«Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания»
методическая разработка по теме
Приоритетным направлением исторического образования считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Большекарайская средняя общеобразовательная школа
села Большой Карай Романовского района Саратовской области.
Выступление на МО
Тема: «Использование инновационных
педагогических технологий на уроках
истории и обществознания»
Подготовила: учитель
истории и обществознания
Ёлкина О. И.
2013
Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания
Приоритетным направлением исторического образования считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В ходе работы развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно- функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления. На уроках применяю различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Для реализации данных задач необходимо свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий: информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, технология проблемно – диалогическая, здоровьесберегающие технологии и другие.
В современном преподавании выделяют пассивные, активные и интерактивные стратегии. Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования.
Проектная технология, проблемное обучение, технология дебатов позволяют реализовать учащимся самостоятельные проекты, определять и аргументировано доказывать свою позицию, точку зрения, раскрывать, творческий потенциал личности, способствуют самореализации и самоопределению.
Активно внедряю интерактивное обучение, поскольку это специальная форма организации познавательной, практической и творческой деятельности. Из интерактивных методик использую такие, как «коврик идей», «дерево решений», и т.д.
Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Один из результатов применения интерактивных методов обучения является:
- создание комфортных условий обучения,
- формирование чувства успешности у ученика,
- продуктивность самого процесса обучения,
что необыкновенно важно для решения стратегического развития школы.
Через интерактивное обучение выхожу на решение следующих задач: практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и саморазвитию личности. Мои учащиеся показывают достаточно высокие результаты в их использовании - составляют презентации, в настоящее время активно осваивают теорию и практику создания школьной электронной газеты. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс позволило усилить наглядность и эмоциональную составляющую обучения, позволило проводить виртуальные экскурсии по музеям и т.д.
Для себя отмечаю, что использование современных информационных технологий повысило активность учащихся на уроках, позволило эффективно организовать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, усилило наглядность и эмоциональную наполненность урока, а всё это способствует развитию креативных качеств учащихся и их самореализации.
Особое внимание я уделяю сохранению здоровья учащихся. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет совершенствовать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни, содействует сохранению и укреплению здоровья каждого школьника в процессе обучения и воспитания; формирует у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих; обеспечивает учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
С переходом к профильному образованию, с учётом сложности изучаемого материала иногда применяю элементы модульной технологии, которая основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Организую лекции (урок изучения нового материала), семинары, исследования, лабораторные работы (уроки совершенствования знаний, умений, навыков), зачёты (уроки учёта и оценки знаний и умений).
В 10-11 классах считаю перспективной проектную и исследовательскую деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Реализуя проект, учащиеся под моим руководством синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности и др.)
За определённое время (от одного урока до 2-3-х месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую либо иную задачи. За последнее время реализованы несколько учебных проектов с использованием интерактивной доски. Среди них «Революция и судьба русской культуры», «Культура в эпоху перемен» и другие.
При организации проектной деятельности учащихся широко применяю технологию работы в группах.
Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Такие уроки провожу при изучении однородного исторического материала, например, по теме «Политические партии в России в начале XX века», «Боевые действия на восточном фронте в ходе Первой мировой войны (1914г., 1915 г., 1916г.)». Так изучаем вопросы культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и т.п. заранее готовлю листы с заданиями для каждой группы, которые затем выполняют эти задания (на уроке, вне его) с помощью компьютерного учебника и готовят выступление по результатам проделанной работы.
В обучении обращаю внимание на требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям и склонностям учащихся на ступени основного, среднего (полного) общего образования. Стараюсь осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку, стремлюсь помочь развить личность ученика с учетом его склонностей, способностей и интересов. Это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного ученика, осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.
Использование инновационных технологий позволяет повысить мотивацию детей к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность детей на уроках. Современные приемы и методы работы на уроках истории и обществознания способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации.
Среди 10-11 классов в 2013 году мною было проведено анкетирование по теме: «Изучение познавательных интересов и способностей учащихся по истории и обществознанию» и получила следующие данные
Содержание вопроса | Количество учащихся(%) |
Какие формы уроков вам нравятся? | |
Урок-лекция | 65 |
Урок защиты проектов | 73 |
Урок-зачёт | 48 |
Урок-размышление | 58 |
Деловая игра | 69 |
Мультимедийный урок | 87 |
Какая деятельность на уроке вам нравится? | |
Работа с учебником | 47 |
Работа с историческим источником | 53 |
Работа с картой (в т.ч. контурной) | 72 |
Защита устных заданий, выполненных в группе | 59 |
Выполнение письменных самостоятельных заданий | 56 |
Защита письменных работ, выполненных индивидуально | 49 |
Участие в компьютерном тестировании | 85 |
Взаимопроверка | 74 |
Работа над проектом | 65 |
Работа в роли консультанта | 85 |
Творческая работа (исследовательская работа, реферат, сочинение, эссе, доклад, составление тестов и кроссвордов, рисование, изготовление наглядного пособия и т.д.) | 68 |
С той же целью я проводила блиц-опрос старшеклассников. На вопрос: «Какие изменения влечет за собой использование учителем истории и обществознания на ур оках новых форм и методов работы, в том числе и компьютерных технологий?» 95% ответили, что это воспитывает молодежь, позволяет ей нестандартно мыслить, вносить новое содержание в производственную и социальную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получает...
Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителейКогда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения ...
Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. В своей работе я использую различные технологии и хочу о некоторых рассказать....
Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.
Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.ользование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания....
Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания. Из личного опыта.
Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.Техн...
Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.
Описаны современные педагогические технологий на уроках истории и обществознания, которые можно использовать....
Распространение опыта «Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания для повышения качества знаний ».
В настоящее время в России происходит становление новый системы образования. Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием образования ( инициатива «Наша новая школа», переход на ФГОС новог...