Контекстное обучение
статья на тему
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность человека, а умения разрешать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии, во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, в правовых нормах и административных структурах, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда, при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontekstnoe_obuchenie.docx | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Халимова Инна Валерьевна
ГБОУ СПО ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум»
Контекстное обучение
Можно ли стать компетентным
специалистом, находясь в позиции студента –
делая одно, научиться другому?
Традиционное обучение является абстрактной моделью жизни и профессиональной деятельности будущего специалиста и относится к лингвистическому образованию.
Контекстное обучение – это обучение, положенное на канву профессиональной деятельности.
Как интегрировать образование, науку и практику, не утратив мощности теоретического знания?
Единицей проектирования и усвоения содержания обучения являются «порция информации», задание и задача. Информация, в свою очередь – это форма и средство представления теории.
Информация приобретает статус знания только если она:
- не просто запоминается, а проходит через собственную мысль человека и посредством этого становится осмысленной;
- на ее основе выполняются определенные теоретические или практические действия, совершаются те или иные поступки.
Почему задача (задание), а не проблемная ситуация и проблема?
- Мышление возникает только при наличии какого-то противоречия.
- Единицей мышления является не задача, а проблема.
- У задачи и проблемы общий источник (проблемная ситуация) – совокупность субъективных обстоятельств и условий, содержащих противоречие.
- Осознание противоречия потребность в знаниях (мотивация).
- Анализ проблемной ситуации ==>либо задача, либо проблема ==>мотив на включение мышления.
Учебная задача – обобщенная знаковая модель множества прошлых проблемных ситуаций из практического или исследовательского опыта людей.
проблема | задача |
не может существовать вне познающего объекта и его мышления | может существовать объективно( в составе учебника) |
Определяется как психическое состояние человека, характеризуется осознанием невозможности ее разрешения с помощью имеющихся у него знаний, средств и способов действия | С формулировкой условий задачи дается студентам алгоритм (способ) ее решения, который нужно просто запомнить. Мышление здесь не требуется. |
Процесс, развивающий мышление. | Исполнительская деятельность. |
Проблема – осознание пробела в своих знаниях, получение «информации о незнании» (К.Поппер). Образно говоря, проблема – это «дыра» в познании. Центральное звено проблемы - неизвестное, раскрытие которого требует от человека выдвижения гипотез относительно сущности неизвестного и области его поиска, а также организации исследования, подтверждающего или опровергающего эти гипотезы.
Какой подход может обеспечить возможности творческого развития студента, его творческого мышления – задачный или проблемный?
Задачный подход: Анализ условий готовой задачи → Припоминание способа решения → Решение → Формальная сверка с эталонным ответом.
(Познавательная деятельность студента – репродуктивная, исполнительская.)
Проблемный подход: Анализ проблемной ситуации → Постановка проблемы → Поиск недостающей информации и выдвижение гипотез → Проверка гипотез и получение нового знания → Перевод проблемы в задачу (задачи) → Поиск способа решения → Решение → Проверка решения → Доказательство правильности решения задачи.
(Студент находится в исследовательской позиции, требующей включения мышления.)
В результате возникает ряд противоречий:
- учебная деятельность предполагает развитую познавательную мотивацию, тогда как практическая – профессиональную;
- предметом учения является знаковая система учебной информации, в деятельности врача – человек с его болезнью, учителя – душа (психика) ребенка и т.д.;
- содержание обучения «рассыпано» по множеству по видимости не связанных между собой учебных дисциплин, а в труде оно применяется системно;
- у студентов «эксплуатируется» в основном внимание, память, восприятие и моторика, тогда как в труде он выступает целостной личностью, триединством тела, души и духа;
- студент занимает «ответственную» позицию, проявляет активность в ответ на управляющие воздействия преподавателя (отвечает на вопросы, выполняет задания и т.д.), тогда как на производстве от него требуется активность и инициатива;
- студент получает статическую учебную информацию, а в труде она используется динамично во времени и пространстве в соответствии с технологическим процессом;
- в обучении студент выступает принципиальной одиночкой (принцип индивидуализации), тогда как всякий производственный процесс совершается в совместной деятельности специалистов.
ТИПЫ ЛЕКЦИЙ В КОНТЕКСТНОМ ОБУЧЕНИИ
- Проблемная
- Визуализация
- Лекция вдвоем
- Лекция с запланированными ошибками
- Лекция пресс-конференция
ПОДГОТОВКА ЗАНЯТИЯ В ФОРМЕ «КРУГЛОГО СТОЛА»
- Определение участников «круглого стола»
- Определение характера обсуждаемых проблем, их формулировка
- Определение ведущих «круглого стола», их инструктаж и подготовка
- Установка и задания слушателям по теме дискуссии и ее проведению
- Материальное обеспечение «круглого стола»
- Определение состава экспертной группы
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ В ФОРМЕ «КРУГЛОГО СТОЛА»
- Вступительное слово ведущего с постановкой проблемы
- Выявление позиций слушателей по рассмотрению проблем
- Выступление представителей каждой группы
- Организация творческой дискуссии
- Выступление экспертов
- Разбор проведения занятия преподавателем
КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА, СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАСТЕРСТВО УПРАВЛЕНИЯ
- Умение общаться на формальной и неформальной основах, эффективно взаимодействовать с коллегами
- Умение проявлять качества лидера в общении с подчиненными
- Умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешить
- Умение принимать решения в неопределенных ситуациях
- Умение распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными
- Умение проявлять деловые качества предпринимателя
- Умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ДЕЛОВОЙ ИГРЕ
- Формирование у будущих специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике
- Приобретение предметно-профессионального и социального опыта
- Развитие профессионального теоретического и практического мышления
- Формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации
- Закрепление знаний
- Формирование профессионально важных умений и навыков
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Методическое обеспечение | ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ | Техническое обеспечение | |||
Цели игровые | Комплект ролей и функций игроков | Сценарий игры | Правила игры | ||
Цели педагогические | Предмет игры | Графическая модель взаимодействия участников игры | Система оценивания | ||
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ |
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕЛОВЫХ ИГР
- Моделирование процесса труда
- Распределение ролей
- Различие ролевых целей
- Взаимодействие
- Наличие общей цели
- Коллективная выработка решений
- Реализация процесса « «цепочки» решений
- Многоальтернативность решений
- Наличие управляемого эмоционального напряжения
- Наличие разветвлений системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры
ЧТО НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ-РАЗРАБОТЧИКУ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ (ДИ)
- Применение ДИ требует четкого обоснования ее целей и места в учебном процессе
- Внедрение в учебный процесс ДИ требует системного подхода
- В ДИ все участники должны действовать компетентно: предметно и социально
- Важно не превращать игру в простой тренажер или азартную игру
- Чем меньше преподаватель вмешивается в процесс игры, тем выше обучающая ценность
- Игровая форма проведения занятий ломает традиционные представления о поведении студентов
- Лучше разрабатывать компактные ДИ (4-6 часов занятий), проводить их на последних занятиях
Отличия в содержательном наполнении звеньев общей структуры
учебной и профессиональной деятельности.
Структурные звенья личности | Учебная деятельность | Профессиональная деятельность |
потребность | В учении | В труде |
мотив | Познание нового, овладение профессией | Реализация своего интеллектуального и духовного потенциала |
цель | общее и профессиональное развитие личности | Производство материальных и\или духовных потребностей |
Поступки, действия, операции | Познавательные, преимущественно интеллектуальные | Практическое, в том числе теоретико-практическое |
средства | Психического отражения действительности | Преобразования реальной действительности |
предмет | Учебная информация как знаковая система | Личность и психика(педагог), тело и душа человека(врач) |
результат | Деятельные способности человека, система отношений к миру, другим людям, к себе | Товары, образованность людей, их здоровье, самореализация личности |
Перечень литературы:
- Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.- М.: ИЦ ПКПС.- 2004.- 84 с.
- Вербицкий А.А. Педагогические технологии контекстного обучения: Научно-методическое пособие. - М.: РИЦ МГГУ им М.А. Шолохова. - 2010. - 55с.
- Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с.
- Журнал. Высшее образование в России: № 11, 2006
- Журнал. Школьные технологии: №4, 2006г.
- http://www.univer5.ru/pedagogika/pedagogicheskie-tehnologii-kukushin-v.s/Page24.html
- http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch1/glava_1_1.html
- http://vocabulary.ru/dictionary/892/word/kontekstnoe-obuchenie
- http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-tehnologiya-v-kontekstnom-obuchenii
- http://pedagogical_dictionary.academic.ru/1544/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
- http://paidagogos.com/?p=103
- http://www.dissercat.com/content/kontekstnoe-obuchenie-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnoi-kompetentnosti-budushchikh-
- http://www.ahmerov.com/book_578_chapter_95_2.Tekhnologija_kontekstnogo_obuchenija..html
- http://en.coolreferat.com/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ – компетентности учащихся через технологию контекстного обучения.
Современное информационное общество ставит перед образованием задачу подготовки выпускников, способных к самообразованию и саморазвитию, свободному определению себя в профессии, владению различными ср...
Доклад на тему: Формирование контекстной ориентации у обучающихся воспитанников с нарушением слуха II ступени обучения специального (коррекционного) образовательного учреждения I-II вида.
Доклад на тему:" Формирование контекстной ориентации у обучающихся воспитанников с нарушение...
Урок математики "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс по компетентностно-контекстной модели обучения.
Заключительный урок по математике "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс....
Статья "Актуальность технологии социально-контекстного обучения и воспитания школьников"
Автор статьи является разработчиком технологии социально-контекстного обучения и воспитания школьников, адаптированной для условий массовой школы. Суть технологии заключается в использовании в обучени...
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ...
ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В рамках компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания обучение решению текстовых задач строится на основе освоения обущающимися способов решения основных типов задач. В качестве структуры ...
Технология Активное (контекстное) обучение. спортивный праздник "Прощай Масленица"
Технология активного обучения дает возможность детям по средствам вовлечения в активную игровую деятельность познавать предметное и социальное содержание учебной деятельности...