Доклад "Конструирование технологической карты урока в соотстветствии с требованиями ФГОС"
статья по истории (5 класс)
Рассматриваются основные принципы структурирования технологической карты. В качестве примера приводится карта урока истории "Жизнь ратным подвигом полна".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_konstruirovanie_tehnologicheskoy_karty_uroka_v_sootstvetstvii_s_trebovaniyami_fgos.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»
Междисциплинарная связь в науке признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов в технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
Исходя из определения (технологическая карта - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся), можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
- должны быть указаны операции и их составные части.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально – деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субьект - субьектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того, чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
- тщательного планирования каждого этапа деятельности;
- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
- координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
-блок целеполагания (что необходимо сделать и воплотить);
- инструментальный (какими средствами это достижимо);
- организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
В ходе введения ФГОС каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предполагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и результаты работы.
Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока.
Примерная форма технологической карты урока: 1.Деятельность учителя 2.Деятельность обучающихся (Познавательная ,Коммуникативная, Регулятивная) Осуществляемые действия /Формируемые способы деятельности 1-й этап урока, 2-й этап урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Жизнь ратными подвигами полна» (Учебный предмет, класс: ОДНКНР 5 класс)
Научатся: определять понятия подвиг, ратный подвиг, патриотизм, Родина, Отечество, День героев Отечества . Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения, основным нравственным и правовым понятиям, нормам и | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии, Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации со-взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решить в ходе освоения темы Беседа по вопросам : - Чтение текста на стр. 25 . - Как вы понимаете тему урока «Жизнь ратными подвигами полна»? - Какова цель нашего урока? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний |
Прочтение стихотворений | Организует прочтение стихотворения и последующую беседу по вопросам: - Что такое Родина, по мнению поэта, стихотворение которого вы прочли? - А что для вас значит Отечество? - Что значит ратные традиции Вооружённых сил? - Что значит подвиг? (Приложение 1) | Читают стихотворение об Отечестве подготовленные учениками дома, отвечают на вопросы. | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга. | 1.Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 1.Презентация «Жизнь ратными подвигами полна»
2. Работа с терминами. 3.Работа с записями по событиям и персоналиям 4 .Работа с текстом учебника (с. 25 – 35 ) 4.Работа с дополнительным материалом. Беседа . | 1.Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. (Приложение 2) Акцентирует внимание на основных моментах. Прослушивание песни А. Поветкина «Русь» ( слайд 2ой ) Какие ассоциации вызвала у вас эта песня? Работа по картинной галерее «Назовите героев Отечества» и кратко охарактеризуйте их деятельность . (слайды 3,4,5,6,7,8) Организует работу по изучению новых терминов: герой ,патриот , подвиг , ратный подвиг , День героев Отечества - Что значит Родина? - Что ты вкладываешь в понятие Отечество? - Что такое подвиг? - Что такое ратный подвиг? - Герой – это ? - Какими качествами должен обладать человек , любящий свою Родину? - День героев Отечества – это….. ? - Что вы знаете о Георгии Победоносце? - С чего начинается воспитание патриота? Составить кластер Приложение 3
Опираясь на дополнительный раздаточный материал , назовите исторических деятелей и укажите события . Приложение 4 Предлагает ответить на следующие вопросы: 1.О каких нравственных качествах человека говорят все приведённые в текстах примеры? 2. Каков вклад в победу над врагом людей разных народов и вероисповеданий? 3. Что поддерживало людей в трудное для их страны время?
Предлагает совершить виртуальную экскурсию «Патриотический клуб «Совёнок» рассказывает о себе». Члены Совета «Совёнок» выступают с сообщениями о своей работе. 1. История создания клуба 2.Акции « Мы помним о Вас , ветераны!» 3. Дети блокады – учителя нашей школы. Презентация ( слайды 8, 9 ,10, 11) | 1. Знакомятся уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. 2. Отвечают Составляют кластер 3.Самостоятельно знакомятся 4.Краткие устные ответы на вопросы по опережающему домашнему заданию 5. Выступления членов патриотического клуба «Совёнок» о героях блокады. | 1.Индивидуальная, фронтальная работа. 2.Индивидуальная, фронтальная работа. 4.Фронтальная работа. 5.Фронтальная работа. Индивидуальная и фронтальная работа . | Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль деятельности. Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии предлагают помощь | 2. Устные ответы. 3. Устные ответы, записи в тетради. . 4. Устные ответы, записи в тетради 5. Устные ответы Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Прочтение | Организует обсуждение пословиц: 1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы) 2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец) 3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить) 4) Враг моего народа — мой (враг) 5) Смертью героя пал, а Родину не (продал) 6) Герой — за Родину (горой) 7) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет) 8) Кто за правду горой, тот настоящий (герой) | Выполняют | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике . | Устные ответы |
Рефлексия | Обобщающая беседа Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь? – Что нового вы сегодня узнали? – Что запомнилось больше всего? – Довольны ли вы своей работой? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу | ||||
Домашнее задание | Подготовить сообщение по теме: «Есть ПАМЯТЬ , которой не будет забвенья И слава , которой не будет конца!» | Конкретизирует домашнее задание.
| Записывают домашнее задание |
Приложение № 1
В ряду защитников Отчизны
на протяжении веков
солдат российских лица вижу,
всех тех, кто защищал наш кров.
Их лица полны благородства,
и святость ясная в глазах:
монах ли с поля Куликова
или гвардейцы в киверах.
В будёновках иль треуголках
стояли русские полки,
Их дух былинный, дух народный
не раз отведали враги.
В ряду с великим Александром,
что на Неве принимал бой,
встают советские солдаты,
кто землю заслонил собой.
Руси просторы многих манят,
но будут биты каждый раз
других веков Наполеоны:
НАРОД -он РОДИНУ не сдаст!
Приложение 3
Приведите в соответствие :
| А) Отечественная война 1812 года |
| Б) Невская битва |
| В) Куликовская битва |
| Г) Северная война |
| Д) Первый генералиссимус |
| Е) Подписание капитуляции Германии 9 мая 1945 г. |
Ответы:
1. | 4. |
2. | 5. |
3. | 6. |
Приложение 4
Кластер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Моделирование технологической карты урока географии с учетом требований ФГОС основного общего образования"
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...
технологическая карта урока (10 кл., тригонометрия ),требования ФГОС.
технологическая карта урока (10 кл., тригонометрия) ,требования ФГОС....
презентация «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»
Презентация содержит подробное описание составления технологической карты урока в соответствии требованиями ФГОС второго поколения...
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий –требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая авторамитехнологическая карта...
Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)
Учитель химии Якимчик Е.Е. ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: русский языкКласс: 5Тема урока: Лексика. Культура речи. ...
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс
Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как глагольная форма»Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....