Доклад на тему «Алгоритм составления технологической карты урока»
учебно-методический материал по истории
Доклад на тему «Алгоритм составления технологической карты урока» на МО «Школа педагогического мастерства»
Учитель истории и обществоведения Субботина Надежда Васильевна Как составить технологическую карту урока по ФГОС?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_shkola_ped_masterstva.docx | 130.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Алгоритм составления технологической карты урока» на
МО «Школа педагогического мастерства»
Учитель истории и обществоведения Субботина Надежда Васильевна
Как составить технологическую карту урока по ФГОС?
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.
В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока – таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:
- этапы и цели урока;
- содержание учебного материала;
- методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
- деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.
Отличия технологической карты и конспекта
Технологическая карта урока
| Конспект урока
|
Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока. | Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников. |
Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии. | Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке. |
Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.
| Только указывает цели урока. |
С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.
Преимущества технологической карты как инструмента планирования
Технологическая карта позволит учителю:
- определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
- спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
- проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
- диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
- строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.
Структура технологической карты урока
В технологической карте указываются:
- тема;
- цель освоения учебного материала;
- результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
- межпредметные связи;
- организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
- основные понятия темы;
- технология изучения указанной темы.
Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.
Трудности при составлении технологической карты урока
Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:
- Объём на десятки страниц.
- Оформление всего содержания занятия как таблицу.
- Установление жёстких временных рамок.
- Обилие колонок.
- Сведение рефлексии к подведению итогов.
- Использование сложных и непонятных выражений – «самоопределение к деятельности».
- Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.
Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.
Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.
Примеры технологических карт уроков
Образец технологической карты №1
- ФИО учителя
- Класс
- Дата
- Предмет
- Тема урока
- Место и роль урока в изучаемой теме
- Цель урока
- Характеристика этапов урока
- Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
- Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
- Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
- Оценка достижений целей урока.
Образец технологической карты №2
- ФИО учителя
- Класс
- Дата
- Предмет
- Тема урока
- Цель урока
- Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
- Актуальность использования средств ИКТ.
- Виды используемых средств ИКТ.
- Необходимое оборудование и программное обеспечение.
- Организационная структура урока.
Образец технологической карты №3
- ФИО учителя
- Класс
- Дата
- Предмет
- Тема урока
- Место и роль урока в изучаемой теме
- Цель урока
- Структура урока.
Образец технологической карты №4
- ФИО учителя
- Класс
- Дата
- Предмет
- Тема урока
- Место и роль урока в изучаемой теме
- Цель урока
- Структура урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКА
Материал поможет учителю при написании конспектов урока и составлении технологических карт урока....
Рекомендации по составлению технологической карты урока.
Рекомендации по составлению технологической карты урока Теория и практика....
«ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА НА ПРИМЕРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ»
1. Рекомендации по составлению технологической карты 2. Основные пункты и требования аспектов анализа урока 3. Этапы составления технологической карты урока...
Выступление на методическом объединении учителей физической культуры на тему: «Составление технологической карты урока»
Данная технологическая карта представлена для составления подобных технологических карт на уроках физической культуры....
Организация и проведение урока в рамках требования ФГОС. Составление технологической карты урока.
Представлена технологическая карта урока в рамках требовани ФГОС. Клетка как структурная основа живых организмов. 10 класс....
Курсовая работа СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКА ПО УРОКАМ ОБЖ В 6-7 КЛАССЕ
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКА ПО УРОКАМ ОБЖ В 6-7 КЛАССЕ...
Методические рекомендации по планированию урока и составлению технологической карты урока.
Даны методические рекомендации по составлению технологической карты урока....