Доклад "Конструирование технологической карты урока в соотстветствии с требованиями ФГОС"
статья по истории (5 класс)

Герасименко Тамара Владимировна

Рассматриваются основные принципы структурирования технологической карты. В качестве примера приводится карта урока истории "Жизнь ратным подвигом полна".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»

 Междисциплинарная связь в науке признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов  в технологическому подходу в образовании не случайно.  Интерес и внимание педагогов конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Исходя из определения (технологическая карта - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся), можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

- должны быть указаны операции и их составные части.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует  от учителя не только детальной операционально – деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субьект - субьектных  форм взаимодействия его участников. Поэтому  для того, чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс  деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

- тщательного планирования каждого этапа деятельности;

- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

- координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

-блок целеполагания (что необходимо сделать и воплотить);

- инструментальный (какими средствами это достижимо);

-  организационно-деятельностный  (структуризация на действия и операции).

В ходе введения ФГОС каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися  трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных), сформулированных не  в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса.  Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предполагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и результаты работы.

Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока.

Примерная форма технологической карты урока: 1.Деятельность учителя  2.Деятельность обучающихся  (Познавательная ,Коммуникативная,  Регулятивная)  Осуществляемые действия  /Формируемые способы деятельности  1-й этап урока, 2-й этап урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Жизнь ратными подвигами полна» (Учебный предмет, класс: ОДНКНР  5 класс)

Научатся: определять понятия подвиг,  ратный подвиг, патриотизм, Родина, Отечество, День  героев Отечества .

 Получат возможность научиться:

 работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения, основным нравственным и правовым понятиям, нормам и

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии,

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий

  1. Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. День Героев Отечества!  

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации со-взаимодействия на уроке

Универсальные учебные

действия

(УУД)

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решить в ходе освоения темы

 Беседа  по вопросам :

-   Чтение  текста на  стр. 25 .

-  Как вы понимаете тему урока «Жизнь ратными подвигами полна»?

-  Какова цель нашего урока?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

  1. Совсем скоро, 9 декабря, для нас с вами и всех жителей России  наступит  большой праздник — День Героев Отечества!  Этот праздник очень важен для современной России, ведь он включает  в себя весь исторический опыт и славные ратные традиции наших Вооруженных сил; объединяет историю воинских подвигов и героев армии России со дня ее создания, и до сегодняшних дней.

Прочтение стихотворений
« В ряду защитников России»

Организует прочтение стихотворения и последующую беседу по вопросам:

- Что такое Родина, по мнению поэта, стихотворение которого вы прочли?

- А что для вас значит Отечество?

-  Что значит ратные традиции    

     Вооружённых сил?

- Что значит подвиг?

(Приложение 1)

Читают стихотворение об Отечестве подготовленные учениками дома, отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга.

1.Устные ответы

III. Изучение нового материала

1.Презентация  «Жизнь ратными подвигами полна»

 

     

2. Работа с терминами.

3.Работа   с записями по  событиям и персоналиям

4 .Работа  с текстом учебника (с. 25 – 35 )

4.Работа с дополнительным материалом.

 Беседа .  

1.Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

(Приложение  2)    

Акцентирует внимание на основных моментах.

Прослушивание песни А. Поветкина  «Русь» ( слайд  2ой )

Какие ассоциации вызвала у вас эта песня?

Работа по картинной галерее

 «Назовите героев Отечества» и кратко охарактеризуйте их деятельность .

(слайды 3,4,5,6,7,8)

Организует  работу по изучению новых терминов:  герой ,патриот , подвиг ,  ратный подвиг  , День героев Отечества

 -  Что значит  Родина?

-  Что ты вкладываешь в понятие Отечество?

-  Что такое подвиг?

-  Что такое ратный подвиг?

-   Герой – это ?

-  Какими качествами должен обладать человек , любящий свою    Родину?

 - День героев Отечества – это….. ?

- Что вы знаете о Георгии Победоносце?

 -  С чего начинается воспитание

     патриота?

 Составить кластер

 Приложение 3

   

Опираясь на дополнительный раздаточный материал , назовите исторических деятелей и укажите события .

 Приложение 4

Предлагает ответить на следующие вопросы:

1.О каких нравственных качествах человека говорят все приведённые в текстах примеры?

2. Каков вклад  в победу над врагом людей разных народов и вероисповеданий?

3. Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

 

 Предлагает совершить виртуальную экскурсию «Патриотический клуб «Совёнок» рассказывает о себе».  

 Члены Совета «Совёнок» выступают  с сообщениями о своей работе.

1. История создания клуба

2.Акции « Мы помним о Вас , ветераны!» 3. Дети блокады – учителя нашей школы.

 Презентация

 ( слайды  8, 9 ,10, 11)

1. Знакомятся
с новой информацией, задают

уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2. Отвечают
на вопросы,
работают
со словарем С. И. Ожегова

 Составляют кластер

3.Самостоятельно знакомятся
с материалами рубрики, отвечают на вопросы.

4.Краткие   устные    ответы  на  вопросы  по опережающему домашнему заданию

5. Выступления членов патриотического клуба «Совёнок»

 о героях блокады.  

1.Индивидуальная, фронтальная работа.

2.Индивидуальная, фронтальная работа.

4.Фронтальная работа.

5.Фронтальная работа.

Индивидуальная и фронтальная работа .

Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют  пошаговый контроль деятельности.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят  вопросы, обращаются
за помощью; формулируют свои затруднения;

предлагают помощь
и сотрудничество

2. Устные ответы.

3. Устные ответы, записи в тетради.

.

4. Устные ответы, записи в тетради

5. Устные ответы

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Прочтение
и комментирование пословиц

Организует обсуждение пословиц:

1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы)

2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец)

3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить)

4) Враг моего народа — мой (враг)

5) Смертью героя пал, а Родину не (продал)

6) Герой — за Родину (горой)

7) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет)

8) Кто за правду горой, тот настоящий (герой)

Выполняют
задание

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют  поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике .

Устные ответы

Рефлексия

Обобщающая беседа

Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что запомнилось больше всего?

– Довольны ли вы своей работой?

 Отвечают на вопросы, оценивают свою работу
на уроке, эмоциональное состояние.

Домашнее задание

 Подготовить сообщение по теме: «Есть ПАМЯТЬ , которой не будет забвенья

И слава , которой не будет конца!»

Конкретизирует домашнее задание.

 

Записывают домашнее задание  

Приложение № 1

В ряду защитников Отчизны
на протяжении веков
солдат российских лица вижу,
всех тех, кто защищал наш кров.

Их лица полны благородства,
и святость ясная в глазах:
монах ли с поля Куликова
или гвардейцы в киверах.

В будёновках иль треуголках
стояли 
русские полки,
Их дух былинный, дух народный
не раз отведали враги.

В ряду с великим Александром,
что на Неве принимал бой,
встают советские солдаты,
кто землю заслонил собой.

Руси просторы многих манят,
но будут биты каждый раз
других веков Наполеоны:
НАРОД -он  РОДИНУ не сдаст!

Приложение  3

Приведите  в соответствие :

  1. А . Невский

 А) Отечественная война 1812 года

  1. Д. Донской

 Б) Невская битва

  1. М. И. Кутузов

 В) Куликовская битва

  1. А. В. Суворов

Г) Северная война

  1. Пётр Великий

 Д) Первый генералиссимус

  1. Г. К. Жуков

  Е) Подписание  капитуляции Германии 9 мая 1945 г.

Ответы:

1.

4.

2.

5.

3.

6.

Приложение 4

Кластер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моделирование технологической карты урока географии с учетом требований ФГОС основного общего образования"

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

технологическая карта урока (10 кл., тригонометрия ),требования ФГОС.

технологическая карта урока (10 кл., тригонометрия) ,требования ФГОС....

презентация «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»

Презентация содержит подробное описание составления технологической карты урока в соответствии требованиями ФГОС второго поколения...

Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий –требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая авторамитехнологическая карта...

Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)

Учитель химии Якимчик Е.Е.     ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    русский языкКласс:      5Тема урока:    Лексика. Культура речи. ...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс

Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как глагольная форма»Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....