Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
статья по теме
Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-tvorcheskaya_masterskaya_pismo.docx | 920.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2
Васькиной Ларисы Петровны по теме
«Использование технологии творческих мастерских на уроках русского языка»
Работая по теме самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы», я использую технологию творческих мастерских, позволяющую учащимся найти свой путь, обрести себя в слове. Образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям ФГОС ООО и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Главными достоинствами творческих педагогических мастерских считаю:
- ученик обнаруживает в себе скрытые творческие ресурсы,
- в условиях коллективного труда находит путь решения поставленной задачи.
Занятия в творческой мастерской основаны на принципах сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, занятости каждого ученика. Созданные учащимися творческие работы вдохновляют их на дальнейшие поиски и успехи. Школьникам нравятся разные типы мастерских: поэтические, интегрированные, творческого письма и другие.
В чём актуальность работы в творческих мастерских на уроках русского языка и литературы?
- Работа со словом в мастерской становится первостепенной.
- Мастерские — отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочинению.
- Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике тренирует, развивает способность к аналитической деятельности, к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации, к самоанализу и самоконтролю.
- Мастерские развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению.
Так, например, целью урока–мастерской по русскому языку в 6 классе «Учимся писать письма» было формирование интереса к изучению эпистолярного жанра и умения писать письма, а задачами — создание условий для развития речи и закрепления алгоритма написания письма, обогащения словарного запаса детей, улучшения грамотности, расширения их кругозора, формирования интереса к изучению эпистолярного жанра.
На уроке-мастерской ребята познакомились с разными видами писем, например, деловыми (привожу пример делового письма из налоговой службы), дружескими (демонстрирую детям личное письмо от подруги), поздравительными (зачитываю отрывки), письмами в газету (рассказываю о своём личном опыте написания письма в газету), письмами военных лет (треугольнички), новым видом письма – электронным письмом.
Также учащиеся рассмотрели структуру и содержание всех частей письма, они теперь знают эпистолярные элементы письма: обращение, подпись, дата, место написания. Дети научились подписывать конверт в соответствии с памяткой.
Частью исследовательской работы на уроке, я считаю, был поиск в словарях значения слов АДРЕСАНТ, АДРЕСАТ, P.S. (постскриптум), ЭПИСТОЛЯРНЫЙ (о жанре литературного произведения). Обратившись к словарю С.И. Ожегова, ученики определили, сколько значений имеет слово «письмо».
На этапе урока «Творческая работа» группы получили задания, пользуясь алгоритмом, написать личные, деловые и поздравительные письма. А после прочтения писем с фронта ребята письменно отвечали на вопросы: «О чём может поведать нам этот скромный солдатский конверт-треугольник?», «Какие мысли появились после прочитанных писем?» С заданием дети успешно справились. Были даже письма, написанные стихами.
На этапе «Афиширование» дети читали свои письма, адресованные маме, учителю, инопланетянину, ветерану Великой Отечественной войны (были даже письма, написанные стихами), и устно рецензировали чужие творческие работы.
На стадии рефлексии, целью которой было осмысление, обобщение полученной информации, учащиеся ответили на вопросы: «Удалось ли достичь цели и выполнить задачи?», «Что вызвало затруднение?» Дети оценивали свои достижения, определяли результат своей деятельности.
В качестве домашнего задания учащимся было предложено вспомнить те произведения, которые они изучали на уроках литературы в 5 классе («Муму», «Кавказский пленник», «Снежная королева») и попробовать написать письмо литературному герою любимого ими произведения, придумать адрес и подписать конверт. Можно также предложить нескольким учащимся подготовить сообщения о новом виде письма – электронном письме – и правилах его написания.
Как видно из предложенного фрагмента из опыта работы, творческие мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам, а также развивает свои творческие способности.
Используя на уроках образовательную технологию «Творческая мастерская», я пришла к выводу, что во время работы между учащимися складываются только доброжелательные отношения, присутствует диалог - учитель-ученик, осуществляется соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества. В творческой мастерской присутствует смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных – к чужим наблюдениям, от фрагмента – к целому. Мастерская приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Образовательные возможности сетевых социальных сервисов web 2.0 на уроках русского языка и литературы"
В статье описываются дидактические возможности сервисов web 2.0 на уроках русского языка и литературы....
Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
Презентация "Творческие мастерские на уроках русского языка и литературы"
В презентации рассматривается возможность использования технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы....
РМО учителей русского языка и литературы «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на РМО. Современные образовательные технологии....