Внедрение метода БОС в учебно-воспитательный процесс ОУ
материал по теме

Суслина Светлана Ивановна

Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и слуховые сигналы.   Данная технология  предполагает активное отношение человека к формированию собственного здоровья, дает возможность научиться управлять своим организмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Внедрение метода БОС в учебно-воспитательный процесс  ОУ

     (Слайд 1.) Знания маленький человек начинает получать с раннего возраста. Литература, математика, экология, история… Огромное количество обязательных и дополнительных учебных дисциплин внедрено в практику школы. И все они необходимы.

     Но есть один жизненно важный предмет, без которого успех человека во взрослой жизни просто невозможен, предмет, которому до сей поры не уделялось должного внимания. Эта наука – здоровье.

     (Слайд 2.) Одна из актуальных проблем современной образовательной системы – снижение уровня здоровья подрастающего поколения. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста за последние десятилетия показывает, что уровень заболеваемости дошкольников увеличился более чем в два раза. По комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев к учебе в школе не готовы до 20% детей шестилетнего возраста; у 40-50% таких детей выявляются функциональные отклонения, у 36% проявляется функциональная неполноценность  кардиореспираторной системы.

     (Слайд 3) Важнейшими факторами, определяющими здоровье являются:

  • качество условий жизни (20%);
  • качество образа жизни (52%);
  • качество наследственности человека (18%);
  • качество медицины (10%).

     Все перечисленные факторы прямо влияют на здоровье физическое. А какие влияют на дух и сознание? Все те же. Наследственность, безусловно, определяет некоторые личностные особенности человека, имеющие отношение к духовной и ментальной сферам. Качество образа жизни включает, конечно же, не только режим сна, труда, отдыха и т. д., но и качество мыслей и духовных проявлений.  Влияние качества образа жизни преимущественно.

     Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости,  снижения уровня функциональной напряженности детей, востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

     Образовательные учреждения России постепенно насыщаются современной вычислительной техникой. В некоторых школах, детских садах  появляется реальная возможность использования ПК не только в рамках преподавания основ информатики, но для достижения других педагогических целей.

     Здоровью нужно учить точно так же, как математике или русскому языку –  в обязательном порядке. Учить с детства навыкам, которые крайне важны для всей последующей жизни: правильному дыханию, правильной речи, правильной осанке, правильному пользованию органами зрения.   Разработанная петербургскими учеными технология биологической обратной связи (БОС) позволяет быстро при помощи современных компьютерных тренажеров обучить человека навыкам сохранения и укрепления здоровья.

     История метода БОС насчитывает около сорока лет, однако расцвет этой оздоровительной технологии приходится на время широкого развития электроники и компьютерной техники. Огромный вклад в развитие технологии БОС внесли ученые России.

     Появление и становление технологии БОС в России неразрывно связано с деятельностью фирмы "Биосвязь", созданной в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1988 году.

     (Слайд 4.) Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и слуховые сигналы. Автором метода является Российский ученый-физиолог, кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкин А.А. По мнению Сметанкина А.А., биологическая обратная связь – это технология здоровья XXI века, так как она предполагает активное отношение человека к формированию собственного здоровья, дает возможность научиться управлять своим организмом.

     (Слайд 5.) Основная задача метода БОС – обучение саморегуляции, а «обратная связь» облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Приборы БОС помогают увидеть и услышать работу внутренних органов и систем организма через датчики, связанные с преобразователем биоэлектрических и биомеханических сигналов. Информация с датчиков передается на экран монитора и одновременно преобразуется в звуковые сигналы. Эти приборы делают доступной зрению и слуху ребенка информацию, в обычных условиях им не воспринимаемую. Освоив метод БОС, каждый может небольшим усилием воли регулировать работу организма так, чтобы улучшать состояние своего здоровья. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии.

     В ходе курса сеансов человек вырабатывает новый физиологически правильный навык управления тренируемым органом. Нарушенная функция восстанавливается, а навык сохраняется на многие годы и может применяться человеком в повседневной жизни без приборов.

    Рассмотрим схему БОС на примере восстановления функции руки после травмы). Известно, что пока кости срастаются, мышцы ослабевают, и прежней силы, объема движения они выполнить не могут. Мышцы «забывают» как работали до травмы.

       Есть упражнения, помогающие «вспомнить» утраченные навеки движения. Но их приходиться выполнять месяцами, часто не добиваясь нужного результата. Почему? Нет обратной связи, нет контроля над правильностью выполнения каждого упражнения. То есть большинство не дадут ожидаемого эффекта.

       Если человеку предоставить обратную связь, он быстро поймет, как надо правильно выполнять упражнение. И тогда каждое движение станет результативным.

      Если добавить выполнение упражнения мотивировать, например, дать обратную связь в форме игры - эффект восстановительных упражнений возрастает многократно.

      С помощью метода БОС можно восстанавливать не только функцию движения, но и успешно корректировать любую другую функцию организма (дыхание, речь, зрение, внимание и т.д.).

     (Слайд 6-7) Метод БОС используется  и в сфере образования. Исследования русского ученого-физиолога А.А.Сметанкина убедительно доказали, что метод БОС может не только помочь больному выздороветь, но и научить здорового человека сохранять, укреплять и защищать свое здоровье. Научить быть здоровым необходимо в первую очередь детей. В школах и детских садах следует под руководством педагогов, организовать проведение уроков «БОС-Здоровье», цель которых научить диафрагмально-релаксационному типу дыхания (ДРД) с максимальной ДАС по методу БОС. Именно этот тип дыхания является основой поддержания и укрепления здоровья. По методу БОС  лечат бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, вегето-сосудистые нарушения и ряд других болезней дыхательной системы, сердца, сосудов и нервной системы.

     (Слайд 8.) Колоссальную роль в формировании гомеостаза играет газообмен, можно сказать, что показатель состояния газообмена – важнейший показатель уровня здоровья человека. Регулируется процесс газообмена всего лишь одной функцией – дыханием, а оно осуществляется совместной работой дыхательных мышц и сердца.  Насколько хороша их взаимосвязанная работа, насколько хорошо обеспечен газообмен – настолько хорошо наше здоровье.

      (Слайд 9.) Технология БОС позволяет безошибочно определить состояние внутренней среды всего за десять минут. А это значит – определить и состояние здоровья, и соответственно биологический возраст. Человек по паспорту может быть совсем молодым, но паспорт здоровья, который выдал компьютер после тестирования работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, говорит совсем иное: его реальный возраст – к шестидесяти. Бывает и наоборот, но, к сожалению, намного реже.

     Как определяется показатель паспорта здоровья? Для тренируемого это достаточно просто: компьютер с помощью датчиков, специальной аппаратуры и программного обеспечения отражает взаимосвязь между работой дыхания и сердечно-сосудистой системы. Этот показатель – разность между частотой пульса на вдохе и выдохе – известен медикам давно. Теперь же появилась возможность быстро его определить.

     Результат выражен в цифрах, а специальная шкала позволяет сопоставить их с показателем, который должен быть у человека соответствующего возраста.

      Но самое главное в технологии БОС – паспорт здоровья можно улучшить при помощи тренировки, иными словами – научить человека правильно дышать и таким образом улучшить состояние внутренней среды. Это и делается на практических уроках здоровья.

      (Слайд  10.) Вспомним строение дыхательной системы.

     (Слайд 11.) ДАС - это физиологическое явление, возникающее в результате взаимодействия двух отделов вегетативной нервной системы (ВНС).

       На вдохе более активен симпатический отдел. Он повышает частоту сердечных сокращений (ЧСС) и расширяет просвет бронхов (ПБ). На выдохе преобладает влияние парасимпатического отдела, что приводит к снижению ЧСС и сужению ПБ. Величина ДАС - это разница между величиной ЧСС на вдохе и на выдохе. Она выражается в «уд./мин.»

      (Слайд 12.) Значение ДАС. Изменение ЧСС с одновременным изменением ПБ на вдохе и выдохе – главные составляющие гармоничной здоровой работы сердечно-сосудистой, бронхо-легочной и нервной систем. Показатель ДАС отражает эту гармонию.

       По величине ДАС мы можем уверенно судить о том, насколько хорошо идут процессы газообмена. Высокий показатель говорит о слаженности (гармоничности) в работе дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, о хороших адаптационных резервах организма и, следовательно, о высоком уровне его здоровья.

       (Слайд 13.) Свойства ДАС. Величина ДАС зависит от возраста. Чем старше человек, тем ниже его ДАС. Максимальные величины наблюдаются у детей (30-40 уд./мин), минимальные – у лиц пожилого возраста (1-3 уд./мин). Иными словами, в величине ДАС находит отражение уровень адаптационных возможностей организма, уровень его жизненных сил.

       (Слайд 14-15-16) Величина ДАС колеблется в зависимости от физического и психического состояния человека. Если он спокоен, находится в комфортном состоянии, то показатель ДАС будет близок к возрастной норме. Если человек пребывает в состоянии стресса, психоэмоционального перенапряжения или «предболезни» - величина ДАС резко падает.

       Сравнивая текущую величину ДАС с возрастной нормой, можно определить в каком функциональном состоянии находится человек, какому биологическому возрасту оно соответствует, насколько высок у него риск развития болезни.

     Применение ДАС. Показатель ДАС может служить четким ориентиром того, насколько высок или низок уровень здоровья человека. Поднять величину ДАС можно путем выработки навыка диафрагмально-релаксационного дыхания по методу БОС с обратной связью на сеансе ДАС-БОС.

     (Слайд 17.) Польза правильного дыхания.

      (Слайд 18.) Уроки по обучению ДРД делятся  на теоретические (2 – 3 урока) и практические (10 – 12 занятий). Основа методики — уникальный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС), выработанный по методу БОС.

     (Слайды 19 -20-21) Теоретические уроки предшествуют практическим занятиям (урокам). На них дети знакомятся с понятием «здоровый образ жизни», простейшими знаниями в области анатомии и физиологии сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Дети получают в доступной форме знания о дыхательной системе человека, газообмене, правильном дыхании, методе БОС, знакомятся с приборами, учатся прикреплять датчики, обучаются этапам работы с программой, учатся приемам расслабления, осваивают технику навыка диафрагмально-релаксационного дыхания без приборов БОС.  Интересными могут быть уроки на темы: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Дыхание. Что? Зачем? и Как?», «Страна Здоровейка».  

       (Слайд 22-23-24)Практические уроки проводятся в компьютерном классе. Занимаясь с персональными аппаратно-программными комплексами  БОС дети обучаются диафрагмально-релаксационному типу дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). Это основной этап, включающий 12 практических занятий.

     (Слайд 25.) Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания проходит в несколько этапов.

     Первый этап. Отработка техники дыхания животом. Ребенок должен ее понять, а затем и легко воспроизводить. Прежде всего, он должен почувствовать, что на вдохе живот округляется, будто бы наполняется воздухом, а на выдохе медленно втягивается. Вдох делается через нос, а выдох через рот, через чуть приоткрытые губы, создающие легкое сопротивление выдыхаемому воздуху.

     (Слайд 26.) Второй этап. Освоение навыков,  проведение дыхательного тренинга под контролем прибора БОС. Получение первого результата. Выявление начального уровня здоровья ученика (первый «паспорт здоровья»). Обучение ведется в форме простейшей компьютерной игры.

     (Слайд 27.) Датчики ЧСС регистрируют частоту сердечных сокращений.

     В ходе урока здоровья (сеанса БОС) учащийся видит и слышит, как работает его сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

     Компьютерный тренажер преобразует изменения в работе сердца (ДАС) в видимые и слышимые сигналы обратной связи.

(Слайд 28.) Частота сердечных сокращений (ЧСС) на вдохе увеличивается: цветовой столбик в окне программы нарастает, тональность звука повышается

(Слайд 29.) ЧСС на выдохе уменьшается: цветовой столбик опускается, тональность звука понижается

(Слайд 30.)  ЧСС ниже установленного порога — выдох сделан правильно! окно программы свободно от цветового столбика, слышен “струнный звук”

(Слайд 31-32) Сеанс-игра (шаблон) состоит из периодов тренировки и периодов отдыха (подборки слайдов в музыкальном сопровождении).     Продолжительность периодов работы варьирует от 2 до 4 минут. Периоды отдыха имеют одинаковую продолжительность – 1 мин. Сеанс ведется по готовым шаблонам (фиксированная в программе последовательность периодов работы и отдыха). В программу заложено 12 шаблонов – по числу практических уроков. Сеанс начинается с минуты записи фоновых показателей работы сердца, дыхательной системы и показателя дыхательной аритмии сердца (ДАС). Далее автоматически запускается последовательность «работа – отдых».

      В периоды работы предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС. Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах («столбик», «закрась забор», «раскрась картинку», «окно», «пчела»). Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.

      (Слайд  34.) В периоды отдыха сигналы обратной связи не предъявляются, то есть представляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключить свое внимание. Для этого показываются тематические слайды («города мира», «животные», «рыбы», «природные явления», «пригороды Петербурга»), сопровождаемые приятной, спокойной музыкой.

     Время периода работы постепенно увеличивается от 2-х до 4-х минут. Период отдыха от 1-ой до 2-х минут. Общее время сеанса также увеличивается постепенно от 10-ти до 24-х минут.

     Техника освоения навыка диафрагмально-релаксационного дыхания следующая:

- необходимо занять удобное комфортное положение, сидя;

- плечи расслаблены и опущены, руки лежат на коленях;

- сделать неглубокий медленный вдох через нос и постараться при этом надуть живот;

- сделать плавный, медленный выдох через рот, губы при этом должны быть полусомкнуты в виде «трубочки», живот нужно втянуть;
- следить за тем, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в дыхании. Для контроля одну руку положите на грудь, другую на живот. Двигаться должна только рука, находящаяся на животе;  

- необходимо, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха (вдох на 1-2, выдох на 1-2-3-4). За выдохом без задержки и паузы должна наступить фаза вдоха;
- применять какие-либо усилия во время выдоха не надо, воздух свободно покидает легкие; - при правильном выполнении частота дыхания составляет 6-12 дыхательных движений в одну минуту.

     (Слайд 35.) Педагог — специалист БОС дает рекомендации по освоению техники диафрагмально-релаксационного типа дыхания, направляет и поощряет эффективные действия учащегося.

   (Слайд 36).Заканчивается сеанс выводом на экран результатов (график изменения частоты сердечных сокращений, таблица с цифровыми значениями ДАС и частоты дыхания) и оценок за периоды работы и за периоды отдыха. Результаты сеанса автоматически сохраняются в его персональной карточке ученика.

      Тренажеры класс-комплекта не только обучают детей и педагогов умению оздоравливаться, но и формируют индивидуальный “паспорт здоровья”. Он позволяет легко и быстро оценивать изменение уровня здоровья в процессе обучения ребенка или профессиональной деятельности педагога.

     (Слайд 37.) Уроки здоровья (сеансы БОС) позволяют ребенку:

— овладеть надежным навыком синхронизации фаз дыхания и работы сердца;

— снизить уровень психоэмоционального напряжения;

— повысить свои адаптационные возможности;

— обучиться навыкам саморегуляции и самореализации (повышение академической успеваемости);

— повысить свои резервные и адаптационные возможности;

— развивать высшие психические функции (внимание, память, восприятие);

— получать навыки здорового образа жизни.

          (Слайд 38.) Преимущества класс-комплекта

— возможность организации на базе компьютерных классов кабинетов здоровья в любом образовательном учреждении — как для учащихся, так и для педагогов;

— реализация образовательных программ, связанных с получением знаний о физиологии человека, познание возможностей собственного организма ребенка, привития навыков здорового образа жизни;

— использование увлекательных игровых компьютерных сюжетов, повышающих интерес к урокам здоровья, как детей, так и педагогов;

— эффективная безлекарственная профилактика расстройств нервной системы, связанных с высокими учебными нагрузками, сезонных заболеваний дыхательной системы (ОРВИ, бронхиты и др.);

— продуктивная работа с детьми из группы часто и длительно болеющих (снижение уровня заболеваемости среди детей группы ЧДБ в 2 и более раза).

          Класс-комплект применяется в учреждениях образования:

— дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях

— средних и высших учебных заведениях

— специальных (коррекционных)

— дошкольных и школьных образовательных учреждениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс

В данном выступлении представлен опыт работы  внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Представленны основные методы и принципы здоровьесбережения...

Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе

Метод обучения –это способ  деятельности учителя и ученика по достижению целей обучения, развития и воспитания.Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педаго...

«Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе»

Статья содержит информацию об одной из наиболее часто используемой педагогической технологии в образовательном процессе....

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс...

Практика применения активных и интерактивных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе

Применение активных методов обучения позволяют обеспечивать переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению. Чтобы организовать продуктивную познавательную деятельность ...

Профессиональные компетенции педагога при использовании метода проекта в учебно воспитательном процессе

Методический материал для педагогов при работе с проектом в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности...