РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Эта программа позволяет создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_eksperimenta.doc | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Утверждаю
на заседании Директор МОУ СОШ № 64
научно-методического совета ____________ Бунина Е.А.
протокол № _____ «____»_______________2012
«____»_______________ 2012
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 64
города Волгограда
Носкова Ирина Анатольевна
Разработка модели перехода на индивидуальные траектории обучения подростков при использовании рейтинговой системы оценки знаний по физике в основной школе
Программа эксперимента
Волгоград – 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Пояснительная записка………………………………………………….5
1.1.Обоснование необходимости разработки и внедрения
программы в образовательный процесс………………… 5
1.2.Цели и задачи Программы………………………………… 7
1.3.Структура эксперимента……………………………………… 8
2. Содержание Программы
2.1.Методика экспериментально-исследовательской
деятельности. I этап функционирования 8
2.2. Методика экспериментально-исследовательской
деятельности. II этап функционирования 19
2.3. Методика экспериментально-исследовательской
деятельности. III этап функционирования 23
Литература…………………………………… ………………………… 25
Приложения ………………………………………………………………26
введение
Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Если теоретический аспект проблемы более всего волнует учёных, то прикладной аспект, отражающий механизм оценки уровня обученности и достижений ученика волнует педагогов.
В педагогике под оценкой понимается процесс, деятельность оценивания, осуществляемые человеком; отметка же является результатом такого процесса.
Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребёнка источником радости или серьёзных потрясений. Не замечать эту действительность – значит допустить серьёзный психологический просчёт в анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в школе.
Следующее понятие, тесно связанное с оценкой – проверка знаний. Под проверкой знаний учащихся понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учабной деятельности с требованиями, заданными программой или стандартами.
Следовательно, проверка – сверка учебных достижений ученика с нормативом. Она устанавливает уровень обученности школьника, качества его знаний. На основе анализа уровня знаний ученика, обнаруженного в результате проверки, учитель сравнивает его с 5-ти бальной шкалой. Результат сравнения выражается в форме словесных суждений или отметки (знакового выражения этого суждения).
Констатировав определённый уровень знаний учащихся, учитель, имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения. Оценкам подвергаются наличные знания школьника и проявленные ими умения и навыки. Вместе с тем остаются в стороне старания и усилия ребёнка. Они, как правило, не принимаются во внимание. Не учитывается и рациональность его учебной деятельности. Не принимается во внимание мотив, который заставил его выучить учебный материал.
К сожалению, на процесс оценивания не влияет и качество обучения, в результате которого ученик должен был освоить данный материал. Всю вину за результаты отчётных работ, как правило, учитель перекладывает на плечи ученика, упрекая его в неродивости и плохой подготовке дома. Вопросы же качества обучения, выстроенного учителем, остаются в стороне и не становятся предметом анализа данной ситуации.
Таким образом, по выставленным в классном журнале отметкам практически невозможно судить о фактическом уровне знаний учащихся, так как они имеют различный удельный вес. Оценка может быть выставлена за доказательство теоремы или трудной задачи, за контрольную или другую проверочную работу, а, может и за ответ на достаточно простой вопрос или решение несложной задачи.
Поэтому можно сформулировать основные тезисы критики школьной оценки.
Тезис 1. Школьные оценки относительны. Они определяют только то, у кого из учеников знания лучше, а у кого хуже. Абсолютный уровень знаний они не показывают.
Тезис 2. Школьные оценки случайны (это случайные величины). Если одни и те же знания сегодня один преподаватель оценит на «3», то другой на «4», но уже завтра это может быть наоборот (зависит от опыта и знания, времени суток, усталости участников учебного процесса и др.).
Тезис 3. Школьные оценки выставляются так, чтобы в конечном итоге общая оценка класса «приближалась» к уже созданному его «знаниевому имиджу».
Тезис 4. Идеальные соотношения оценок всегда сдвигаются из-за факторов, влияющих на психологический комфорт учителей. Так как отсутствуют объективные средства измерения знаний, иного не может быть. Природа школьных оценок чисто психоаналитическая.
Тезис 5. Школьные оценки не учитывают абсолютного уровня знаний. Поэтому они не сопоставимы для разных коллективов учителей и для разных образовательных учреждений.
Следовательно, учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить этому своих учеников, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. И поэтому на всех этапах развития школы при усилении демократических начал в её организации на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей, реализацующих оценочную функцию учителя.
1. Пояснительная записка
1.1.Обоснование необходимости разработки и
внедрения программы в образовательный
процесс
актуальность
Из вышесказанного следует, что в современной школе назрела «оценоная реформа». Прежде всего, это вызвано поиском новых критериев образованности и новых стимулов к эффективному обучению. Показателями которого, являются следующие положения:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более глубокое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существование повышенной мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, формирование единой научной картины мира, компетентностей в любой предметной области.
Достичь этих показателей при существующей пятибалльной системе оценки знаний невозможно.
В настоящее время существует множество моделей оценивания учащихся, в том числе, и на уроках физики. Данная программа рассматривает рейтинговую систему оценивания.
практическая значимость
В основе рейтинговой системы оценивания лежат следующие принципы:
-оценка максимально широкого спектра достижений;
-стимулирование личного роста;
- оценка способностей школьника с точки зрения практической значимости;
- включение личных достижений (участие в конкурсах, олимпиадах, конфе-
ренциях);
- учёт внешних, независимых форм оценивания;
- создание основы для выбора сферы и вида будущей сферы деятельности;
- использование принципа повышающих и понижающих коэффициентов;
- учёт образовательных результатов и достижений исходя из их значимости
в образовательной программе школы и с учётом индивидуального выбора.
Таким образом, рейтинговая система оценивания является наиболее оптимальным средством достижения показателей эффективного обучения, которые озвучивались ранее.
связь с уже существующими по данному направлению программами
Конечно, данная программа базируется на различных наработках как в области оценки качества образования, так и на достижениях в области изучения самого ученика и его отношения к учению.
Рейтиг дополняет результаты ЗУНов сведениями о результативности ученика в других видах деятельности. Это позволяет получить срез успешности ученика по предмету, обозначить сильные и слабые стороны, отразить многообразие его возможностей. Рейтинговая оценка сравнивается не с учеником, а личными успехами школьника. Она становится существенным стимулом к достижению личных результатов и к ещё более активной работе школьника, прежде всего над собой.
Поэтому необходимо использовать при выстраивании программы как психолого-педагогические аспекты обучения отдельно взятого ученика, так и тьюторские техники при построении индивидуального образовательного маршрута для него. Таким образом, без использования программ в этих областях нельзя создать эффективно действующую модель перехода на индивидуальные траектории обучения подростков при использовании рейтинговой системы оценки знаний по физике в основной школе.
Вид программы
Экспериментальный.
Новизна
Новизна состоит в том, что в данной Программе замысел, планы, ожидания педагога, диагностический и дидактический инструментарий собраны в целостность, которая поможет учителю управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию, создавать условия для совершенствования ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель эксперимента – разработать и апробировать модель перехода на индивидуальные траектории обучения подростков при использовании рейтинговой системы оценки знаний по физике в основной школе.
Цель Программы эксперимента – создать целостную структуру организационно-педагогических, организационно-методических, психолого-педагогических условия достижения цели эксперимента.
На каждом этапе реализации Программы выдвигаются частные цели,
вследствии чего определяются конкретные задачи для их достижения. Таким образом, более подробно задачи Программы будут описаны в разделе «Содержание Программы».
1.3. Структура эксперимента
/основные компоненты/
Пункты программы | Содержание |
Тема эксперимента | Разработка модели перехода на индивидуальные траектории обучения подростков при использовании рейтинговой системы оценки знаний на физике в основной школе. |
Актуальность эксперимента | Неспособность «пятибалльной» системы оценки знаний обучающихся отвечать концепции модернизации российского образования. |
Идея эксперимента | Разработать и апробировать модель перехода на индивидуальные траектории обучения подростков при использовании рейтинговой системы оценки знаний на физике в основной школе. |
Замысел эксперимента | Разработка содержания и технологий оценочной (рейтинговой) деятельности учителя в образовательном процессе. |
Объект экспериментирования | Учебный процесс, направленный на совершенствование методики преподавания и повышения качества образования обучающихся по физике |
Предмет экспериментирования | Модель системы оценки знаний и внедрение рейтинговой системы оценки знаний обучающихся в преподавании физики в основной школе. |
Педагогическая цель | Сформировать положительные приращения в личности обучающегося в виде социо-культурных и коммуникативно-творческих компетенций при введении новой системы оценки знаний. |
Цель эксперимента | Разработать и апробировать модель перехода на индивидуальные траектории обучения подростков при использовании рейтинговой системы оценки знаний по физике в основной школе. |
Гипотеза | Гипотеза исследования составила совокупность предположений о том, что если разработать и внедрить модель перехода на индивидуальные траектории обучения подростков при использовании рейтинговой системы оценки знаний на физике в основной школе, то это должно способствовать: приданию результатам образования социально и личностно значимого характера; более глубокому и прочному усвоению знаний обучащюимися, возможности их самостоятельно движения в физике; возможности дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний, определённых государственным стандартом; существованию повышенной мотивации и интереса к учению; обеспечению условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования индивидуальных образовательных маршрутов, формированию единой научной картины мира, компетентностей в естественнонаучной области. |
Диагностический инструментарий | Основным диагностическим инструментарием является поэтапное обобщение результатов экспериментальной работы по отдельным направлениям исследования. Анализ научной литературы по теме исследования, нормативных документов деятельности образовательного учреждения. Педагогическое наблюдение Социологические методы (беседы, анкетный опрос, интервьюирование) Методы оценивания (самооценка, тесты, экспертная оценка) Педагогическое моделирование Педагогический эксперимент Методы статистического и графического анализа результатов экспериментальной работы |
Критерии оценки ожидаемых результатов | личностное развитие (уметь учиться, саморазвитие, профессиональная мобильность и т.д); социальное развитие (формирование российской и гражданской идентичности, воспитание патриотических убеждений, демократические ценности и т.д.) познавательное развитие (формирование научной картины мира, развитие познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания и т.п.) коммуникативное развитие (формирование компетентности в общении). положительная динамика в уровне развития детей, повышение показателей их работоспособности на занятиях, оптимизация самостоятельной активности обучающихся. |
Сроки эксперимента | Диагностико-прогностический (сентябрь 2012 - январь 2013г.): - подбор диагностических методик; эксперимента; -выявление и формулировка противоречий, обосновывающих организацию эксперимен тальной деятельности; - корректировка программы эксперимента; тов. (январь 2013г. – сентябрь 2014г.): - Проведение ежегодного мониторинга уровня здоровья, физического, психического и социального развития обучающихся. Полученные данные продемонстрируют наличие динамики в уровне развития обучающихся, что позволит вносит коррективы в Программу и технологию с учётом возрастных особенностей обучающихся; (сентябрь 2014 – август 2015): ментального опыта; ными, ной работы, их оформление. (сентябрь 2015 – май 2016): методического характера; минарах для педагогов и лекториях для ро- дителей. |
Прогноз возможных негативных последствий | 1. Внедрение экспериментальной программы связано с интенсификацией педагогической деятельности участников эксперимента и повышением психо-эмоционального напряжения педагога во время проведения открытых занятий. Это может негативно отразиться на их здоровье и отношении к ходу эксперимента. |
Способы коррекции негативных последствий | В связи с вышесказанным негативное воздействие будет сведено к «0» так как, воздействие на обучающихся будет осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода и оперативного контроля промежуточных результатов в полном соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях» |
Состав участников эксперимента | Обучающиеся 7а и 7 б классов, классные руководители учитель физики Носкова Ирина Анатольевна Пенькова Татьяна Серафимовна. Консультанты: Фёдорова Дина Владимировна, психолог; Черкасова Наталья Евгеньевна, социальный педагог. |
Функциональные обязанности | Руководитель Носкова И.А.: осуществляет общее руководство экспериментом, формирует концепцию исследования; разрабатывает программу эксперимента, подбирает диагностические методики; организует и контролирует ход эксперимента; участвует в корректировке, разработанного в ходе экспериментальной деятельности программно-методического обеспечения; анализирует результаты эксперимента, организует освещение хода и результатов эксперимента на городских выставках, совещаниях, в публикациях, семинарах; совместно с руководителем эксперимента формулирует выводы и рекомендации по внедрению его результатов. Пенькова Татьяна Серафимовна и Носкова Ирина Анатольевна, классные руководители 7б и 7а классов, осуществляют связь с родительской общественностью и участниками эксперимента. |
Статус эксперимента | Индивидуальный |
Форма представления результатов эксперимента для массовой практики | Программно-методические пособия по теме эксперимента. |
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В данном разделе Программы рассмотрена методика построения экспериментально-исследовательской деятельности (по И.Д.Чечель). Она выстраивается по следующей схеме:
Этап деятельности;
задачи этапа;
содержание деятельности;
планируемые результаты;
критерии;
диагностический инструментарий;
обеспечение достоверности;
обеспечение валидности;
сроки;
исполнитель.
2.1. Методика экспериментально-
исследовательской деятельности.
I этап функционирования
I этап – Диагностико-прогностический.
Функция – диагностическая, проектировочная, организационная.
Цель этапа – создать теоретическую и психолого-педагогическую
основу для внедрения рейтинговой системы оценивания
на уроках физики как фактора выхода на индивидуаль
ные образовательные маршруты обучающимися.
Задачи
- изучить совокупность используемых педагогических приёмов, техник,
методик, технологий, направленных на получение личнозначимой
информации из различных источников;
- провести диагностические исследования на предмет готовности учащихся
к введению рейтинговой системы оценивания знаний
- по результатам, проведённого диагностического исследования отрабо-
тать комплекс заданий для формирования индивидуальых образователь-
ных маршрутов обучающихся;
- включить ознакомительно в отдельные темы изучаемого материала эл
менты оценивания в рамках планируемой оценочной шкалы;
- провести промежуточный анализ прохождению этапа, составить обоб-
щённый отчёт, внести необходимую коррекцию в структуру и планировку
мероприятий, заданий, методик проведения уроков, используемых на
следующем этапе;
- провести коллективные или индивидуальные просветительские консуль-
тации с родителями по вопросам снижения или разрешения негативных
последствий эксперимента.
Содержание деятельности
Всё содержание работы на этом этапе строится на основе принципов
изучения классого коллектива, его способности безболезненно войти и
эффективно обучаться при введении рейтинговой ситемы оценки знаний.
Один известный педагог писал: « Я пришёл к ужасному выводу, что я
как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением
я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседнев-
ного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми,
я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной.
Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения»[6].
На этом этапе разворачивания эксперимента вся дятельность учителя направлена на изучение ученической группы.
Диагностический инструментарий подбирается таким образом, чтобы,
если не максимально изучить, так хотя бы приблизиться к пониманию лич-
ности ученика:
- его тревожности, чтобы избежать возможного травмирующего влиянии
новой ситемы оценки знаний.
- уровню его самооценки /психологами давно доказано, что успешно дей-
ствует и достигает результатов человек, у которого сформирована адеква-
тно высокая самооценка своей личности/;
- значимости и влияния на него оценки и отметки;
- его мотивации достижений;
- влияние отметки на развитие его творческих способностей.
Таким образом, содержание деятельности на первом этапе направлена
на глубокое изучение литературы по проблеме создания индивидуальной
образовательной траектории, тьюторских техник, возрастных особенно-
стей классого коллектива, проблемных факторов и негативных тенденций
у подростков в основной школе. Это знание даст возможность более эф-
фективно выстроить систему работы педагога в дальнейшей деятельности
по реализации Программы эксперимента.
Планируемые результаты
После проведения диагностических исследований, включая наблюдение и анкетирование, составляется индивидуальная психологическая карта готовности каждого ученика к изменению в подходах оценивания уровня знаний. Так как в рейтинговой системе оценивания большую роль играет взаимооценка и оценка успешности ученика группой, то составляется портрет ученического сообщества, на базе которого и будет проводиться экспериментальная работа. И на основе качественного содержания психолого-мотивационного портрета субьекта исследования (классного коллектива) составляется оценочная шкала для каждой темы календарно-тематического плана Рабочей программы по предмету.
Критерии
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
Критерий результативности – качественный или количественный показатель, на основании которого можно оценить результат.
Критерий обычно выражается через показатели.
На основе проведённого диагностического исследования можно судить:
- о степени обученности учащихся;
- о потенциале саморазвития, самообразования, самореализации;
- о потенциале творческих способностей и креативном мышлении;
- о сформированности личностных качеств;
- о сформированностиэмоционально-ценностного отношения к приобрета-
емому опыту деятельности, коммуникации.
Все эти показатели фиксируются на момент начала эксперимента, и начинается работа по созданию « Портфеля личных достижений обучающегося».
Диагностический инструментарий
«Золотое правило» учителя, знакомого с учением о темпераментах, гласит:«Никогда не действуй против темперамента ребёнка!». Поэтому прежде чем начать экспериментальную деятельность необходимо изучить группу учеников на предмет их психологической готовности и возможности воспринимать изменения в образовательном пространстве.
Диагностика характеристик типов темперамента выявление типа
темпераметра; Формула темперамента /Приложение 1, [3]/;
Диагностика выявления экстраверсии-интроверсии, оценка эмоцио-
нальной стабильности /Приложение 2,[2] /;
Диагностика интеллекта и творческих способностей /Приложение 3 [6.1]/;
Измерение мотивации достижений (А.Мехрабиан) /Приложение 4 [6.6] /;
Изучение ценностных ориентаций школьников подрасткового возраста /Приложение 5 [6.4] /;
Диагностика самоопределения /Приложение 6 [6.5] /;
Определение направленности личности /Приложение 7 [6.2]/;
Исследование уровня эмпатийных тенденций/Приложение 8 [6.7]/;
Определение психологического климата в группе/Приложение 9 [6.3]/.
Обеспечение достоверности и валидности
Программа не ставит своей целью дать психолого-педагогическую характеристику ученического коллектива. Эта характеристика есть лишь возможность правильно задать векторы для создания модели перехода на индивидуальные траектории при введении рейтинговой системы оценки достижений учащихся. Следовательно, выбранный диагностический инструментарий вполне достаточен и адекватен применительно к цели Программы эксперимента.
Форма отчётности
Выступление на научно-методическом совете школы с анализом проведённой диагностической деятельности, с необходимыми коррекционными мероприятиями, с планом дальнейшей реализации Программы.
Сроки
01.09.2012 – 11.01.2013г.
Исполнители
Носкова И.А., учитель физики МОУ СОШ № 64.
Консультанты: Фёдорова Дина Владимировна, психолог;
Черкасова Наталья Евгеньевна, социальный педагог.
2.2. Методика экспериментально-
исследовательской деятельности.
II этап функционирования
II этап – Организационно-практический.
Функция – деятельностная.
Цель этапа – создать комплекс условий для обеспечения положитель-
ных приращений в личности обучающегося при форми-
ровании модели перехода на индивидуальные образова-
тельные трактории обучения подростков при использовании
рейтинговой системы оценки знаний по физике в основной
школе.
Задачи
- на основе промежуточного анализа диагностико-прогностический этапа
и составленного обобщённого отчёта, отработать внесённую корректи-
ровку в структуру и планировку мероприятий, заданий, методик прове-
дения уроков, способствующюю реализации цели настоящего этапа;
- на основе качественного содержания психолого-мотивационного портре-
та субьекта исследования (классного коллектива и отдельно взятого уче-
ника) постоянно отшлифовывать составленную оценочную шкалу для
тем календарно-тематического плана Рабочей программы по физике для
каждого возрастного периода обучающихся в условиях функционирова-
ния эксперимента;
- создать банк методического, дидактиктического, творческого, поискового
и исследовательского инструментария для обеспечения эффективного
изучения физики, отвечающего индивидуальным запросам каждого уче-
ника или группе учеников; их возрастным и психологическим особенно-
стям характера;
- продолжить сотрудничество с родительской общественностью по вопро-
сам дальнейшего функционирования эксперимента.
Содержание деятельности
Всё содержание деятельности педагога на этом этапе заключается
в создании персонифицированной Рабочей программы, а именно, кален-
дарно-тематического планирования учебного материала по предмету с учё-
том следующих факторов и принципов учебной деятельности:
- оно не должно противоречить Закону об образовании РФ;
- должно отвечать Государственным стандартам второго поколения по
предмету «Физика» для основной школы;
- не должно отягощаться условиями, при которых нарушаются требования
СанПиНа для образовательных чреждений;
- должно способствовать развитию творческих способностей обучающихся
- должно отвечать запросам обучающихся и их родителей.
Планируемые результаты
Со стороны учителя:
составлен психолого – педагогический портрет (касательно перспектив выхода на индивидуальные образовательные траектории) отдельного обучающегогся или группы обучающихся;
разработан пакет методических рекомендаций для педагогов по организации работы на диагностико-прогностическом этапе подобного эксперимента, снимающий многие вопросы негативного влияния экспериментальной деятельности на здоровье учителя, создание его собственной научной организации труда;
разработан набор ключевых позиций модели перехода на индивидуальные траектории обучения подростков при использовании рейтинговой системы оценки знаний по физике в основной школе;
разработаны Мониторинговые карты оценивания ключевых компетенций обучающихся при внедрении рейтинговой системы оценки знаний по физике в основной школе;
проведение круглого стола для педагогов, работающих с данным ученическим коллективом «Опыт реализации организационно-практического этапа эксперимента « Разработка модели перехода на индивидуальные траектории обучения подростков при использовании рейтинговой системы оценки знаний по физике в основной школе»;
выпуск сборника лучших учебно-исследовательских работ.
Со стороны обучающихся:
придание ими результатам образования социально и личностно значимого характера;
более глубокое и прочное усвоение знаний обучащюимися, возможность их самостоятельного движения в изучении мирозданья;
существование повышенной мотивации и интереса к учению;
осознание общекультурного и личностного развития на основе фор-
мирования единой научной картины мира, компетентностей в есте-
ственнонаучной области;
проявление необходимости самопрезентации своих достижений;
осознание собственных способностей и необходимости самореали-
зоваться.
Критерии
Основным критерием успешности проведения эксперимента на этом этапе является положительная тенденция в самих обучающихся:
- в их оценки мотива учения,
- в становлении собственной самооценки;
- в укреплении межличностных отношений и связей;
- в участии в различного рода учебно-исследовательских и воспитательных
мероприятиях;
- в сотрудничестве с родительской общественностью.
Диагностический инструментарий
Различного рода работы внешнего и внутреннего контроля; результаты промежуточных аттестаций обучающихся, независимые формы отслеживания уровня обученности учеников. Анкетирование родителей на предмет становления положительной динамики в мотивационной и образовательной сферах жизнедеятельности их детей.
Обеспечение достоверности и валидности
Выбранный диагностический инструментарий вполне достаточен и адекватен применительно к цели Программы эксперимента и цели данного этапа эксперимента. Это следует из утверждения о том, что только положительные результаты образования при проведении независимой экспертизе могут свидетельствовать об успешности применяемых методик и техник учителем в образовательном процессе.
Форма отчётности
Выступление на научно-методическом совете гимназии с анализом проведённой деятельности, проведение круглого стола для педагогов, работающих с данным ученическим коллективом «Опыт реализации организационно-практического этапа эксперимента « Разработка модели перехода на индивидуальные траектории обучения подростков при использовании рейтинговой системы оценки знаний по физике в основной школе»;
выпуск сборника лучших учебно-исследовательских работ.
Сроки
11.01.2013 – 01.09.2014г.
Исполнитель
Носкова И.А., учитель физики МОУ СОШ № 64.
2.3. Методика экспериментально-
исследовательской деятельности.
III этап функционирования.
III этап – обобщающий
Функция – рефлексивно-обобщающая
Цель этапа – разработка рефлексивно-обобщающей модели по отслежи-
ванию результативности эксперимента.
Задачи
- обобщить технологизацию образовательного процесса;
- провести анализ апробации методических систем при создании модели
перехода на индивидуальные образовательные траекрории обучающими-
ся;
- стабилизировать и отработать все элементы системы работы, оформить
результаты работы;
- оценить полученные результаты и презентовать их педагогическому с
обществу.
Содержание деятельности
Содержание деятельности на этом этапе сводится к составлению печатного и электронного банка данных о статистике и мониторинге результатов деятельности участников эксперимента на всех его этапах.
Планируемые результаты
Осуществлён переход на теоретический уровень инновационного поиска, характеризующийся:
системой научно-педагогического исследования на основе моделирования образовательного процесса;
наличием пакета научно-методических материалов по итогам эксперимента.
выпуск сборника научно-методических материалов по итогам эксперимента.
проведение блока семинарских занятий по внедрению разработанной модели перехода перехода на индивидуальные траектории обучения подростками при использовании рейтинговой системы оценки знаний по физике в основной школе.
Сроки
01.09. 2014г. – 31.08.2015г.
Исполнители
Носкова Ирина Анатольевна, учитель физики.
Консультанты: Фёдорова Дина Владимировна, психолог;
Черкасова Наталья Евгеньевна, социальный педагог.
Литература
1.Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003. –
270 с. – С. 51-52.
2. Профессионал.Быть или не быть? Курс психологического сопровожде-
ния выбора профессии. – Таганрог: Изд-во таганрог, педюин-та,
2004. – С .70-80.
3.Трецов А.В., Азбелъ А.А. Узнай себя. Психологические тесты для под
ростков. — СПб.: Питер, 2006. — С. 20-21.
4.Рабочие программы по физике. 7 – 11 классы / автор-составитель В.А.Попова. – 2 -е изд., стереотип. – М.: Планета, 2011. – 248с. – (Образовательный стандарт).
5.Физика: сборник материалов по реализации федерального компонента
государственного стандарта общего образования в образовательных
учреждениях Волгоградской области / автор-составитель Е.И.Колусева.
- Волгоград: Учитель, 2006. – 76с.
6. http://www.psihologu.info/- энциклопедия школьного психолога.
6.1 Айзик Г. Диагностика интеллекта и творческих способностей.
6.2 Басс Б. Определение направленности личности.
6.3 Лутошкин Л.Н. Определение психологического климата в группе.
6.4 Мехрабиан А. Измерение мотивации достижений.
6.5 Приданникова Е.В., Холодова Г.В. Изучение ценностных ориентаций
школьников подрасткового возраста.
6.6 Чумаков И. Диагностика самоопределения.
6.7 Юсупов И.М. Исследование уровня эмпатийных тенденций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»
В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам.
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам....
Рейтинговая система оценки знаний
Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных ...
Рейтинговая система оценки знаний обучающихся
Презентация выступления на конференции...
Выступление на конференции "Рейтинговая система оценки знаний"
Выступление на конференции "Ярмарка идей" вместе с презентацией по рейтинговому контролю, 2012 год....
Рейтинговая система оценки знаний учащихся
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике здоровье-сберегающие технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно – модульное обучени...
Применение, технологии рейтинговой системы оценки знаний студентов СПО технического профиля по физике.
В данной работе расмотрен вопрос практического применения рейтинговой системы оценки знаний студентов СПО технического профиля по физике, отдельным документо...