«Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе»
статья на тему
Статья содержит информацию об одной из наиболее часто используемой педагогической технологии в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya_1.docx | 43.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе»
Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новой педагогической технологии. Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер.
Проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Её применение актуально всех уровнях общего образования. Она детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель.
Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Сам термин «метод проектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века.
Основателями его считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Для того чтобы ученик имел возможность через проектную деятельность усвоить получаемые знания было разработано проектное обучение. Благодаря технологии проектного обучения учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», Германия, 1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например, такие как:
- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
- участники проекта организуют себя на дело;
- участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- участники проекта вступают в дискуссии и т.д.
Метод проектов также привлек внимание и русских педагогов. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика “Метод проектов.
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Уточним понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность».
Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. [по Полату Е.С. Метод проектов.]
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Для сравнения: как выглядит подготовка докладов и рефератов:
Традиционное обучение | Проектное обучение | |
1. Целевая установка у учащихся. | Получить хорошую отметку. | Проявить свои способности, сделать важное дело. |
2.Организационные формы работы. | Индивидуальная. | Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы. |
3.Источники информации. | Как правило, один—два источника. | Различные источники из разных областей знания. |
4. Предметная область. | Один учебный предмет. | Как правило, содержание поли предметно. |
5. Характер работы по содержанию. | Реферирование. | Как правило, сочетание теоретических и практических методов исследования. |
6. Презентация или зашита работы. | Не обязательна. | Обязательна. |
Как видно, проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии.
Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Педагогическая позиция – тьютор
Тьютор (учитель, научный руководитель) в проектном обучении помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации:
- владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности;
- инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности и воспитывает «волю» проектировщика (настойчивость при реализации проекта);
- предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);
- помогает ученику осуществить самостоятельное исследовательское действие;
- является «проводником» ученика по странам и культурам, помогает детям сформулировать вопросы и организовать работу над этими вопросами.
С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
Системы действий учителя и учащихся:
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания | - | - |
1.1. Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. |
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения | |
- | Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. |
1.2. Выделение под-тем в тем проекта | Учитель предварительно вычленяет под-темы и предлагает учащимся для выбора | Каждый ученик выбирает себе под-тему или предлагает новую. |
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися под-тем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты под-тем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). | |
1.3. Формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные под-темы и виды деятельности | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом. |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Учитель принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов | Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация | Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.). | Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности таких, как: архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте, технологические процессы и пр.
В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться со множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь тоже помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это — проектирование, которое помогает решать различные проблемы, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Список использованных источников
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов. / Г.С. Абрамова . М.1997.
2. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64с.
3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7, 2000
4. Полат Е.С. «Метод проектов»
5. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
6. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
8. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
10. Сластенин В.А. Учеб. пособие для студентов. высших. педагогических. учебных. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; [Под ред. В.А. Сластенина ] – М. 2002. - 576 с;
11. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.
12. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. - С. 11-17.
13. Виданова Е.М. «Обучение на основе проектов – средство повышения качества образования».
14. Выготский. Л.С. В поисках новой психологии / Л.С Выготский. СПб. 1993.
15. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - M., 2000
16. Полат Е.С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика (2000)
17. Шамовая. Т.И. Давыденко. Т.М. «Управление образовательным процессом в адаптивной школе». М., 2001. – С. 271-286.
18. Джон Дьюи. Педагогические идеи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://www.wikipedia.ru – Дата доступа: 12.05.2013.
19. Тьютор – педагогические позиции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wikipedia.ru - Дата доступа: 12.05.2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе
Метод обучения –это способ деятельности учителя и ученика по достижению целей обучения, развития и воспитания.Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педаго...
Использование проектного метода для совершенствования учебно-воспитательного процесса при изучении немецкого языка
методическая работа...
Внедрение метода БОС в учебно-воспитательный процесс ОУ
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о ...
Стажёрская практика «Использование современного оборудования в учебно-воспитательном процессе школы. Формы и методы работы, эффекты» с темой «Образовательные возможности робототехники» - мастер-класс.
В презентации представлены формы и методы организации внеурочной занятости школьников. ...
Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».
1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...
Практика применения активных и интерактивных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе
Применение активных методов обучения позволяют обеспечивать переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению. Чтобы организовать продуктивную познавательную деятельность ...
Профессиональные компетенции педагога при использовании метода проекта в учебно воспитательном процессе
Методический материал для педагогов при работе с проектом в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности...