Использование проектного метода для совершенствования учебно-воспитательного процесса при изучении немецкого языка
статья по теме
методическая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiyskaya_shkola_prepodavaniya_inostrannykh_yazykov_samaya_staraya_v_mire.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская школа преподавания иностранных языков самая старая в мире. Сейчас на устах у всех учителей так называемая проектная методика. Вокруг неё создали мощный бум. Проектная методика пришла в Россию из-за рубежа. Там ей пользуются уже давно. (Д. Дьюн, В.Х. Хилпатрик) (Шацкий – Россия).
У нас в России слово «проект» сейчас мы слышим очень часто. Есть национальные проекты в образовании, здравоохранении, шоу-бизнесс, торгово-экологические проекты, проекты в кино, а недавно, читая интервью с одним из деятелей кино, он сказал, что главным «проектом» его жизни является рождение ребенка. И тут я решила посмотреть как же определяют это слово в толковом словаре. «Проект» не нашла, но слово «прожектёр» есть.
«Прожектер» - это охотник для проектов, у кого много предложений, задач для исполнения, затейщик, выдумщик. Прожектировать что-либо – задумать, загадать, сообразить и предположить к исполнению, составлять для сего записку, чертёж и другое.
Хороший учитель должен быть затейщиком, выдумщиком, клоуном, музыкантом и актером в одном лице. Только тогда будет ребятам действительно интересно. Существует множество разнообразных форм. Позволяющих сделать учебную деятельность максимальной эффективной. Одна из них по-моему мнению – это проектная работа.
Проектная деятельность учащихся.
Цель внедрения проектного метода:
создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.
Задачи проектного метода:
- развитие познавательных способностей учащихся;
- совершенствование способностей к самообразованию;
- развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
- обучение школьников рефлексии;
- обучение учащихся публично выступать;
- развитие у школьников критического мышления.
Этапы проведения проекта
1.
Подготовительный:
- выбор темы и её конкретизация;
- определение цели и формулирование задач;
- поиск источников информации;
- выдача рекомендаций.
2.
Поисково –исследовательский:
- определение источников информации;
- планирование способов и анализа информации;
- проведение исследования;
- сбор и систематизация материалов.
3.
Трансляционно-оформительский:
- «предзащита проекта»
- доработка проекта с учетом замечание и предложений;
- подготовка к публичной защите проекта.
4.
Заключительный:
- публичная защита проекта;
- подведение итогов, анализ проекта.
Проектная деятельность – такая форма деятельности, которая позволяет овладеть умением построения логической цепочки, основанной на развитии самостоятельности учащихся с учетом их индивидуальных интересов и способностей.
Типология проектов.
По форме:
- исследовательские;
- творческие;
- приключенческие, игровые;
- информационные;
- публично-ориентированные.
По предметной области:
- литературные;
- естественно-научные;
- экологические;
- лингвистические;
- культурологические;
- спортивные;
- географические;
- исторические;
- обществоведческие;
- музыкальные.
По времени:
- краткосрочные;
- среднесрочные;
- долгосрочные.
Проект может длиться – неделю, месяц, полгода.
а) каждый урок по 10-15 мин.;
б) в конце раздела.
Функция педагога:
- реферат – проверяющая;
- исследовательская работа – руководящая;
- проектная деятельность – консультирующая.
Неотъемлемые черты проекта:
- выбирается учениками (из предложенных учителем или самими);
- наличие поисковой работы, исследовательской;
- конечный продукт;
- разговор идет на иностранном языке.
Из этого видно, что проектный подход обеспечивает.
- Мотивацию. (Учащиеся видят практическую ценность изучаемого предмета.)
- Обеспечивает выполнение общеобразовательных целей. Во время проектной деятельности осуществляется обучение сразу 4 видам речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование).
- Решаются серьёзные воспитательные задачи.
- Повышает значимость немецкого языка, как средство общения.
- Проектная деятельность способствует развитию детей для самореализации их как личности, ведет к саморазвитию и самосовершенствованию. Проекты предлагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию, ищут рисунки. Фотографии, составляют тематические альбомы, коллажи, рисуют постеры и открытки, стенгазеты.
Работая по учебно-методическому комплексу И.Л. Бим, Я имею возможность использовать проектную методику как на уроке, так и во внеурочное время. После изучения каждой темы в учебниках предусмотрено организация данного вида деятельности.
Например: 5 кл. Тема – «Город.»;
7 кл. Тема – «Достопримечательности города.»
На подготовительном этапе ведется беседа на немецком языке.
«А может ли эта тема быть полезна нам в будущем ? – Да». Если вы будете экскурсоводом или рекламным агентом туристической фирмы, вы должны знать историю города и его достопримечательности.
А чтобы работать и иностранцами нужно изучать немецкие слова и фразы. Несколько уроков посветим изучению новых слов.
Таким образом вмести с учениками:
- формируем цели и задачи, составляем план работы;
- формируем мини группы, каждая группа выполняет то, что заинтересовало их;
- сбор информации и её систематизации.
«А что же будет в конце нашей работы?» Если Вы работник туристической фирмы, Вы должны суметь заставить нас поверить, что место, которое Вы рекламируете действительно интересное. А если Вы гид, Вы проведете для нас воображаемую экскурсию. Таким образом мы выбираем форму презентации. На экране видно. Дети сделали стенгазеты. А потом рассказывали о своих городах, о их достопримечательностях, это их очень увлекает. (слайды, презентация № 2)
В заключение проводятся итоги. В оценке проектов участвует группа из учащихся старших классов и учителя. Оценку мини-проектов проводится по номинациям «самый иллюстрированный», «самый содержательный» и т.д.
В устном изложении учитывается;
1) полнота изложения;
2) фонетика и грамматика;
3) имение реагировать на вопросы.
В своей работе проектный подход применяю при изучении многих тем: «Моя семья», «Школа Германии», «Проблемы экологии», «Музыка», «Литература», «Нравы и обычаи Германии», «Кухня Германии». (слайды, презентация № 3, открытки, доклады, книжки-раскладушки).
Каждый ребёнок изучающий немецкий язык заводит папку для проектных работ, начиная со второго класса или с пятого класса.
Проектную методику можно принять, можно не принять, все зависит от эмоционального настроя учителя, его желания воспринимать инновационные идеи. Можно сетовать на перегрузку, отсутствие талантливых учеников и т.д. А можно подойти творчески и не замахиваться сразу на что то грандиозное и осуществлять сначала простые проекты. Главное это захотеть. Что касается меня, то результаты подсказывают мне, что проектный подход к учебному процессу имеет положительное действие на знание учащихся. На данный момент у меня есть задумки еще новых проектов. Предложить в нескольких классах написать проект «Торгово-экономические отношения между Германией и Башкортостаном» прошлое, настоящее, будущее (школа № 101 с углублением изучением экономики).
Иностранный язык – это целый мир со своими законами, образами и представлениями. Потому обучение иностранному языку будет эффективно только в том случае, если превратится в живой увлекательный процесс общения. А каждый его участник будет узнавать для себя что-то новое о мире вокруг. Вот через это познание и приходит совершенствование в языке.
Resource id #4596
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе
Метод обучения –это способ деятельности учителя и ученика по достижению целей обучения, развития и воспитания.Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педаго...
Презентация к Пед.совету «Взаимосвязь основного и дополнительного образования, как обязательное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса»
Презентация демонстрирует материал, который дети изучают на занятиях курса дополнительного образования "Компьютерная графика", творческие работы учащихся....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и...
«Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе»
Статья содержит информацию об одной из наиболее часто используемой педагогической технологии в образовательном процессе....
Использование дифференцированных методов в воспитательном процессе на уроке немецкого языка
Общеизвестен факт, что нет обучения без воспитания. Они сосуществуют, взаимодополняя друг друга. В процессе обучения, наряду с социокультурным, развивающим, учебным аспектом должен п...
Профессиональные компетенции педагога при использовании метода проекта в учебно воспитательном процессе
Методический материал для педагогов при работе с проектом в учебно-воспитательном процессе и внеучебной деятельности...
МАСТЕР-КЛАСС : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА «ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»
передача опыта путем прямого и комментированного показа технологий, методов, приёмов используемых на уроках русского языка...