Применение, технологии рейтинговой системы оценки знаний студентов СПО технического профиля по физике.
методическая разработка по физике (11 класс) по теме
В данной работе расмотрен вопрос практического применения рейтинговой системы оценки знаний студентов СПО технического профиля по физике, отдельным документом представлен рейтинг-лист по дисциплине «Физика». Рейтинговая системы оценки знаний является основой при реализации профессиональных стандартов третьего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_reytingovoy_sistemy_otsenki_znaniy_v_obuchenii_fizike.docx | 30.71 КБ |
reyting-list_po_fizike_spo_2012-2013uch_god.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное образование учреждение
среднего профессионального образования
Тихорецкий индустриальный техникум Краснодарского края.
Применение,
технологии рейтинговой системы оценки знаний студентов СПО технического профиля по физике.
Выступление на педагогических чтениях
в 2012-2013 учебном году
преподавателя физики ГБОУ СПО ТИТ КК
Легашовой Татьяны Степановны.
п. Парковый
2012г
Современный этап и перспективы общественного развития выдвигают новые требования к выпускнику начального и среднего профессионального учебного заведения. В свете модернизации российского профессионального образования при переходе на стандарты третьего поколения на первый план выходят такие профессиональные и личностные качества, которые позволяют выпускнику успешно адаптироваться, жить и работать в постоянно меняющихся условиях. Среди таких качеств выделяются системное мышление, образованность, информационная культура, способность к осознанному анализу своей деятельности, творческая активность и ответственность за выполняемую работу, конструктивность, мобильность, способность к сотрудничеству.
Во все времена существования системы образования учителя живут с надеждой на то, что уровень жизни человека будет связан с уровнем образованности, и это убеждение станет главным стимулом добросовестной, систематической учебы в любом образовательном учреждении. Но день, когда это убеждение станет главным стимулом, еще не пришел, однако создание педагогами стимулов, побуждающих работать обучающихся эффективно и систематически, остается задачей актуальной.
Анкетирование и анализ документов об основном среднем образовании обучающихся в нашем техникуме (в недавнем прошлом училище) показывает, что учеба для подавляющего большинства из них не является делом первостепенной важности, у них нет положительной мотивации, даже при обучении профессии или специальности. Первым этапом в овладении профессиональными навыками является получение полного среднего образования.
Какие же создать условия, чтобы учащимся в любом образовательном учреждении и в первую очередь в профессиональном, было выгодно учиться регулярно и эффективно. Можно ли найти технологии, которые в условиях личностно-ориентированного обучения были бы связаны с мотивацией учащегося к учению и его познавательной активностью?
Изучив рейтинговую систему оценки знаний, я пришла к выводу, что использование такой системы оценки способствует решению задачи систематического образования. Рейтинговая система оценки знаний обучающихся по стандартам третьего поколения в профессиональных учебных заведениях является основной.
Рейтинговая оценка – это интегральная оценка (в баллах) всех видов деятельности обучающихся не только на уроке, но и в течении всего курса обучения по дисциплине. Учащийся зарабатывает баллы, зная критерии оценки его деятельности.
Рейтинговая технология обучения…
- нацелена на развитие у учащихся навыков систематической работы;
- представляет собой целостную систему оценок;
- призвана обеспечивать мотивацию у учащихся на всех этапах обучения;
- повышает ответственность учащихся за результаты своего труда;
- учит учащихся выбору собственных форм обучения;
- дает возможность дифференцированно подходить к обучению учащимся.
Алгоритм построения по рейтинговой системе можно представить
следующим образом:
1. Составить памятку, в которой будут раскрыты все условия работы с группой.
2. Распределить по баллам этапы обучения по дисциплине, не забывая о значимости содержания каждого этапа обучения.
3. Определить виды контроля при проверке домашнего задания, а так же на этапе усвоения нового материала и выполнения самостоятельной работы.
4. Определить количество баллов, начисляемых за дополнительную работу, в целях поощрения активной работы учащихся.
5. Составить таблицу перевода в 5-бальную систему.
6. Выработать коэффициент, стимулирующий выполнение учащимися заданий качественного и в срок (с учетом сложности заданий, своевременности выполнения работы, участия в олимпиадах, посещение всех уроков при изучении дисциплины, ведение конспектов занятий и т.д.).
Рассмотрев основные проблемы формирования самостоятельности учащихся и студентов, я наметила еще одну методическую тему над которой начала работать в этом учебном году: изучить и применять новую для себя технологию рейтинговой системы оценки знаний в целях активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Используя эту систему, я пришла к выводу: для того чтобы проверка знаний и умений достигала поставленной цели и чтобы по ее результатам можно было судить, насколько достижения учащихся соответствуют требованиям, она должна быть регулярной, объективной и всесторонней. Для этого необходимо использовать следующие методы:
- анализ литературы, - анкетирование, - наблюдение, - собеседование, - разноуровневые контрольные работы.
В начале учебного года провела входной контроль знаний, который показал низкий коэффициент усвоения: группа 1.1- 0,2; 1.2- 0,35
Работа началась с составления рейтинг – плана по физике для технического профиля по программе СПО.
ГБОУ СПО Тихорецкий индустриальный техникум КК
Специальности технического профиля СПО
Рейтинг-лист
по дисциплине «Физика»
Ступень образования | Форма обучения | Статус дисциплины, ПМ в учебном плане | Общая трудоемкость (в часах) |
СПО | Очная | Дисциплина Профильная общеобразовательного цикла | 169 |
БАЗОВая часть | |||
Виды контроля | Тема / форма аттестационной работы | Мин. кол-во баллов | Макс. кол-во баллов |
Контроль посещаемости занятий. | 77 | 154 | |
Посещение занятий 0,5 балла за урок | 42 | 84,5 | |
Наличие конспектов занятий 0,5балла за конспект занятия | 35 | 69,5 | |
Выполнение лабораторных работ: оценивается из 5баллов каждая работа. | 39 | 65 | |
Тема «Исследование движения тела под действием постоянной силы». | 3 | 5 | |
Тема «Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения» | 3 | 5 | |
Тема «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости» | 3 | 5 | |
Тема «Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза)» | 3 | 5 | |
Тема «Измерение влажности воздуха» | 3 | 5 | |
Тема «Измерение поверхностного натяжения жидкости» | 3 | 5 | |
Тема «Наблюдение роста кристаллов из раствора» | 3 | 5 | |
Тема «Изучение закона Ома для участка цепи» | 3 | 5 | |
Тема «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 3 | 5 | |
Тема «Изучение явления электромагнитной индукции». | 3 | 5 | |
Тема «Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока». | 3 | 5 | |
Тема «Измерение индуктивности катушки» | 3 | 5 | |
Тема «Изучение интерференции и дифракции света» | 3 | 5 | |
Комплексный контроль аудиторных и внеаудиторных форм учебной работы | 43 | 116 | |
Самостоятельная работа | от 2 | до 5 | |
Выполнение и защита презентаций (за одну) | от3 | до 10 | |
Решение задач из дидактических тетрадей по темам курса (за каждую тему) | от 2 | до 5 | |
Домашняя контрольная работа по теме «Фотоэффект» | 3 | 5 | |
Выполнение задания по выбору: реферат, доклад, выступление и их защита (за каждую работу) | от3 | до10 | |
Рубежный контроль | 81 | 135 | |
Входной контроль | 6 | 10 | |
Срезовая контрольная работа по итогам 1семестра. | 6 | 10 | |
Тестирование по теме «Кинематика» | 3 | 5 | |
Самостоятельная работа решение задач по теме «Динамика». | 3 | 5 | |
Тестирование по теме «Законы сохранения в механике» | 3 | 5 | |
Контрольная работа №1 по теме «Механика». | 3 | 5 | |
Письменный зачет по теме «Молекулярная физика» | 3 | 5 | |
Контрольная работа №2 по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления». | 3 | 5 | |
Контрольная работа №3 по теме «Электростатика». | 3 | 5 | |
Тестирование по теме «Законы постоянного тока» | 3 | 5 | |
Тестирование по теме «Магнитное поле» | 3 | 5 | |
Контрольная работа №4 по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | 3 | 5 | |
Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные колебания». | 3 | 5 | |
Тестирование по теме «Электромагнитные волны». | 3 | 5 | |
Контрольная работа № 7 по теме «Квантовая физика». | 3 | 5 | |
Месячная оценка (10месяцев максимум по 5 баллов, минимум по 3балла) | 30 | 50 | |
Промежуточная аттестация | … | … | |
Дифференцированный зачет | 16 | 30 | |
Итого | 256 | 500 | |
К промежуточной аттестации не допускаются студенты, набравшие в течение семестра менее 50% баллов | |||
Выполнение любого задания на уровне ниже «удовлетворительного» = 0 рейтинговых баллов |
Расчет итоговой рейтинговой оценки | |
от 256 до 374 баллов | «удовлетворительно» |
от 375 до 449 балов | «хорошо» |
от 450 до 500 баллов | «отлично» |
дополнительная часть | |||
Форма работы | Тема | Мин. кол-во баллов | Макс. кол-во баллов |
Защита проекта | 15 | 30 | |
Выполнение индиви-дуальных заданий преподавателя | 3 | до 5 | |
Участие в предметных олимпиадах | до30 | ||
Активное участие во внеурочной деятель-ности по предмету | до 5 | ||
Разработка и изготовление наглядных пособий, учебных приборов. | до 3 | ||
Разработка дидак-тических материалов | до 5 |
Примечание.
Если ученик отсутствовал на уроке, то за пропущенную работу получает ―ноль баллов. Однако, зачетные работы он может сдать в специально отведенное время.
Если учение набирает не удовлетворяющее его количество баллов за зачетные работы, он имеет право ―добрать недостающие баллы (закрыть пробелы в знаниях, т.е. досдать, а не пересдать), но только один раз, в специально отведенное время.
Следующий этап в работе по рейтинговой системе оценки знаний это отслеживание достижений каждого студента. Для этого использовала программу
Microsoft Excel, в которой создала для каждой группы отдельную папку. Помесячно отслеживаю достижений каждого студента, учитывая работу на уроках в виде месячной оценки, посещаемость, ведение конспектов, выполнение домашнего задания, обязательных видов контроля и дополнительных.
Это позволило всем студентам выполнить на положительную оценку лабораторные работы, вторую контрольную работу, зачет по молекулярной физике.
По итогам за первое полугодие можно отметить, что около 50% студентов в каждой группе преодолели порог успешности, появились студенты, успевающие на хорошо.
Работая по технологии рейтинговой системы оценки знаний можно с уверенностью сказать, что эта система повышает мотивацию студентов к активной и равномерной учебной работе в течение всего семестра;
позволяет получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве обучения, о персональных достижениях студентов;
направлена на совершенствование планирования и организации образовательного процесса посредством индивидуализации обучения, упорядочения системы контроля ЗУН студентов.
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в т.ч. специальные занятия по коррекции знаний и умений. По результатам деятельности учащихся преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня достижения студентов, тем самым, обеспечивая возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Модульно-рейтинговая технология позволяет развивать и воспитывать аналитическое и критическое мышление, коммуникативные способности, чувство самоуважения, ответственность за результаты своей работы, чувство взаимопомощи, умение контролировать себя, рационально распределять свое время.
К основным функциям участников рейтинговой системы можно отнести то, что
студенты знакомятся с содержанием рабочих программ учебных дисциплин с целью организации самостоятельной работы; выполняют все виды аудиторной и внеаудиторной работы, и отчитываются об их выполнении в установленные сроки; участвуют в контроле и оценке своих учебных достижений на основе саморефлексии.
А преподаватели: дополняют рабочие программы учебных дисциплин технологическими картами рейтингового контроля; информируют студентов о критериях оценки знаний по разным видам учебной деятельности, о достигнутом уровне успеваемости на разных этапах изучения дисциплины; формируют необходимые учебно-методические материалы, контрольные задания для обучения и проверки ЗУН студентов; выбирают формы, методы обучения и контроля качества знаний студентов; своевременно оформляют учебную документацию о рейтинговой оценке знаний.
Для того чтобы эта технология заработала в полную силу необходимо развивать информационную базу (учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, ТСО и др.) техникума и кабинета.
Следовательно, применение рейтинговой технологии обучения приводит к повышению уровня образованности каждого обучающегося, всего учебного заведения, а значит и всего общества.
Литература:
1. Кирик Л.А. ФИЗИКА-10: Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы для контроля знаний учащихся. – Илекса, 2005.
2. Печенюк С.П. Как использовать модульно-рейтинговую технологию обучения. – ХГПИ, 1997.
3. Презентации творческих площадок // Под редакцией Л.Я. Буянова. – Просвещение, 2008.
4. Варенова Л.И. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения. – М., 1993.
5. Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. – М.: АПН РСФСР, 1960.
6. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. – М.: Знание, 1981.
7. Серия "Педагогика и психология", №4. – С. 29-47.
8. http://festival.1september.ru/subjects/2/?n=23 (Преподавание физики: Фестиваль «Открытый урок»).
9. Осичкина Л.А. Рейтинговая система контроля знаний и умений школьников,
10. Ахметшин Т.М. Рейтинговая система обучения физике.
11. Булин-Соколова Е.И, Вержбицкий В.В. Использование модульно-рейтинговой системы образования. / Е.И.Булин-Соколов, В.В.Вержбицкий. - http: //emag.iis.ru/ars/infosoc/
12. Кузнецова Л.Г. Модульно-рейтинговая система как фактор повышения качества обучения математике / Л.Г. Кузнецова // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 3 – С. 88-90
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО Тихорецкий индустриальный техникум КК
Специальности технического профиля СПО
Рейтинг-лист
по дисциплине «Физика»
Ступень образования | Форма обучения | Статус дисциплины, ПМ в учебном плане | Общая трудоемкость (в часах) |
СПО | Очная | Дисциплина Профильная общеобразовательного цикла | 169 |
БАЗОВая часть | |||
Виды контроля | Тема / форма аттестационной работы | Мин. кол-во баллов | Макс. кол-во баллов |
Контроль посещаемости занятий. | 77 | 154 | |
Посещение занятий 0,5 балла за урок | 42 | 84,5 | |
Наличие конспектов занятий 0,5балла за конспект занятия | 35 | 69,5 | |
Выполнение лабораторных работ: оценивается из 5баллов каждая работа. | 39 | 65 | |
Тема «Исследование движения тела под действием постоянной силы». | 3 | 5 | |
Тема «Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения» | 3 | 5 | |
Тема «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости» | 3 | 5 | |
Тема «Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза)» | 3 | 5 | |
Тема «Измерение влажности воздуха» | 3 | 5 | |
Тема «Измерение поверхностного натяжения жидкости» | 3 | 5 | |
Тема «Наблюдение роста кристаллов из раствора» | 3 | 5 | |
Тема «Изучение закона Ома для участка цепи» | 3 | 5 | |
Тема «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 3 | 5 | |
Тема «Изучение явления электромагнитной индукции». | 3 | 5 | |
Тема «Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока». | 3 | 5 | |
Тема «Измерение индуктивности катушки» | 3 | 5 | |
Тема «Изучение интерференции и дифракции света» | 3 | 5 | |
Комплексный контроль аудиторных и внеаудиторных форм учебной работы | 43 | 116 | |
Самостоятельная работа | от 2 | до 5 | |
Выполнение и защита презентаций (за одну) | от3 | до 10 | |
Решение задач из дидактических тетрадей по темам курса (за каждую тему) | от 2 | до 5 | |
Домашняя контрольная работа по теме «Фотоэффект» | 3 | 5 | |
Выполнение задания по выбору: реферат, доклад, выступление и их защита ( за каждую работу) | от3 | до10 | |
Рубежный контроль | 81 | 135 | |
Входной контроль | 6 | 10 | |
Срезовая контрольная работа по итогам 1семестра. | 6 | 10 | |
Тестирование по теме «Кинематика» | 3 | 5 | |
Самостоятельная работа решение задач по теме «Динамика». | 3 | 5 | |
Тестирование по теме «Законы сохранения в механике» | 3 | 5 | |
Контрольная работа №1 по теме «Механика». | 3 | 5 | |
Письменный зачет по теме «Молекулярная физика» | 3 | 5 | |
Контрольная работа №2 по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления». | 3 | 5 | |
Контрольная работа №3 по теме «Электростатика». | 3 | 5 | |
Тестирование по теме «Законы постоянного тока» | 3 | 5 | |
Тестирование по теме «Магнитное поле» | 3 | 5 | |
Контрольная работа №4 по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | 3 | 5 | |
Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные колебания». | 3 | 5 | |
Тестирование по теме «Электромагнитные волны». | 3 | 5 | |
Контрольная работа № 7 по теме «Квантовая физика». | 3 | 5 | |
Месячная оценка (10месяцев максимум по 5 баллов, минимум по 3балла) | 30 | 50 | |
Промежуточная аттестация | … | … | |
Дифференцированный зачет | 16 | 30 | |
Итого | 256 | 500 | |
К промежуточной аттестации не допускаются студенты, набравшие в течение семестра менее 50% баллов | |||
Выполнение любого задания на уровне ниже «удовлетворительного» = 0 рейтинговых баллов |
Расчет итоговой рейтинговой оценки | |
от 256 до 374 баллов | «удовлетворительно» |
от 375 до 449 балов | «хорошо» |
от 450 до 500 баллов | «отлично» |
дополнительная часть | |||
Форма работы | Тема | Мин. кол-во баллов | Макс. кол-во баллов |
Защита проекта | 15 | 30 | |
Выполнение индиви-дуальных заданий преподавателя | 3 | до 5 | |
Участие в предметных олимпиадах | до30 | ||
Активное участие во внеурочной деятель-ности по предмету | до 5 | ||
Разработка и изготовление наглядных пособий, учебных приборов. | до 3 | ||
Разработка дидак-тических материалов | до 5 |
Примечание.
Если студент отсутствовал на уроке, то за пропущенную работу получает ―ноль баллов. Однако, зачетные работы он может сдать в специально отведенное время.
Если студент набирает не удовлетворяющее его количество баллов за зачетные работы, он имеет право ―добрать недостающие баллы (закрыть пробелы в знаниях, т.е. досдать, а не пересдать), но только один раз, в специально отведенное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по теме: «Применение технологий интерактивного обучения на уроках физики»
Интерактивные технологии можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также использовать при опросе или обобщении....
Разработка обобщающего урока по физике по теме «Электрические явления» в 8 классе в форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.
Данный урок проводится в форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации. Дидакт...
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ ВУЗОВ.
Статья посвящена рассмотрению особенностей применения технологии развития критического мышления в математическом образовании обучающихся школ и студентов ВУЗов. Описываются примеры применения различны...
Применение технологии сторителлинга, как обратная связь практикантов в виде зачёта по производственной практике, на примере студентов по профессии: «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
Аннотация. В публикации методической разработки приведена технология сторителлинга не для преподавателей, а для студентов, как обратная связь в виде зачёта по производственной практике, которая проход...
Применение технологии открытого пространства для активизации познавательной деятельности студентов
Модернизация среднего профессионального образования в Российской Федерации вносит изменения не только в структуру, управление и оценку качества профессионального образования (далее - ПО), но и в проце...
Применение технологии кластер для развития критического мышления на уроке физики
Буклет по теме:Применение технологии кластер для развития критического мышленияна уроке физики...
Методическая разработка практического занятия по немецкому языку для студентов 1 курса с применением технологии разноуровневого обучения в системе СПО на тему: "Выбор профессии - дело ответственное"
Учебное занятие по немецкому языку на тему «Выбор профессии – дело ответственное» разработано и спланировано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательн...