Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.
статья на тему
Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уроке литературы мы даем возможность детям спросить себя: Кто я? На что способен? И ответить на вопрос: как поступить в той или иной ситуации, т.е. «от феномена литературы мы идем к феномену жизни». Находить ответы на вопросы в литературе- этому надо учить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_duhovno.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя русского языка и литературы.
Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.
МБОУ СОШ № 5 п.Ленинский Алданского района РС( Якутия)
Учитель русского языка и литературы
Масошина Людмила Валентиновна
учитель высшей категории,
отличник образования РС(Я)
Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уроке литературы мы даем возможность детям спросить себя: Кто я? На что способен? И ответить на вопрос: как поступить в той или иной ситуации, т.е. «от феномена литературы мы идем к феномену жизни». Находить ответы на вопросы в литературе- этому надо учить.
Серьезны проблемы современных школьников- не читают, не хотят. Что делать? Начинать нам, учителям, надо с основного - с урока. Как на уроке всё пойдет, таков результат.
Главное для меня при работе с детьми на уроке литературы- постижение смысла текста, привлечение ребят к активному диалогу через отражение своего «я», воспитание внимательного, вдумчивого читателя.
В стандартах нового поколения, что касается уроков литературы, заявлено следующие:
- Формирование духовно-нравственной личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием.
- Использование опыта изучения произведении литературы в повседневной жизни.
Основной вопрос, который стоит перед преподавателями литературы сегодня: как воодушевить уроки, чтобы они стали своеобразным руководителем по жизни?
Философское кредо учителя
- Истина относительна;
- Проблема не может иметь конкретного решения;
- А если нетрадиционный взгляд на проблему, на героя? Логика стереотипов;
- Не просто читать, а вглядываться, всматриваться, наблюдать, замечать;
- Проблема интересует ученика сейчас, сегодня;
- Герменевтика - вот помощь!;
- Ищи «бессмыслицы» в тексте;
Формы работы, приемы
- Диалог, диспут (из телепередачи 22.02. «Русский устный» по НТВ, обсуждение проблемы неговорения. Только диалог- выход из сложившейся ситуации);
- Работа в парах, группах;
- Урок- исследование;
- Опережающие домашние задания;
- Защита «мысли» (реферат);
- Цитирование, чтение наизусть;
- Устное словесное рисование;
- Ведение урока учеником;
- Уроки- практикумы (по написанию сочинений);
- Составление сюжетного чертежа произведения, героя;
- Составление суперобложки;
- Составление схем, моделей, кластеров, фреймов для выражения первосмысла образа, эпизода, произведения;
- Стоп-кадр
- Чтение фрагментами.
Путь к анализу через архетип
Архетип- древний образец, первичная формула представления человека о мире и о себе.
Эти архетипические образы всегда существуют в человеческом сознании, они в основе религиозных представлений, мифологии, искусства. Это вечные образы и мотивы, к которым всегда обращается настоящее искусство:
- Образ Матери (Богоматери, Земли);
- Образ Отца;
- Образ Дома;
- Образ мрака и света;
- Образ мудрого старца;
- Образ тени-двойника;
- Образ заколдованного сна-смерти.
Технология критического мышления
Известно, что разработана она в США преподавателями университета Северной Айовы Гобартом и Вильямом Смитом. В России начала внедряться с 1997 года. Решает задачи:
- Образовательной мотивации;
- Формирования коммуникативных навыков и ответственности за знания, т.е. социальной компетенции;
Критическое мышление- сложный мыслительный процесс. Он начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Идет процесс интеграции идей и творческого их осмысления. Итог- представление собственного решения.
В основе технологии критического мышления- модель трех стадий, этапов: Вызов- Реализация- Рефлексия.
На этапе Вызов происходит актуализация имеющихся знаний, здесь создается мотивация к изучению вопроса, проблемы.
На втором этапе- Реализация- идет получение и осмысление новой информации.
На третьем этапе рождается новое знание на основе собственных мыслей и систематизации информации.
Из опыта работы
Как мотивировать учеников сразу (на этапе Вызова), заинтересовать, заинтриговать, повысить познавательную активность?
С темы урока (по методике В. Вахромеева – имени урока). На этапе Рефлексии это делают ученики.
Необычные обычные уроки:
- «Быть или казаться» (урок-размышление по творчеству В. Маяковского) в свете философской концепции С. Френе;
- «Русский национальный характер, какой он?». Урок- исследование по повести Н. Лескова «Очарованный странник»;
- «Учитель- ученик. Друзья, попутчики или…». Урок по рассказу Ю.Яковлева«Сережа»;
- «Диванная жизнь». (Гончаров «Обломов»);
- «Легко ли убить человека?». Интегрированный урок по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание»;
- «Понять и простить Сальери?». Урок-размышление по поэме Пушкина «Моцарт и Сальери».
- «Как стать гением?». Урок-мастерская по творчеству Ломоносова;
- «Опуститься на колени». Урок по поэме Н.Некрасова «Русские женщины»;
- «Что было и чего никогда не было». «Мастер и Маргарита» Булгаков;
- «Лживая фамилия и правдивый псевдоним» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»);
- «Награда- мертвые цветы» (по рассказу М.Чванова «Четверо наедине с горами»);
- «Путь к одиночеству» (по рассказу М.Чванова «Четверо наедине с горами»);
- «А при чем здесь собака?» (по рассказу Ю.Казакова «Вон бежит собака»);
- «Ай-ай! Какая же я сволочь!» (по рассказу Ю.Казакова «Вон бежит собака»);
- «Ну вырезают же как-то ее!» (по рассказу Т. Толстой «Чистый лист»).
Необычное начало урока. Интрига для введения первосмысла урока.
Необычное начало урока интригует, активизирует мысль, будит мысль.
- «Я люблю смотреть, как умирают дети» (Какой человек мог так сказать? Первый урок в 11 классе по творчеству В. Маяковского);
- «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Самолюбование? Признание значимости себя или другое? (В.М. Букатов дает подробный анализ ст-я в книге «Тайнопись бессмыслиц в поэзии Пушкина»);
- «Кружевной жасминный вечер мы накинули на плечи…» (метафора из песни А. Днепрова). А сколько их у Есенина? Какие они? Найдите. Урок- практикум;
- Вы когда-нибудь видели «фиолетовые руки на эмалевой стене»? Изобразите. Какие ассоциации у вас возникают? (Урок по творчеству Брюсова);
- А вы знаете, что…
- А вы верите в то, что человек…
- Прихожу на урок. В руках (или на руках) перчатки и белая роза. Читаю строчки: «Превратила все в шутку сначала, поняла, приняла укорять, головою красивой качала…» или «Она пришла с мороза, наполнила комнату ароматом воздуха и духов и не относящейся к делу болтовней…». Это мои любимые стихи,- говорю я. Пишем на доске крупно-крупно «Александр Блок»;
- Приношу на урок икону 18 века с изуродованным лицом мадонны и младенца. Это реликвия моей семьи. Почему она такая?
Детали
Работа с деталью формирует целостное представление о тексте, умение заглянуть в его глубину. В детали, как в капле воды, отражаются ценностно-смысловые, лингвистические, художественные особенности текста и авторской позиции.
«Пиковая дама» А. Пушкин.
- Чепец с огненными лентами, украшен розами;
- Румянец покрыл ее щеки (Лиза)
- Быстрый румянец покрывал его бледные щеки (Герман). Цвет жизни, любви- и смерть, обман, разрушение.
«Судьба Человека» М. Шолохов
- Кожаное пальто (мысль о прошлом, неуловимом, о том, что Соколову рано или поздно надо будет рассказать Ванюше правду);
«Война и мир» Л. Толстой
- Очки Пьера Безрукова- его визитная карточка, символ нравственной близорукости героя, его слабости перед жизнью. Очки- знак замутненности естественного взгляда на жизнь.
«Чистый лист» Т. Толстая
- Рваный плед (в начале рассказа 3 раза)
- Пивной погребок, где проводит время герой
- Глаза- дырки (у врача)
- Больной зуб Инатьева.
«Четверо наедине с горами» М. Чванов
- Замерзшие цветы в руках Второго
В 1926 году Гершензон М.О. писал: «Современный читатель не видит слов, потому что не смотрит на них, мудрая и прекрасная плоть слова ему не нужна, он на бегу, мельком, улавливает тени слов и безотчетно сливает их в некий воздушный смысл, столь же бесплотный, как слагающие его тени».
Провокация, парадоксы. Ломка стереотипов.
Важно включение учащихся в намерено парадоксальные ситуации.
«Гроза» А. Островский.
- Катерина: «люблю мужа и свекровь» ( 1д 5 яв) в 7-ом – «я другого люблю». Так кого же любит Катерина? И может, не зря в неискренности обвиняет ее свекровь?
«Мертвые души» Н. Гоголь
- Чичиков: разбогатеть, стать признанным сыном и отцом, чтобы все знали, что он существовал, был, а не прошел «тенью или призраком по земле, чтоб не было стыдно перед Отечеством». (плут- мошенник- и вдруг такое?)
- У Чичикова нет дома. Он как странник, скиталец. А у Гоголя это связано с богатством? Чичиков- богатырь? И кого везет Русь- тройка?
«Пиковая дама» А. Пушкин
«Старя графине не имела злой души, но была своенравна», «принимала у себя весь город». «Челядь ее, разжирев, делала все, что хотела, обкрадывая умирающую старуху». Так кто же страдалица?
А «самолюбивая» Лиза «чувствовала свое положение и глядела кругом себя- с нетерпением ожидая избавителя».
Интересно, графиня обращается к Лизе- «Лизонька», «матушка», а какие слова вообще говорит Лиза, обращаясь к графине? Тупо, однозначно, сухо, равнодушно отвечает. Молчит, терпит. Не жертвует. Ждет.
И вот Герман «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Не играет. Ждет. В чем же сходство? А может, Лиза- тот самый Герман в юбке?
«Незнакомка» А. Блок
Истина в вине? (вино (какое) или вина(какая))
«Евгений Онегин» А. Пушкин
Симпатию по традиции вызывает образ Татьяны у многих поколений. Читатели, вслед за повествователем любуются Татьяной, но по сути ведь она ограниченная провинциалка. Идеальная русская девушка пишет письмо на французском языке! Избитые штампы в письме. (Писарев)
В письме героини звучат нежные упреки. Получается: ели не будете ездить к нам раз в неделю, то нечего было и показываться. А дальше Татьяна еще более заговаривается: «ты говорил со мной в тиши».
Схемы, символы, фреймы
Обращаясь к символу, схеме мы говорим о символической основе текста.
- Цветовые символы: бурый с бордовыми пятнами цвет- Пьер Безухов, сочный, ядовито-розовый- Наташа («Война и мир»), ярко-красный – Радда из «Макара Чудры» М. Горького.
- Символы-геометрические фигуры: Пьер Безухов сначала квадратный, затем круглый. («Война и мир»)
- Круг (колесо) в самом начале поэмы «Мертвые души» Гоголя. («Вий») Сможет ли герой переступить этот круг, разрушить его или воскреснет для чего-то нового?
- Лужин из «Преступления и наказания» Достоевского- квадрат?
- Григорий Мелехов из «Тихого Дона»- перевернутый конус? (11 кл., Новикова)
- Очки Пьера Безухова превращаются в лупу (подрисовываем ручку). Почему?
- «Загашенный факел»- Печорин из «Героя нашего времени»
- Краски писателя: у Горького черный и белый, у Блока- лиловый, у Маяковского- красный и голубой, А.Платонов- серый, черный, бурый
- «Тело над пропастью натяну канатом» (Маяковский). Рисуем канат.
Быть во всеоружии
Новое время. Другие дети. И мыслят, наверное, по-другому. Поэтому надо быть во всеоружии.
- Читать, знать, что читают дети (Д.Грин «Виноваты звезды»)
- Перечитывать классику и современную литературу, чтобы быть готовыми к диалогу, к принятию самых парадоксальных идей.
- Надо ходить с детьми в кино и обязательно обсуждать увиденное. («Притяжение», фильм Ф.Бондарчука)
- Вчитываться, вдумываться в текст, читая его вслух вместе с детьми.
- И может, не стоит иногда искать в произведении того, чего там нет, а просто наслаждаться поэзией стиха, думая о Вечном («Песнь о собаке» Есенин. Смотрите анализ В.В. Вахромеева в книге «От диалога к полилогу»).
Стилизация
Эссе о мудрых учителях…
Вы- мудрые и талантливые… Ваше привычное к слову перо способно создать музыку ассонансов и рифм.
Вам, самоотверженным бессребреникам, предстоит славный подвиг: поэтически нравственным словом спасти бесконечную Вселенную от лжи, жестокости, зависти и обмана.
Вы, владеющие акварелью истинной поэзии, несущие искру сострадания в сердце человека, рождающие вопросительные знаки истории людских душ, поистине счастливые люди.
(по Евгению Замятину «Мы»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ СЕЛА МУНИНО ПО СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ/
Аннотация ...
Практический показ опыта работы учителя географии и истории Справниковой Галины Гавриловны"Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока"
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными,поэтому у молодых людей искажены представления о доброте,милосердии,великодушии,нравстенности.Школа призвана создавать гражданина и вос...
"Применение современных образовательных технологий." Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.
Описание опыта работы по теме "Применение современных образовательных технологий"...
Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы в старших классах
Вопросы духовно-нравственного воспитания всегда были ключевыми на уроках литературы. Сегодня мы вновь говорим о том, что общество лишь тогда способно ставить и решать важные национальные задачи, когда...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...