Контекстное обучение
статья на тему

Халимова Инна Валерьевна

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность человека, а умения разрешать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии, во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, в правовых нормах и административных структурах, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда, при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontekstnoe_obuchenie.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

Халимова Инна Валерьевна

ГБОУ СПО ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум»

Контекстное обучение

                                                                                               Можно ли стать компетентным        

                         специалистом,  находясь  в  позиции  студента  –                                                                      

                                                                                                   делая одно, научиться другому?

Традиционное  обучение  является абстрактной моделью жизни  и профессиональной деятельности  будущего специалиста и относится к лингвистическому образованию.

Контекстное обучение – это обучение, положенное на канву профессиональной деятельности.

Как  интегрировать  образование,  науку  и    практику,  не  утратив  мощности  теоретического  знания?
Единицей проектирования и усвоения содержания обучения являются «порция информации», задание и задача. Информация, в свою очередь  – это форма и средство представления теории.

Информация приобретает статус знания только если она:

  • не просто запоминается, а проходит через собственную мысль человека и посредством этого становится осмысленной;
  •  на ее основе выполняются определенные теоретические или практические действия, совершаются те или иные поступки.    

                                                                                           

  Почему  задача (задание),  а  не  проблемная ситуация  и  проблема?

  • Мышление возникает только при наличии какого-то противоречия.
  • Единицей мышления является не задача, а проблема.
  • У задачи и проблемы общий источник (проблемная ситуация) – совокупность субъективных обстоятельств и условий, содержащих противоречие.
  • Осознание противоречия   потребность в знаниях (мотивация).
  • Анализ проблемной ситуации ==>либо задача, либо проблема ==>мотив на включение мышления.

Учебная задача – обобщенная знаковая модель множества прошлых  проблемных ситуаций из практического или исследовательского опыта людей.

проблема

задача

не может существовать вне познающего объекта и его мышления

может существовать объективно( в составе учебника)

Определяется как психическое состояние человека, характеризуется осознанием невозможности ее разрешения с помощью имеющихся у него знаний, средств и способов действия

С формулировкой условий задачи дается студентам алгоритм (способ) ее решения, который нужно просто запомнить. Мышление здесь не требуется.

Процесс, развивающий мышление.

Исполнительская деятельность.

Проблема – осознание пробела в своих знаниях,   получение «информации о незнании» (К.Поппер). Образно говоря, проблема – это «дыра» в познании. Центральное звено проблемы - неизвестное, раскрытие которого требует от человека выдвижения гипотез относительно сущности неизвестного и области его поиска, а также организации исследования, подтверждающего или опровергающего эти гипотезы.

Какой подход может обеспечить возможности творческого развития студента, его творческого мышления – задачный или проблемный?

Задачный подход:   Анализ условий готовой задачи → Припоминание  способа решения → Решение → Формальная сверка с эталонным ответом.

(Познавательная деятельность студента – репродуктивная, исполнительская.)

Проблемный подход:  Анализ проблемной ситуации →  Постановка проблемы → Поиск недостающей информации и выдвижение гипотез → Проверка гипотез и получение нового знания  →  Перевод проблемы в задачу (задачи)  →  Поиск способа решения  →  Решение  →  Проверка решения  →  Доказательство правильности решения задачи.

(Студент находится в исследовательской позиции, требующей включения  мышления.)

                       В результате возникает ряд противоречий:

  • учебная деятельность предполагает развитую познавательную  мотивацию, тогда как практическая – профессиональную;
  • предметом учения является знаковая система учебной информации, в  деятельности врача – человек с его болезнью, учителя – душа  (психика) ребенка и т.д.;
  •  содержание обучения «рассыпано» по множеству по видимости не связанных между собой учебных дисциплин, а в труде оно применяется системно;
  • у студентов «эксплуатируется» в основном внимание, память, восприятие и моторика, тогда как в труде он выступает целостной личностью, триединством тела, души и духа;
  • студент занимает «ответственную» позицию, проявляет активность в ответ на управляющие воздействия преподавателя (отвечает на вопросы, выполняет задания и т.д.), тогда как на производстве от него требуется активность и инициатива;
  • студент получает статическую учебную информацию, а в труде она используется динамично во времени и пространстве в соответствии с технологическим процессом;
  • в обучении студент выступает принципиальной одиночкой (принцип индивидуализации), тогда как всякий производственный процесс совершается в совместной деятельности специалистов.

                                                       

ТИПЫ ЛЕКЦИЙ В КОНТЕКСТНОМ ОБУЧЕНИИ

  1. Проблемная
  2.  Визуализация
  3.  Лекция вдвоем
  4.  Лекция с запланированными ошибками
  5.  Лекция пресс-конференция

ПОДГОТОВКА ЗАНЯТИЯ В ФОРМЕ «КРУГЛОГО СТОЛА»

  1. Определение участников «круглого стола» 
  2. Определение  характера обсуждаемых проблем,  их формулировка
  3. Определение ведущих «круглого стола», их инструктаж и подготовка 
  4. Установка и задания слушателям по теме дискуссии и ее проведению 
  5. Материальное обеспечение «круглого стола» 
  6. Определение состава экспертной группы

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ В ФОРМЕ «КРУГЛОГО СТОЛА»

  1. Вступительное слово ведущего с постановкой проблемы
  2.  Выявление позиций слушателей по рассмотрению проблем 
  3.  Выступление представителей каждой группы 
  4.  Организация творческой дискуссии 
  5.  Выступление экспертов
  6. Разбор проведения занятия преподавателем

КАЧЕСТВА  СПЕЦИАЛИСТА, СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАСТЕРСТВО УПРАВЛЕНИЯ

  • Умение общаться на формальной и неформальной основах, эффективно взаимодействовать с коллегами
  • Умение проявлять качества лидера в общении с подчиненными
  • Умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешить
  • Умение принимать решения в неопределенных ситуациях
  • Умение распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными
  • Умение проявлять деловые качества предпринимателя
  • Умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ДЕЛОВОЙ ИГРЕ

  • Формирование у будущих специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике
  •  Приобретение предметно-профессионального и социального опыта
  • Развитие  профессионального теоретического и практического мышления
  • Формирование познавательной мотивации,  обеспечение условий появления профессиональной мотивации
  • Закрепление знаний
  • Формирование профессионально важных умений и навыков

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Методическое обеспечение

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

Техническое обеспечение

Цели

игровые

Комплект ролей и функций игроков

Сценарий

игры

Правила

игры

Цели педагогические

Предмет

игры

Графическая модель взаимодействия участников игры

Система оценивания

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

      ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕЛОВЫХ ИГР

  • Моделирование процесса труда
  • Распределение ролей
  • Различие ролевых целей
  • Взаимодействие
  • Наличие общей цели
  • Коллективная выработка решений
  • Реализация процесса « «цепочки» решений
  • Многоальтернативность решений
  • Наличие управляемого эмоционального напряжения
  • Наличие разветвлений системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры

     ЧТО НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ  ПРЕПОДАВАТЕЛЮ-РАЗРАБОТЧИКУ И   ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ (ДИ)

  • Применение ДИ требует четкого обоснования ее целей и места в учебном процессе
  • Внедрение в учебный процесс ДИ требует системного подхода
  • В ДИ все участники должны действовать компетентно: предметно и социально
  • Важно не превращать игру в простой тренажер или азартную игру
  • Чем меньше преподаватель вмешивается в процесс игры, тем выше обучающая ценность
  • Игровая форма проведения занятий ломает традиционные представления о поведении студентов
  • Лучше разрабатывать компактные ДИ (4-6 часов занятий), проводить их на последних занятиях

Отличия в содержательном наполнении звеньев общей структуры

учебной и профессиональной деятельности.

Структурные звенья личности

Учебная деятельность

Профессиональная деятельность

потребность

В учении

В труде

мотив

Познание нового, овладение профессией

Реализация своего интеллектуального и духовного потенциала

цель

общее и профессиональное развитие личности

Производство материальных и\или духовных потребностей

Поступки, действия, операции

Познавательные, преимущественно интеллектуальные

Практическое, в том числе теоретико-практическое

средства

Психического отражения                      действительности

Преобразования реальной действительности

предмет

Учебная информация как знаковая система

Личность и психика(педагог), тело и душа человека(врач)

результат

Деятельные способности          человека, система отношений к миру, другим людям, к себе

Товары, образованность людей, их здоровье, самореализация личности

Перечень литературы:

  1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.- М.: ИЦ ПКПС.- 2004.- 84 с.
  2. Вербицкий А.А. Педагогические технологии контекстного обучения: Научно-методическое пособие. - М.: РИЦ МГГУ им М.А. Шолохова. - 2010. - 55с.
  3. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с.
  4. Журнал. Высшее образование в России:  № 11, 2006
  5. Журнал. Школьные технологии: №4, 2006г.
  6. http://www.univer5.ru/pedagogika/pedagogicheskie-tehnologii-kukushin-v.s/Page24.html
  7. http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch1/glava_1_1.html
  8. http://vocabulary.ru/dictionary/892/word/kontekstnoe-obuchenie
  9. http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-tehnologiya-v-kontekstnom-obuchenii
  10. http://pedagogical_dictionary.academic.ru/1544/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  11. http://paidagogos.com/?p=103
  12. http://www.dissercat.com/content/kontekstnoe-obuchenie-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnoi-kompetentnosti-budushchikh-
  13. http://www.ahmerov.com/book_578_chapter_95_2.Tekhnologija_kontekstnogo_obuchenija..html
  14. http://en.coolreferat.com/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ – компетентности учащихся через технологию контекстного обучения.

Современное информационное общество ставит перед образованием задачу подготовки выпускников, способных к самообразованию и саморазвитию, свободному определению себя в профессии, владению различными ср...

Урок математики "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс по компетентностно-контекстной модели обучения.

Заключительный урок по математике "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс....

Статья "Актуальность технологии социально-контекстного обучения и воспитания школьников"

Автор статьи является разработчиком технологии социально-контекстного обучения и воспитания школьников, адаптированной для условий массовой школы. Суть технологии заключается в использовании в обучени...

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ...

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В рамках компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания обучение решению текстовых задач строится на основе освоения обущающимися способов решения основных типов задач. В качестве структуры ...

Технология Активное (контекстное) обучение. спортивный праздник "Прощай Масленица"

Технология активного обучения дает возможность детям по средствам вовлечения в активную  игровую деятельность познавать предметное и социальное содержание  учебной деятельности...