Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания. Из личного опыта.
статья
Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Технологические идеи не являются в дидактике и педагогике абсолютно новыми. Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще Ян Амос Коменский 400 лет назад. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А. Коменский назвал «дидактической машиной». Для неё важно: отыскать цели; отыскать средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Сегодня актуальным является вопрос: “Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?”
В своей работе я ставлю целью найти ответ на поставленные вопросы:
-как научить ребят находить истину?
- как сделать урок эффективным, интересным для ребят?”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических технологий
на уроках истории и обществознания. Из личного опыта.
Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Технологические идеи не являются в дидактике и педагогике абсолютно новыми. Мысль о технологизации процесса обучения высказал еще Ян Амос Коменский 400 лет назад. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А. Коменский назвал «дидактической машиной». Для неё важно: отыскать цели; отыскать средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Сегодня актуальным является вопрос: “Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?”
В своей работе я ставлю целью найти ответ на поставленные вопросы:
-как научить ребят находить истину?
- как сделать урок эффективным, интересным для ребят?”
Образовательные технологии, которые я использую в своей работе.
На первом уроке истории особое внимание уделяю оформлению тетради. Первые два листа отводятся для хронологической таблицы, последние для исторических терминов. Даты, термины встречаются на каждом уроке. Они вписываются в данные таблицы. Овладение хронологией дается школьнику далеко не сразу, поэтому обязательными элементами урока будет работа с хронологией и терминами.
Формы работы различны:
- Карточки: учитель показывает дату, дети называют событие.
- Хронологический диктант.
- Исторический диктант
- Узнай событие, узнай дату. Ученики получают карточку с наклеенными фрагментами контурной карты. Рассказать о событии.
- Составь кроссворд.
Такие формы работы развивают представление о времени и помогают в усвоении хронологии; формируют исторические понятия.
Обязательные моменты урока работа с картой, т.к. исторические события происходит не только во времени, но и пространстве. Поэтому надо создавать у учащихся правильное представление о месте, где происходило событие. Территория является ареной всех исторических событий и условия местности определяют ход событий (Событие + место называется локализаций). Локализация не отдельная, обособленная от их изучения работа. Она включается в общий учебный процесс и достигается при помощи наглядных пособий; исторических карт, схематических планов, военных операций, видеофильмов. Таким образом, карта, картографические пособия и другие наглядные пособия - необходимые и обязательные пособия на каждом моем уроке.
На каждом уроке обязательным элементом является работа с текстом учебника. Учебник, содержащий систематическое изложение материала, предусмотренной программой и подлежащей усвоению, является основным учебным пособием школьника. Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие: на уроках истории систематически работать с учебником, облегчить детям сознательное закрепление материала, научить их работать с книгой, самостоятельно извлекать исторические знания из книги, оперировать материалами, содержащимися в учебнике. Применяю следующие приемы:
- Все виды чтений (объяснительное, комментированное, выборочное, самостоятельное).
- В рассказе учителя ссылка на текст учебника (на странице найти описание, высказывание).
- Разбивка текста на части. Выделение главного. Составление плана.
- Работа над терминами, определениями, выводами.
- Осмысливания исторического материала. Работа над вопросами и заданиями.
- Работа по анализу содержания рисунков, исторических документов.
Таким образом, вся система моей работы направлена на формирование способностей глубокого усвоения исторических знаний.
Правильность и системность в проектировании технологии, четкость и наглядность её этапов, процесса в целом, обеспечивается за счёт построения учителем технологической схемы или технологической карты.
Технологическая карта – описание учебного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности педагогических действий (часто в графической форме) с указанием используемых приемов, методов и средств. Идея составления технологических карт для проектирования учебного процесса принадлежит В.М. Монахову. Он охарактеризовал технологическую карту как «паспорт учебного процесса». Он позволяет учителю четко спроектировать учебный процесс на основе анализа учебных текстов и их содержательно-функциональной значимости для освоения программного материала.
При изучении определённой главы, раздела (крупной темы) по истории я пользуюсь технологической картой, которая приведена ниже:
Технологическая карта
Содержательные линии главы | Ключевые знания | Достаточные или второстепенные знания | Интегрированное, сопутствующее повторение | Труднодоступные знания, темы | Внутрипредметные связи | Интеграция с другими предметами |
По своей сути конструирование обучающей технологии – это системная проектировочная деятельность учителя истории, позволяющая запрограммировать образовательную ситуацию, сделать её прогнозируемой, прозрачной и управляемой, обеспечивающей конкретный результат. Критериями в этом случае могут выступать составляющие элементы технологической карты.
Технология проблемного обучения в истории
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Методические приемы создания проблемной ситуации:
- учитель подводит учеников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает ученикам рассмотреть явление с различных позиций,
- побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи.
Технология проблемного обучения на уроках истории является объективной необходимостью, на это есть ряд причин:
1) В современной исторической науке продолжаются различные дискуссии:
- спор «западников» и «славянофилов» об оценках деятельности Петра I;
-альтернативы развития российского общества после Февральской (1917 г.) революции;
- революция или переворот (октябрь 1917 г.) и др.
Учащиеся вольно или невольно втягивается в полемику, развернутую на страницах учебников.
2) Применение в преподавании истории в старших классах концентрической системы требует отхода от дублирования материала, изучаемого в 5-9 классах, и работы по основным ключевым, узловым проблемам. Обучение строится на выявлении сущности исторических явлений, причинно-следственных связей и отношений, закономерностей исторического развития. Большое значение отводится исследовательской работе учащихся по изучению фактов, событий, явлений на основе исторических источников, документов, мемуарной, документальной литературы.
Учебник, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться. Какова специфика работы с книгой при проблемном обучении? Какие виды работы ученика с книгой характерны при проблемном обучении? Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.
Задания бывают несколько видов:
- логически-поисковые - связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых.
- констатирующие - работы, включающие познания и описания новых знаний.
- творческие проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.
Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять Результативность: создавая проблемную ситуацию, учитель направляет учеников на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Технология критического мышления.
Термин «критическое мышление» был одним из ключевых в философии Карла Поппера. Согласно его теории всякий живой организм действует как решатель проблем.
Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
Я сделала для себя вывод, что на уроках истории, где я применяю элементы этой технологии, учащиеся эффективнее усваивают полученные знания и это особенно заметно при проверке домашнего задания.
Умения, относящиеся к критическому мышлению:
- нахождение аналогий и других видов отношений между частями информации;
- определение значимости информации для структурирования и решения проблемы;
- нахождение и оценка решений или альтернативных путей рассмотрения проблемы;
- установление проблемы в тексте информации.
Это означает, что учащиеся должны самостоятельно определить проблему и применить уже имеющиеся у них знания для ее решения.
Запросы современного общества направлены:
- на развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.),
- на формирование ключевых компетенций (системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях).
В механизме технологии критического мышления присутствуют три фазы: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии вызова необходимо активное участие в анализе собственных знаний по заданной теме. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания, которые могут стать базой для усвоения новых знаний.
Существует множество приемов технологии критического творческого мышления и форм обучения, которые снижают стрессовое состояние школьников, повышают степень усвоения материала:
1. Мозговая атака.
2. Разбивка на кластеры.
3. Групповая и индивидуальная работа.
4. Взаимоопрос и взаимообучение.
5. Синквейн.
6. Знаем/Хотим узнать/Узнали.
7. Пятиминутное эссе.
8. Фишбоун «Скелет рыбы».
9. Модельные уроки: 6 шляп критического мышления и т.д.
Результаты, к которым приводит использование технологии критического мышления:
1.Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;
2.Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
3.Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;
4.Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;
5.Развитие умения анализировать полученную информацию.
Я часто на своих уроках использую приём синквейнов.
Примеры синквейнов, составленные моими учениками в разных классах, по различным темам.
История
Подлинная, гуманитарная
Расследует, устанавливает, черпает
Изучает человека в прошлом
Память
Князь Владимир
Человеколюбивый, дальновидный
Расширил, крестил, укрепил
В народе названный «Красно Солнышко»
Христианин
Жанна д’Арк
отважная, неординарная
сожгли, реабилитировали, канонизировали
главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне
Орлеанская дева.
Империя
Российская, многонациональная
развивается, содержит, поддерживает
закончилось территориальное оформление страны
государство
Технология модульного обучения в истории
На уроках истории я применяю модульные технологии. Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.
Модульная технология интересна и эффективна для старшей школы, так как позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы.
Наиболее существенными элементами модульной технологии можно обозначить:
• блочное (модульное) построение учебного материала;
• мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
• преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;
• организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.
Содержание обучения по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Главная особенность модульной конструкции - наличие целевого плана действий. Постановка целей осуществляется и при формировании модуля учителем, и при отработке модуля на уроке. Учитель строит модуль, определяя цели. Сначала ставится комплексная дидактическая цель (КДЦ). На основе КДЦ формируются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), после чего создаются модули (М). Выполнение ИДЦ позволит достичь КДЦ. В свою очередь ИДЦ позволяет сформулировать дидактические цели (ДЦ) и частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы (УЭ). Таким образом, модульная программа (МП) строится на основе иерархии целей.
Эту технологию удобно использовать в преподавании истории, когда большой объем материала и недостаточное количество учебных часов.
Основой модульного обучения является:
1. Программное обучение. Заимствуется идея активности ученика в процессе четких действий.
2. Теория поэтапного формирования умственных действий, прослеживается индивидуальный подход к учащимся.
3. Кибернетический подход. Обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.
4. Психология. Используется рефлексивный подход.
5. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения.
В учебной практике работы я чаще всего осуществляю модульное деление курса и темы следующим образом:
- первые уроки по изучению нового материала имеют форму лекций;
- вторые - углубление изучаемого материала с применением самостоятельной подготовки учеников в форме семинаров;
- третьи направлены на закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных на предыдущих уроках, проходят в форме практикумов;
- четвертые - уроки контроля и проверки знаний, уроки-зачеты.
Примером урока с использованием модульной технологий может служить урок, разработанный мною - «Владимиро-Суздальское княжество», 10 класс.
Урок – модуль: Владимиро-Суздальская Русь (10 класс)
Учебный элемент (УЭ-О).
В результате работы ты должен узнать:
- Как природно-географические условия повлияли на экономическое развитие Северо-Восточной Руси и ее становление как центра русской государственности.
- Как и почему возвышалась Северо-Восточная Русь в ХII–XIII веках при князьях Мономаховичах.
В ходе работы над заданиями ты должен уметь:
- анализировать исторические факты;
- составлять тесты и план к тексту;
- сравнивать политическую деятельность князей;
- определять исторические даты на основании известной информации;
- обобщать материал и делать выводы;
- оценивать ответ товарища;
- отвечать на поставленные вопросы.
Источники изучения темы:
- Учебник А.Н. Сахарова, И.В. Загладин “История России с древнейших времен до конца ХVII в.” М.: ООО «Русское слово- учебник», 2017
- Атлас. Карта “Русские земли в ХII–нач. ХIII века ”
- Рабочая тетрадь
Учебный элемент – 1(УЭ-1)
Владимиро-Суздальское княжество: географическое положение и природные условия. Славянская колонизация.
- На контурной карте в рабочей тетради обведи границу княжества, определи его географическое положение. Отметь крупные города.
- Используя материал учебника, составь два вопроса к тексту (с. 124–125), которые начались бы со слов “Кто” и “Как”.
- Работа в паре. Познакомь товарища со своими вопросами. Попытайся ответить на вопросы товарища.
- Составь в тетради план “Влияние природно-географического фактора на развитие Владимиро-Суздальского княжества”. Сделай вывод. Запиши его.
Учебный элемент – 2(УЭ-2)
Возвышаться Северо-Восточная Русь стала при Владимире Мономахе. Его столицей был город Ростов. Сын Владимира Юрий наследовал “отчину” и перенес столицу в Суздаль.
Используя материалы учебника (с. 126–127), ответь на вопросы тестов:
1. В каком году Северо-Восточная Русь вошла в состав “отчины” Мономаховичей?
а) 1065 г. б) 1073 г. в) 1113 г.
2. Почему сына Владимира Мономаха Юрия назвали Долгоруким?
а)У него были длинные руки;
б) он характеризовался жаждой власти и подчинения Киева;
в) при его правлении наметилось экономическое и политическое возвышение и обособление края.
3. Определи и запиши в тетрадь годы правления Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве.
4. Установи соответствие городов и устройства политической власти в них:
а) сильная княжеская власть
б) ведущая роль боярских группировок
1. Владимир 2. Ростов. 3.Ярославль. 4. Суздаль
5.Выдели основные направления внутренней и внешней политики Юрия Долгорукого.
6. Составь два теста относительно рождения Москвы. Обменяйся тестами с товарищем. Реши их.
7. Сделай вывод о правлении Юрия Долгорукого, запиши его в тетрадь.
Домашнее задание: составить по 5 тестов по периодам княжения Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.
Игровые технологии.
1. В качестве части урока (при работе с хронологией и терминами). Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).
Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?
Хронологическая дуэль: команды задают вопросы, требующие знание дат, словарная дуэль - аналогичная работа с терминами.
Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.
2. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока.
При проведении повторительно-обобщающего урока “Русь в IX-XIV веке” проводила игру “Что? Где? Когда?” в 6-м классе.
1. “Славянский поселок” - картина: расскажи о жизни и занятии славян. Как образовалось древнерусское государство показать на карте.
2. Как представляешь Древний Киев? Расскажи об управлении государством? Назови имена князей?
3. Почему Русь распалась на самостоятельные княжества? Покажи княжества карте.
4. Какие захватчики вторглись в пределы Русского государства?
5. Рассказать о монголо-татарском нашествии и о разгром крестоносцев.
6–7. Две музыкальные паузы.
Для игры прошу ребят дома подготовить по 5 вопросов. Лучшие вопросы отбираю для игры. Это усиливает интерес к игре, так как не знают, чьи вопросы взяты для заданий
Групповые и коллективные технологии
Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения реализовать на практике и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.
Какие разновидности групповых технологий использую в работе:
1. Групповой опрос для закрепления и повторения материала. Разбиваю класс на группы. Группа получает перечень вопросов. Консультант ведет опрос: зачитывает вопрос, желающий из группы отвечает. Ответы ученика, если нужно дополняются, оцениваются консультантом. Работа групп происходит в полголоса, чтобы не мешать. Вопросы и задания для групп - различны.
2. Общественный смотр знаний - одна из форм групповой познавательной деятельности. Общественный смотр знаний по теме "3 революции в России” провожу следующим образом: на последних картах - консультанты два варианта выполняют задания на карточках.
- Исторические термины.
Диктую значение - дети записывают термин. Как правило, беру 10 терминов - для оценки. Выполнив работу - передаем на последнюю парту консультантам для проверки.
Хронологический диктант.
- Тесты.
- Историческая личность, историческая путаница, кому принадлежат слова.
- Географические название. Имена.
- Устные вопросы (5 заданий проверяют консультанты, выставляя оценки за каждый вид работы. Шестое задание отмечают правильные ответы. Средний балл является оценкой за урок).
Технология проектного обучения в истории
Проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации деятельности разработчиков проекта, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определённое время (от одного урока до 2 – 3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. В ходе поиска решения учебно-познавательной проблемы учащиеся самостоятельно приобретают новые знания, общеучебные умения; овладевают основами исследовательской, творческой, а порой и изобретательской деятельности, совершенствуют комплекс собственных компетентностей.
Проектную технологию, как и некоторые другие, относят к технологиям XXI века. Она позволяет сформировать у учащихся готовность к восприятию нового, способности его переработки, интерпретации и трансформации; помогает развивать самостоятельность в принятии решений в новых условиях адаптироваться к этим новым условиям, развивает основы коммуникативной деятельности, которые будут востребованы не только в рамках школы, но и за её пределами. Проектная деятельность также во многом пересекается с дифференцированным, развивающим, компетентностным подходами к обучению.
Для современной школы наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные (в том числе социально-ориентированные), информационные проекты.
Существуют различные классификации проектов. В частности, проекты классифицируют с позиции преобладающего метода:
1. Исследовательские, основанные на исследовательском методе, предполагающем четкость структуры, прозрачность целей, актуальность и социальную значимость, экспериментальную часть.
2. Творческие основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся. В отличие от исследовательского проекта, здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (экспедиция, журнал, газета, передача по радио, видеофильм и т.п.).
3. В игровых проектах структура может изменяться до окончания проекта (но не сама технология), участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта. Результаты проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению, поскольку представление о роли, взаимоотношениях персонажей у участников могут меняться. Данный вид проекта предполагает высокий уровень развития творчества, артистизма и воображения.
4. Информационный проект основывается на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализе и обобщении фактов, явлений и процессов с целью донесения её до аудитории. Безусловно, в этом случае важна четкость структуры проектной деятельности.
В процессе проектов, я как учитель, могу:
а) открыто участвовать в работе, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников (помочь организовать встречу, посещение редакции и т.п.);
б) косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих учеников, я также считаюсь участником проекта, о чем должны непосредственно знать учащиеся.
Использование кейс-технологии в обучении истории
Существуют различные обозначения данной технологии обучения, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций, деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе.
Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Обучающийся должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения.
Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) кейсы и «кабинетные» (выдуманные) кейсы.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.
Акцент данной методики переносится не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учащегося и учителя, отсюда принципиальное отличие метода от традиционных методик.
Результатом данного метода являются не только знания, но практические умения и навыки овладения технологией.
Прежде чем взяться за внедрение данной технологии в свою деятельность, учитель должен ответить на следующие вопросы:
1.Для кого и для чего пишется кейс;
2.Чему должны научиться учащиеся;
3.Какие уроки они из этого извлекут.
Разбор кейсов может быть, как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация кейсов также может быть индивидуальной или групповой. Так называемый “сильный” кейс должен быть кратким, четким, понятным. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).
Примерный алгоритм действий:
1) Домашнее задание учащегося;
2) Определение сроков выполнения домашнего задания;
3) Ознакомление учащегося со структурой кейса и системой оценивания кейса;
4) Определение формы урока;
5) Проведение консультаций;
6) Работа в кейсе на уроке.
Действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу. Весь процесс подготовки кейса основан на навыках и умениях работы с информацией, что позволяет актуализировать свои знания и активизировать научно-исследовательскую деятельность. Хороший кейс, как правило, учит искать неординарные подходы, т.к. не имеет единственно правильного решения. «Я особенно ценю в методе независимость мышления, – говорит Питер Экман. – В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведёт вас к нужным результатам».
При обучении на основе кейсов можно использовать несколько форматов дискуссии:
Учитель – ученик: перекрёстный допрос.
Ученик – ученик: конфронтация или/и кооперация.
Учитель – класс: «безмолвный формат» (вопрос, первоначально адресованный одному ученику, а потом и всему классу, когда нет ответа).
Любой кейс даёт возможность учителю использовать его на различных этапах образовательных процесса: на стадии обучения, проверки результатов обучения.
Использование кейсов в процессе обучения обычно основывается на двух методах: первый – открытая дискуссия. Альтернативным методом является метод индивидуального или группового опроса, в ходе которого учащиеся делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного кейса, свои решения и рекомендации.
В свободной дискуссии преподаватель обычно задаёт в начале вопрос: «Как вы думаете, какая здесь основная проблема?» Затем он руководит дискуссией, выслушивая аргументы за и против и объяснения к ним, контролируя процесс дискуссии, но не её содержание, ожидая в конце дискуссии письменного анализа кейса от конкретного ученика или группы учеников. Кейсы помогают ученикам приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные, не структурированные проблемы.
Пример кейса, которые я практикую на уроках.
Урок истории в 6 классе по теме «Правление царя Алексея Михайловича».
Данный кейс можно использовать на уроке либо как дополнение к домашнему заданию после изучения всей темы. Решая проблему кейса, учащиеся дают оценку роли личности царя Алексея и исторического периода. Влияние политики царя на дальнейшую судьбу России на пути становления самодержавия.
Современники искренне любили царя Алексея Михайловича. Самая наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему. В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз никого не пугал, но ободрял и обнадеживал. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было благодушно-приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная фигура его сохраняла величавую и чинную осанку. (Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович. Исторический сборник под редакцией В. В. Каллаша, с. 103-132.)
Достоинство царя Алексея с некоторым восторгом описывали лица, вовсе от него независимые, - именно иностранцы. «Такой государь, какого желали бы иметь все христианские народы, но не многие имеют». «При неограниченной власти своей в рабском обществе царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь».
Царь Алексей не умел и не думал работать. Жить и наслаждаться он мог среди «малой вещи», как он называл свою охоту. Вся его энергия уходила в отправление того «чина», который он видел в вековом церковном и дворцовом обиходе. Вся его инициатива ограничивалась кругом приятных «новшеств», которые в его время, но независимо от него стали проникать в жизнь московской знати. Управление же государством не было таким делом, которое царь Алексей желал бы принять непосредственно на себя.
Царь Алексей не мог быть бойцом и реформатором. Между тем, течение исторической жизни поставило царю Алексею много чрезвычайно трудных и жгучих задач и внутри, и вне государства. Шла горячая, напряженная деятельность. Он везде, постоянно с разумением дела, постоянно добродушный, искренний и ласковый. Но нигде он не сделает ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперед.
Приказ Тайных дел, а в нем сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они дела всякие царские, тайные и явные; и в тот приказ бояре и думные люди не входят и деле ведают, кроме самого царя. А устроен тот приказ при нынешнем царе для того чтоб его царская мысль и дела исполнялись все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали.
Иностранцы так оценивали происходящее: «Русские как бы рождены для рабства. Рабамии крепостными являются все они. Русское управление должно считаться находящимся в близком родстве с тиранией. Вельможи должны безо всякого стыда, помимо того, что они ставят свои имена в уменьшительной форме, называть себя рабами и переносить рабское обращение».
- Каким представляется вам Алексей Михайлович как правитель и как человек? Справедливо ли его считали «тишайшим»?
- Как царь относится к окружающим его людям?
- Сравните систему государственного управления Руси при Алексее Михайловиче и в XV - XVI веках? Что изменилось за два века? Какая политическая система утвердилась при царе Алексее? Не противоречит ли «тихость» царя явному усилению самодержавия в период его правлении?
- Какими методами управлялась страна? Как обеспечивалось в государстве соблюдение законов?
Определите проблему и дальнейшее развитие государства.
Типы уроков.
- Урок анализа домашних заданий.
- Урок выравнивания знаний.
- Урок постановки учебной задачи.
- Урок решения учебной задачи.
- Урок формирования общего способа
- Урок моделирования содержания материала или способов решения.
- Урок самоконтроля.
- Урок самооценки.
- Урок учебной деятельности (творческого развития).
- Урок усвоения групповых форм учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...
Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока
Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...
Использование современных технологий на уроках истории и обществознания
Выступление на ГПО учителей истории и обществознания и презентация к выступлению...
«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»
Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...
Методическая разработка "Возможности использования интерактивных технологий на уроках истории и обществознания" (обобщение опыта)
Раскрыты приемы использования интерактивной доски на уроках....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из личного опыта)
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При это...