Правила проблемного обучения.
статья по теме
Заключительная статья цикла по проблемному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_problemnogo_obucheniya_2.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Гурьянов Андрей Николаевич
педагог дополнительного образования
Московское Суворовское военное училище
город Москва
Проблемное обучение, впрочем, как и любое другое обучение, может способствовать реализации двух целей: первая – сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков; вторая – достичь высокого уровня развития обучающихся, развития способности к самообучению, самообразованию [1].
Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учащихся к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи (проблемы) исходя из реальных условий. Центральными понятиями проблемного обучения являются проблемный вопрос, проблемная задача и проблемная ситуация[2]. Более подробно эти понятия были рассмотрены в статье автора «Сущность проблемного обучения»[3]. Целью же этой статьи является ознакомление читателей с правилами реализации проблемного обучения.
Проблемное обучение, как педагогический метод воздействия на учащихся, имеет весьма сложную структуру, и каждый элемент этой структуры неизбежно подчиняется определенному правилу. Взаимодействие правил реализации проблемного облучения представлено на рисунке 1.
Рис. 1 Правила реализации проблемного обучения.
Правила проблемного обучения разъясняют педагогу, как формируются проблемные ситуации и проблемные задания, и сводятся к следующему:
- для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть новые, подлежащие усвоению знания и действия;
- предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям, а степень трудности предлагаемого задания можно оценивать по степени новизны подлежащего усвоению учебного материала и по степени его обобщенности;
- проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала;
- в качестве проблемных заданий могут выступать задачи, вопросы, практические задания, но не следует смешивать проблемное задание с проблемной ситуацией;
- одна и та же проблемная ситуация может быть создана при помощи разных типов заданий;
- возникшая проблемная ситуация должна фиксироваться преподавателем путем указания учащемуся причины не выполнения им поставленного учебного задания или невозможности объяснения им тех или иных фактов.
Следующая группа правил касается управления процессом усвоения знаний в проблемной ситуации и в общих чертах выглядит так:
- объяснению усваиваемого материала предшествует создание проблемной ситуации;
- типы сообщения усваиваемых знаний учащемуся должны соответствовать его возможностям;
- учащийся должен использовать полученные новые знания для выполнения, поставленного перед началом обучения, проблемного задания;
- в случае большой трудности поставленного перед учащимся учебного задания, оно может быть представлено в виде последовательной системы частных проблемных ситуаций, включающие в качестве неизвестного менее информативные и менее общие отношения.
И последняя группа правил, определяющая создание последовательности проблемных ситуаций:
- для обеспечения проблемного усвоения необходимо создание последовательной системы проблемных ситуаций, при которой в каждой проблемной ситуации в качестве неизвестного выступает одно усваиваемое отношение, принцип действия и т.д.;
- разрабатываемая система проблемных знаний должна целиком охватывать изучаемую тему, при этом последовательность проблемных заданий на том или ином уроке определяется конкретными условиями обучения;
- в последовательной системе проблемных ситуаций на различных этапах усвоения системы знаний различные проблемные ситуации выполняют различные дидактические функции (необходимость усвоения общей закономерности, последовательное раскрытие основного проблемного задания и т.д.) и являются частными проблемными ситуациями;
- индивидуальные различия в возможностях учащихся определяют трудность последовательных проблемных ситуаций входящих в систему проблемных учебных заданий;
- разрабатывая системы проблемных ситуаций необходимо первоначально выделить основные единицы подлежащих усвоению знаний и действий, определить степень их обобщенности и определить оптимальную последовательность, обеспечивающую возможности развития познавательной деятельности учащихся [4].
Как известно, готовых рекомендаций по проведению проблемного обучения не существует, но сам принцип обучения постоянно притягивает к себе внимание, да и Федеральные образовательные стандарты последнего поколения напрямую рекомендуют все обучение перевести на русло проблемного [5]. И поэтому мне хочется надеяться, что прочтение моих статей «Введение в проблемное обучение», «Сущность проблемного обучения» и «Правила проблемного обучения» окажется для моих коллег педагогов побудительным мотивом на разработку дидактических систем проблемного обучения. Желаю удачи.
Используемая литература.
- Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. – М.: Педагогика, 1975.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону: Феникс, 2000.
- Гурьянов А.Н. Сущность проблемного обучения. - http://pedgazeta.ru/24382.
- Матюшкин А. М.Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций : учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. — М.: КДУ, 2009. — 190 с.
- Гурьянов А.Н. Введение в проблемное обучение. - http://pedgazeta.ru/24124.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."
Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...
Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии
Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии....
Проблемное обучение. Проблемный урок.
Проблемное обучение. Проблемный урок....
Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.
По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...