доклад к семинару "Конструирование технологической карты урока"
статья на тему
в докладе говорится об основных этапах конструирования технологической карты урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_k_seminaru_tekhnolog_karta_13.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре
Термин «Технологическая карта » пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта - форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т.д.
(слайд 2) Существуют несколько определений, что такое технологическая карта в педагогике:
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
И ,наконец, на мой взгляд самое доступное для понимания определение следующее:
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося.
Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию педагогических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего для развивающего образования.
(слайд 3) Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
- В ней должен быть описан весь процесс деятельности;
- должны быть указаны операции, их составные части.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно – ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционно –деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности.
(слай 4) Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и следовательно неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность .
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
- тщательного планирования каждого этапа деятельности;
-максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
-координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической
Деятельности.
(слайд 5) Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1. Определение темы учебного материала;
2. Определение дидактической цели темы;
3. Определение типа урока:
- урок открытия новых знаний (урок формирования новых знаний);
-урок рефлексии (закрепление и совершенствование);
-урок методической направленности (комбинированный урок);
- урок развивающего контроля ( урок коррекции и контроля знаний, умений, навыков);
4. Продумывание структуры урока;
5. Обеспеченность урока;
6. Отбор содержания учебного материала;
7. Выбор методов обучения;
8. Выбор формы организации педагогической деятельности;
9. Рефлексия урока.
(слайд 6) Существуют структурные компоненты технологической карты урока. Это:
1. Блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить): тема, цель урока, планируемый результат, личностноформирующая направленность урока.
2. Инструментальный блок (какими средствами это достигается) : задачи урока, тип урока, учебно - методически комплекс.
3. Блок организационно- деятельностный (структуризация на действия и операции) : таблица – схема урока, диагностика результатов урока, домашнее задание.
(слайд 7) Структура технологической карты включает:
- Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение.
- Цель освоения учебного содержания;
- Планируемые результаты (личностные, предметные, межпредметные, информационно- интеллектуальную компетентность и УУД);
- Основные понятия темы;
- Технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяются цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения;
- Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов;
Необходимо четко обозначить тему, цель и задачи урока. Цель урока определяется планируемым результатом урока и путями реализации. Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование» , «Знакомство», и т.д. В формировании цели следует избегать глагольных форм. Задача –данная в определенных условиях ( например в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута в преобразовании этих условий, согласно определенной процедуре. Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно ( учебные, игровые и т.д). Организованная последовательность задач образует программу деятельности. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос « Что надо делать, чтобы достичь цели урока? Таким образом задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформулировать», «воспитывать» и пр. Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формировании планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть. Очень важный этап урока – рефлексия. Это обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся. Существуют различные формы проведения рефлексии на уроке. Применение рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранной формы работы.
- Сегодня я узнал на уроке;
- было интересно…;
- Я понял, что… и т.д
Все эти моменты должны быть отражены в технологической карте.
(слайды 8,9,10,11,12) Унифицированной формы технологической карты в настоящее время не существует, есть достаточно много шаблонов. На основании множества технологических карт урока можно подобрать для своей работы тот вариант , который вам более приемлем. В зависимости от типа урока по ФГОС количество этапов конструирования урока может меняться. Предлагаю посмотреть несколько из них. ( показ различных шаблонов технологических карт)
(слайд 13) Технологическая карта позволяет учителю:
- Реализовать планируемые результаты ФГОС;
- Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- Системно формировать у учащихся УУД;
- Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- Освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
- Определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимость между предметами и результатами обучения);
- На практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- Решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т.д);
- Соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;
- Обеспечить повышение качества образования;
(слайд 14) Технологическая карта позволяет администрации школы:
Контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- Учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- Используются эффективные методы работы с информацией;
- Организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально –познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- Обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
.(слайд 15) Технологическую карту отличают:
- Интерактивность
- Структурированность
- Алгоритмичность
- Технологичность и обобщенность информации
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в п
.
Технологическая карта дает наглядное представление о логике урока горизонтально (организация деятельности учащихся под руководством учителя, формирование и развитие УУД, результат сотрудничества субъектов образовательного процесса на каждом этапе урока) и вертикально (результат достижения предметных, метапредметных и личностных целей урока).
Для опытного учителя Технологическая карта может заменить конспект урока, т.к включает в себя одновременно и деятельность учителя и ученика, и методическое обоснование урока на каждом этапе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Конструирование технологической карты урока"
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, которое отвечает на вопрос что надо делать и в какой момент времени....
ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».
В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требованиям стандарта второго поколения мы должны отказаться от привычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключ...
Выступление на городских педагогических чтениях.Доклад"Конструирование технологической карты урока в свете требований ФГОС"
Выступление на городских педагогических чтениях. Доклад "Конструирование технологической карты урока"...
Доклад "Разработка технологической карты урока"
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока,...
Доклад "Конструирование технологической карты урока в соотстветствии с требованиями ФГОС"
Рассматриваются основные принципы структурирования технологической карты. В качестве примера приводится карта урока истории "Жизнь ратным подвигом полна"....
Доклад на ШМО_Технологическая карта урока англ яз в рамках ФГОС
Доклад на ШМО_Технологическая карта урока англ яз в рамках ФГОС...
Доклад на тему «Алгоритм составления технологической карты урока»
Доклад на тему «Алгоритм составления технологической карты урока» на МО «Школа педагогического мастерства» Учитель истории и общество...