Методика рейтинговой системы оценки знаний студентов на занятиях математики 2 курс
методическая разработка (11 класс) на тему
Методическое пособие содержит введение, основные сведения о РС, методику РС, положение о РС оценок знаний студентов, значение РС, список литературы, анкеты студентов, индивидуальные карточки оценивания студентов.
В методическом пособии отмечается цель РС оценки знаний студентов, поставлены главные её задачи, преимущества введения такой системы в современных условиях, приобретаемые знания, умения и навыки студентами по окончанию изучения курса по данной рейтинговой системе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_reytingovoy_sistemy.docx | 57.98 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по теме: «Методика рейтинговой системы оценки знаний студентов на занятиях математики» 2 курс
Выполнил:
Даниленко С. В.
преподаватель математики
Хабаровск, 2014
Содержание
- Актуальность…………………………………………………………..3
- Основные сведения о рейтинговой системе оценки успеваемости…………………………………………………………..4
- Методика РС……………………………………………………….…..5
- Положение о рейтинговой системе оценок знаний студентов по дисциплине «Математика»………………...………………………….6
- Значение рейтинговой системы……………………………..………..7
- Результаты применения рейтинговой системы…….………………..8
- Анкета «Преимущества и недостатки рейтинговой системы оценки успеваемости студентов»………………………………………….….9
- Список литературы……………………………………….…………..10
Приложение…………………………………………………….……………11
Актуальность
Оценка получаемых студентами в техникуме знаний приурочена обычно к концу семестра, когда проводится сдача экзаменов и/или зачетов по учебной дисциплине. Она имеет свои достоинства и недостатки. Ее достоинством является то, что в процессе подготовки к экзамену учащийся прорабатывает всю массу имеющейся по данной дисциплине информации, воспринимаемой как единое целое; индивидуально рассчитывает свои силы и регулирует соотношение обязательных и факультативных занятий: если студент быстро усваивает учебную программу, то может значительную часть времени тратить на самостоятельный поиск информации. Недостатком же такой методики является низкий мобилизующий потенциал в течение семестра. Еще лет 20-30 назад это обстоятельство практически не отражалось на конечных знаниях, так как объем факто логического материала, был невелик и изучить его в период сессии было несложно. Однако в последние годы произошло многократное увеличение не только объема необходимой информации, но и ее сложности за счет выявления новых закономерностей и взаимопроникновения различных дисциплин. В результате произошедшего качественного и структурного увеличения объема необходимой информации эффективность штурмовой подготовки будущего специалиста в период сессии резко снизилась. Возросла роль планомерной каждодневной учебной работы в течение семестра, при которой решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно студенту. Однако формирования нового менталитета, обеспечивающего переход на новый стиль работы, в студенческой среде не произошло. В связи с тем, что существующая практическая педагогика, по нашему мнению, недостаточно использует методики непосредственного стимулирования получения знаний, то есть экзаменационная оценка является дальним и абстрактным стимулом для большинства студентов, в первую очередь преследующих цель перевода на следующий курс. Получая во время текущего занятия некую абстрактную оценку, студент не имеет опоры для реальной самостоятельной оценки собственных знаний. Поэтому потребовалось внедрить в учебный процесс факторы промежуточного поощрения. Согласно методике, студент, выполняя определенное количество стандартных заданий, фактически выставляет себе текущую оценку, определяемую как сумму баллов, полученных за выполнение задания.
- ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ
Слово «рейтинг» происходит от английского «to rate» (оценивать) и «rating» (оценка, оценивание). Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов по некоторой дисциплине основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторно - практических, контрольных, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок студента по данной дисциплине в течение всего семестра.
Целью введения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов является комплексная оценка качества учебной работы студентов в процессе обучения по программам среднего профессионального образования.
Главные задачи рейтинговой системы заключаются в:
- повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;
- повышении уровня организации образовательного процесса в техникуме.
Преимущества рейтинговой системы:
- возможность организовать и поддерживать ритмичную систематическую работу студентов в течение всего семестра;
- контроль учебной деятельности не носит директивного характера и студенты охотно «зарабатывают» баллы за приобретенные знания и умения;
- повышение посещаемости и уровня дисциплины на занятиях; студентам «выгодно» посещать занятия;
- акцент на психологические особенности молодежной аудитории; уменьшение «сессионного стресса»;
- предсказуемость итоговой оценки, студенты сознательно подходят к ее достижению, и, как следствие, система становится привлекательной для студентов;
- стимулирование творческого отношения к работе, как студентов, так и преподавателей.
- МЕТОДИКА РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ
В начале семестра студентам сообщается, что зачет по дисциплине «Математика» осуществляется на основе текущего рейтинга, объясняется его сущность, а допуск к зачёту осуществляется на основе суммы текущих рейтингов. Учащимся выдаётся памятка с учебными мероприятиями, в течение семестра, за которые начисляются баллы (табл. 1).
Перед началом семестра нами, разработана индивидуальная карточка рейтингового оценивания студента группы ЮП-22 по всей учебной дисциплине, с учётом календарно – тематического плана (табл. 2). В данной карточке на каждой паре проставляются заработанные баллы.
В ней определяется соотношение видов учебной деятельности студента, учитываемых в рейтинговой оценке по данной дисциплине, шкалы текущих оценок и календарный план контрольных мероприятий по дисциплине.
Форма контроля учебной деятельности студентов определяется преподавателем в зависимости от вида занятий, предусмотренных рабочим учебным планом:
- для лабораторно-практических занятий – традиционная проверка отчетов, оценка выполненных заданий и др.;
- для комбинированных занятий (лекция-практика) – оценка выступления, совместное решения задач, самостоятельное выполнения заданий и др.;
Для рейтинговой системы не маловажное значение имеет и ранг (место) студентов. Чтобы его определить создана ежемесячная таблица баллов (табл. 3), которая позволяет выявлять лидеров в группе.
3 ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА»
- Рейтинговая оценка студента за семестр складывается из оценки за работу на парах – максимально 200 баллов и оценки за лабораторно – практические работы – максимально 100 баллов. Таким образом, максимально возможное количество баллов, которыми оценивается успеваемость за семестр, равно 300.
- При пропуске лабораторно – практических работ и лекций по уважительной причине (подтверждённой документально) студент имеет право написать (сдать) её в дни консультаций преподавателя группы с сохранением указанных баллов.
- В случае пропуска лабораторно – практических работ и лекций по неуважительной причине или при неудовлетворительной оценке за лабораторно – практическую работу студент имеет право написать (сдать) её в дни консультаций преподавателя группы. Баллы, полученные студентом в таком случае, начисляются с учётом таблицы 1.
- Соответствие итогового рейтинга студента и традиционных отметок устанавливается по шкале:
286 -300 баллов = «отлично»;
271 - 285 балла = «хорошо»;
240 - 270 баллов = «удовлетворительно»;
- Студент, набравший менее 240 баллов, сдает зачёт следующим образом. Предварительно студент предъявляет задания, которые давались в течение семестра, а затем выполняет лабораторно - практические работы по материалу, изученному в семестре, и при наборе необходимого минимума баллов, получает зачёт.
- Студент, активно участвующий на паре может быть поощрен преподавателем дополнительными баллами (не более 10 баллов за пару), а также и заработать штрафные баллы.
- НАЧЕНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ
- Снижается субъективизм итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношений преподавателя и студента.
- Придает обучению элемент соревнования, что играет большую роль в группе.
- Стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу студентов.
- Позволяет снизить возможность получения случайной итоговой отметки, так как учитывается работа студента в течение всего семестра.
- Позволяет обращать внимания на незначительные ошибки при выполнении заданий. Преподаватель может за это добавить штрафные баллы.
- Устраняются негативные стороны уравнительной системы обучения. Уже нет отличников, хорошистов. Вместо них появляются «первый» студент, «десятый», «двадцатый». «При этом у студента возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен. Усилия же, необходимые для того, чтобы из «троечника» стать «хорошистом», могут не без основания показаться ему неоправданно значительными».
- Позволяет студенту выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее.
АНКЕТА
«Преимущества и недостатки рейтинговой системы оценки успеваемости студентов»
- Ф.И.О. студента, группа _______________________________________
______________________________________
- Вызвал ли у вас интерес оценивание знаний по РС?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Какой у вас был стимул получать поощрительные баллы?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Какие преимущества РС вы бы могли отметить?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Какие недостатки РС вы бы могли отметить?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Какие рекомендации по совершенствованию РС, вы могли бы предложить?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
- Считаете ли вы целесообразным применение РС при изучении других дисциплин?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
1 Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. — 1998. — №3. — 40 с.
2 Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: Инструктивно-метод. материалы / Под ред. О.Е. Лисейчикова. — Мн.: НИО, 2002. — 400 с.
3 Лаўрыненка А.У., Марковіч Л.Р. Рэйтынг-кантроль замест адзнакі //АіВ, 1993. №10. С. 72-75.
4 Ткачев М.В. Рейтинговая система оценки знаний учащихся по физике // Фізіка: праблемы выкладання. — 1998. — №3. — С. 13-16.
5 Устинова Л.Г. Творческий потенциал и рейтинговая технология обучения // Школьные технологии. — 2002. — №2. — С. 25-30.
Приложение
Таблица 1 - Учебные мероприятия, оцениваемые по баллам
№ | Вид деятельности | Баллы |
1 | Написание всего лекционного материала и выполнение определённого количества заданий на паре | 10 |
2 | Переписывание лекционного материала и заданий, выполняемых на паре | 5 |
3 | Активная работа на паре | 1 - 5 |
4 | Своевременное выполнение всего домашнего задания | 4 |
5 | Своевременное выполнение домашнего задания частично | 2 |
6 | Несвоевременное выполнение домашнего задания | 1 |
7 | Своевременное выполнение лабораторно – практических работ | 1 - 10 |
8 | Несвоевременное выполнение лабораторно – практических работ | 1 – 8 |
9 | Переписывание лабораторно – практических работ | 1 – 5 |
Таблица 2 - Карточка рейтингового оценивания студента группы ЮП-22 по предмету «Математика»
Ф.И.О. _______________________________________________
Модуль | Полученные знания, умения, навыки | № заня-тия | Вид деятельности | Рейтинг min | Рейтинг max | Поощр балл | Штраф. балл | Получ балл | Итог | Роспись преподав. |
1 | УУ 1 | 1 | Лекция | 3 | 5 | |||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1 | 2 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1 | 3 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 4 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
УУ 1 | 5 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 6 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
2 | УУ 1 | 7 | Лекция | 3 | 5 | |||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 8 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
УУ 1 | 9 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 10 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
УУ 1 | 11 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 12 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
УУ 1 | 13 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 14 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
3 | УУ 1 | 15 | Лекция | 3 | 5 | |||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 16 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
УУ 1 | 17 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 18 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 | ||||||
УУ 1 | 19 | Лекция | 3 | 5 | ||||||
УУ 1 | Совмест. реш. примеров | 3 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Самост. реш. примеров | 2 | 5 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | Домашнее задание | 2 | 4 | |||||||
УУ 1, УУ 2 | 20 | Лаб.- практ. работа | 1 | 10 |
Таблица 3 - Ежемесячные баллы студентов по дисциплине «Математика» группы ЮП-22
№ п/п | ФИО студента | март | апрель | май | июнь | ИТОГ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»
В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам.
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам....
Рейтинговая система оценки знаний
Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных ...
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Эта программа позволяет создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики....
Рейтинговая система оценки знаний обучающихся
Презентация выступления на конференции...
Рейтинговая система оценки знаний студентов
Презентация содержит информацию о рейтинговой системе знаний студентов колледжа....
Применение, технологии рейтинговой системы оценки знаний студентов СПО технического профиля по физике.
В данной работе расмотрен вопрос практического применения рейтинговой системы оценки знаний студентов СПО технического профиля по физике, отдельным документо...