Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны
опыты и эксперименты по русскому языку (10 класс)
Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предмета и вызвало реакцию отчуждения учащихся от познавательной деятельности. По данным психологических исследований 80-90-х годов ХХ века, у 70% обучаемых ведущим мотивом посещения школы был морально-дисциплинарный мотив. Это говорит о том, что потенциальная полезность информации, получаемой учащимися на уроке русского языка, невысока, а педагогическая деятельность становится неэффективной, затратной, малорезультативной. Практика показала также, что в традиционной школе учитель крайне редко задаёт себе вопросы: зачем мой предмет нужен учащемуся? Какие личностные качества этот предмет развивает у обучаемых?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt.doc | 299.5 КБ |
esse_graneva_i.yu_.docx | 16.16 КБ |
konspekt_uroka_roman_l.n._tolstogo_voyna_i_mir_v_zerkale_istorii_i_kultury_rossii.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы
Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148
(http://nsportal.ru/graneva-irina-yurevna)
Граневой Ирины Юрьевны
- Наименование опыта.
Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании русского языка
- Условия становления инновационного педагогического опыта.
Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предмета и вызвало реакцию отчуждения учащихся от познавательной деятельности. По данным психологических исследований 80-90-х годов ХХ века, у 70% обучаемых ведущим мотивом посещения школы был морально-дисциплинарный мотив. Это говорит о том, что потенциальная полезность информации, получаемой учащимися на уроке русского языка, невысока, а педагогическая деятельность становится неэффективной, затратной, малорезультативной. Практика показала также, что в традиционной школе учитель крайне редко задаёт себе вопросы: зачем мой предмет нужен учащемуся? Какие личностные качества этот предмет развивает у обучаемых? [1;1]
Общество XXI века нуждается в умной, конкурентоспособной, достойно мыслящей личности, управляющей собственной интеллектуальной деятельностью в социальном взаимодействии с членами этого общества. Этот социальный заказ отражается в проекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Поэтому цели обучения русскому языку определяются этим документом, в котором особое место отводится задаче формирования у учащихся универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
- Актуальность и перспективность опыта.
“Современная школа должна научить учащихся добывать информацию из различных источников информации, включая информационные, привить навыки их критического анализа и сформировать компетентностные умения применять полученные информацию и умения на практике”. [4; 2] Поэтому я считаю, что коммуникативно-деятельностный подход является актуальным и очень перспективным методом в обучении русскому языку, т.к. он ориентирован на практическое овладение русским языком, предусматривает переход от сознательного усвоения учащимися единиц языка к употреблению их в речевых ситуациях, приближающихся к ситуациям естественного речевого общения дома, в школе, с одноклассниками и учителями, в магазине, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми людьми и т.д. Одновременно с этим учащиеся обучаются всем видам речевой деятельности: слушанию, говорению, чтению, письму - в наиболее важных сферах общения.
- Теоретическая база опыта.
- коммуникативная методика преподавания русского языка (Е.А. Быстрова);
-теория использования проектных методов на уроках и во внеурочной деятельности (Нарушевич А.Г);
-личностно-деятельностный подход к обучению и воспитанию (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Зимняя И.А);
-личностно-ориентированные технологии обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, др.);
- технологии, ориентированные на эффективность управления и организации учебного процесса (система КСО - коллективного способа обучения, групповые технологии разных видов - групповой опрос, смотр заданий, учебная встреча, диспут, урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и т.д.);
5. Новизна опыта.
Заключается в том, что отличительной особенностью современного
подхода в обучении, а также нового стандарта основной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. А также главной задачей школьного курса русского языка в настоящее время становится развитие связной речи, т.е. коммуникативная деятельность, что предполагает обязательную и целенаправленную работу над текстом. Текст является сейчас основной дидактической единицей, с помощью которой изучается языковая система. Поэтому вся работа, направленная на познание грамматики русского языка, должна базироваться на анализе связных высказываний. Это развивает речь учащихся, помогает освободиться от формализма в обучении языку, обеспечивает более глубокое усвоение синтаксиса и пунктуации, формирует логическое мышление учеников, их способность распределять внимание между несколькими видами деятельности, расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательную ценность уроков, развивает самостоятельность и инициативу школьников.
- Ведущая педагогическая идея.
Сущность коммуникативно-деятельностного метода в преподавании русского языка характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Такое определение цели обучения подчеркивает, что учащиеся должны научиться не только грамотно, в соответствии с языковыми нормами, говорить, но и приобрести умения:
- задавать вопросы собеседнику;
- выражать согласие или несогласие с услышанным;
- высказывать пожелание, просьбу, оценивать высказывание, поступок и т.д.;
- вступать в общение и вести его.
Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через разного рода компетенции. Под компетенцией понимается совокупность тех знаний и умений, которые формируются в процессе обучения русскому языку и способствуют овладению им. Рассмотрим те виды компетенции, которые имеют непосредственное отношение к изучению русского языка.
Языковая компетенция представляет собой практическое овладение материалом языковой системы в речевом коллективе с русским языком.
Лингвистическая компетенция включает в себя знание основ науки о русском языке, усвоение понятийной базы учебного курса и формирование учебно-языковых умений работы с языковым материалом.
Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи, умения и навыки анализа текста и собственно коммуникативные - умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля речи.
Коммуникативная компетенция предполагает обязательную и целенаправленную работу над текстом. Это развивает речь учащихся, помогает освободиться от формализма в обучении языку, обеспечивает более глубокое усвоение синтаксиса и пунктуации, формирует логическое мышление учеников, их способность распределять внимание между несколькими видами деятельности, расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательную ценность уроков, развивает самостоятельность и инициативу школьников. Другими словами, систематическая, последовательная работа над текстом повышает научный и методический уровень уроков русского языка.
Деятельностные способности формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Коммуникативно-деятельностная методика обучения русскому языку позволяет реализовать в процессе обучения такие цели, как:
- формирование умений и навыков осуществлять речевое общение в типичных речевых ситуациях,
- обучение общению учащихся в процессе деятельности на основе тематически организованного учебного материала,
- создание речевых ситуаций на уроке, способствующих лучшему запоминанию изучаемого материала.
Учебные цели уроков (образовательная, или познавательная, развивающая, практическая и воспитательная) должны быть сформулированы таким образом, чтобы обеспечить достижение конечных результатов. Это можно достичь только во взаимосвязи и на основе практической, коммуникативной, цели, которая является ведущей.
Цели каждого урока должны быть сформулированы конкретно, с указанием того языкового материала, который будет изучаться на данном уроке, и тех речевых умений и навыков, которые будут сформированы на его основе. Итак, для успешной учебной деятельности необходимо осознанное представление целей обучения не только учителями, но и учениками. Учащиеся должны отчетливо понимать, что дает им изучение русского языка, какие умения и навыки могут быть сформированы на уроке при изучении конкретного языкового материала, какое значение имеют они для практического овладения языком. Осознание учащимися целей и задач обучения является одним из продуктивных способов формирования интереса к русскому языку, развития потребности в его изучении.
Важнейшей единицей коммуникативно-деятельностного подхода обучения русскому языку является использование текста в качестве основной дидактической единицы учебного материала, что позволяет использовать в работе нестандартные уроки, которые вызывают, прежде всего, интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствующих оптимальному развитию и воспитанию.
- Виды нестандартных уроков:
- Урок- деловая игра.
- Урок- пресс конференция.
- Урок-соревнование.
- Урок-консилиум.
- Урок-зачет.
- Урок- театральное представление.
- Урок-лекция и т.д..
- Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- диспут;
- заучивание материала наизусть в классе;
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
- Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- поиск лишнего;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями;
- Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению проекта;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
- Технология опыта
Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, т.е. самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией и эффективно использовать ее в учебной и профессиональной деятельности, поэтому в качестве технологии мною была выбрана проектная деятельность, т.к. она полностью соответствует коммуникативно-деятельностному подходу в преподавании русского языка и, конечно, литературы.
Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. [14;31]
Проект очень хорошо помогает в учебном процессе, дополняет и углубляет его содержание.
В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: подготовительный определение проблемы, темы, целей и конкретного продукта), планирование (формирование групп, распределение обязанностей, определение источников информации и т.д.), реализация проекта (сбор и обработка информации), презентация (представление результатов), осмысление и оценка проекта (подведение итогов). Но главное условие все же, на мой взгляд, это совместная деятельность - от выбора темы до выводов.
- Результативность опыта.
При переходе школьников из начальной школы в среднее звено они сталкиваются с рядом проблем, одна из которых – это психологическая, другая – педагогическая, поэтому проводились психолого-педагогические исследования:
- Диагностика отношений учащихся к предмету и педагогу;
- Диагностика учебной деятельности на уроках русского языка.
Диагностировались: учащиеся 6 класса
Мониторинг учебной деятельности по русскому языку
Цель: 1. Повысить интерес к изучению русского языка;
- Сформировать личностные интересы и возможности учащихся.
Для оценки результативности внедрения проекта были выделены следующие критерии:
1) уровень обученности учащихся за 1 год (в 5 кл.) и I полугодие (6 кл.) по русскому языку;
2) уровень сформированности творческих способностей учащихся, отношение к учебному предмету (русскому языку);
3) уровень самореализации учащихся.
Результаты (первого критерия):
Таблица №1 Уровень обученности учащихся
Показатели | 5а класс 2012-2013 учебный год (итоги года) | 6а класс 2013-2014 учебный год (2 четверть) |
Успеваемость, % | 100% | 100% |
Качество знаний, % | 33% | 41% |
Анализ таблицы №1 позволяет отметить, что успеваемость в классе стабильная и составляет 100%, качество знаний по русскому языку повысилось на 8%.
По второму критерию анализировался уровень сформированности творческих способностей учащихся за 5 класс и I полугодие 6 класса по методике Н.А. Вагановой, согласно которой можно выделить следующие типы потенциала детей:
- художественный, когда у ребенка наблюдается склонность к творческим проявлениям именно в художественной деятельности;
- исследовательский, когда ребенок обладает природной любознательностью, стремится к активной поисковой деятельности;
- творческий, когда проявляет вербальное творчество, демонстрирует богатую фантазию и творческое воображение.
Результаты (второго критерия):
Рисунок 1 Уровень сформированности творческих способностей
Анализ данной диаграммы (рис.1) показывает, что происходит рост всех показателей: исследовательский увеличивается на 18%, художественный на 13% и творческий на 14%. Наибольшее значение имеет исследовательский (68%) и творческий (64%), тем самым доказывая высокий творческий потенциал учащихся.
Диагностика отношений учащихся к изучению русского языка
Цель: выявить отношение к изучению русского языка.
Метод диагностики: тест-рисунок "Твоё отношение к уроку русского языка".
Отметить значком тот рисунок, который соответствует твоему отношению к уроку
Диагностировались:
2012 – 2013 учебный год - учащиеся 5а класса
2013-2014 учебный год (1 полугодие) - учащиеся 6а класса
Таблица №2 Диагностика отношений учащихся к изучению русского языка
Отношения | Отрицательное (не нравится) | Нейтральное | Положительное |
2012-2013 5а класс | 18 % | 20% | 62 % |
2013-2014 6а класс | 4% | 6,2 % | 89,8 % |
Рис.№2 Отношение к изучаемому предмету
Таким образом, в результате использования проектных технологий на уроках русского языка повысился уровень мотивации к изучению предмета, что наглядно представлено в таблице №2 и на диаграмме рис.2.
По третьему критерию – выявлению уровня самореализации школьников – одним из показателей работы являются результаты участия детей в творческих конкурсах и олимпиадах.
5а класс 2012-2013 учебный год | 6а класс 2013-2014 учебный год |
|
|
Результаты (по третьему критерию): активное участие учащихся в конкурсах и олимпиадах.
Вывод: Данные результатов мониторинга показывают, что видна позитивная динамика уровня обученности, на лицо личностный рост учащихся, рост их творческих и исследовательских способностей. Коммуникативно-деятельностный подход и технология проектов обучения учащихся позволяет использовать нетрадиционные формы уроков; на уроках закрепления и отработки материала организуется индивидуальная, групповая, фронтальная работа или их сочетание; осуществляется совместная деятельность учителя и ученика.
Библиографический список
- Бердникова Л. И. Русский язык в системе развивающего обучения - Оренбург, Изд-во ООИУУ, 1997.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 2009
- Богданова Г.А. Из опыта проведения уроков - зачетов //Русский язык в школе, 1988, №2.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Рус. язык в школе. - 1996. - № 1.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроке русского языка. - М., 1983.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
- Десяева Н.Д., Наполькова Т. В. Пути организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Пособие для учителя. - М.: Прометей, 1989.
- Калшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984.
- Кирилина Л.И. Современные технологии обучения русскому языку как средств повышения качества образования в условиях модернизации и профессиональная компетентность учителя // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 6 – стр. 82-88.
- Леонтьев А.А. Язык, Речь, речевая деятельность. - М., 1969.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М., 1976.
- Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! 5-11 классы: учебно методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2013.
- Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособия для учителя. - М.:Просвещение, 1986.
- Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения М., 2011. С.31.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Учитель! Воспитай ученика, чтобы было потом у кого поучиться!»
Е.М. Винокуров.
Первое сентября… Сажусь за первую парту. Огромные белые банты вплетены в косички. На столе лежит букварь, и все дети его рассматривают, но я все чего-то жду... И вдруг сквозь суету родителей, шепот первоклассников звучит голос: «Доброе утро! Я ваш учитель, и зовут меня Олимпиада Захаровна!» Это была старенькая женщина маленького роста, с белыми седыми волосами, но увидев ее, я сразу поняла – буду УЧИТЕЛЕМ! Моя мечта сбылась. Я – учитель.
В центре моей педагогической деятельности находится ребенок! Да, да, именно сначала ребенок - субъект обучения и воспитания. И когда между мной, учителем, и учениками появляется гармония, то возникает ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они – важнее всего во всей моей учительской жизни. Их широко раскрытые глаза, а иногда и рты, их сердца, открытые для общения и сотрудничества.
Каждый урок я начинаю с фразы: «Доброе утро. Садитесь, пожалуйста». Только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогает продолжить тропинку к их душам, а это значит, что лексика и фонетика, синтаксис и морфология будут усваиваться лучше.
Современные дети сейчас растут и развиваются в сложное, но одновременно интересное время. Это эпоха компьютеризации и телефонии. Они порой забывают как произносится то или иное слово по-русски, заменяя его иностранным аналогом. Поэтому одним из приоритетных направлений моей деятельности - «экология русского языка». Моей главной задачей, как педагога, является: создание культурно-образовательной, эмоциональной среды вокруг подростка, среды, которая способствовала бы развитию их речи, повышению общей культуры. Этого можно достичь только тогда, когда учащийся стал участником процесса познания. Поэтому на уроках русского языка и литературы я обращаюсь к истории языка, его происхождению, к сопоставительному анализу с другими славянскими языками, к истории России, провожу интегрированные уроки (русский язык и история; русский язык и литература) и применяю проектный метод (попытка создания словарной статьи одного русского слова – от происхождения до современного значения).
Преподаватель – это не только тот, кто учит, но и тот, кто воспитывает. Воспитать хорошего человека труднее, чем вырастить хорошего специалиста. Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому учащемуся, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ребенку осознать в себе личность, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, научить быть добрым, отзывчивым и толерантным, поэтому иногда на уроках приходится разыгрывать различные жизненные ситуации, привлекая в свою театральную постановку и учащихся. Ибо только иногда на собственном примере, на интересных фактах из жизни великих писателей и лингвистов можно воспитывать юную душу, увлечь жизнью, а главное научить быть Человеком.
В процессе работы я попыталась выработать следующие основные положения педагогической философии:
- воодушевлять, ободрять и убеждать каждого ученика в его возможностях и способностях, чтобы он гордился своими достижениями;
- создавать условия для выбора своего собственного образовательного маршрута в соответствии с его индивидуальными способностями;
- сделать каждый урок познавательным, увлекательным и интересным.
Учитель в современном мире тоже обязан учиться, осваивать новые технологии, методики, внедрять инновации. Может быть, поэтому я так долго училась и продолжаю учиться, чтобы не только отдавать знания ученикам, но и стремиться самой к профессиональному росту. Тогда и ученики с удовольствием последуют за мной в нелегком, но таком увлекательном процессе овладения новыми знаниями.
В заключение хотелось бы сказать, что я сделала правильный выбор! Моя профессия – мое призвание! Очень здорово, что педагогическая династия в нашей семье продолжается - моя дочь тоже педагог!
Предварительный просмотр:
Проект урока
«Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в зеркале истории и культуры России»)
Образовательное учреждение:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №182»
Автор: Гранева И.Ю., учитель русского языка и литературы
Класс: 10
В качестве подтверждения культурологического метода разработана модель интегрированного урока в 10-классе
Наш выбор проведения интегрированного урока обоснован тем, что на изучение романа «Война и мир» Л.Н. Толстого отводится небольшое количество часов, и учащиеся с неохотой читают главы, посвященные войне, поэтому, чтобы вызвать интерес к роману, и была выбрана такая форма урока. Одновременно с литературой повторяется русский язык и история России в рамках подготовке е ЕГЭ.
Подготовительный этап: Предварительно учащиеся были поделены на группы: знатоки русского языка, знатоки романа «Война и мир», знатоки истории России, знатоки искусства.
Форма урока – «Обмен знаниями».
Продолжительность: 45 мин.
Цели урока:
1. Познавательная цель: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, используя главное информационное средство - текст;
2. Развивающая цель: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
3.Образовательная цель: изучение мотивации всех участников- субъектов образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний
4. Воспитательная цель: создать условия для воспитания духовно богатой, нравственно ориентированной личности, любящей свою родину, знающей и уважающей родной язык, историю России и родного края, сознательно относящейся к нему как к явлению культуры
Задачи урока:
Познавательные задачи:
- закрепить полученные знания о словосочетании; о романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ;и о Бородинском сражении
- систематизировать знания учащихся с целью подготовки к ЕГЭ
Развивающие задачи:
- развивать умение излагать свою точку зрения, формировать умения выделять общие и существенные признаки;
- развивать умения сравнивать, комментировать, делать выводы,
- анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- стимулировать интерес к изучаемым предметам с помощью информационных технологий;
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка, литературы, истории, МХК;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать чувство патриотизма к Родине.
В результате ученик:
- знает основные понятия темы, их определения, связи между ними;
- осознает, что текст является основной коммуникативной, культурологической и дидактической единицей языка и речи;
- осознает, что русский язык, литература и история взаимосвязаны и знание этих предметов расширяет кругозор;
- приобщается к чтению современных текстов разных стилей и жанров, к искусству через школьные предметы
Реализация принципов обучения на уроке:
Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.
Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.
Технологии:
- Развития критического мышления
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии.
Оснащение: мультимедийный проектор, установочная презентация
КОНСПЕКТ УРОКА
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| |||
Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся | ||||||
1. | Добрый день! Сегодня у нас с Вами очень познавательный урок. Давайте познакомимся. По центру расположилась группа знатоков русского языка, справа от них – знатоки романа-эпопеи «Война и мир», слева – знатоки истории, а сзади – знатоки искусства. Слайд 3. Задание 1. Послушайте песню:. - определите жанр; - о каком времени идет речь? - назовите слова из текста, которые относятся к теме «война», дайте значение маркированным словам и составьте с ними предложения. После того, как они их называют, слова выводятся на экран и учащиеся сравнивают их. (Слайд 4) | Учащиеся слушают песню и отвечают на заданные вопросы. Должны, например, назвать слова: завоевывать, дать сражение, захватывать, оккупировать, разгром, генералиссимус, оборонять, партизанское движение, войско, потерять…). | Коммуникативные (установление контакта для совместной деятельности) Коммуникативные Развитие коммуникативных УУД, так как задание связано с умением слушать, выстраивать устные монологические высказывания. Познавательные Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта. | |||
2. Создание проблемной ситуации, мотивация | ||||||
2. | Послушайте, пожалуйста текст. Зачитывает ученик из группы Знатоков истории. (Бородинское сражение 1812 г.) (текст в Приложении). - О каком историческом сражении идет речь? - Какое общее впечатление вы получили от песни и от прочитанного текста? - В каком произведении идет речь о Бородинском сражении? - А как Вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? - И какую задачу мы должны решить? | -Бородинское сражение - В романе-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого -Речь пойдет о Войне 1812 года в истории и литературе | Коммуникативные Восприятие и интерпретация информации | |||
3. Постановка учебной задачи (цели) урока | ||||||
- Как же нам сформулировать цели урока? | . Научиться работать с текстом (слушать), - высказывать свои мысли, - понять, что русский язык, литература и история взаимосвязаны | Регулятивные Развитие регулятивных УУД, т.к. происходит прогнозирование, целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи. | ||||
3. Операционно-познавательная часть. | ||||||
3. | Задание 2. (Работают знатоки русского и истории) Посмотрите фрагмент сражения из фильма С. Бондарчука «Война и мир». (Слайд 7) Напишите слова, связанные с темой «ПОРАЖЕНИЕ», «ПОБЕДА», «ВОЙНА», «ПОЖАР» (работа в группах). (Слайд 8) Задание 3. (Знатоки русского языка) - Замените подчеркнутые слова словосочетаниями. Задание 4. Перед вами был научный текст, а теперь Знатоки романа зачитают и художественный текст о Бородинском сражении. (зачитывают вслух по цепочке). Ответьте на вопросы: Каковы потери армий в этом сражении?; Кто такой Кутузов? Наполеон? Что вы знаете о них из учебника по истории? Найдите описание этих выдающихся полководцев в тексте романа-эпопеи. Совпало ли ваше историческое воображение с художественным? В чем разница? (Слайд 9) Задание 5. А теперь за работу знатоки искусства! Давайте посмотрим в каких произведениях искусства нашла отражение Отечественная война 1812 года? А в живописи? В музыке? (Группа знатоков искусства делает небольшое сообщение о каждом произведении, выведенном на слайде 10) Знакомство с полотнами русских художников: А Кившенко «Совет в Филях», А. Смирнов «Пожар в Москве», Верещагин «Расстрел предполагаемых поджигателей», есть даже Бородинская панорама в Москве. Музыка – С.Прокофьев написал оперу «Война и мир». Задание 6. Работа по фрагменту «Совет в Филях» (Историки и литераторы) - Какой вопрос обсуждали на совете в Филях? - Внимательно прочтите описание генералов, явившихся на совет. На какие детали их портретов указывает автор? - Используя справочный материал и текст романа, заполните таблицу по генералам, имена которых вы встретите при прочтении «Войны и мира». (слайд 11) Задание 7. Чем созвучны картина А. Кившенко «Совет в Филях» и эпизод романа «Война и мир». (слайд 12) | - Зачитывают слова, затем они выводятся на экран Например, Александр предлагал Наполеону не воевать. (мирное решение); Наполеон начал войну летом 1812 года. (военные действия); Обе армии потеряли много солдат (большие потери). Например, Роман-эпопея Л.Н. Толстой «Война и мир», по нему снят фильм С.Бондарчука «Война и мир», стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» … Заполняют таблицу (слайд 11) | Коммуникативные Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, затем идёт межгрупповое взаимодействие (взаимодействие пар) Познавательные поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска Регулятивные Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля. Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, и своих правил Познавательные Презентационные - представлять информацию | |||
Подведение итогов урока | ||||||
4. | Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы пытались достичь на сегодняшнем уроке? | Затем вывод выводится на экран и записывается в тетради. | Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, самовыражение | |||
Самооценка деятельности на уроке | ||||||
5. | - Сегодня Мы с Вами проделали ,,,,,,,,,,,(огромную интересную и познавательную работу). Обоснуй ответ. | Ученики отвечают на вопросы | Регулятивные Самооценка | |||
Задание на дом. | ||||||
Домашнее задание. 1. Найдите материал о том, как нижегородцы участвовали в Отечественной войне 1812 г. 2. Произведения фольклора и искусства,, связанные с Отечественной войной 1812 года. |
Самоанализ урока
Так Задачи урока, я считаю, реализовывались:
Образовательные задачи:
Через фронтальный опрос, через задание 1, 3, 4 были закреплены полученные знания
Развивающие задачи:
Через задание №2, 4 т.е. работу с текстом, у учащихся развиваются коммуникативные навыки: это монологическая речь при воспроизведении теоретического материала. Задания №6 способствует развитию умения сравнивать, комментировать, развиваются навыки исследовательской деятельности. Работа с картиной развивает творческие способности десятиклассников. И все вышесказанное способствует умению анализировать и оценивать собственную деятельность, и, естественно, использование информационных технологий стимулирует интерес к изучаемому предмету.
Воспитательные задачи:
Работа с текстом, с описанием картины способствует развитию положительного отношения к знаниям русского языка, истории, искусства – это также способствует развитию у учеников умения прислушиваться к точке зрения партнера (толерантности, которая сегодня как никогда востребована в современном обществе). Воспитывает чувство патриотизма к Родине
Как осуществлялась система работы на данном уроке? Четкая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.
Формы работы : самостоятельная работа, работа в группе.
На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся: осуществление самопроверки при работе с тестами.
Приемы:
Был использован презентационный материал, были даны задания, побуждающие к выявлению авторской позиции, высказыванию собственного мнения. Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия. Ребята пользовались справочным материалом, научным историческим и художественным текстами.
На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка:
Личностно ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении.
Задачи урока ставились совместно с учащимися, использовались на уроке разнообразные формы работы. В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, групповая работы.
Таким образом, применение культурологического подхода на уроках русского языка, литературы и истории способствует развитию эффективности учебного процесса, а нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемым предметам, но и развивать их творческую самостоятельность, способность к самореализации
Список литературы:
- А.А. Акишина, Т.Е. Акишина, А.П. Бубнова, А.В. Тряпельников. Россия XIX в.: лица, события, судьбы (учебный мультимедийный комплекс с DVD-диском по развитию русской речи ). – М.: АТиСО, 2010. - 80 с.
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Русский язык в школе. –– 1996. –– № 1. –– С. 3–8.
- Гранева И.Ю. Культурологический подход на уроках русского языка и литературы как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся (опыт создания комплексного лингвокультурологического словаря) / Диалог культур. Теория и практика преподавания языков и литератур: Международная научно-практическая конференция (9-11 октября 2018 г.): Труды и материалы / Под.ред. В.В. Орехова, Е.Я. Титаренко. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 218. С.111-113. IF(РИНЦ-2014): 0,245.
- Культурология образования: современный урок: Коллективная монография. Выпуск 2 / Под ред. Л.П.Качаловой, Е.В.Телеевой. –– Шадринск: Исеть, 2004. –– 148 с.
сложноподчиненного предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Маркитановой О.В.
САмоанализ учителя русского языка и литературы Маркитановой О.В....
«Инновационная деятельность Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №91 с углубленным изучением отдельных предметов по проектированию здоровьеформирующего пространства»
Данная статья раскрывает работу инновационной площадки МБОУ СОШ №91 "Инновационная деятельность на основе реализации здоровьеформирующих педагогических технологий в образовательных учреждениях г...
Анализ воспитательной работы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» за 2015/ 2016учебный год
Вся воспитательная работа в 2015/2016 учебном году была направлена на выполнение государственного заказа, изложенного в основных государственных нормативно-правовых документах о школе, на реализацию п...
Индивидуальный план профессионального развития Булановой Ульяны Витальевны, учителя английского языка на межаттестационный период ( 2015-2020г) Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" г. Менделеевск Р
Индивидуальный план профессионального развития Булановой Ульяны Витальевны, учителя английского языка на межаттестационный период ( 2015-2020г) Муниципального бюджетного образовательного учрежден...
Индивидуальный план профессионального развития Гиниятуллиной Гульзамии Хакимулловны, учителя математики на межаттестационный период ( 2019-2024г) Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" г. Менделеевск
Цели профессионального развития: Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколенияОбобщение и распространение собственног...
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга за 2017/2018 учебный год
Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Школы № 182 Граневой Ирины Юрьевны
В условиях снижающегося интереса к школьным предметам, в частности к литературе и русскому языку, а также к процессу обучения вообще, особые надежды возлагаются на новые подходы в преподавании, ...