Методическая разработка. Урок: Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.
методическая разработка по химии (10 класс)
Представленный материал помогает систематизировать информацию о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.
Составленные задания позволят закрепить знания по классификации и номенклатуре органических веществ, а также сравнить химические реакции с участием органических и неорганических веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_himicheskih_reaktsiy_i_vidy_reagiruyushchih_chastits.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
10 Класс
Урок: Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.
Цель: Обобщить, закрепить знания учащихся по теме «Реакции органических соединений» в процессе опроса и решения упражнений.
Задачи: а) Образовательные:
Повторить и закрепить признаки протекания химических реакций, типы химических реакций по количеству и составу исходных и образующихся веществ.
б) Развивающие:
Развивать умение логически мыслить, применять полученные знания на практике, сравнивать и обобщать полученные факты.
в) Воспитательные:
Развивать способность к взаимовыручке, проводить рефлексию собственной деятельности.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование и реактивы: на столах учащихся- тексты с упражнениями, у учителя: железный гвоздь, раствор сульфата меди(II), известковая вода, стеклянная трубочка и стакан, спиртовка, бихромат аммония (крист.), растворы серной кислоты и хлорида бария, штатив с пробирками.
Ход урока: I. Оргмомент
II. Целеполагание и мотивация
Итак, ребята, нами пройдена еще одна глава органической химии, и сегодня на уроке мы должны закрепить наши знания по пройденной теме, обобщить, систематизировать материал о: типах химических реакций, механизмах образования и разрыва химических связей в органических веществах, рассмотреть виды реакционоспособных частиц.
III. Актуализация
Давайте вспомним, как классифицируют химические реакции по принципу изменения состава молекул ?
Далее учитель предлагает выполнить ребятам тренажер.
Тренажер. Определение типов химических реакций
- вставьте пропущенные слова.
Реакции, в результате которых осуществляется замена одного атома или группы атомов в исходной молекуле (субстрате) на другие, называют реакциями ……. Реакции, в результате которых две или более молекул реагирующих веществ соединяются в одну, называют реакциями …….. Реакции, в результате которых из молекул исходного соединения образуются молекулы нескольких новых веществ, называют реакциями …….. Реакции, в результате которых из молекул одного вещества образуются молекулы других веществ того же качественного и количественного состава, называют реакциями ………..
Варианты ответов:
Отщепления (элиминирования)
Объединения
Изомеризации
Разложения
Присоединения
Замещения
IV. Систематизация
Речь учителя: На предыдущем уроке мы говорили с вами о том, что к каждому из четырех приведенных типов реакций, можно привести пример как с органическими, так и с неорганическими веществами. Последними я и воспользуюсь для того, чтобы на опытах продемонстрировать вам разные типы химических реакций. А ваша задача- распознать, какой опыт иллюстрирует тот или иной тип реакции.
Опыт1.Опустить железный гвоздь в раствор сульфата меди(II).
Учащиеся наблюдают появление красного налета меди на гвозде, составляют уравнение реакции, определяют ее тип.
Fe+CuSO4 FeSO4+ Cu (р.замещения)
Опыт 2. С помощью стеклянной трубочки пропустить углекислый газ через известковую воду. Ребята наблюдают помутнение раствора. Отмечают выпадение осадка карбоната кальция.
CO2+ Ca(OH)2 CaCO3 +H2O (р. соединения)
Опыт 3. На асбестовую сетку насыпать горкой бихромат аммония, и коснуться ее нагретой стеклянной палочкой. Образуется оксид хрома (III) зеленого цвета.
(NH4)2Cr2O7 Cr2O3+N2 +4H2O (р. разложения)
Опыт 4. К раствору серной кислоты прилить раствор хлорида бария. Учащиеся наблюдают выпадения белого осадка сульфата бария.
H2SO4+BaCl2 BaSO4 + 2 HCl (р. обмена, перегруппировки)
V. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях
Речь учителя: А теперь, закрепим знания о типах химических реакций на примере органических веществ.
Упражнение 1. (работа у доски, учитель просит называть исходные вещества и продукты реакции, тем самым закрепляя знания по классификации и номенклатуре орг. веществ.)
Определите тип химической реакции по принципу изменения состава молекул.
А) C4H10 C4H8 + H2
Б) C6H6 + HNO3 C6H5NO2 + H2O
В) CH3 – CH = CH – CH3 t кат. CH2 = CH – CH2 – CH3
Г) C3H6 + H2 C3H8
Упражнение 2. (комментарии учащихся с места)
К какому типу химической реакции относится реакция гидратации этилена?
t, H 3 PO4
H2C = CH2 + H2O H3C – CH2OH
А) Восстановления В) Полимеризации
Б) Отщепления Г) Присоединения
Вопрос к классу: Какой процесс в органической химии принято называть окислением?
Упражнение 3.( учащиеся работают у доски, дополнительно дают названия веществам)
В представленной цепочке превращений определить тип реакции на каждой из стадий:
O O
C2H6 C2H4 C2H5OH CH3 – C CH3 – C
H OH
Вопрос к классу: Какие типы разрыва ковалентной связи Вам известны ? Какие виды реакционоспособных частиц при этом образуются ?
Упражнение 4. .( комментарии учащихся с места)
Определить тип разрыва связи в следующих схемах:
А) CH2ClCOOH CH2ClCOO – + H+ В) RO – OR 2RO . +
Б) Br2 2Br . Г) CH3 – CH – CH3 CH3 – CH – CH3 + :Cl –
Cl
Вопрос к классу: Как в органической химии называют основное соединение, участвующее в реакции, и как называют вещество более простого строения, тоже участвующее в реакции ?
Упражнение 5. (работа в парах)
Определите реагент и его тип, а также способ разрыва связи в субстрате:
А) Cl . + CH4 CH3 . + HCl
Б) CH3 – CH2 –Br + OH – CH3 – CH2 – OH + Br –
VI. Проверка уровня обученности
ТЕСТ. «Проверь себя!»
1. Определите тип химической реакции по принципу изменения состава молекул:
CH4 + Br2 CH3Br + HBr (а – замещения, б - обмена, в - присоединения)
2. Определите тип химической реакции по принципу изменения состава молекул:
CH2 = CH2 + HBr CH3 – CH2Br (а – присоединения, б – замещения, в – обмена)
3. К какому типу относятся реакция превращения бутана в изобутан?
А) отщепления Б) изомеризации В) присоединения
4. В реакциях присоединения молекулярная масса вещества ………..
А) не изменяется Б) увеличивается В) уменьшается
5. В реакциях изомеризации молекулярная масса вещества ………..
А) уменьшается Б) увеличивается В) не изменяется
VII. Информация о домашнем задании.
VIII. Рефлексия.
IX. Завершение урока с выставлением и комментарием отметок.
Речь учителя:
Ребята, перечислите основные понятия и термины, использованные на уроке?
( Ответ учащихся: гомолиз, гетеролиз, электрофил, нуклеофил, радикал, субстрат, реагент, реакции: замещения, присоединения, разложения, обмена, окисления, восстановления.) Итак, сегодня, мы систематизировали наши знания о типах химических реакций. Преемственность данного вопроса заключается в том ,что его мы рассматривали как в курсе неорганической химии, также будем в дальнейшем накапливать знания по данной теме при изучении органических соединений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обобщение и систематизация знаний по подтеме "Химические реакции" ". Химия. 8 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний по Тверской программе по химии. Проведён в рамках ИКТ с использованием ЦОР (Цифровых образовательных ресурсов)....
Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»"
Урок разработан с учетом обобщения и систематизации знаний учащихся об имени прилагательном в 6 классе...
Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии в 10 класса
Данная разработка включает разработку урока с приложегиями и самоанализ урока....
Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по темам "Высшие споровые растения. Голосеменные растения"с тестами 7класс
Разработка урока может использовать для систематизации , повторения и коррекции знаний о споровых иголосеменных растениях. спомощью теста можно проверить качество усвоения знаний....
Обобщение и систематизация знаний по теме "Химические реакции"
Презентация к уроку включает: актуализацию опорных знаний,ряд самостоятельных работ по повторению классификаций химических реакциий,гидролизу, реакциям ионого обмена,д\з (задача, цепочка превращений)....
Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»
В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганиче...
Урок химии в 10 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций в органической химии"
Содержание урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта....