Доклад "Разработка технологической карты урока"
статья по информатике и икт
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность педагогического работника и деятельность обучающихся.
Задача технологической карты – отразить деятельностный подход в обучении
При разработке технологической карты урока по ФГОС необходимо учитывать ряд этапов.
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
- Продумывание структуры урока.
- Обеспеченность урока (таблица).
- Отбор содержания учебного материала.
- Выбор методов обучения.
- Выбор форм организации педагогической деятельности.
- Оценка знаний, умений и навыков.
- Рефлексия урока.
Технологическая карта урока по ФГОС – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе и возможность достижения планируемых результатов (базового уровня и повышенного уровня) освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка технологической карты урока, как инструмента системно – деятельностного подхода
Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система, включающая в себя три неразрывных компонента: мотивы, цели, действия. Согласно главному принципу системно-деятельностного подхода ученик должен получать знания не в готовом виде, а добывать их сам, при этом происходит осознание содержания и формы своей учебной деятельности, учащийся понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность педагогического работника и деятельность обучающихся.
Чем технологическая карта отличается от традиционного конспекта?
В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания урока, педагогического взаимодействия между участниками процесса, и возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Такая подача позволяет сконцентрировать содержание всего урока. В результате – всё перед глазами учителя.
Задача технологической карты – отразить деятельностный подход в обучении.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
При разработке технологической карты урока по ФГОС необходимо учитывать ряд этапов.
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
- Продумывание структуры урока.
- Обеспеченность урока (таблица).
- Отбор содержания учебного материала.
- Выбор методов обучения.
- Выбор форм организации педагогической деятельности.
- Оценка знаний, умений и навыков.
- Рефлексия урока.
Технологическая карта урока по ФГОС – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе и возможность достижения планируемых результатов (базового уровня и повышенного уровня) освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения.
Использование технологической карты позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- системно формировать у обучающихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на урок, четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения темы;
- отследить свою деятельность и ожидаемые действия учеников;
- повысить качество обучения.
Источники информации
Технологическая карта урока (системно-деятельностный подход)
Предмет информатика класс 5
Тема урока | Место урока по теме (в разделе/главе) |
Обработка информации | 8 урок из 39 |
Тип урока | Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения |
Урок освоения новых знаний | Форма урока: урок-исследование; Формы УД: фронтальная, групповая, индивидуальная; устная презентация; Методы: проблемные ситуации,; метод сравнения, метод гипотез, обращение к опыту учащихся, работа с учебником, методы стимулирования и мотивации. |
Цель урока | Задачи урока |
Познакомить учащихся с новым действием с информацией – ее обработкой; закрепить полученные знания и научиться применять при выполнении практического задания. | Предметные: формировать представление о двух типах обработки информации: с изменением формы и изменением содержания; формировать умение создавать таблицы с применением текстового процессора. Метапредметные: закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы о восприятии окружающих нас объектов; иметь представление о подходах к упорядочиванию информации; применять таблицы для представления текстовой информации. Личностные: стимулировать поиск вариантов на основе имеющихся знаний; формировать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы; осуществлять контроль и самоконтроль; развивать находчивость, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формировать навык построения таблиц с применением текстового процессора. |
Предполагаемый результат | |
Предметный результат | УУД |
имеют представление о двух типах обработки информации: с изменением формы и изменением содержания; умеют создавать таблицы с применением текстового процессора; имеют представление о подходах к упорядочиванию информации; применяют навык построения таблиц для представления текстовой информации. | Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; выбор наиболее эффективных способов выполнения задания; построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка; планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата; контроль и оценка своей деятельности в рамках урока. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать; умение работать в группах, развитие диалогической речи; умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения. Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм; развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения; формирование умений систематизации объектов; формирование навыков создания таблиц в текстовом редакторе; формирование умений преобразовывать текстовую форму в табличную; закрепление умений поиска и систематизации информации; рефлексия способов и условий; действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; формирование навыков самоорганизации; формирование навыков письма. |
Педагогические технологии | Оборудование |
Технология деятельностного метода (Л. Босова), ИКТ-технологии. | Компьютеры, мультимедийный проектор, доска, экран,презентация «Обработка информации». |
Технология проведения
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля |
I Организационный момент-время (1 мин) | |||
Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место | Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: -планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу; -самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; | - оценочное суждение; -самооценка готовности к уроку, эмоционального состояния; |
IIАктуализация знаний – время (5 мин) | |||
Учитель задает вопросы:
| - самостоятельно работают с места, отвечая на вопросы; -делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал; - демонстрируют знания, умения по теме «Информация», «Хранение информации», «Передача информации»; | Познавательные УУД: -фиксировать собственные затруднения в знаниях, умениях, навыках, выявлять их причины (этап актуализации знаний); Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; - принимать и сохранять учебную задачу; -оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -строить понятные для собеседника высказывания; -аргументировать свою точку зрения; -формулировать и аргументировать свое мнение, позицию; | -оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач; - наблюдение; - фронтальный опрос; - выяснение готовности класса к изучению нового материала; -оценочное суждение, коррекция ответов учащихся; |
III Создание проблемной ситуации, целеполагание (постановка целей и задач урока) – время (3 мин) | |||
Создает проблемную ситуацию; Что такое обработка информации? Приходилось ли вам обрабатывать информацию? Создает условия для формулирования учащимися темы урока; - Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? - Какую цель мы наметим? | Дети затрудняются в формулировке ответов на вопросы 5, 6. - Об обработке информации. Тема урока: «Обработка информации» - Узнать как можно больше об обработке информации. | Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, делать выводы; -устанавливать закономерности, строить рассуждения; -выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - формулировать проблему; -выявлять сущность, особенности объектов, устанавливать аналогии; -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и / или письменной форме; - формулировать и аргументировать свое мнение и позицию; - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно; - планировать реализацию целей и задач; -принимать и сохранять учебную цель и задачи; -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - определять учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; | -оценочное суждение; -оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока; -оценка/самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению; -оценка/самооценка умения формулировать тему урока; -рефлексия деятельности (оценка успешности). |
IV Первичное усвоение новых знаний/решение учебной задачи – время (13 мин) | |||
-Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми темы. Объяснение понятия «обработка информации», примеры обработки информации; Ввод понятий «входная информация» и «выходная информация»; Различие двух типов обработки информации; Сформировать понятие «систематизация информации»; Решение задачи на систематизацию информации; Объяснение понятия «поиск информации». -Итак, сделаем общий вывод: обработка информации – это… | - приводят примеры обработки информации в быту, при решении задач школьных предметов. - приводят примеры систематизации объектов. - решают задачу и проверяют решение сопоставлением с ответами, приведёнными на слайде. - приводят примера поиска информации. - делают вывод по теме урока | Познавательные: -Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов - выдвигать предположения; - структурировать знания; - выдвигать гипотезы (предположения); -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; -выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; -обобщать и систематизировать по признакам; Регулятивные: - планировать свою учебную деятельность; -определять способы выхода из затруднения; - сохранять учебную задачу и осуществлять контроль; - осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения цели; - составлять план (проект) решения учебной проблемы совместно с учителем. Коммуникативные: - высказывать свое мнение; - контролировать действия партнёра; -строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; | - оценочное суждение; - самоконтроль, самооценка; - оценка/самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению; |
VПервичная проверка понимания-время (5 мин) | |||
Предлагает выполнить задание на обработку информации в учебнике. -Устанавливает правильность и осознанность изучения темы. -Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, выполняет коррекцию выявленных пробелов, обеспечивает закрепление в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Выполняют задание | Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - применять знания в нестандартной ситуации; - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; Коммуникативные УУД: -осуществлять устную, письменную коммуникацию в соответствии с поставленной задачей | -рефлексия деятельности (оценка успешности); -самоконтроль, самооценка; -индивидуальная работа; -оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении упражнений; - оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов. |
VIПервичное закрепление (применение знаний и умений в новой ситуации) – время (7 мин) | |||
-Предлагает выполнить задание 3 практической работы 9 -Выявляет качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявляет недостатки в знаниях и способах действий, устанавливает причины выявленных недостатков. | Выполняют парами задание 3 практической работы 9 «Создаем простую таблицу «Планеты Солнечной системы». Закрепляют навыки поиска и систематизации информации, навыки представления информации в табличной форме. Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение. | Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - анализировать, сравнивать, группировать; Коммуникативные УУД: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога; Регулятивные УУД: - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; | -рефлексия деятельности (оценка успешности); -самоконтроль, самооценка; - практическая работа; -оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении упражнений; - оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов. |
VII Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – время (5 мин) | |||
Дает качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Задает вопросы: -Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: -систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения | -рефлексия деятельности (оценка успешности); - оценка работы группы; -оценка эмоционального состояния; -оценка учителя, с комментированием выставленных оценок; -оценочное суждение. |
VIII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению– время (1 мин) | |||
-объясняет домашнее задание разного уровня сложности по выбору учащихся (на карточках); Обязательно для всех: §12 с. 83-86; Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | -выбирают домашнее задание; -задают уточняющие вопросы; -делают запись в дневник -подают дневники для оценки учителю. | Познавательные УУД: -систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое; -применять знания в нестандартной ситуации. Коммуникативные УУД: -слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы. Регулятивные УУД: - соотносить полученное домашнее задание со степенью изучения учебного материала; - объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание; -способность организовать собственную деятельность. | - оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....