Доклад на тему «Алгоритм составления технологической карты урока»
учебно-методический материал по истории

Субботина Надежда Васильевна

Доклад на тему «Алгоритм составления технологической карты урока» на  МО «Школа педагогического мастерства»       

Учитель  истории и обществоведения Субботина Надежда Васильевна  Как составить технологическую карту урока по ФГОС?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shkola_ped_masterstva.docx130.63 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Алгоритм составления технологической карты урока» на

МО «Школа педагогического мастерства»        

Учитель  истории и обществоведения Субботина Надежда Васильевна

Как составить технологическую карту урока по ФГОС?

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока – таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

 

Конспект урока

 

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

 

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса. 

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений – «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Место и роль урока в изучаемой теме
  7. Цель урока
  8. Характеристика этапов урока

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Цель урока
  7. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  8. Актуальность использования средств ИКТ.
  9. Виды используемых средств ИКТ.
  10. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  11. Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3 

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Место и роль урока в изучаемой теме
  7. Цель урока
  8. Структура урока.

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Дата
  4. Предмет
  5. Тема урока
  6. Место и роль урока в изучаемой теме
  7. Цель урока
  8. Структура урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКА

Материал поможет учителю при написании конспектов урока и составлении технологических карт урока....

Рекомендации по составлению технологической карты урока.

Рекомендации по составлению технологической карты урока Теория и практика....

«ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА НА ПРИМЕРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ»

1. Рекомендации по составлению технологической карты 2. Основные пункты и требования аспектов анализа урока 3. Этапы составления технологической карты урока...

Выступление на методическом объединении учителей физической культуры на тему: «Составление технологической карты урока»

Данная технологическая карта представлена для составления подобных технологических карт на уроках физической культуры....

Организация и проведение урока в рамках требования ФГОС. Составление технологической карты урока.

Представлена технологическая карта урока в рамках требовани ФГОС. Клетка как структурная основа живых организмов. 10 класс....

Курсовая работа СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКА ПО УРОКАМ ОБЖ В 6-7 КЛАССЕ

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКА ПО УРОКАМ ОБЖ В 6-7 КЛАССЕ...

Методические рекомендации по планированию урока и составлению технологической карты урока.

Даны методические рекомендации по составлению технологической карты урока....