированный подход преподавания предмета "Технология" с одаренными детьми"
В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развитие не как "коллективного субъекта", но, прежде всег...
Доклад по теме: "Личностно-ориентированное обучение"
В докладе :"Личностно-ориентированное обучение" отражаются основные принципы обучения в свете личностного ориентирования....
Доклад на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках географии путём активизации их познавательной деятельности»
МБОУ Устьинская СОШ Моршанского района Тамбовской области ДОКЛАД на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников ...
Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы...
Доклад на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физике"
Доклад на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физике"...
Доклад «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми»
Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г. Пыть-Ях «Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства». Август 2014 г.Докл...
Статья " Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода. Педагогика сотрудничества."
Для каждого учителя важно наиболее полно раскрыть возможности и способности своих учеников, раскрыть их индивидуальности. История как особый предмет – самый воспитательный, самый эмоциональный, ...